К ч. 4. Шкала позитив. и негатив. синдромов panss

Теория латентного безумия и его влияния на социальные процессы. Сопроводительные материалы.

Шкала оценки позитивных и негативных синдромов (PANSS)

Содержание

Шкала позитивных синдромов (П)

П I. Бред
П 2. Расстройства мышления
П 3. Галлюцинации
П 4. Возбуждение
П 5. Идеи величия
П 6. Подозрительность, идеи преследования
П 7. Враждебность

Негативные синдромы (Н)

Н 1. Притупленный аффект
Н 2 Эмоциональная отгороженность
Н3. Трудности в общении (малоконтактность, некоммуникабельность)
Н 4. Пассивно-апатическая социальная отгороженность
Н 5. Нарушение абстрактного мышления
Н 6. Нарушение спонтанности и плавности речи
Н 7. Стереотипное мышление

Шкала общих психопатологических синдромов (О)

01. Соматическая озабоченность
02. Тревога
03. Чувство вины
04. Напряженность
05. Манерность и позирование
06. Депрессия
07. Моторная заторможенность
08. Малоконтактность (отказ от сотрудничества, малообщительность)
09. Необычное содержание мыслей
010. Дезориентированность
012. Снижение критичности к своему состоянию
013. Расстройство воли
014. Ослабление контроля импульсивности (агрессивность)
015. Загруженность психическими переживаниями
016. Активная социальная устраненность

Сокращения шкалы выраженности симптомов (цифра - степень выраженности)

1. - Отсутствует
2. - Очень слабая выраженность
3. - Слабая выраженность
4. - Умеренная выраженность
5. - Сильная выраженность
6. - Очень сильная выраженность
7. - Крайняя степень выраженности

(Б) - Больной



Шкала позитивных синдромов (П)

П I. Бред
Необоснованные, нереалистичные и идиосинкразические идеи.

Выраженность оценивается по содержанию мыслей, высказанных в беседе, и их влиянию на социальные отношения и поведение (Б).

1. Состояние (Б) не соответствует определению свойств.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Наличие одной или двух нечетких мало оформленных и неустойчивых бредовых идей, не нарушающих мышление, поведение и отношения (Б) с другими людьми.
4. Калейдоскопическое чередование многих мало оформленных и неустойчивых бредовых идей или наличие нескольких четко оформленных идей, которые иногда отражаются на мышлении (Б), его отношениях с другими людьми и поведении.
5. Наличие многочисленных, четко оформленных и устойчивых бредовых идей, которые периодически отражаются на его мышлении, социальных отношениях и поведении (Б).
6. Наличие комплекса оформленных, нередко систематизированных, устойчивых бредовых идей, которые заметно нарушают процесс мышления, отношения (Б) с другими людьми и его поведение.
7. Наличие устойчивого комплекса многочисленных или детально систематизированных бредовых идей, оказывающих существенное влияние на основные аспекты жизни (Б), что приводит к неадекватным поступкам, представляющих в некоторых случаях опасность для (Б) и окружающих.


П 2. Расстройства мышления
Дезорганизация процесса мышления, характеризующаяся:
- разорванностью целенаправленного потока мыслей, т.е. излишней детализацией (обстоятельностью),
- резонерством,
- соскальзываниями,
- аморфностью ассоциаций,
- непоследовательностью,
- паралогичностью или "закупоркой мыслей" (шперрунгами).
Выраженность оценивается по состоянию познавательно-речевого процесса в беседе.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Мышление обстоятельное, резонерское, паралогичное или с соскальзываниями. (Б) испытывает некоторое затруднение при попытке сосредоточиться на одной мысли, при проявлении врачом настойчивости могут появляться случайные ассоциации.
4. При простом кратковременном общении сохраняется способность сосредоточиваться на определенных мыслях, однако, при малейшем давлении или в более сложных ситуациях мышление становится более аморфным (расплывчатым) и лишенным целенаправленности.
5. (Б) почти всегда испытывает трудности в организации целенаправленного потока мыслей, что проявляется в соскальзываниях, непоследовательности, расплывчатости мышления даже при отсутствии давления со стороны.
6. Мыслительная деятельность серьезно расстроена; практически постоянно отмечаются непоследовательность и разорванность мышления.
7. Разорванность мышления достигает степени бессвязности. Имеет место выраженное разрыхление ассоциативных связей, приводящее к полной утрате способности к общению, вплоть до “словесной окрошки” или мутизма.



П 3. Галлюцинации
Высказывания или поведение, указывающие на восприятие без соответствующего внешнего раздражителя. Патологическое восприятие может иметь место в:
- слуховой,
- зрительной,
- обонятельной или
- соматической сферах.
Выраженность оценивается по устным сообщениям или внешним проявлениям во время беседы, а также по сведениям, полученным от медицинского персонала или родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Одна или две редкие, но отчетливые галлюцинации или несколько смутных патологических восприятий, не сказывающихся на мышлении или поведении (Б).
4. Частые, но не постоянные галлюцинации, мышление и поведение (Б) нарушено незначительно.
5. Частые галлюцинации, затрагивающие иногда более одной чувственной сферы и заметно нарушающие мышление и/или поведение. Возможна бредовая интерпретация галлюцинаторных переживаний с соответствующим эмоциональным и вербальным сопровождением.
6. Практически непрерывные галлюцинации, существенно нарушающие мышление и поведение (Б), расстройства восприятия переживаются как реально происходящие события с соответствующими эмоциональными и вербальными реакциями, резко затрудняющими адаптационные возможности (Б).
7. Личность (Б) практически полностью охвачена галлюцинациями, которые по сути определяют направления его мышления и поведение. Галлюцинации сопровождаются устойчивой бредовой интерпретацией, вербальными и поведенческими реакциями, что подразумевает в том числе и полное подчинение императивным галлюцинациям.



П 4. Возбуждение

- гиперактивность, проявляющаяся в усилении двигательной функции,
- повышенной чувствительности к внешним раздражителям,
- повышенным уровнем бодрствования (гипервигилитет),
- чрезмерно изменчивом настроении.
Выраженность оценивается по характеру поведения во время беседы, а также по сведениям, полученным от медицинского персонала и родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. (Б) несколько взволнован, уровень бодрствования повышен, однако, четко выраженные эпизоды возбуждения или чрезмерной изменчивости настроения отсутствуют. Речь может быть ускорена.
4. Во время беседы отмечаются явная взволнованность, повышенная раздражительность, ускорение речи и двигательной активности. Эпизодически могут наблюдаться вспышки сильного возбуждения.
5. Существенная гиперактивность или частые вспышки двигательного возбуждения. (Б) затруднительно спокойно просидеть на одном месте больше нескольких минут.
6. (Б) чрезвычайно возбужден на всем протяжении беседы, внимание рассеяно; могут нарушаться сон и прием пищи.
7. Чрезвычайное возбуждение (Б) препятствует нормальному приему пищи, нарушает сон и взаимоотношение с другими людьми. Ускорение речи и усиление двигательного возбуждения могут приводить к речевой разорванности, спутанности и истощению.


П 5. Идеи величия
Повышенная самооценка и необоснованная убежденность в своем превосходстве, включая идеи обладания особыми способностями, богатством, знаниями, славой, властью или моральной правотой.

Выраженность оценивается по содержанию мыслей, выявляемых в беседе с врачом, и их отражению в поведении (Б).

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Отмечаются некоторая экспансивность и хвастливость. Четко оформленные идеи величия не обнаруживаются.
4. (Б) отмечает свое превосходство над другими, держится с переоценкой; возможны мало оформленные бредовые идеи особого положения или способностей, которые, однако, не определяют поведения (Б).
5. Четко оформленные идеи выдающихся способностей. власти или исключительного положения, которые оказывают влияние на отношение (Б) к другим людям, но не проявляются в его поведении.
6. Четко оформленные бредовые идеи превосходства сразу по нескольким параметрам (богатство, знания, слава и т.д.) проявляются не только в высказываниях, но и в отношениях с другими людьми, а также в некоторых действиях.
7. Мышление, взаимоотношения с другими людьми и поведение практически полностью определяются множественными бредовыми идеями необычайных способностей, богатства, знаний, славы, власти и/или моральных достоинств, которые могут приобретать нелепое содержание.


П 6. Подозрительность, идеи преследования
Необоснованные/преувеличенные мысли преследования, проявляющиеся в:
- чувстве настороженности,
- недоверии,
- подозрительной бдительности или
- более отчетливом убеждении во враждебном отношении окружающих.
Выраженность оценивается по содержанию высказанных во время беседы мыслей и их влиянию на поведение (Б).

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. (Б) проявляет настороженность или даже открытое недоверие, но нарушения мыслительной деятельности, поведения и отношений с другими людьми практически отсутствуют.
4. Недоверие настолько заметно, что затрудняет беседу с врачом и отражается на поведении (Б), тем не менее бред преследования отсутствует. С другой стороны, у части (Б) могут наблюдаться мало оформленные бредовые идеи преследования, не влияющие на социальные взаимоотношения.
5. Недоверие настолько сильно, что приводит к разрыву отношений с другими людьми. Могут наблюдаться оформленные бредовые идеи преследования, мало изменяющие характер отношений с людьми или поведение (Б).
6. Оформленный бред преследования, имеющий тенденцию к расширению, систематизации и оказывающий существенное влияние на отношения (Б) с другими людьми.
7. Комплекс систематизированных бредовых идей преследования, практически полностью определяющий образ мыслей, социальные отношения и поведение (Б).



П 7. Враждебность
Проявления гнева:
- вербальное,
- неприязненное отношение,
- сарказмы,
- пассивно-агрессивное поведение,
- угрозы и
- открытое нападение.
Выраженность оценивается по поведению во время беседы и по сведениям, полученным от медицинского персонала и родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Непрямые или скрытые проявления гневливости, например, сарказм, неуважение, враждебные высказывания, эпизоды раздражительности.
4. Открытая враждебная настроенность, быстрая раздражительность и прямые проявления гнева и негодования.
5. (Б) крайне раздражителен, иногда прибегает к словесным оскорблениям и угрозам.
6. Контакт с (Б) затруднителен вследствие словесных оскорблений и угроз, что также существенно нарушает отношения с другими людьми. (Б) может быть настроен воинственно и иметь склонность к разрушению, однако, физического нападения на людей не совершает.
7. Выраженный гнев с практически полным отсутствием контакта с врачом и другими людьми или эпизоды физического нападения на людей.



Негативные синдромы (Н)
Н 1. Притупленный аффект
Сниженная эмоциональность, выражающаяся в уменьшении экспрессивности мимики, неспособности к проявлению чувств и коммуникативной жестикуляции.

Выраженность оценивается по наблюдению за физическими проявлениями душевного тонуса и эмоциональности (Б) во время беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. Мимика и коммуникативная жестикуляция кажутся напыщенными, вымученными, искусственными или обедненными.
4. Уменьшение диапазона экспрессивности лица и жестикуляции определяет характерный “скучающий” (невыразительный) внешний вид.
5. Аффект обычно “притуплен” (уплощен), мимика скудная, жестикуляция обеднена.
6. Выраженная притупленность аффекта и недостаточность эмоциональных реакций наблюдаются большую часть времени. Иногда возможны чрезвычайно сильные неконтролируемые аффективные разряды в виде возбуждения, вспышек ярости или беспричинного смеха.
7. Мимические модуляции и коммуникативная жестикуляция практически отсутствуют. Выражение лица постоянно безразличное или застывшее.



Н 2. Эмоциональная отгороженность
Отсутствие интереса к жизненным явлениям, участию в них и ощущения эмоциональной сопричастности к ним.

Выраженность оценивается по сведениям, полученным от медицинского персонала и родственников, а также по итогам наблюдения за поведением (Б) во время беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. (Б) обычно мало инициативен и иногда может проявлять слабый интерес к окружающим событиям.
4. Обычно (Б) эмоционально самоустраняется от влияния среды и предъявляемых ею требований, однако, при активном поощрении может быть вовлечен в более активную деятельность.
5. (Б) обнаруживает отчетливую эмоциональную отгороженность от окружающих людей и происходящих событий и не поддается никаким попыткам активации извне. Он выглядит сдержанным, сговорчивым, не имеющим определенной цели, временами его удается вовлечь хотя бы в кратковременное общение и пробудить интерес к собственным нуждам.
6. Выраженное безразличие к окружающему и отсутствие эмоциональных реакций проявляются в резком уменьшении разговорного общения с людьми и пренебрежение собственными нуждами, в связи с чем требуется организация специального наблюдения и ухода за (Б).
7. Вследствие глубокого равнодушия к окружающему и отсутствия эмоциональных переживаний, (Б) выглядит почти полностью отстраненным, некоммуникабельным и безразличным к собственным нуждам.



Н3. Трудности в общении (малоконтактность, некоммуникабельность)
Отсутствие открытости, откровенности в разговорах с людьми, сопереживания, интереса или участия к собеседнику, что проявляется в затруднении налаживания межперсональных контактов, уменьшении объема вербального и невербального общения.

Выраженность оценивается по характеру поведения и отношению (Б) к врачу в процессе беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. В общении с (Б) ощущается некоторая искусственность, натянутость, высокопарность. Речи (Б) не хватает эмоциональной глубины, она часто носит обезличенный, резонерский характер.
4. Больно, как правило, выглядит отчужденным, держит дистанцию с собеседником, на вопросы отвечает механически, его действия выражают скуку или отсутствие интереса к беседе.
5. Явная отчужденность и незаинтересованность (Б) в беседе значительно затрудняют продуктивный контакт с ним. (Б) старается избегать смотреть в глаза собеседника.
6. (Б) в высшей степени безразличен к окружающему, держит себя на расстоянии от собеседника. избегает смотреть ему в глаза и не выдерживает ответного взгляда. Ответы односложные, поверхностные. Попытки невербального контакта практически остаются без ответа.
7. (Б) не удается вовлечь в беседу, он выглядит абсолютно безразличным, упорно избегает вербального и невербального контакта с врачом.



Н 4. Пассивно-апатическая социальная отгороженность
Снижение интереса и инициативы в социальных отношениях вследствие:
- пассивности,
- апатии,
- утраты энергии и
- волевых побуждений,

что приводит к:
- уменьшению общительности и
- пренебрежению к повседневной деятельности.
Выраженность оценивается по сведениям о социальном поведении (Б), полученным от медицинского персонала и родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Временами проявляет интерес к социальному общению, но мало инициативен. Вступает в контакты с другими людьми только по инициативе последних.
4. Пассивно. механически. без интереса участвует в большинстве социальных отношений, старается держаться в тени.
5. Принимает пассивное участие в очень узком круге социальных контактов, практически не проявляя интереса к ним или инициативы. Проводит мало времени в общении с другими людьми.
6. (Б) большую часть времени апатичен, стремится к самоизоляции, очень редко проявляет какую-либо социальную активность и временами пренебрежительно относится к собственным нуждам. Лишь от случая к случаю вступает в социальные контакты.
7. (Б) глубоко апатичен, социально изолирован, пренебрегает собственными нуждами, перестает обслуживать себя.


Н 5. Нарушение абстрактного мышления
Расстройство абстрактно-символического мышления, проявляющееся в:
- затруднении классифицирования и обобщения,
- неспособности уйти от конкретных или эгоцентрических способов решения задач.
Выраженность оценивается по ответам на вопросы о смысловой общности предметов или понятий, интерпретации пословиц и преобладанию конкретного мышления над абстрактным в процессе беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. Отмечается тенденция давать буквальную или личностную интерпретацию сложных пословиц. возможны затруднения при толковании абстрактных или отдаленно связанных толкований концептуального характера.
4. (Б) часто прибегает к конкретному способу мышления. испытывает затруднения при интерпретации большинства пословиц и некоторых абстрактных понятий, а также при выделении наиболее характерного признака и функционального явления или предмета.
5. Мышление преимущественно конкретное, (Б) испытывает трудности при интерпретации большинства пословиц и понятий.
6. (Б) не способен понять абстрактный смысл ни одной из предложенных пословиц или образных выражений, классифицирует по функциональному сходству только самые элементарные понятия. Мышление полностью непродуктивно или ограничивается способностью к выделению характерных признаков, определению функционального назначения или идиосинкразическим интерпретациям.
7. У (Б) сохраняется только конкретное мышление, полностью отсутствует понимание пословиц, распространенных метафор и сравнений или простых понятий, исчезает способность к классификации предметов и явлений даже на основании наиболее характерных признаков и функциональных свойств. Этим баллом можно также оценивать (Б), беседа с которыми практически невозможна из-за резко выраженных нарушений мыслительной деятельности.



Н 6. Нарушение спонтанности и плавности речи
Затруднение нормального речевого общения вследствие:
- апатии,
- чувства беззащитности,
- снижение волевых побуждений,
- нарушений мышления,

что проявляется в:
- расстройстве плавности речи,
- продуктивности вербального контакта.
По выраженности этих признаков в беседе с врачом дается балльная оценка.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. (Б) мало инициативен во время беседы, его ответы обычно кратки и лишены подробностей, для получения информации приходится задавать прямые и наводящие вопросы.
4. Речь (Б) лишена плавности, неровна или прерывиста. Для получения требуемой информации часто приходится задавать наводящие вопросы.
5. Беседа явно страдает недостатком спонтанности и откровенности со стороны (Б); ответы на вопросы одним или двумя короткими предложениями.
6. Ответы (Б) сводятся к нескольким словам или коротким фразам, направленным на прекращение беседы или резкого сокращения объема общения с врачом (например: “Я не знаю”, “Я не могу говорить об этом”). В результате этого беседа сильно затруднена и непродуктивна.
7. Речь (Б), как правило , сводится к случайным высказываниям; беседа с ним не возможна.


Н 7. Стереотипное мышление
Нарушение:
- плавности,
- спонтанности,
- гибкости мышления,

проявляющееся в:
- ригидности,
- повторяемости,
- обыденности мыслей.
Выраженность оценивается по характеру познавательного процесса во время беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Обнаруживается некоторая ригидность установок и представлений. (Б) может отказываться от рассмотрения альтернативных соображений или испытывать затруднения при переключении с одной мысли к другой.
4. Беседа все время возвращается к одной и той же теме, (Б) с трудом переключается на другую тему.
5. Ригидность и стереотипность мышления выражены настолько сильно, что беседа, несмотря на противодействие врача ограничивается двумя или тремя преобладающими темами.
6. Неконтролируемое повторение требований, заявлений, отдельных мыслей или вопросов, что значительно затрудняет беседу.
7. В мышлении, поведении и разговоре (Б) доминируют постоянно повторяемые идеи или отдельные фразы, что приводит к неадекватности и резкой ограниченности контакта с врачом.


Шкала общих психопатологических синдромов (О)
01. Соматическая озабоченность
Жалобы на:
- физическое здоровье или
- убежденность в наличии соматического заболевания или расстройства,
которые могут варьировать от смутного чувства наличия болезни до отчетливого бреда смертельного соматического заболевания.

Выраженность оценивается на основании высказываний (Б) в процессе беседы с врачом.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Заметная обеспокоенность своим здоровьем или физическим состоянием, проявляющаяся в задаваемых время от времени вопросах и в желании получить поддержку со стороны врача.
4. Жалобы на плохое здоровье или расстройства отдельных функций организма. Однако, бредовой убежденности нет. Состояние поддается психотерапевтическому воздействию.
5. (Б) часто или постоянно жалуется на физическое заболевание или расстройство функций организма. Могут отмечаться одна или две бредовые идеи на эту тему, полностью не определяющие мысли и поведение (Б).
6. (Б) в достаточной степени поглощен одной или несколькими бредовыми идеями физического заболевания или органического поражения различных функций организма. Однако, полной охваченности личности, в т.ч. ее аффективной сферы бредовыми идеями не наблюдается. Врачу с трудом удается отвлечь (Б) от этих мыслей.
7. Многочисленные и часто проявляющиеся бредовые идеи соматического заболевания или несколько бредовых идей катастрофического исхода болезни. полностью поглощающие мысли и чувства (Б).


02. Тревога
Субъективное переживание:
- нервозности,
- беспокойства,
- опасения или
- волнения, варьирующее от чрезмерной обеспокоенности своим настоящим или будущим до реакции паники.
Выраженность оценивается на основе информации. полученной от (Б) во время опроса, и по соответствующим физическим проявлениям.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. (Б) выражает некоторую обеспокоенность, чрезмерное волнение или опасения, что не сопровождается , однако, какими бы то ни было соматическими или поведенческими реакциями.
4. (Б) сообщает о повышенной нервозности, беспокойстве, которые сопровождаются появлением легких физических признаков, таких как мелкоразмашистый тремор рук, потливость.
5. (Б) сообщает о наличии тревоги, что сопровождается появлением соматических и поведенческих реакций, таких как заметная напряженность, ослабление концентрации внимания, сердцебиение и нарушения сна.
6. Почти постоянное субъективное переживание страха. сопровождающееся фобиями, выраженным беспокойством и разнообразными соматическими проявлениями.
7. Жизнь (Б) в значительной степени нарушена практически постоянным чувством тревоги, которая иногда может переходить в приступы паники.



03. Чувство вины
Чувство раскаяния или самообвинение по поводу имевших место в прошлом реальных или воображаемых проступков.

Выраженность оценивается на основании сообщений (Б) о наличии чувства вины и по степени влияния последнего на мыслительную деятельность и поведение.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. Прицельный расспрос выявляет наличие смутного чувства вины и идей самообвинения по поводу незначительного проступка, что, однако, не сильно занимает (Б).
4. (Б) выражает явную обеспокоенность по поводу какого-то реального проступка, что однако, не отражается на поведении (Б); полной охваченности сознания этими мыслями не наблюдается.
5. (Б) испытывает сильное чувство вины с идеями самоуничижения или наказания. Чувство вины может быть связано с развитием бредового психоза, может возникать спонтанно, может служить источником озабоченности и/или подавленного настроения и не ослабевает после беседы с врачом.
6. Идеи вины достигают бредового уровня и сопровождаются чувством безнадежности и собственной никчемности. (Б) убежден, что он будет строго наказан за свои проступки и может расценивать происходящие события в качестве такой меры наказания.
7. Весь строй жизни (Б) подчинен неопровержимой идее своей вины. Он считает, что заслуживает самого сурового наказания вплоть до пожизненного тюремного заключения. пыток и/или смерти. Одновременно могут возникать мысли о самоубийстве или склонность объяснить встающие перед другими людьми проблемы их прошлыми поступками.


04. Напряженность
Внешние проявления страха, тревоги и волнения. например:
- скованность в беседе,
- тремор,
- потливость,
- двигательное беспокойство (неусидчивость).
Выраженность оценивается в процессе беседы на основании высказываний (Б) и соответствующим физическим проявлениям психической напряженности.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые показатели могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Позы и движения (Б) указывают на легкую степень волнения(например, некоторая скованность движений, временная неусидчивость, стремление к перемене позы, мелкий и быстрый тремор рук).
4. Отчетливые проявления повышенной нервозности в виде суетливости, тремора рук, потливости, нервной манерности.
5. Значительная напряженность с самыми разнообразными проявлениями (например, нервная дрожь, сильная потливость и двигательное беспокойство) при сохранении, в целом, нормального поведения во время беседы.
6. Степень напряженности такова, что препятствует нормальному общению. Например, у (Б) может наблюдаться постоянная суетливость, он не может долго сидеть на одном месте или у него учащается дыхание.
7. Состояние (Б) близкое к паническому. Отмечаются существенное ускорение двигательной активности, беспрерывная ходьба или метание по комнате. (Б) не может больше минуты находиться на одном месте, что делает невозможной беседу с ним.


05. Манерность и позирование
Неестественные движения и/или позы, что придает манере поведения (Б):
- неуклюжий,
- диспластичный или
- эксцентричный характер.
Выраженность оценивается на основании наблюдения за физическими проявлениями расстройства во время беседы, а также по сведениям, полученным от родственников и медицинского персонала.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология. оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. Некоторая неуклюжесть движений или небольшая застываемость (ригидность) в позах.
4. Заметная неуклюжесть или диспластичность (разорванность) движений, на короткое время (Б) может принимать неестественные позы.
5. (Б) временами совершает странные, похожие на ритуальные, движения или застывает в неестественных, искаженных позах на довольно длительные периоды времени.
6 Частые повторения эксцентричных, “ритуальных” движений, манерность или стереотипные движения; застывание в неестественных позах может наблюдаться на протяжении длительного времени.
7. Нормальная жизнедеятельность серьезно нарушена из-за практически постоянного совершения (Б) ритуальных или стереотипных движений, выраженной манерности или длительного застывания в неестественных позах.


06. Депрессия
Переживание:
- печали,
- уныния,
- беспомощности,
- пессимизма.
Выраженность оценивается на основании сообщений (Б) о своем настроении в период беседы и соответствующих изменений в межперсональных взаимоотношений и поведении (Б).

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Субъективные ощущения грусти и подавленного настроения удается выявить только при прицельном расспросе; внешний вид и поведение не меняются.
4. Отчетливые переживания печали и безнадежности, о которых (Б) может говорить по собственной инициативе, но которые, однако, существенным образом не сказываются на поведении и социальных отношениях (Б). Возможна психотерапевтическая коррекция состояния.
5. Явно подавленное настроение с переживаниями печали. пессимизмом. утратой жизненных интересов, психомоторной заторможенностью, а также некоторыми нарушениями сна и аппетита. Психотерапевтической коррекции не поддается.
6. Сильно подавленное настроение с устойчивыми переживаниями безнадежности, собственной ничтожности; временами (Б) плачет. одновременно наблюдаются значительное ухудшение сна и аппетита. снижение двигательной активности, потеря жизненных интересов, возможны упущения в самообслуживании.
7. Депрессивные переживания значительно нарушают жизнедеятельность (Б). Наблюдаются выраженные соматовегетативные расстройства, психомоторная заторможенность, потеря всех социальных интересов, упущения в самообслуживании, нарушается концентрация внимания. (Б) часто плачет; возможно развитие депрессивных или нигилистических бредовых идей, а также суицидальных мыслей и тенденций.


07. Моторная заторможенность
Снижение двигательной активности, проявляющееся в:
- замедлении движений и темпа речи,
- вялой реакции на раздражители,
- уменьшении физического тонуса.
Выраженность оценивается как по поведению в период болезни, так и со слов медицинского персонала и родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Легкое, но заметное замедление движений и речи. Возможно некоторое снижение продуктивности в разговоре и жестикуляции.
4. Движения (Б) явно замедленны, речь может быть малопродуктивна, (Б) подолгу задумывается при ответах на вопросы, в разговоре появляются продолжительные паузы, скорость речи снижается.
5. Двигательная активность резко понижена, что делает общение с (Б) непродуктивным и мешает выполнению им своих социальных и профессиональных обязанностей. (Б) подолгу сидит или лежит.
6. Движения крайне замедленны, двигательная и речевая активность минимальны. Целые дни (Б) проводит в бесцельном сидении или лежании.
7. (Б) практически полностью неподвижен и мало реагирует на внешние раздражители.


08. Малоконтактность (отказ от сотрудничества, малообщительность)
Активный отказ от:
- сотрудничества и
- выполнения указаний врача,
- медицинского персонала или
- родственников,

что может быть связано с:
- недоверием,
- защитными реакциями,
- упрямством,
- негативизмом,
- отрицанием авторитетов,
- враждебностью или
- воинственностью.
Выраженность оценивается по поведению во время беседы, а также на основании информации, полученной от медицинского персонала и родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. (Б) подчиняется требованиям, проявляя при этом неудовольствие, нетерпение или саркастическое отношение. Старается избегать разговоров на нежелательные темы.
4. Временами (Б) откровенно отказывается выполнять элементарные требования общежития, например, убирать постель, следовать распорядку дня и т.п.; может давать враждебные, негативистические защитные реакции. что, однако, в большинстве случаев не исключает возможности договориться с ним.
5. (Б) часто не выполняет правила общежития; окружающие характеризуют его как "изгоя" или как человека с сильно нарушенной способностью к общению. В беседе раздражителен или отгорожен, старается уйти от ответа на многие вопросы.
6. (Б) всячески противодействует сотрудничеству, установлению контакта, проявляет активный негативизм, а иногда бывает настроен воинственно. Он отказывается следовать большинству правил общежития и часто не желает вести беседу с врачом.
7. Активное сопротивление в значительной степени препятствует выполнению практически всех важных социальных функций. Возможен полный отказ от участия в какой-либо социальной деятельности, включая правила личной гигиены, беседы с родственниками или медицинским персоналом. Затруднен даже кратковременный диалог с врачом.


09. Необычное содержание мыслей
Мышление характеризуется возникновением:
- странных,
- фантастических или
- эксцентричных мыслей,
варьирующих по содержанию от нетипичных или оторванных от жизни до искаженных, противоестественных, или явно абсурдных.

Выраженность оценивается по содержанию мыслей, высказываемых (Б) во время беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Несколько странное или идиосинкразическое (несоответствующее общепринятому) содержание мыслей, или употребление известных идей в необычном контексте.
4. Частое искажение мыслей, иногда достигающих уровня эксцентричных.
5. (Б) высказывает много странных и фантастических мыслей, например, считает себя приемным сыном короля или, что он только что избежал смерти, а иногда и явно нелепых, например, что он имеет сотни детей. принимает радиосигналы из космоса через зубную пломбу.
6. (Б) высказывает множество алогичных и абсурдных мыслей (например, что имеет три головы, что он пришелец с другой планеты).
7. Мышление перегружено нелепыми, эксцентричными и фантастическими идеями.


010. Дезориентированность
Утрата представлений о своих взаимоотношениях с действительностью, включая место, время и окружающих людей, вследствие:
- спутанности сознания или
- отгороженности от реальности.
Выраженность оценивается на основании целенаправленного опроса (Б).

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. Общая ориентировка в целом сохранена; (Б) испытывает затруднения в некоторых частных вопросах. Например, он может знать, где проживает, но путается в точности адреса. узнает в лицо медицинский персонал, но не знает, чем они занимаются; знает месяц, но путает дни недели или по крайней мере на два дня ошибается в датах. Иногда может отмечаться сужение круга знаний (Б): он может ориентироваться в ближайшем окружении, но не за его пределами. Например, (Б) знает персонал, с которым ему приходится иметь дело, но не знает фамилий политических деятелей.
4. (Б) не всегда узнает людей и правильно называет место или время пребывания. Например, он может знать, что находится в больнице но не знает ее названия; знает название города, но не знает названий области, района или улицы; знает имя лечащего врача, но не знает имен многих других обслуживающих его лиц; может назвать год и сезон, но путается в месяце.
5. (Б) с большим трудом узнает людей, имеет очень слабое представление о своем местонахождении, большинство окружающих людей кажутся ему незнакомыми. Он может более или менее правильно назвать год, но не знает текущий месяц, день недели или даже время года.
6. (Б) практически полностью не узнает людей, не знает времени и места своего нахождения. Например, он не представляет, где находится, более чем на год ошибается в определении времени, с трудом может назвать имена одного или двух окружавших его в последнее время людей.
7. (Б) полностью утратил ориентировку в отношении людей. места и времени. находится в полном неведении или неправильно представляет свое местонахождение, текущий год, не узнает самых близких людей: родителей, мужа (жену), друзей, а также лечащего врача.


011. Нарушение внимания
Расстройство целенаправленного внимания, проявляющееся в:
- недостатке сконцентрированности,
- повышенной отвлекаемости,
- трудностях сосредоточения,
- поддержания,
- переключения внимания на новые объекты.
Выраженность оценивается на основании наблюдения за (Б) на протяжении беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует определению расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. Ограниченная способность концентрировать внимание, проявляющаяся в некоторой отвлекаемости или ослаблении внимания в конце опроса.
4. Беседа с (Б) затруднена из-за повышенной отвлекаемости, трудности подолгу сосредоточиваться на заданной теме или наоборот, быстро переключаться на новые темы.
5. Общение с (Б) серьезно нарушено из-за слабой концентрации внимания, частой отвлекаемости и/или плохой переключаемости на другие темы.
6. Внимание (Б) удается привлечь лишь на короткое время или с большим трудом вследствие его частого отвлечения на внутренние переживания или посторонние внешние раздражители.
7. Внимание столь расстроено, что становится невозможной даже кратковременная беседа.


012. Снижение критичности к своему состоянию
Недостаточное понимание своего психического состояния, сложившейся жизненной ситуации, что проявляется в:
- неспособности признать наличие заболевания,
- неспособности признать симптомов в прошлом и настоящем,
- отрицании необходимости госпитализации или психиатрического лечения,
- принятии решений без достаточного учета их последствий,
- построении малореальных планов на будущее.
Выраженность оценивается по содержанию мыслей, высказываемых (Б) во время беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует описанию расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. (Б) признает наличие психического расстройства, но недооценивает его тяжесть, необходимость лечения или профилактики. Может нарушаться способность адекватного планирования своих действий на будущее.
4. (Б) имеет лишь смутное или отдаленное представление о своем заболевании. Временами он может отрицать его наличие или не понимать, в чем заключаются основные симптомы заболевания, такие, как бред, расстройства мышления, подозрительность или социальная отчужденность. (Б) может признавать необходимость лечения лишь по поводу таких клинических проявлений, как тревога. напряженность или нарушения сна.
5. (Б) признает наличие психического расстройства в прошлом, но не в настоящем. При расспросах он может указать на наличие некоторых несуществующих или не относящихся к данному заболеванию симптомов, проявляя тенденцию к их неправильному или даже бредовому истолкованию. Необходимость психиатрического лечения обычно отрицается.
6. Не считает себя психически (Б); отрицает наличие каких-либо психических симптомов как в прошлом, так и в настоящем, формально соглашаясь с госпитализацией и лечением. не понимает их смысл и необходимость.
7. (Б) полностью отрицает наличие психического заболевания как в прошлом, так и в настоящем; госпитализацию и лечение истолковывает по бредовым механизмам ( например, как наказание за проступки, как действия преследователей и т.п.). В связи с этим (Б) обычно отказывается сотрудничать с медицинском персоналом, старается избежать приема лекарственных препаратов и не соблюдает режим лечения.


013. Расстройство воли
Нарушение:

- волевой инициативы,
- способности добиваться поставленной цели,
- способности контролировать свои мысли, поведение, движения и речь.
Выраженность оценивается на основании высказываний и поведения (Б) во время беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует описанию расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхней границе нормы.
3. В речи и мыслях (Б) проявляется некоторая нерешительность, которая практически не отражается на общении и поведении.
4. (Б) часто амбивалентен; испытывает трудности в принятии решений. Беседа с (Б) несколько затруднена из-за разбросанности его мыслей.
5. Волевые нарушения отражаются как на мышлении, так и на поведении (Б); обнаруживается выраженная нерешительность, которая затрудняет спонтанную двигательную и речевую активность, а также препятствует налаживанию социальных отношений.
6. Волевые нарушения препятствуют выполнению даже самых простых автоматических действий, таких как одевание, уход за собой; отмечаются отчетливые расстройства речи.
7. Практически полное отсутствие волевых актов, проявляющееся в идеомоторной заторможенности вплоть до полной неподвижности и/или мутизма.


014. Ослабление контроля импульсивности (агрессивность)
Нарушение регуляции и контроля внутренних побуждений, что приводит к:
- неожиданной,
- немодулированной,
- произвольной,
- нецеленаправленной
разрядке напряжения и эмоций без учета возможных последствий.

Выраженность оценивается по поведению во время беседы и со сведений медицинского персонала и родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует описанию расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. В условиях стресса или при неудовлетворенном желании (Б) легко раздражается или расстраивается, но при этом редко действует импульсивно в соответствии со своими переживаниями.
4. (Б) становится гневливым и склонным к словесным нападкам по малейшему поводу, иногда прибегает к угрозам. Могут отмечаться один-два эпизода физического противодействия или склонность к разрушающим действиям.
5. Периодически наблюдаются импульсивные разряды, сопровождающиеся оскорблениями, повреждением вещей или угрозами физической расправы. Возможны один-два эпизода нападения на людей, вызывающие необходимость изоляции (Б), применения мер стеснения или других способов успокоения (Б).
6. Наблюдаются частые импульсивные (неконтролируемые) вспышки агрессивности, постоянно угрожает или требует, разрушает окружающие предметы, явно не представляя себе последствия этих действий. (Б) проявляет отчетливую тенденцию к насильственным действиям, в том числе нападению на почве сексуального влечения. Поведение может быть обусловлено подчинением императивным галлюцинациям.
7. (Б) предпринимает непрекращающиеся попытки нападения на людей с целью убийства или изнасилования, склонен к самоповреждению. При этом проявляет особую жестокость. В связи с неспособностью контролировать опасные импульсы (Б) требует постоянного наблюдения, изоляции или фиксации.


015. Загруженность психическими переживаниями
Поглощенность внутренними переживаниями:
- мыслями,
- чувствами или
- аутистическими фантазиями,
приводящая к нарушению адаптации и ориентировки в окружающей ситуации.

Выраженность оценивается на основании ответов и поведения (Б) во время беседы.

1. Состояние (Б) не соответствует описанию расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. Чрезмерная озабоченность своими нуждами и проблемами, проявляющаяся в постоянных попытках перевести разговор на волнующие (Б) темы при отсутствии интереса к другим проблемам.
4. Временами (Б) выглядит погруженным в себя, поглощенным своими мечтами или переживаниями, что в некоторой степени затрудняет беседу с ним.
5. (Б) погружен в аутистические фантазии или внутренние переживания, что отражается на его поведении и значительно нарушает его социальную и коммуникативную активность. Иногда (Б) сидит с отсутствующим взглядом, что-то шепчет и/или говорит сам с собой, совершает стереотипные движения.
6. (Б) почти полностью поглощен своими внутренними переживаниями, что значительно затрудняет способность к концентрации внимания. участие в беседе и ориентацию в окружающей ситуации. (Б) часто чему-то улыбается, смеется, что-то шепчет, говорит сам с собой.
7. Полная загруженность внутренними переживаниями, сопровождающаяся резким снижением уровня адаптации. Поведение (Б) полностью подчинено галлюцинациям, он мало обращает внимание на окружающих людей и обстановку.



016. Активная социальная устраненность
Уменьшение социальной активности на почве необоснованного страха, враждебного или подозрительного отношения.

Выраженность оценивается на основании сведений о социальной активности (Б), полученные от медицинского персонала или родственников.

1. Состояние (Б) не соответствует описанию расстройства.
2. Сомнительная патология, оцениваемые признаки могут быть на верхнем пределе нормы.
3. (Б) чувствует себя неловко в присутствии других людей и предпочитает проводить время в одиночку, хотя при необходимости проявляет социальную активность.
4. (Б) неохотно вступает в социальные контакты, нуждается в постоянном поощрении и может неожиданно прервать их при появлении тревоги, подозрительного или враждебного отношения.
5. (Б) со страхом или гневом отказывается от большинства социальных контактов, несмотря на попытки окружающих вовлечь его в них. Большую часть времени бесцельно проводит в одиночестве.
6. Из-за сильного страха, враждебного или подозрительного отношения (Б) проявляет лишь самую необходимую социальную активность. При инициативе со стороны окружающих (Б) проявляет явное стремление избежать контактов и обычно старается держаться в стороне от людей.
7. (Б) не удается вовлечь в социальные отношения из-за наличия сильного страха, враждебности или бреда преследования. Он всеми силами стремится избежать контактов и остается в полной изоляции.


Авторы:
С.П. Кей, Л.А. Оплер, А. Фицбейн

Перевод и редактура:
Лучников Андрей Леонидович

19 февраля 2024 года
Москва — Назарьево


Рецензии