Письма Учителю. Нахимов и снайпер

 "                Уважаемый артиллерист Толстой,

 весь 1855 год Вы ходили под богом. Причину поймете, припомнив кавказское ядро, пролетевшее от Вас в тысячной линии.

 Вероятность вашей гибели многократно возросла в Севастополе. Здесь Вы потеряли многих сослуживцев. Да и жители города-героя страдали немало.  Из дневниковых записей:

 "Вчера ядро упало возле мальчика и девочки, которые по улице играли в лошадки..."

 Какое трагическое, хоть и сухое, совмещение идущей по пятам смерти и детской непосредственности!

 "...они обнялись и упали вместе."

 Этим же летом приводите факты.

 "Покойный Тертюковский,...чисто русский, хорошенький молодой офицерик."  Артиллерист.

 "В Волынском редуте, перед приступом, одна бомба падала за другой. Никто не приходил и не выходил, мертвых раскачивали за ноги и руки и бросали за бруствер".

 В это же время устаревает суворовский слоган о пуле и штыке. Не такой уж  дурой выглядит первая. А все дело в совмещении винтовки, или как Вы ещё говорите, штуцера и телескопа.

 Они ещё не были совмещены, но некто полковник Девидсон наблюдал в Севастополе начало новых методов ведения боевых действий. Один стрелок держал палец на спусковом крючке, второй смотрел в телескоп за нашим редутом. И как только появлялся артиллерист, наблюдатель давал команду стрелку.

 Как я понимаю, речь идет не о телескопе (так во всех источниках), а о подзорной трубе. Думаю, "полковник Девидсон" тоже собирательный образ.

 В реальности оптический прицел был изобретен за сто лет до крымской баталии А.К. Нартовым. Получается, Лев Николаевич, прибавка к Вашему "штуцерному" проекту. Но судя по развитию ситуации, чиновники военного ведомства не обратили должного внимания. Как и наши военноначальники на новые приемы со стороны противника.

 Вы довольно сухо, поставив на второе место, описали одну из главных потерь генералитета, да и всей армии в целом:

 "...известие о смертельной ране Нахимова."

  Три месяца, как Павел Степанович был произведен в адмиралы, успешно руководил обороной Севастополя и вот знаковая, перед сдачей города, потеря.

 Ирония судьбы. Возможно, подзорная труба, так привычная в руках знаменитого флотоводца, послужила и причиной его гибели.

 Так или иначе, но снайперская война совпала с гибелью одной из главных фигур обороны Севастополя. Можно допустить, где-то в архивах британской разведки хранятся соответствующие документы.

 Павлу Степановичу было всего пятьдесят три года. Даже по нынешним инициациям, совсем молод...

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Извините, граф, но на фоне героизма Нахимова Ваша фраза от 25 июля "Да, на мне отразилось военное общество и выпачкало меня" звучит диссонирующе."


Рецензии
И сейчас такое происходит.

Игорь Леванов   19.02.2024 16:54     Заявить о нарушении
Да и аксельбанты кое-где остались.

Миру-мир, даже с павлинами.

С признательностью,

ЕС.

Евгений Садков   19.02.2024 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.