Фальшивая нота

Фальшивая нота

       Наше ухо притерпелось,  оглушено разными звуками, привыкло слышать фальшь и не понимать эту фальшь.  Конечно, сначала- то мы сопротивлялись, мы хотели определиться и уж готовы были высказаться вполне, но вот некий голос, критик известный, которому мы уж доверяли, чей вкус определял все, говорил нам, что вот это правильно, так и должно быть, так естественно. И стоит подождать, потерпеть и самим понять, наконец. И точно, поняли мы, почувствовали. Горькое стало сладким, печальное смешным. Но проходит время, слух освобождается от глухоты. Вдруг слышим мы.
      Да, скажем яснее, Гамлет, принц датский, мог бы быть алкоголиком? В принципе да, но стал бы он столь пронзительно трагическим персонажем. Уж точно нет. Чтобы так переживать убийство отца и предательство матери, нужен светлый ум. Трезвый ум, здравый. А иначе, что за переживание, одно обезболивание выйдет. Гамлет может казаться окружающим его безумным, но не пьяным. Ещё смеяться будут, например пьяный Гамлет падает, ухватившись за портьеру, не совладав с равновесием, вместо того, чтоб сразить врага ножницами. Или, в ответ на упрёки невесты в охлаждении чувств, его бы стошнило? Пьянство сделало бы Гамлета пустой, слабой тенью. Принизило бы его образ, сделав его обычной жертвой, понятной но и жалкой. И другие трагические герои, столь же трезвы. Отелло не опившись бормотухи, душит возлюбленную, а король Лир изгнан из владения своего не пьяным стариканом. А вот, Семён Мармеладов может лежать пьяненьким-с, когда дочь идёт продать себя и потом приносит домой 30 рублей. Почти что 30 серебренников. Была б и Сонечка пьяна, да то уж перебор господа. Ну да, не цари, не герои, а так, мелочь, маленькие люди. И горе то у них маленькое, как бы не настоящее, не стал бы пить Мармеладов, может быть и отвратил бы свою дочь от греха то? А что ж ему не пить? Алкоголик-с! Или, может весь роман по иному переписать бы? Тут вот к месту вспомнить, что алкоголизм есть болезнь. Да, Мармеладов болен и, значит не может не пить. Не может сказать он: "Все, точка, не стану больше ходить в кабак! Куплю лучше поесть что нибудь жене и дочери, кроме хлеба! А то и просто хлеба куплю... " Но вот он не может так сказать, болен. Больной туберкулёзом, не скажет: "Все, точка, не стану больше болеть туберкулёзом, буду теперь же здоров, как бык. И давай, гири тягать". Много их, несчастных алкоголиков и можно их понять. Понятны они, но сочувствие к ним как то непрлно, не до конца.  Сочувствует и вдруг вспомнишь, а ведь он когда то сам черту переступил, по глупости или по слабоволию. Сам виноват -с! Мог бы король Лир, изгнанный и брошенный дочерьми, заболеть и например, проказой? Да, но то было бы уж слишком, да кстати и 
проказа тогда не лечилась и то как то смягчало бы поступок дочерей.  Мармеладов, вот пример образа трагического алкоголика в нашей литературе. Все же он естественен и понятен. Но вот, противоположность ему, алкоголик комический.
Вот, у  Антона Павловича Чехова  в рассказе
  "Женщина с точки зрения пьяницы", читаем-
"Женщина есть опьяняющий продукт, который до сих пор еще не догадались обложить акцизным сбором..."
Или рассказы того же Чехова про театр, где актеры пьют, отчего сходят с ума и смешат читающую публику.
 Известно, что алкоголизм бывает  награждает алкоголика алкогольной эйфорией. Но не скажешь, что счастьем.
  Смешно, все это? Как то не очень. Алкоголик почти безумный человек, говорит почти  бред. Что тут смешного? Но мы смеемся, мы уж привыкли смеяться...А над кем? Сколько у нас пьяненьких то? Много ли? Вот правда, говорят, многие и хорошие актеры лечатся и лечились прежде и ещё будут лечиться... Много из них ушло от нас, не успев, не создав. Играли в пылу этой самой эйфории.
   А все персонажи разные, актеры, Мармеладова, они ведь не короли, не князья. Так, шелупонь разная, мелочь. Можно и посмеяться, отчего ж не посмеяться?
    "Но грех смеяться над больными... " Так сам народ говорит.
2024г.


Рецензии