Увяз, Занино-Починковское поселение

УВЯЗ – село в составе Занино-Починковского сельского поселения Шиловского района Рязанской обл. Расположено на левом берегу р. Увязь (правый приток р. Оки) вблизи ее истоков в 3 км к вост.-сев.-вост. от центра поселения с. Занино-Починки и в 44 км к сев.-вост. от пгт Шилово. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Увяз постоянно проживает 79 чел. (в 1989 – 108 чел.).

Первонач. наименование насел. пункта – Увес; во второй полов. 19 в. – Увез; с начала 20 в. – Увяз. Согласно одному из мест. преданий «село расположено на р. Увяз, впадающей в р. Оку. Река берет свое начало из болот, в которых все «увязают». Отсюда и название речки, а следом и села» (запись А.Бабурина, 1993). По др. преданию, «места, где располагается совр. с. Увяз были облюбованы людьми ещё давно, во времена новгородского кн. Рюрика, который отдал часть земельных владений кому-то из своих приближённых. Слово «вес», «весь» – мера длинны в то время. То есть было отдано сколько-то весей. Со временем к слову «весь» было присоединена буква «у» и получилось «увесь». А ещё через некоторое время «увесь» трансформировалось в «увясь», затем в «увязь», и, наконец, в «увяз». Так и появилось название» (запись А.Бабурина, 2010).

Название насел. пункта образовано от наименования реки, на к-рой он расположен. Происхождение гидронима не установлено. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, увес м. – обрыв, обвал, круть. Весьма вероятно, что гидроним характеризует реку с крутыми, обрывистыми берегами.

Д. Увес Борисоглебского стана Шацкого уезда упом. в писцовых кн. 1617 (письма и меры кн. Леонтья Шаховского и дьяка Бажена Степанова), где она значится, как бывшее дворцовое селение, находящееся в раздаче за помещиками и ей дается следующее описание: «За Ефремом за Даниловым сыном Огарева… Деревня Увъвес на речке на Увесе, а в ней 7 дв. крестьянских, 11 дв. бобыльских; пашни паханые середние земли 3 четв. с четвериком, да перелогу 80 чети бес четверика в поле, а в дву по тому ж; сена отхожево по реке по Оке 120 копен; лес черной большой».

Вероятно, ок. 1620, вскоре после того, как Ефрем Данилович Огарев исправлял должность воеводы в г. Шацке, д. Увес была пожалована ему царем Михаилом Федоровичем из поместья в вотчину, а после его смерти перешла во владение его жены, Анны Матвеевны Огаревой (урожд. кнж. Вадбольской), к-рая в 1625 продала ее матери царя, великой инокине Марфе Ивановне (в миру Ксения Ивановна Шестова), о чем свидетельствует сохранившаяся купчая крепость:

«Се яз вдова Анна князь Матвеева дочь Вадбольскаго Ефремова жена Данилова сына Огарева продала есми государыне великой старице иноке Марфе Ивановне государева жалованья государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всеа Русии, а мужа своего выслугу вотчину впрок без выкупу в Касимовском уезде в Борисоглебском стану на речке Увес деревню Увес с боярским двором и со крестьяны и со крестьянскими дворы и с пашнею и с сенными покосы и с лесы, и с болоты, и с озеры, и с истоки, и с бортными ухожеи и с луги и с рыбными ловлями и с пустошьми и со всякими угодьи, что к той деревне и к пустошам потягло, куда ходил плуг, и соха и коса, и топор по старым межам.

А в деревне Увесе двор боярской, а на дворе хором горница с комнатою да по…, меж их сени, да баня, да погреб, да клеть, да житница да конюшня, да крестьянских 29 дворов: дв. крестьянин Алексей Артемьев сын Кулаев, а у него сын Ефремка, женат, да жонка Варька; крестьянин Тимофей Трифанов с братьею с Анфимкам, да с Наумом, да с Ивашком, да у них же мать; дв. крестьянин Фролко Андреев, а у него жена Авдотьица да сын Федька, женат; дв. крестьянин Осип Степанов, жена у него Авдотьица да 4 сына: сын Оникейка, женат, да сын Кондрашка, да Герасимка, да Ромашка – не велики; дв. крестьянин Тимофей Терентьев сын, жена у него Марьица, да у него ж 2 племянника, оба женаты, у Амельяна жена Федорка да 2 сына: сын Анашка, да Кирилка, не велики; да Миня, а жена у него Домница, да 2 сына: сын Федька да Никитка, не велики, да у него ж приемуж Ивашка Никитин, жена у него Устиньица; дв. крестьянин Григорий Малахов, а у него жена Катеринка, да сын Ерофейка, женат: жена у него Пелагеица; двор крестьянин Игнатий Дмитриев, жена у него Ульянка, да 2 сына женаты, сын Первуша женат, жена у него Матренка, да сын Дружинка, жена у него Аксютка; дв. крестьянин Сенька Никитин, жена у него Агафьица, да у него 2 брата Ивашко да Овдокимко; дв. крестьянин Мелентий Дмитриев сын Копырина, а у него жена Афросиньица да у негож 2 сына не велики: Костка да Карпушка, да племянник Якушко Пашкин; дв. крестьянин Василей Захарьев, а у него жена Зеновка да 2 сына не велики: Ивашка да Сенька; дв. крестьянин Баженко Алфимов сын, а у него жена Агафьица, да сын Потеха не велик; да у негож зять Ивашка Иванов, жена у него Матренка; дв. крестьянин Потапко Дмитриев сын Копырин, жена у него Домница, да сын Сафонка, женат, жена у него Фитиньица; крестьянин Фролко Исаев, жена у него Татьянка, да 4 сына: Гришка женат, жена у него Варварка, да сын Трофимко да Филимонко да Потеха, не велики; дв. крестьянин Иван Исаев, а у него жена Невера, да у него ж брат Гриша, женат, а жена у него Аленка, да 2 сына, не велики, Кондрашко да Якушко; дв. крестьянин Федор Михайлов сын Паршина, а у него жена Любавка, да 2 сына женаты, сын Степанка, жена у него Домница, сын Артемка, жена у него Устиньица, да у него же 3 сына: Любимка да Сенька да Васька; дв. крестьянин Федотка Фатеев, жена у него Анница, да 2 сына: Трофимка да петрушка не велики; дв. крестьянин Дружина Иванов, жена у него Аленка да сын Сафонко; двор крестьянин Иван Иванов сын, а у него жена Аленка, да у него ж 5 сынов: сын Малах, женат, жена у него Прасковьица, да сын Семейка женат, жена у него Устиньица, да сын Михалка, да Кондрашка, да Никитка, два не велики; дв. крестьянин Никифор Левонтьев, жена у него Агафьица, да у него ж 3 сына: Фролко, женат, жена у него Ненилка, да Трофимко да Семейко, оба не велики; дв. бобыль Ивашко Михайлов, жена у него Прасковьица; дв. крестьянин Гаврило Савельев, жена у него Саломейца, да у негож приемуш Андрюшка Алфимов, женат, жена у него Палагейца; двор крестьянин Василий Михайлов, жена у него Феклица, да у негож 3 сыны, все женаты, сын Ивашка, жена у него Марьица, да Никитка, жена у него Федосьица, да сын Савка, жена у него Агафьица; дв. крестьянин Юрьи Михайлов, жена у него Палагеица, да у него ж приемуш Власка, жена у него Офросиньица; дв. крестьянин Бажен Андреев, жена у него Варька, да у него ж приемуш Овдокимко, жена у него Катеринка; дв. крестьянин Третьяк Никитин, жена у него Аринка, да 4 сына: сын Дружинка, жена у него Устиньица, сын Гаврилка, жена у него Ульянка, а 2 не велики: Софронко да Гришка; дв. крестьянин Роман Михайлов, жена у него Машельфица, да у него ж брат Ивашка прозвища Шандур; дв. крестьянин Остах Васильев, жена у него Аксиньица, да сын Андрюшка, не велик, да у него ж зять его Васька Павлов, жена у него Манька; дв. крестьянин Микула Спиридонов, жена у него Маланьица, да у него же шурин Овдейко Дмитриев, не велик; дв. крестьянин Киприян Дмитриев, жена у него Любка, да 2 сына: один женат, сын Сафронка, жена у него Домница, а другой Федька не велик; дв. бобыль Кондрашка Федоров, жена у него Фетиньица да сын Наумка.

Да к той же деревни к Увесу 2 пустоши: пуст. Злобинская да пуст. Конисеева; а в той моей вотчинной деревне Увеси по Мещерским письма и меры князя Леонтья Шеховскаго да подьячего Бажена Степанова прошлаго 124 и 125 [1616 – 1617] гг. написано: пашни средние земли доброю землею с наддачею 72 четв. в поле, а в дву потомуж.

А взяла есми я вдова Анна князь Матвеева дочь Вадбольскаго у государыне великой старице иноке Марфе Ивановне за тое свою вотчину за деревню Увес и за пустоши и со всеми угодьи 800 руб. денег, да по полкамка червчата куфтерь, а та моя вотчина деревня Увес и с пустошьми опричь великие государыне старице иноке Марфе Ивановной иному не продана, никому и не заложена, ни у кого ни в чем в кабалах, ни в записех, ни в данных, ни в духовных, ни в рядных, ни в записех ни за кем не написано, и по душе ни по ком ни в которой монастырь не отдана, и в иных ни в каких крепостях ни у кого ни в чем не укреплена; а кто учнет в тое мою вотчинную деревню Увес и с пустошми у государыни великие старицы иноке Марфы Ивановной вступатца по каким крепостям ни буди или кто выложит на тое мое вотчинную деревню и на пустоши опричь сей купчее иную купчую, или кабалу, или запись, или данную, или духовную, или рядную или иную какую крепость не буди и мне вдове Анне тое свою вотчинную деревню и с пустошьми очищать от кабал, и от записей, и ото всяких крепостей, и убытка в тое своей вотчинной деревне и в пустошах государыне великие старице иноке Марфы Ивановной не довести ни котораго, а что государыне великие старице иноке Марфе Ивановне учинитца убытка в той моей вотчинной деревне в Увеси и в пустошах в моем не очищении, и государыне великие старице иноке Марфе Ивановне те свои убытки взяти на мне вдове Анне по сей купчей все сполна, да и в книги мне вдове Анне та своя вотчинная деревня Увес и с пустошьми в Поместном приказе за государынею великою старицею инока Марфою Ивановною в книги записать, а что дана на ту вотчину мужу моему Ефрему Данилову сыну Огареву государева царева и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии жалованная вотчинная грамота, и яз вдова Анна на тое вотчинную грамоту отдала государыни великие старице иноке Марфе Ивановне.

А на той подписи: князь Иван княж Тимофеев сын Вадбольской, да князь Михайло княж Иванов сын Вадбольской, да площадные подьячие Василий Степанов сын Клавышев, да Данило Гаврилов сын Линев, да Осип Левонтьев сын Ушатой, да Ждан Максимов сын Гребенев, да Козьма Самойлов, да Безсон Козин, да Нефед Чижов, да Василий Тимофеев, а купчую писал Левка Иванов лета 7133 [1625] г.».

В том же 1625 великая инокиня старица Марфа Ивановна пожаловала «купленную свою вотчину, Касимовскаго уезда, в Борисоглебском стану, деревню Увес» Московскому Новоспасскому монастырю «со крестьяны и с пашнею, и с сенными покосы, и с лесы, и с болоты, и с озерами, и с истоки, и с бортными ухожьи, и с рыбными ловлями, и с пустошьми, и со всем угодьем, что к той деревни и пустошам изстари потягло, куда ходил плуг и соха, и топор, и коса, по старым межам, что купила она государыня тое вотчину вдовы Анны князь Матвеевой дочери Вадбольскаго, Ефремовы жены Огарева. И на тое вотчину государыня великая старица инока Марфа Ивановна в дом Всемилостивому Спасу отдала и купчею крепость во 133 [1625] г.». Стоит отметить, что Московский Новоспасский монастырь был родовой усыпальницей бояр Романовых, и именно в нем после смерти в 1631 великая старица Марфа Ивановна была похоронена.

В 1629 царь Михаил Федорович специальной грамотой касимовскому воеводе Захарию Гигорьевичу Шишкину подтвердил исключение крестьян д. Увеса из «государева тягла» и освобождение их от уплаты различных податей: «От царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа Русии в Касимов воеводе нашему Захарью Григорьевичу Шишкину. В приказе Казанскаго дворца в окладной росписи прошлаго 134 [1626] г., какова окладная роспись Казанскаго дворца окладным всяким денежным доходам сделана после пожара и в приходных книгах прошлых же 135 и 136 [1627 и 1628] гг. написано с д. Шемякины да с д. Увеса с сошнаго письма с 21 чети без полу-осьмины пашни ямских и приметных денег и за городовое и за засечное и за ямчюжное дело и за посошной корм доняти по 19 алтын по 5 денег на год, да в той же окладной росписи прошлаго 134 [1626] г. и в приходных книгах 135 и 136 [1627 и 1628] гг. написано: д. Шемякины да д. Увеса, что в поместье за Даниловскою женою Огарева за вдовою за Оленою да за Ефремовою женою Агарева ж за Анною у бортников у Олешки Ортемьева с товарищи за пуд меду деньгами и с того меду пошлин доняти ж по рублю по полу-семе деньге на год; и в нынешнем во 137 [1629] г. по нашему указу для тех и для иных многих доимочных денежных доходов и медвянаго оброков прошлых лет послан в Касимов Казанскаго дворца недельщик Тимофей Слотов, а велено ему, те доимочные денежные доходы и мед доправя, прислати к нам к Москве тотчас.

И в нынешнем 137 [1629] г. писал к нам из Касимова недельщик Тимофей Слотов и прислал под отпискою ослушником роспись, а в росписи написано: в д. Шемякины всяких денежных доходов на прошлые на 134 и на 135 и на 136 [1626, 1627 и 1628] гг. Оленины крестьяне Огаревы половину заплатили, а д. Увеса Спаса Новаго монастыря крестьяне тех денег другой половины не платили да и на нынешний на 137 [1629] г. с тех деревень тех наших всяких денежных доходов не взять тоже; а что в тех деревнях в Шемякине и в Увесе порознь четвертныя пашни и что с тех деревень каких наших денежных доходов платят порознь же, и того в приказе Казанскаго дворца не ведомо и в приходных книгах порознь не росписано, а списана д. Увес с д. Шемякиною вместе. И мы с тое д. Увеса наших всяких денежных доходов, что с тое деревни довелося взяти опричь д. Шемякины на прошлые на 134 и на 135 и на 136 [1626, 1627 и 1628] гг. и на нынешний 137 [1629] г. править и вперед имать не велели и из окладу тое д. Увес велели выложить. И как к тебе ся наша грамота придет и ты б Казанскаго дворца недельщику Тимофею Слотову с д. Увеса наших денежных доходов ямских и приметных денег и за городовое и за засечное и за ямчужное дело и за посошный корм и за медвеной оброк денег, что с тое деревни довелось взяти опричь д. Шемякины на прошлые на 134 и на 135 и 136 [1626, 1627 и 1628] гг. править не велел, да и на нынешний на 137 [1629] г. и вперед с тое д. Увеса наших ни каких денежных доходов имать не велел же. А что в д. Шемякине четвертныя пашни и что с той четвертной пашни доведется имати наших всяких денежных доходов и за медвеной оброк деньгами опричь д. Увеса и ты б о том отписал к нам к Москве и велел отписку отдать в приказе Казанскаго дворца боярину нашему кн. Дмитрию Мамстрюковичу Черкасскому да дьякам нашим Ивану Болотникову да Ивану Грязеву, чтоб нам про то было ведомо; а прочет сю нашу грамоту и, списав с нея список слово в слово, оставил у себя в нашей казне в Касимове, а сю нашу подлинную грамоту отдал бы еси Спаса Новаго монастыря д. Увеса прикащику и крестьянам и они ее держали у себя впредь для иных наших воевод и посланников. Писана на Москве лета 7137 [1629] генваря в 7-й день».

В подлинных писцовых кн. 1658 – 1659 по Шацкому и Касимовскому уездам д. Увес по прежнему показана в числе вотчин «Всемилостиваго Спаса Новаго монастыря, что на Москве», и в ней насчитыв., кроме дв. монастырского, «32 дв. крестьянских и 16 дв. бобыльских, а людей в них 119 чел.».

По данным окладных кн. 1676 Увес значится уже селом с деревянной церковью «Великого Чюдотворца Николая». «У тое церкви дв. попа Петра, да прихоцких 14 дв. крестьянских, 6 дв. бобыльских. Деревня Шемякино а в ней крестьянских 17 дв., бобыльских 9 дв. Да по скаске попове церковной земли 3 осьмины в поле, а в дву по томуж, сеннаго покосу 15 копен; по окладу данных денег 29 алтын пол-шесты денги».

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Увес было отнесено к Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ. В списке церквей Рязанской епархии за 1736 при Николаевской церкви с. Увес показано то же количество церковной земли и приходских дв., что и в окладных кн. 1676.

В 1764, в результате секуляризационной реформы имп. Екатерины II (1762 – 1796), все монастырские вотчины, в т.ч. с. Увес, были отписаны на государство и поступили в ведение Коллегии экономии, получив наименование экономических (с 1786 – государственных) крестьян.

В 1778, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II, с. Увес вошло в состав Касимовского уезда Рязанской губ. В 1781 крестьянами с. Увес подавалось прошение рязанскому архиерею о постройке вместо старой ветхой новой церкви. К 1787 строительство нового деревянного Николаевского храма было завершено и церковь освящена.
 
К 1797, по данным 5-й ревизии и «Экономических примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в с. Увес Касимовского уезда Рязанской губ. насчитыв. 50 дв., в к-рых проживало 217 душ муж. и 253 жен. пола. Межевая дача составляла 461 дес. 1690 кв. саж.; из них под усадьбами – 19 дес., пашня – 351 дес. 490 кв. саж., сенные покосы – 45 дес., лес – 23 дес., неудобья – 23 дес. 1200 кв. саж.

На момент проведения межевания все крестьяне с. Увес (50 дв., 217 муж. и 253 жен.) были государственными (быв. экономическими).

«Экономические примечания» дают следующее описание с. Увес: «Селением [Увес] на левой стороне речки Увеса, на коей 2 пруда. В оном селе церковь деревяная Николая Чудотворца. А [межевой] дачею простераится на левой же и по обе стороны показанной речки. Та речка глубиною в 1 вершок, шириною в 1 сажень; в ней рыба – окуни, плотва, пискари и гальцы. Земля грунт имеет иловатой, без удабривания к плодородию не весма способна. Ис посеенаго на ней хлеба лутче родитца рожь, овес, ячмень, а протчия семена, также и сенные покосы, средствены. Лес строевой и дровяной: сасновой, еловой, осиновой и липовой; из коего строевой толщиною во отрубе от 5 до 7 вершков, вышиною от 7 до 8 сажен, которой для поташа не способен. В нем звери – медведи, волки, зайцы, лисицы, горностаи, белки и хорки; птицы – орлы, ястреба, коршуны, тетерева, сароки, вароны, галки, чижи, щеглы, синицы, зяблицы, дятлы, совы, сой, кокушки, филины; в полях – перепелки и жаворонки. Крестьяне состоят на положеном казеном окладе, промышляют хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы упражняютца в домашних рукоделиях: прядут лен, посконь и шерсть, ткут холсты и сукна для своего употребления, а от части и на продажу».

В 1844 на средства прихожан Николаевская церковь в с. Увес была поновлена и под нее подведен каменный фундамент.

К 1859, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Увез Касимовского уезда Рязанской губ. при рч. Увезе и 2 прудах насчитыв. 147 дв., в к-рых проживало 532 души муж. и 551 жен. пола. В с. имелась 1 православ. церковь. С. Увез состояло в 1 стане Касимовского уезда и находилось в 42 верстах от квартиры станового пристава в с. Токарево и в 46 верстах от уездного г. Касимова. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Увез были государств. (казенными).

В 1861 по инициативе свящ. М.С.Успенского в с. Увез была открыта церковно-приход. школа для крестьянских детей, впоследствии преобразованная в земское одноклассное смешанное нач. уч-ще. Первонач. школа размещалась в церковной сторожке, но в 1886 на средства сельск. общества для нее было построено отд. здание. В 1878 трапезная Николаевской церкви с. Увез была расширена и в ней устроен Архангельский придел; одновременно была перестроена колокольня. В 1881 вокруг церкви была устроена ограда, а в 1882 в настоящем храме был установлен новый иконостас и стены украшены живописью.

По данным подворной переписи 1886 с. Увез Занинской волости Касимовского уезда располагалось на ровном месте у р. Увез. В с. Увез проживало 794 души муж. и 847 жен. пола (всего 1641 чел.), в т.ч. 292 домохозяина. 4 семьи (16 душ) жили на стороне. Из не приписанных к общ-ву в с. проживало 4 семьи (7 муж. и 8 жен.). Грамотных было 210 муж. и 3 жен.; 38 мальч. учились в школе.

За с. Увез было закреплено 2349 дес. обществ. земли, по 4,6 дес. на надельную душу. Безземельных было 39 семей (118 душ). Межевая дача в одной отрубной меже и имела в плане форму четырехугольника с селением в середине. Землевладение общинное; пашня состояла из 38 участков, была поделена по ревизским душам в 1858 и с тех пор ее переделов не было. Душевые наделы имели 80 саж. длины и 2,25 арш. ширины. Дальние наделы находились в 4 верстах от с. Луга заливные, чистые, только местами по ним попадался кустарник, озера, топкие места и гати; делились ежегодно. Лес дровяной; делился ежегодно и вырубался отводами. В межевой даче было месторождение глины, к-рая шла на выделку кирпичей. 4 семьи владели 9,5 дес. пашни на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 4 душевых надела, исполу, за 3 или 5 руб. 4 семьи, каждая по отдельности, арендовали за пределами общины 1 дес. пашни и 42 дес. луга (всего 43 дес.). Кроме того, община в целом арендовала у купца Лаптева луга по лесу за 850 руб.

Почва посредственная, иловатая и суглинистая; пашни низменные, лощинистые. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-4; сена на раскладоч. единицу накашивалось по 75 пудов. В с. содержалось 370 лошадей, 564 коровы, 1261 овца и 1010 свиней. 34 дв. имели по 3 и более лошадей, 91 дв. – по 2 и более коров. Не имели лошади 101 дв., не имели коровы – 63 дв., без лошади и коровы было 54 дв. В с. было 108 плодовых деревьев и 243 колоды пчел. 157 домохозяев имели по 1 избе, 96 домохозяев – по 2 и более избы. Бездомовых не было. В с. было 8 кирпичных и 404 деревянные избы; 206 изб крыты деревом и железом, 206 – соломой; 324 избы топились по белому, 88 – по черному. Отапливались дровами собств. леса, но их не хватало, поэтому многие покупали дрова по 3 руб. за куб. саж. или сучья по 35 коп. за воз. В с. насчитыв. 251 деревянный и 2 плетневых забора, 179 клетей (горниц), 243 амбара и сарая, 170 риг и овинов. Водой пользовались из пруда, но она в нем была плохая, и 30 колодцев с хорошей и постоянной водой. Рынками служили сс. Занины Починки, Ерахтур и Ижевское.

Мест. промыслами занималось 144 семьи; из них 40 плотников, 30 нанимались обрабатывать чужие наделы, 6 муж. и 12 жен. поденщиков, 17 чернорабочих, 15 муж. и 1 жен. сельск. работников (батраков), 11 делали корыта, 10 колесников, 9 бондарей, 6 поденщиков, 5 столяров, 4 пастуха, 4 ломовых извощика, 2 лесника, 2 делали разсохи, 2 тележника, 1 сторож, 1 кухарка, 1 шерстобит, 1 мерлушечник, 1 печник и 1 лесопромышленник. Главнейшими из мест. промыслов были земледельческий, плотничество и выделка щепного товара: корыт, лопат, колес и проч. Кроме того, в свободное время многие в лесу купца Лаптева драли лыки, корье или рубили дрова. На заработки в отход, в Санкт-Петербург, Москву, Зуево, Самару, Астрахань и Баку, уходили 51 муж. и 7 жен., в т.ч. 22 бондаря, 17 муж. и 2 жен. чернорабочих, 4 кухарки, 3 ломовых извощика, 3 прикащика, 2 дворника, 1 поденщица, 1 легковой извощик, 1 кузнец, 1 почтальон и 1 пароходный агент по р. Оке. В с. имелись 1 православ. церковь, нач. школа, пожарный сарай, хлебный магазин (склад), сторожка, 2 кирпичных и 3 дегтярных завода, мельница, маслобойня и 3 винные лавки.

По данным на 1886 в с. Увез действовало земское одноклассное смешанное начальное училище (школа), помещавшееся в собственном здании. Стоимость содержания школы обходилась земству в 335 руб. ежегодно. Плата за обучение не взималась. Крестьяне расходовали на содержание училища 100 руб. в год. Обучалось в училище 46 мальч. и 5 девоч. Все учащиеся были из крестьян самого с. Увез. Учебный год начинался 24 сент., а заканчивался 8 мая, насчитывая 130 учебных дней, по 5 учеб. часов в день. Полный курс обучения составлял 3 года, в 1886 его окончило 4 мальч. В училище преподавали законоучитель (с 1879 свящ. П.С.Успенский) и 1 учитель (с 1881 окончивший курс Рязан. духов. семинарии Н.Ф.Фиалкин). Попечителем с 1884 являлся крестьянин С.В.Логинов. Квартиры для учителя и биб-ки при школе не было.

К 1890, по данным И.В.Добролюбова, в с. Увез имелась деревянная Николаевская церковь с 2 престолами: главным – во имя свт. Николая Чудотворца, и придельным – в честь св. архистратига Михаила Архангела. В причте по штату 1885 состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 3 дес. усадебной, 30 дес. пахотной и 3 дес. луговой земли, отмежеванной в 1825. Кроме того, по решению прихожан, утвержденному Министерством гос. имуществ, в 1844 к церковной земле было прирезано еще 6 дес. пахотной и 2 дес. луговой земли. В состав прихода Николаевской церкви с. Увез, помимо самого села, в к-ром насчитыв. 262 дв., входила близлежащая д. Шемякина (33 дв.), в к-рых проживало всего 942 души муж. и 1007 жен. пола, в т.ч. грамотных 280 муж. и 44 жен.

С. Увез упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «В разстоянии 15 – 20 вер. к в.-ю.-в. от Копанова находятся три близкия между собою селения: Занины Починки (до 1.500 жит., вол. правление, школа, больница, лавки, базары, ярмарки, причем торговый оборот села достигает 39.600 р. при 10 предприятиях), Увез (также 1.500 жит., причем торгово-промышленный оборот села достигает 30.500 р. в год при 3 предприятиях, из которых 25.000 р. выпадает на долю промышленности) и Лубонос (1.200 жит.). Окрестности этих сел замечательны по выходам известняков каменноугольной системы (со Spirifer mosquensis), которые даже в верховьях речек залегают здесь почти на поверхности земли, будучи прикрыты только тонкими слоями валунных наносов».

К 1905 в с. Увяз Занинской волости Касимовского уезда при р. Увязе насчитыв. 314 дв., в к-рых проживало 909 душ муж. и 767 жен. пола (всего 1676 чел.). В с. имелись 1 православ. деревянная церковь, земская нач. школа, казенная винная лавка, магазин Праск. Артам. Французовой (мануфактурный товар), кирпичный заввод, дегтярный завод, ветряная мельница; жители занимались отхожими промыслами. При с. Увяз находились усадьба и конный завод купца Дм. Петр. Лаптева (3 жеребца и 10 маток): упряжные и рысистые лошади.

Февральская революция 1917 началась в с. Увяз одновременно с возвращением на родину фронтовиков, нередко приходиших с фронта с оружием. В июле 1917 крестьяне с. Увяз самовольно, не дожидаясь решения Временного правительства, захватили церковные земли и покосы купца Д.П.Лаптева.

В 1918 – 1963 с. Увяз являлось администр. центром сельск. совета. 2 – 9 ноября 1918 проведение мобилизаций в Красную Армию, продовольственная политика большевистского правительства и злоупотребления комитетов бедноты и продовольственных отрядов в ходе ее осуществления привели к народному восстанию в селениях Касимоского уезда, одним из центров к-рого стала Занинская волость. 2 ноября 1918 на собрании быв. солдат-фронтовиков Занинской волости было создано правление, первым постановлением которого было предписано задерживать всех сочувствующих коммунистам, разрешалась свободная торговля. По селам был разослан приказ, предписывавший немедленно изымать документацию у комбедов. В этом выступлении активное участие приняли и крестьяне с. Увяз. Однако, отряды повстанцев были плохо организованы и плохо вооружены. К тому же основная масса участников выступления, выплеснув свой гнев, разошлась по домам. Это позволило властям, перебросив в район крестьянских выступлений отряды Красной Армии из Рязани, Тамбова и Москвы, к 9 ноября 1918 полностью ликвидировать основные очаги восстания.

31.08.1925, согласно Постановлению Президиума ВЦИК РСФСР, Занинская волость была упразднена, а входившие в нее селения, в т.ч. с. Увяз, включены в состав укрупненной Ерахтурской волости Касимовского уезда. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Увяз было включено в состав Ерахтурского р-на Московской обл. В 1930-е в с. Увяз была осуществлена коллективизация с. х.; одновременно была закрыта, а впоследствии полностью разрушена сельск. Николаевская церковь.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Ерахтурский р-н с с. Увяз. К 1940 в с. Увяз Ерахтурского р-на Рязанской обл. насчитыв. 397 дв.; имелись нач. школа, клуб; действовали кирпичный завод, колхоз и мельница. В нач. школе с. Увяз (зав. Александр Филип. Соловьев) работало 7 учит. и обучалось 244 учащ. (1937). В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 жители с. Увяз трудились на пределе человеческих возможностей, многие из них ушли на фронт. Особенно отличился в боях с немецко-фашистскими захватчиками уроженец с. Увяз командир отделения 801-го стрелкового полка мл. сержант Виктор Никитович Фокин (1922+2010). В июне 1944 в бою у д. Заболотинка Витебской обл. он в числе первых форсировал р. Западная Двина, проявил мужество и отвагу и в последующих боях, и в июле 1944 был удостоен почетного звания Героя Советского Союза. 12.01.1963, согласно указу Президиума Верховного Совета РСФСР, Ерахтурский р-н был упразднен, а его селения, в т.ч. с. Увяз, включены в состав Шиловского р-на Рязанской обл. К 1980 в с. Увяз проживало 160 чел.

5.08.2000 по инициативе и на средства уроженца с. Увяз ген.-майора милиции Анатолия Александровича Яшкина в с. Увяз была построена и освящена часовня в честь св. Илии Пророка. Автором проекта часовни является епарх. архит. К.Е.Камышанов.

По данным на 2019/20 в с. Увяз предприятий и учреждений не имеется.

Достопримечательности:
• Усадебный дом купца Дм. Петр. Лаптева; двухэтахное кирпич. здание, постройки конца 19 в.; в совет. время в доме размещалась школа, затем дом культуры; в наст. время руинировано.
• Фамильная часовня-склеп семьи земского врача Мих. Алекс. Французова (1881+1941), постройки начала 20 в.; расположена на сельск. кладбище, руинирована.
• Часовня св. Илии Пророка (архит. К.Е.Камышанов); построена в 2000 по инициативе ген.-майора милиции А.А.Яшкина у сельск. кладбища.
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.

Известные уроженцы:
• Журавлев Петр Михайлович (1901+1974) – генерал-майор, начальник штаба 24-го гв. стрелкового корпуса; старший преподаватель кафедры оперативного искусства Высшей военной академии.
• Ульянова Полина Андреевна (1918+2007) – оперная певица (меццо-сопрано), солистка Новосибирского театра оперы и балета; заслуженная артистка РСФСР.
• Фокин Виктор Никитович (1922+2010) – мл. сержант, командир отделения 801-го стрелкового полка 235-й стрелковой дивизии 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта; Герой Советского Союза.
• Яшкин Анатолий Александрович (род. 1951) – генерал-майор милиции, заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД РФ.


Рецензии