Чужими голосами. 5 Процент, неизвестный широкой пу

                5. ПРОЦЕНТ, НЕИЗВЕСТНЫЙ ШИРОКОЙ ПУБЛИКЕ

Просматривая свои записи и частенько ныряя в сеть для проверки точности их происхождения и содержания обнаруживаю, что к этой теме, несмотря на то, что прошло уже более трех лет, обращаются и другие люди. Так вот днями обнаружил, что события не обошла своим вниманием и Wikipedia, разместив статью, претендующую на нейтральную обьективность. Получилась ли обьективность обсуждать не станем, а отметим, что статья содержит обильный список самых разных ссылок, что, несомненно, похвально. Обнаружил, что некоторые источники использованы и мною в данных размышлениях.

Статья, как водится в Википедии, начинается небольшим вступлением в тему, в котором кроме прочего затрагивается и вопрос масштаба событий августа 2020-го года.

"Акции протеста в Белоруссии начались
 в ночь с 9 на 10 августа 2020 года в связи
 с объявлением официальных итогов
 президентских выборов, согласно которым
 победу на них одержал действующий
президент Александр Лукашенко.
С этого дня акции приобрели
 общенациональные масштабы,
в  них приняли участие  более миллиона человек."

Не знаю преднамеренно ошибается Википедия или случайно вводит в заблуждение читателя, поэтому не поленюсь в очередной раз отметить, что предварительные официальные итоги были обьявлены не в ночь на 10 августа, а утром 10 августа, а неофициальные и того позднее. Так, что причины начинающихся беспорядков несколько иные, чем результат анализа его участниками не соответствия данных ЦИК и других источников, о чем я уже неоднократно говорил ранее.

Напрашивается и еще один вопрос. Действительно ли акции приобрели "общенациональные масштабы"? Сомнения рассеивает уже следующий текст статьи, поскольку число "более миллиона" в стране, насчитывающей 6,7 миллиона избирателей, вряд ли может претендовать на общенациональный масштаб.
Впрочем, такое легкомысленное отношение к числу участников акций протеста просматривается и во многих других высказываниях как непосредственно во время прохождения событий, так и при взгляде на них издалека.

Спектр мнений при этом очень широк - от подсчета в тысячах,

"Тысячи протестующих исчезли
 с главных  улиц белорусских городов,
но это не значит, что..." 

до залихватского утверждения о миллионах протестующих:

"...народ, сделавший европейский выбор
 удивил мир в 2020 году, когда миллионы
 белорусов приняли участие в мирных протестах..."

Первая цитата принадлежит Дойче Велле, а второе супруге А.Беляцкого, выступавшей на одном из нобелевских мероприятий.  Она наверняка смогла удивить мир, который прекрасно знает, хотя не всегда может и хочет это признать, что масштабы протестов все-таки гораздо скромнее. Но как же удержаться от смелых заявлений, если только их и ждет публика, если они обеспечивают рост собственной значимости да и мероприятия в целом, на котором обязательно должно прозвучать слово "мирный".

Разумеется в миллионах считают и все обитатели вильнюсского штаба, особенно на встречах со своими покровителями.

Опровергнуть это вранье могла бы другая наша соотечественница, имеющая гораздо больше оснований для участия в нобелевских мероприятиях, но не успев назвать цифру более близкую к действительности, как тут же заявила, что ею охватывается весь народ:

"Сейчас Координационный совет, как будто
 руководящий тогда орган, упрекают, что мы
 не жгли шины, не стреляли, не бросали коктейли
 Молотова. Я думаю, что мы шли в хвосте событий.
Это не мы вывели 300-400 тысяч человек на улицу.
 Народ вышел сам. Что-то в нем накопилось,
и его самого выбросило на улицы. Мы не вели
 народ, мы шли  за ним: мы учились у него,
 влюблялись в него заново, потому что еще
совсем недавно не верили в него.
Женщины в белых платьях, цветы — это все
 было так красиво. И это была сама стихия.
 Весь народ напрягся, чтобы стать нацией..."

Части этой цитаты я уже использовал ранее, но сейчас воспроизвожу ее полностью, что позволяет лучше увидеть как всеми красками играет желание причастных к организации и координации беспорядков в Беларуси выдать иллюзии за реальность. Я понимаю, что С.Алексиевич гуманитарий и у нее могут быть трудности с арифметикой, но как можно не заметить, что 400 тысяч - это всего лишь 6% от числа избирателей в стране? Так что красиво одетые женщины с цветами - это прекрасно и в них нельзя не влюбиться, но им никто не поручал говорить от имени ВСЕГО белорусского народа.
 
И каким же высокомерием веет от этих безымянных МЫ, которые присвоили себе право верить или не верить НАРОДУ, влюбляться в него. Жаль, конечно , что автор скромничает и не приводит хотя бы небольшой список имен этих самых МЫ, которые подражая знаменитому (в том числе и в анекдотах) Василию Ивановичу предпочитали идти за переменами не впереди, а позади народа и в случае успеха "первыми ворваться в город на плечах неприятеля" (Д.Фурманов, Чапаев).
 
Показательно, что даже не смотря на свою предвзятость некоторые СМИ, пытаются хоть как-либо обосновать используемые ими цифры. И тогда картинка становится гораздо скромнее, чем ее пытаются представить "лидеры демократических сил". Так, например,  одно из европейских СМИ приводит такую оценка ссылаясь на фотографии агентства REUTERS:

"В 2020-м году на улицы белорусских
 городов выходили десятки тысяч человек"

Но, если очень хочется оперировать миллионами, так почему бы и нет:

"Мы жылі ў ілюзіях, што калі на вуліцах
 з'явіцца мільён чалавек, то сітуацыя
зменіцца. Сабралася паўтара мільёна
 па ўсёй Беларусі і бачыце - гэта не дапамагло."

Это откровения Ф.Вячорки. Любопытно, что произвольно завысив число протестующих он одновременно  свел к нулю эффективность их действий. И в данном случае он совершенно прав.
Не дапамагло.
Не улице решать государственные вопросы в Республике Беларусь! И самое главное - он еще раз подтвердил, что организаторы и координаторы уличного протеста жили иллюзиями, их же и внушали его участникам. И все это вместо разработки и реализации МУДРОЙ СТРАТЕГИИ для  достижения перемен, чему и пытался  научить их современный идеолог цветных революций, незабвенный Д.Шарп.
Да, действительно даром преподаватели...

А некоторые издания даже устроили своеобразные гонки  "кто больше", что видно в одном из обзоров прессы в тот время.

"Оппозиционная акция у Стелы
 «Минск — город-герой» в центре белорусской
 столицы собрала не меньше 200 000 участников,
сообщило одно издание.
Другое же издание пишет, что эта  оценка  не учитывает
 тех, кто приходил (к Стеле] и уходил.
Трудно оценить общее количество
 протестующих на улицах Минска на данный
 момент. Это где то от 500 000 до миллиона"

Думается второму изданию  неплохо было бы знать, что если кто-то приходил и уходил, то он уже не митингующий, а обычный зевака, пришедший полюбопытствовать "о чем лай?". Такую мысль подтверждает как  раз первое издание, которое сетуя в те дни  на жесткую реакцию ОМОНа приводило в пример множество задержаний людей, по их утверждению "просто проходивших мимо". Стоило бы также второму изданию не убояться дополнительных трудностей, на которые оно жалуется, а взять и отнять от своих цифр число несовершеннолетних "участников" протестов, которые массово высыпали на улицы из дворов жилых домов, расположенных вдоль минских проспектов.
А если не причислять к митингующим зевак, детей и просто проходивших мимо, то ситуация получается такая, какой ее видит корреспондент ВВС:

"Противники Александра Лукашенко
 не признают итоги выборов. С 9 августа
 в разных городах страны продолжаются
 протесты. Несколько акций в Минске
собрали более 100 тысяч человек и стали
 рекордными по численности участников."

Службе BBC вторит и Евроньюс, описывая работу одного из сайтов оппонентов действующей власти:

"В течение нескольких недель сайт освещал
 протесты, в ходе которых десятки тысяч
 людей вышли на улицы Минска
и других городов..."

Интересна и статья Евроньюс, в которой описывается судьба известной белорусской спортсменки:

"Александра Герасименя - чемпионка мира
 и призер олимпийских игр по плаванию.
 В августе 2020 года она подписала
открытое письмо с требованием признать
 недействительными результаты выборов
президента Беларуси, победителем вторых
 был объявлен Александр Лукашенко.
На улицы Минска и других городов Беларуси
 тогда вышли десятки тысяч несогласных
с официальными результатами."

Отметим здесь, что пресловутое письмо в не государственной прессе получило название "спортсмены против насилия". Однако чем как не насилием является ТРЕБОВАНИЕ незаконных, антиконституционных действий по признанию или не признанию результатов выборов во внесудебном порядке, а всего лишь по желанию нескольких сотен безусловно уважаемых знаменитых и не очень знаменитых спортсменов.

Не обошли стороной вопрос и бывшие "независимые" белорусские журналисты, воочию наблюдавшие за событиями и подвизающиеся ныне в качестве экспертов в разных интернет изданиях. Так, например Класковский считает что:

"В двадцатом году он, конечно,
предполагал, что будет Плошча.
Не зря перед выборами ездил по воинским
 частям, особенно внутренних войск.
Но он не думал, что сотни тысяч
 выйдут на улицы"

Если мы правильно догадываемся кто такой ОН, то отметим, во первых, что в те дни ОН ездил не только к военным, но и к медикам, и в рабочие коллективы, и в сельскохозяйственные предприятия, и т.д. А во вторых отметим, что в "телегу" в то время заглядывали не только жаждущие перемен, но и их оппоненты. В том числе и те, кому это предписано служебными обязанностями. И они не предполагали, а прекрасно знали к чему готовят белорусов  самые разные фонды, СМИ, НГО, USAID и др.
 
Что же касается сотен тысяч, то это никак не миллион и даже не "почти пол миллиона", не говоря уже о "свыше полумиллиона".

А завершить данный раздел можно публикацией, раскрывающей механизмы того, как легко тысячи протестующих превращаются в миллионы. Перед журналистом разоткровенничался активист "общенациональной забастовки", бывший рабочий тракторного завода С.Дылевский, который ныне считает себя лидером всех рабочих Беларуси.

"Вопрос:  На второй день забастовки
 в эфире «Настоящего времени» вы говорили,
что в ней участвуют 10-30 процентов
 всех рабочих страны.
Откуда у вас были такие цифры?
Ответ: Мы тогда собирали примерную
 статистику по активам. Давали запросы
 на стачкомы предприятий, получали от
них информацию, все это суммировали - и выходило
 действительно большое число людей.
 Потом, когда стали эти цифры анализировать,
 вышло, что они сильно завышены.

Вопрос: Зачем активисты вам их завышали?
Ответ: Наверное, потому что людям
хотелось так видеть. У нас, например,
 были сообщения: «На таком-то предприятии
 цех сборки стоит». Начинаем проверять.
Оказывается, просто одна бригада,
шесть человек, приняла решение не выходить.
 Информацию как раз прислал сотрудник  этой бригады.
 В его глазах все в цеху тогда так поступили."

Вот только всего-то и дел. Во истину, если нельзя, но очень хочется, то можно. Захотелось и пустое место превращается в 10-30 процентов рабочих цеха, потом завода, отрасли, всей страны.
 
И эти люди критикуют ЦИК!

Они провозгласили, что в стране проходит ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАБАСТОВКА!
А на самом деле пшик. Как не пыжился наш популярный интернет портал в те дни публикуя фото ликующих молодых людей с подписью "еще один присоединился к общенациональной забастовке", но таких фото оказалось куда как меньше, чем сотрудников в редакции портала. И который сам, кстати, не присоединился!

В результате почти пять миллионов белорусов (трудовой ресурс страны в 2020-ом году) поддержали не авантюру, организовывавшуюся в Вильнюсе, а действующую власть. Среди них каждый пятый - это молодой человек в возрасте до 31 года.

В открытом доступе имеется множество фото с улиц разных городов в те дни. Любой желающий легко может сделать оценку массовости происходящего и сравнить ее с данными зарубежной  и отечественной негосударстве6нной прессы. Можно обнаружить даже, что журналисты, при всей их предвзятости, оказались куда как объективнее тех, кто стрижет купоны на мифах о миллионах белорусских протестующих.

В итоге получается что в  самый оживленный день 16 августа по всей стране на улицы вышло в два с лишним раза меньше граждан, чем их проголосовало по данным ЦИК за С.Тихановскую. А вот отдельно по г.Минску примерно соблюдается паритет.

Если же сравнивать с числом голосов, которые в пользу С.Тихановской  насчитал "Голос" (более трех миллионов), то выходит, что на улицы страны вышла менее чем десятая часть ее сторонников.

Задумывались ли ребята из "Голоса", целый год раскладывавшие пасьянс из сомнительных цифр, а также и их пропагандисты о том, что у них что-то не пляшет и что белорусы не поддержали иллюзии и фантазии тех, кто очень весело проводил время в августе 2020-го на проспектах разных городов страны?

Признаться, не задумывался об этом и я, пока не добрался до мысли выразить число протестующих в процентах. Не даром ведь математика придумала такое понятие, задолго до Эйнштейна утверждая, что все в мире относительно. А вот не пришлось как-то ни в одной публикации ни о тысячах, ни о миллионах митингующих встретить попытки от абсолютных цифр перейти к относительным.

Исправим эту несправедливость.

Для определенности согласимся с оценкой числа протестующих (любой может убедиться, что она завышена) в самый массовый день нашим бывшим популярным интернет-порталом. И может не только потому, что он был популярным, а потому, что он единственный, который понятным языком объяснил как была получена его цифра.  Добавим к этой цифре еще и сведения из разных источников (не государственных!) о протестующих в этот день в других городах страны.

Получим примерно 250000 человек  (четверть миллиона) по всей стране.

Цифра конечно значительная, но может ли она претендовать, на то, что протестующие представляют "весь город", "всю страну", "весь народ" или какое-либо другое "ВСЕ"?

Этим ВСЕ может быть число тех, кто голосовал  за С.Тихановскую. Процент протестующих от него составляет  - 42,5. Меньше половины!

Но в выборах принимали участие несколько оппозиционных кандидатов и наверняка они со своими избирателями тоже не удовлетворены итогами компании. Процент числа протестующих от числа всех избирателей, голосовавших за всех оппонентов власти - 30,4. Меньше, чем каждый третий!

Но были же и те, кто голосовал против всех. Посчитаем процент числа протестующих от числа тех, кто НЕ голосовал за победителя выборов, а голосовал или за его оппонентов, или против всех.  Получается 21,6%. Чуть больше, чем каждый пятый.

Процент протестующих от числа избирателей, принявших участие в голосовании составляет всего лишь  4,3. Один из двадцати трех человек.

А если под ВСЕ понимать, как оно должно и быть, всех избирателей страны, включенных в списки для голосования, то оказывается, что на протесты вышли 3,6% от этого числа.

То-то в те дни мелькало в публикациях что в толпах на минских проспектах частенько вспоминали трехпроцентные явления (шутка, если кто не понял сразу; если не понял и теперь, то отправляю к фантазиям Р.Протасевча).

И, наконец, еще один, возможно для кого-то неожиданный момент. Все эти цифры характеризуют один единственный день беспорядков в Беларуси - 16 августа 2020-го года.  И в этот день никакого насилия над протестующими не было. А вот уже в следующее воскресенье митингующих было гораздо меньше, а 30-го августа на Партизанский проспект, куда Р.Протасевич и его хозяева зазвали белорусских новоявленных "партизан", ни о каких десятках тысяч речи и вовсе не шло. Тем более не было их и в последующее воскресенье, хотя в Минск прикатили из районов и областей страны огромное количество студентов - самой революционно настроенной части любой страны.
 
Что касается остальных 107 городов страны, то там и вспомнить, практически нечего.


Рецензии