Чужими голосами. 4 Иллюзии на минских проспектах

         
Сегодня ни для кого не секрет, что события вечера 9-го августа и последующей ночи не были стихийными, а тщательно готовились заранее. Организаторы и координаторы этой подготовки убеждали потенциальных протестующих в том, что выборы будут сфальсифицированы и направляли их на акции (планы А и В) сразу после закрытия избирательных участков.

Пропаганда сработала, нашлись и исполнители.

Некоторые из таких помчавшихся протестовать еще не зная, а только лишь предполагая, охотно делятся воспоминаниями с журналистами. Эти воспоминания зачастую начинались одинаково: раньше я совсем не интересовался(ась) политикой, а потом мне рассказали...

Вот еще один из таких примеров в дополнение к приведенному в предыдущем разделе:

"Я не очень интересовалась политикой.
 К годам 15-16 начала смотреть Нехту,
узнала кто такой С.Тихановский, ездила
 на его митинги в Гомеле. Я подписалась
 не него и с того момента начала
интересоваться политикой, читать
 об истории протестов в Беларуси."

Вполне возможно, что доступные ей источники "об истории протестов в Беларуси" дали ей некоторую основу для анализа личностных и политологических качеств претендентов на высокие должности в руководстве страны и она дает им достойную оценку. И если в отношении одного из кандидатов оценка вполне понятна и может быть даже естественна в силу огромной разницы в возрасте, то в отношении остальных она несколько неожиданная:
"Я до сих пор не вижу подходящего
 кандидата среди существующих.
Но у меня нет варианта..."

Устами младенца, как говорится... Может в этой оценке и кроется секрет для кого-то неутешительных официальных результатов выборов.
Какова природа рождения иллюзий? Наверняка механизмов очень много. Вот в этом месте интервью ярко проявляется один из них. Девушка, рассказывавшая о себе, вдруг вкладывает свои мысли в умы других людей, якобы и у них нет вариантов. Я превратилось в МЫ.

"Возможно сначала мы выберем
неправильно, возможно, сначала
будет еще хуже, но  здорово,
если у нас хотя бы  появится
 возможность выбирать"

Вариантов нет у МЕНЯ, а выберем МЫ.
И хотя о возможности выбирать девушка говорит в будущем времени, но реально она пользуется ею в настоящем по инструкциям полученным в телеграмм-каналах. Информация о планах Протасевича под литерами А и В была принята к сведению и чем же еще отметить первое участие в выборах как не поездкой в Минск. Но только после предварительных репетиций! В малом зале, так сказать, для начала. Ну, а потом пора и на большую сцену!

"Мы с другом сходили проголосовали за
 Тихановскую. После этого сели на
 маршрутку и поехали в Минск.
Мы предполагали, что в Минске могут
 произойти какие-то пртесты, и мы хотели
 поучаствовать. До этого мы мы участвовали
 в протестах в Гомеле, они были, понятно,
 не очень людные - город поменьше."

Полученное от Nextы политическое воспитание предопределило весьма своеобразное понимание термина "выбирать". Если итоги выборов не соответствуют желаниям, то необходимо протестовать.
"Было очевидно, что победит Лукашенко.
 Но надежда теплилась, и мы думали:
 либо едем протестовать, либо едем
 пить шампанское в честь победы."

И вот еще одна пара, не интересовавшаяся ранее политикой, как и пара из Уручья, направляется к Стеле.  И надо же такому случиться - именно туда направляется множество и других людей.

"Мы были вместе с толпой.  Мы направлялись
 к стеле, мы видели ее впереди и знали,
 что там будет собираться большая толпа.
 Мы не дошли, так как перекресток
был перекрыт, там был кордон милиции."
Протест был мирным, поэтому все, что
 мы могли делать, это просить опустить
 щиты и пропустить нас.
Именно это мы и делали. Таков был план."
 
Они прекрасно знали, что делали, куда и зачем шли. У них был план. Кто его составлял - вопрос риторический. О том, что у других их соотечественников планы совершенно иные как-то никто не задумывался. Равно как никто и не думал реагировать на пока еще совершенно мирные просьбы милиционеров разойтись и не участвовать в противоправной акции.

Или радоваться, или протестовать. О существовании других вариантов нет никакой речи. Более того, толпа решительно настроена именно протестовать и ей для начала действий достаточно любого сигнала:

"В огромной толпе кто-то смог
 подключиться к интернету и крикнул,
 что Лукашенко набрал за 80%.
Люди перед милицией стали становиться
в сцепку. Мы с другом и его братом
 тоже стали в сцепку."

Вот и начали работать уроки "мирного протеста" от Протасевича. Побоку даже предположения о том, что другие избиратели имеют противоположное мнение об этих уроках. Теперь переход от Я к МЫ распространяется на всю страну. И не имеет никакого значения то, что ни официальных данных об итогов выборов, ни альтернативных еще не существует. Праздник " мы ждем перемен" начался.

Однако не перемены правят бал на этом празднике считает, С.Алесиевич, а иллюзии:

"Это был какой-то идеализм — я даже
 не знаю, откуда он. Из Советского времени,
между прочим, тоже. Идеализм поселялся
 на улицах. Все ждали дня, когда можно
 будет выйти на улицу, чтобы вдохнуть
 глоток, почувствовать, что мы другие,
 свободные. Это было романтическое
 отсутствие опыта."

Романтичное, не романтичное - это дело вкуса. Но, во-первых, неужели опыт Советского времени и его кончины так ничему и не научил? А во-вторых, может следует вначале приобрести опыт политической борьбы, мудрого стратегического планирования, как учили классики теории государственных переворотов, и только потом призывать людей "вдыхать глотки свободы"?  Не ДО, а ПОСЛЕ реализации разных пунктов тактического планирования.

Но о каком там накоплении опыта может идти речь, если характер действий диктуется амбициями. БУДУЩИЕ политики возомнили себя таковыми уже СЕЙЧАС и кроме давления не знают никаких других способов достижения политических целей. Так характеризует обстановку бывший журналист интернет портала, а нынче один из европейских экспертов по Беларуси А.Шрайбман. Пустившись как и я в воспоминания о 2020-ом, он перечисляет ряд факторов, якобы снизивших авторитет власти у населения. Это утверждает он:

"укрепляло у амбициозных людей, будущих
политиков, веру в то, что на власть можно
 повлиять общественным давлением, можно
добиться каких-то перемен прямо сейчас.
Это надежда, которая была разлита в воздухе,
 не поддается никакому измерению. Она не была
 осязаемой, но она была ключевым фактором
 той политизации. И выдвижение будущих
 лидеров оппозиции было встречено таким же
 энтузиазмом, такой же надеждой со стороны
 их будущих избирателей."

Другими словами и будущие лидеры, и их предполагаемый электорат вместо длительной и напряженной политической подготовки надеялись исключительно на собственное хотение и щучье веление да на золотую рыбку в период щедрой раздачи ею царских должностей.

Надежда, разлитая в воздухе вместо мудрого стратегического планирования. Хм, оригинально, как говаривал поручик Ржевский в не очень приличных анекдотах.

Интересно, что С.Алексиевич не только характеризует действия протестующих как наполненные иллюзиями, но и сама находится в плену таких же иллюзий, утверждая, что посеянному неизвестно кем (а может все-таки и известно) идеализму подвержены ВСЕ.

Кто такие все? Читаем далее:

"А тогда это был потрясающий праздник,
я не помню такого города.
Женщины в белых платьях, цветы — это все
 было так красиво. И это была сама стихия.
 Весь народ напрягся, чтобы стать нацией,
 почувствовать себя народом. И это он сделал."

Оказывается (а чего мелочиться?) это ВЕСЬ народ.

Ну, а коли себе присвоено право говорить от имени народа, то вполне допустимы и такие перлы как "...народ напрягся, чтобы почувствовать себя народом", да еще и "стать нацией". Ах, какие красивые слова! А по сути - пустословие, в котором собственное понимание сущности признаков, определяющих понятия "нация" и "народ", преподносится как стихийно появившиеся мысли каждого гражданина всей страны.

Какими приборами измерялись "напряжение" и "чувства" народа в интервью не упоминается, да и об этих ли мелочах думать, если на улицах города праздник с присущими ему цветами и белыми платьями?

И уж совсем ни к чему вспоминать, например, о рассказе юной гомельчанки, у которой в памяти о тех днях остались не шарики-цветочки, а сцепка в противостоянии с органами правопорядка, репетиции таких сцепок задолго до выборов.

Конечно ни к чему. Это же не МЫ жгли шины и т.д. Мы просто шли в хвосте.

"Сейчас Координационный совет, как будто
 руководящий тогда орган, упрекают,
что мы не жгли шины, не стреляли,
 не бросали коктейли Молотова.
Я думаю, что мы шли в хвосте событий.

И если закрывать глаза на то, что происходило в ночном Минске в течение первой недели после выборов, то, конечно, можно  свести все события к празднику, в котором участвуют наивные люди, не подозревающие, что свобода - это в первую очередь ТРУД. В том числе и труд по уважению права на свободу не только своих единомышленников, но и тех, кто не болеет иллюзиями ожидания перемен.

Думали ли об этом те, кто воскресными днями августа не имея понятия (по словам С.Алексиевич) о путях достижения свободы, весело утверждали, что они уже свободны?   

"И я думаю, что люди не были готовы
стрелять или бросать коктейли Молотова.
 Они представляли свободу как праздник - повторились
 те же 1990-е годы. Я думаю, что люди не думали,
что свобода - это что-то другое. Кажется, мы только
 сейчас поняли, что свобода — это долгий путь."

"Я думаю, что люди не думали..." - прекрасный словесный оборот, показывающий, что иллюзии автора распространяются не только на то, о чем люди думают, но и на то, о чем они даже и не собираются думать. Иллюзия в квадрате какая-то получается.

Но через несколько строк автор начинает думать, что люди все-таки думали.

"Я не знаю, на что мы надеялись. Это просто
 было очень красиво, и мы упивались этим.
 Я думаю, что мы даже не много думали о будущем:
просто жили моментом, радостью, возможностью
 идти по своему городу и видеть совершено других  людей.
 Весь город перезнакомился, во дворах шла своя жизнь."

Но думали, правда, не очень много. То есть попросту знать не знали зачем вышли на улицы, что праздновали, с кем перезнакомились, заглядывая в чужие дворы. Сплошное иди  туда -  не знаю куда, принеси то - не знаю что (русск. нар. ск-ка).

Действительно все-таки "меня обманывать не трудно, я сам обманываться рад" (А.С.Пушкин). Особенно если свести события к одному (праздничному) дню и умалчивать о днях предыдущих с их не очень праздничной атмосферой. Ее тогда создавали не только внезапно прозревшие и в одночасье заинтересовавшиеся политикой девушки, но и представители сильного пола, примерно с таким же отношением к общественной жизни в стране.

По крайней мере именно так характеризует  журналист протестное большинство, взяв интервью у одного из его представителей.

"Сергей - криптоброкер, материальных проблем,
как и многие белорусы, вышедшие на протесты
в 2020 году, не имел. Как и большинство, до выборов
 жил своей жизнью, скептически воспринимая
 мысль о каких-либо переменах."

Но вдруг кто-то что-то рассказал и внутренний мир наполнился иллюзиями:

"Но заявление Виктора Бабарико о том, что
 он хочет пойти на выборы, на меня произвело
 эффект разорвавшейся бомбы.
Решил, что за такого кандидата буду голосовать.
 Впервые испытал незнакомое
 ощущение надежды, воодушевления."

Но не все так просто в реальной жизни.  Приходится иногда и самому принимать  решения, выбирая между душевным подъемом  и необходимостью преодоления страха:

"После ареста Бабарико оставаться дома
 больше не мог, начал выходить в цепи
солидарности. Вообще, протесты у меня вызывали
 два сильных чувства - невероятного
 душевного подъема и страха.
Невозможно было не проникнуться энергией,
которая исходила от того количества людей на улицах."

Действует, оказывается эффект толпы даже если она и не очень велика, как это было в мае-июне. Что уж говорить о времени, более близком к дню выборов.   

"После того митинга в парке Дружбы народов
 я сразу включился в активизм, вошел в разные
 инициативы, вроде «Честные люди», стал
покупать и раздавать белые ленточки, печатать
 листовки и другую протестную символику.
 Расклеивал ее в своем районе, распространял.
 Позже участвовал в организации дворовых
 концертов и других акций."

И этот эффект настолько сильный, что герой публикации напрочь забыл о том, что предвыборная агитация и протестная активность - это совершенно разные и не совместимые вещи. А может никогда и не знал того, что одно только "Уходи" никак не проясняет последующих за этим перспектив. Зато был уверен, что хоть они и весьма туманны, но достижимы если просто-напросто вооружиться "Пагоняй".

"На выборы пошел в майке с «Пагоняй»:
стояла огромная очередь, все с белыми
ленточками, глаза горят - результат был
 очевиден и без подсчета голосов."

Оказалось, что белых ленточек было так много, что не нашлось ни одного человека, который бы взял на себя труд пересчитать их. (Ирония, ибо нигде в "оппозиционной прессе" мне не удалось найти никаких упоминаний о подсчетах числа избирателей с белыми ленточками на руке; не особенно-то они наблюдались и на фотографиях, сделанных в день выборов и в последующие дни).
А зачем их считать, если глаза горят и с территории одного избирательного участка со всей очевидностью делается вывод о результатах выборов по всей  стране.

  И все-таки Сергей далеко не наивный участник протестных акций. Он хорошо понимает, что его действия очень далеки от норм, принятых в обществе. 
"Собеседник считает, что уголовную статью
 не получил только по недоразумению:
- Просто не досмотрели из-за большого
 потока задержанных в те дни."

Тем самым он подтверждает, что август 2020-го года - это далеко не одни только красивые шествия счастливых людей, как пытается представить события С.Алексиевич:
"Люди представляли свободу как
праздник. В этом была наша ошибка.
Но я думаю, если бы начали
сопротивляться (силой — С.), нашлись
бы молодые люди, и они бы погибли —
это было бы очень страшно."

Да, мы действительно уникальный народ, как говорил один юморист, увы, не доживший до наших дней. Так и представляю себе как он мог бы продолжить свою фразу: только мы можем праздновать не состоявшееся достижение некоторой цели, не пошевелив ни одним пальцем для ее достижения. 
Три раза в течение небольшого интервью С.Алексиевич  повторяет слово "праздник".  И на этом фоне черными метками кажутся ее слова  "стрелять", "коктейли Молотова", "жечь шины", "погибли бы молодые люди".
Мало того, вспоминая о наличии в городе в те дни военной техники, она говорит:

"...было ясно: за этой техникой стоит сильная
политическая воля, и он не остановится
 перед кровью. У нас нет шансов."

Законный вопрос - а что, кто-то не знал, что в стране сильная власть? Мало было четверти века для того что бы понять что руководство страны обладает сильной политической волей и не допустит государственного переворота?

И что же, кто-то был готов марши с цветочками и белыми платьями, которые вольготно чувствовали себя в городе по выходным августа месяца и которым не  препятствовали силовые структуры, превратить в воинствующую стихию?
 
Как это странно и страшно, что человек, отмеченный высокой наградой в одной из самых гуманных областей человеческой деятельности, человек, считающий себя интеллектуалом высочайшего класса (как то сетовала, что в Беларуси некого пригласить на беседу в ее интеллектуальный клуб), не видит других путей политических преобразований в обществе кроме насилия и романтизирует это насилие, изображая его в виде лубочных картинок цветочных маршей.

Конечно же, в отличие от С.Алексиевич, мне неизвестно каким образом "весь народ напрягся, что бы стать нацией, почувствовать себя народом", но я точно знаю (и все знают это), что на следующее утро после "праздника" почти все его участники без всякого напряжения и даже не задумываясь об этом, осознали себя гражданами своей страны, то есть частичкой своего народа, и как граждане любой другой страны мира отправились на свои рабочие места. Такая ситуация повторялась и в последующие дни и, что очень показательно, в дни "общенациональной стачки" тоже. Так, что желающим организовать "продолжение банкета" приходилось дожидаться очередных выходных.

Именно поэтому и подумалось неужели в те дни на минских улицах не было ни одного человека, который бы хоть в какой то мере свободен от иллюзий о возможностях белорусского Майдана.

Были такие люди. Один из них мог повлиять на ход событий, но большинство находящихся рядом проголосовало за создание противоправного Координационного совета, что было поддержано таким же не законным штабом в Литве.

Это интервью дает  потомственный юрист, адвокат И.Салей. Это он предлагал юридически безупречные  и вполне логичные пути политической конкуренции в стране путем создания новой политической партии. Мы не знаем какой бы она могла быть, чем бы отличалась от полутора десятков уже работавших тогда партий, но вопрос отпал сам собой -  соратники не приняли эту идею и пустились "во все тяжкие".  Решившись на силовое противостояние с действующей властью (в том числе и полная праздничных иллюзий С.Алексиевич) они создали противозаконный Координационный совет. Вполне естественно, что:

"на следующий день после его объявления
генеральный прокурор лично возбудил
уголовное дело, по которому, собственно,
 и были задержаны Маша Колесникова,
Максим и я."

А ведь могли же...

"Вопрос: Что вам дало бы создание партии?
Ответ: Действующая власть любит говорить,
что любая политическая деятельность должна
быть «в правовом поле». Мой извращенный
юридический ум настаивал на том, что, если бы
мы приняли решение продолжать работу как
 политическая партия, это бы лишило власть
аргумента о незаконности нашей деятельности
и значительно бы сузило для них пространство
 для маневра. Ведь именно благодаря такому
подходу (все делать по закону. - Прим, ред.)
 нам удалось пройти всю кампанию от начала
 и до конца и вовлечь в нее миллионы людей."

Ну, надо же. И кто бы мог подумать? А ведь это прямое следование за классиками в области общественных преобразований, о которых и шла речь во второй части моих воспоминаний (Вспоминая август 2020-го года).
Да, был все-таки в те дни в родном отечестве (в рядах организаторов беспорядков) если не пророк, то хотя бы человек с элементами здравого смысла. Но кто же его услышит если с самого начала года электорату тщательно внушали "На плошчу" и "Уходи". И вот вслед за другими членами упомянутого совета профессиональный адвокат тоже  вольно или невольно заблуждается по поводу миллионов вовлеченных в протестные акции людей, а также сомневается в успехе своего предложения,

"Не говорю о том, что конечный результат был бы
 иным, хотя кто знает, но, думаю, мы бы смогли
побороться и выжить чуть дольше."

но он хотя бы попытался...   (Кен Кизи. Пролетая над гнездом кукушки).


*****
PS.  С девушкой, прошедшей уроки "мирного протеста" в Гомеле задолго до ночи на 10-е августа в Минске я встречался в разных ее интервью несколько раз. Увы, противостояние милиции в сцепке с возбужденной толпой закончилось для нее контузией и поездкой в скорой помощи в реанимацию. Позднее было лечение в Чехии, где нынче она и живет.
Выражаю вместе с читателем ей искреннее соболезнование с пожеланием полного выздоровления.
Дадим ей слово еще раз, процитировав завершение последнего из прочитанных мною интервью.
Вопрос: С чем Вы связываете свою
 дальнейшую жизнь?

Ответ: Если не с Беларусью, то я не знаю,
 с чем еще. Ведь я отдала здоровье за это.
И я правда верила в нашу идею, и я очень
хочу, чтобы у моей страны все получилось.
Я хочу это увидеть и вернуться туда.

Вопрос: Что бы вы сказали, если бы могли
поговорить с собой тогдашней?

Ответ: Может не себе, а в целом всем белорусам.
Потому что я наивно верила в мирный протест.
Мы наивно верили в него... Если бы мы не
останавливали тех, кто бросал бутылки
и не кричали на них: «Провокаторы!» - может быть,
 получилось бы совсем по-другому.
Если бы мы давали отпор, а не приходили с цветами."

Воздержусь от напрашивающихся комментариев. По-моему девушка сама прекрасно прокомментировала все то, что я хотел сказать в данном разделе.


Рецензии