Ребенок, которому не поставлены границы

Обычно в раннем возрасте у детей формируется осознание наличия границ. Но бывает, что процесс формирования этого осознания нарушен, ребенок растет, а границы так и не сформированы. И вот ему 20, 30 лет, а он не понимает, что есть границы, и любое упоминание об этом факте вызывает у чада истерику и упреки, обращенные ко всему миру, который его, такого умного и уникального, из-за этого не любит. А он между прочим лучше всех играет в шахматы и играет на скрипочке.
Ребенку, не понимающему, что есть границы, ничего не стоит ночью ворваться в спальню к папе с мамой, потому что ему вот просто интересно, чем они там занимаются. Или, к примеру, семья живет в коммунальной квартире, занимает там две комнаты, но есть еще общая гостиная, комната соседки, коридор и туалет с ванной. Так вот, если ребенку понравился шкаф в комнате соседки, он вдруг решает, что неплохо бы поставить там игрушечного плюшевого мишку и заводную машинку, потому что ни в его комнате, ни в комнате родителей для них нет места. Он самовольно убирает вещи с одной из четырех полок в шкафу соседки и ставит туда мишку и машинку. Потом в любой момент дня и ночи он приходит туда, чтобы погладить мишку и завести машинку. Когда ему говорят, что прости, это же не твоя комната, а комната соседки, у которой должно быть свое личное пространство, чадо закатывает истерику. У него же нет места, а у соседки такой большой и красивый шкаф, мишке там удобно, а у него есть законное право в любой момент дня и ночи пойти и погладить мишку в комнате соседки. Кто не доволен этим, тот просто тупица и гопник и недоволен, потому что завидует ему, скрипачу и шахматисту.
То же самое происходит в общей кухне, туалете и ванной. Ребенок кошмарит соседку, которая хочет сварить макароны или выкупаться, потому что это его кухня, его ванная, а соседку он может туда пустить, когда того захочет его левая нога, и только если он будет иметь возможность наблюдать за процессом.
В школе с ребенком происходит то же самое. Он настаивает на своем праве не подчиняться правилам класса и требует, чтобы класс признал его право делать всё, что он хочет, на уроках и на переменах. Юрисдикцию учительницы он не признает и не считает ее указания обязывающими.
Что делать с ребенком, воспитание которого упущено? Надо, чтобы ответственные взрослые, все или хотя бы некоторые, довели до его сознания два мессиджа:
1. Правила класса едины для всех. Их надо соблюдать. Ты можешь их не соблюдать, но учиться тогда тут не будешь несмотря на пятерки по математике и умение играть в шахматы и на скрипке.
2. Твое пространство - это твоя комната. К родителям ты можешь заходить, когда они тебе это разрешают, а к соседке - когда она тебя согласится пустить. Мишку и машинку из соседкиного шкафа ты обязан забрать, и это твоя проблема, куда ты их положишь. А если ты будешь мешать соседке варить макароны на кухне, тебя самого перестанут туда пускать. Обедай у себя в комнате.
Разумеется, в случае объявления этих новых правил у ребенка начнется истерика и обида на весь мир. Он скажет, что плохие люди хотят его убить, и что его существование несовместимо с наличием границ. На эту истерику вестись не надо, а надо дать ему понять, что границы отныне есть, и если окружающие в чем-то виноваты, то только в том, что не объяснили ему это много лет назад.
Человек, разумеется, свободен. Ребенок тоже. Надо ему сказать, что он может не принять диктат и отказаться признавать границы, но в этом случае у него не будет друзей, он не сможет учиться в школе, не найдет работу и останется бомжом. Вон там на скамейке ночует Ким Сунь Чурр, он один, он никому ничего не обязан и никого не интересует. Только когда он начинает всерьез голодать, он садится под мостом со шляпой между ногами, ему кидают в шляпу монетки, и так он живет. Но учти, что Ким Сунь не умеет играть в шахматы, а твоя скрипка не переживет сырости, если ты будешь жить на улице. Плюшевый мишка, которого придется туда же забрать, ее тоже не переживет.
Договариваться с избалованным ребенком о границах глупо и бессмысленно. Границы такому ребенку устанавливают и показывают - они вот, вот и вот. Не нравится - иди к Ким Суню. И это единственный способ вылечить ребенка и обеспечить нормальную жизнь окружающим.
Искать какие-то аллюзии можно, это на усмотрение читателей. Спорить ни с кем не буду. Несогласным скажу, что аллюзий нет, а тем, кто понимает, о чем я, и согласен с этим, скажу, что да, они правильно меня поняли.


Рецензии