Изгнание Иисусом торгующих из Храма

Чтобы "найти" исторического Иисуса, в первую очередь, следует освободить Иисуса Евангельского от гнета многовековых мифических пластов . Это возможно, и критический анализ евангельских текстов один из путей путь к этому.
Итак, аресту и суду непосредственно предшествовал въезд Иисуса в Иерусалим  по «сценарию»  пророчества Захарии : праведный и спасающий, кроткий Царь  верхом на молодом осле  под восторженные крики толпы:«Осанна Сыну Давидову!  "…Этот триумфальный въезд в соответствии с известным мессианским пророчеством , в сопровождении ликующей толпы учеников и присоединившихся к ним паломников, был  по существу акцией утверждения Иисуса "в статусе" -статусе Мессии, с приходом которого должно явиться и Царство Небесное. Все должно свершиться " согласно пророчествам", которые как Он сам провозгласил,все «о Нем»

Но появление Иисуса, вызвавшее вначале в сердцах людей чувство восторга (Марк. 11, 18) , позже произвело настоящее смятение. Стали распространяться слухи о том, что он был возмущен положением, сложившимся во дворах Храма. На территории Храма продавались жертвенные животные, которых покупали паломники, потому что не могли приводить их с собой из дальних мест. Римские и греческие монеты обменивались на особые храмовые монеты , потому что платить налоги языческими монетами было запрещено.
   Иисус, по словам очевидцев, перевернул столы и стал кнутом выгонять торговцев, менял и паломников. Они находились в так называемом притворе язычников и занимались своим делом. Иисус выгонал их из дворов Храма,  как бы исполняя, таким образом, пророчество Иеремии (7, 11): «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников» (Марк. 11, 17.Мф. 21:12, 13)

Более подробное повествование у евангелиста Иоанна.
Согласно Последовательности евангельских событий по четырём евангелистам , Иоанн описывает изгнание торгующих из храма на три года ранее (накануне первой пасхи из четырёх) (Ин. 2:13) , а остальные евангелисты описывают это событие накануне последней — четвёртой пасхи.

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. ( Ин. 2:13—16)

Об акции «очищения храма» свидетельствуют все четыре канонических евангелия, что само по себе говорит в пользу его историчности. Однако все четыре евангелиста описали данный эпизод довольно буднично, почти что мимоходом, словно они не знали о его подлинном смысле или, что более вероятно, сознательно умаляли значение события, радикальный подтекст которого был бы немедленно понят любым очевидцем.

Что же могли означать действия Иисуса?
Скорее всего, предпринятая "акции" в Храме-это следующий шаг Мессии, а за ним должно было бы произойти главное - явление Царства.Возможно, что Он думал, что приближается апокалиптический конец времён, когда  все народы примут над собой власть Бога Израилева. В преддверии эсхатологического  события Двор Язычников должен быть очищен: ему должен быть возвращён его сакральный статус.

Но мог ли один человек  «очистить» площадь такой величины?  --евангелисты не придают этому обстоятельству никакого значения. Однако, по словам  исследователей, территория, о которой идет речь, была «сравнима с размером древнего города Ура». Можно предположить, что в Храм Иисус вошел в сопровождении учеников и той возбужденной приходом «Мессии -Царя» толпы, которая приветствовала Его приход.
В любом случае, ни охрана Храма, ни воины-оккупанты, расквартированные в находящейся рядом крепости Антония, не проявили ни малейшего желания вмешаться в конфликт.Иисус же  мирно ретировался со своими учениками к городским воротам (Марк. 11, 19). Любой желающий мог проследовать за ним, но, похоже, представители власти не видели в этом необходимости, и против него не было предпринято никаких мер .

Похоже, что никто не возражал против трехдневной проповеди Иисуса в притворе Храма перед огромным скоплением народа после его знаменательного прибытия. Первосвященники, книжники, старейшины собрались вокруг него и вели научные дискуссии (Марк. 11, 27–33; 12, 1–4).
   Поразительным кажется тот факт, что сам Иисус не усматривал опасности в происходившем вокруг него. Он хвалил книжников, когда они соглашались с ним (Марк. 12, 34), и яростно обличал, когда они не соглашались (Марк. 12, 38–40). Очевидно, ни он, ни люди из его окружения не видели необходимости в особых мерах безопасности.

   Однако, в ходе последующих событий руководство Храма, должно быть, изменило свое отношение к Иисусу:  было принято решение его арестовать.Собственно, изолировать Иисуса Христа решено было начальниками народа, первосвященниками и книжниками еще раньше, как повествует еванг. Иоанн (Ин.5:16;;7:32 ); теперь же придумывали они, каким бы образом привести в исполнение свое решение,  так как обстоятельства не благоприятствовали им ., Народ торжественно встретил Иисуса, как  своего Царя, при входе в Иерусалим, и власти   могли опасаться , что народ заступится за Иисуса Христа, если  они вздумают Его   арестовать .  А это могло бы не только сделать  им много неприятностей  как  недоброжелателям Христа, но и навлечь беду от Римлян на всю еврейскую нацию. Именно так и высказался по Евангелию  Иоанна, первосвященник Каиафа (Ин.11:49–50).

Итак, власти не могут выследить правонарушителя. При этом множество людей и, прежде всего, представители властей и службы охраны правопорядка должны были знать, где находится Иисус. Иоанн говорит, что он был в Вифании, селении в пригороде Иерусалима, где Он воскресил Лазаря.  «Многие иудеи» пришли туда, чтобы посмотреть на него и Лазаря, но никто и не думал подчиняться предписанию и содействовать его аресту. Кроме того, когда Иисус вернулся в Иерусалим, очевидно, не подозревая о выписанном «ордере на его арест», не были предприняты никакие меры. Похоже, власти смирились с положением дел: «Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним!» (Иоан. 12, 19).
   Когда Иисус все же был арестован в Великий Четверг и приведен к бывшему первосвященнику Анне, Он справедливо указал на противоречивое поведение властей: «...Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в Храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Иоан. 18, 20).

Еще одна точка зрения на  акцию Иисуса в Храме.
В эпизоде с изгнанием торгующих из храма Иисус выступает отнюдь не как противник храмового богослужения. Как отмечает Дж. Чарлсворт, необходимо делать различие между Иерусалимом как святым городом и Иерусалимом как торговым центром; храмом как домом Божьим и религиозными и административными учреждениями, созданными саддукеями для контроля над ним6. Опрокидывая столы меновщиков и изгоняя продающих голубей, Иисус выступал против превращения храма в торговый центр, каковым он стал по вине первосвященников и фарисеев.

Действия Иисуса в храме — лишь один из эпизодов в Его полемике с духовными лидерами израильского народа. Эту полемику Он вел, главным образом, в Своих поучениях и притчах. Однако, подобно древним пророкам, которые не только говорили, но и совершали деяния, имевшие символический смысл, Иисус совершил символическое действие, которое должно было напомнить людям об истинном назначении храма.

При любом из множества возможных толкований «акции» , именно она явилась  одной из главных причин ареста Иисуса.


Рецензии