Возлюби ближнего как самого себя. Глава 3

Конечно, не каждому дано быть хорошим человеком. Но нет предела совершенству. И поэтому следует отдельно сказать, что гораздо более оптимальный вариант любви к ближнему встречается у замечательного человека. А что это такое мы и поговорим далее.

Придирчивый читатель может спросить о том, а что, собственно, за вопрос такой, что о нем необходимо говорить отдельно. И будет, несомненно, прав. Ибо, это не просто важный, а очень важный момент. Во-первых, потому что замечательный человек может в два-четыре раза быть лучше просто хорошего человека. И это при условии, что хороший человек в два-четыре раза лучше обычного. Вот и получается, что в среднем замечательный человек почти в десять раз лучше обычного. Если спросить любого человека о том, хочет ли он быть замечательным, то практически все ответят, что, конечно, хотят. Но вот тут есть камень преткновения: хотеть и быть – это совершенно разные вещи. Хотят вроде как все (чисто теоретически), а являются только два-пять из сотни. В силу своего небольшого (мягко говоря, небольшого) количества, замечательный человек представляет особую ценность не только с точки зрения индивидуальной психологии, но и с общественной, и с государственной точки зрения. Ибо, именно замечательные люди создают особый климат в обществе. Все хорошее, красивое, прекрасное, как правило, создается именно замечательными людьми.

Необходимо отметить, что и у автора были весьма разрозненные представления о замечательном человеке до того, как он начал более основательно анализировать этот вопрос самостоятельно. И в ходе анализа этого вопроса было получено много новой информации, которая постепенно все больше и больше систематизировалась и в результате создала более или менее стройную систему представлений, которой автору и хотелось бы поделиться с читателем. Ибо, ему на каждом шагу попадаются замечательные люди, которые не только не знают, но даже и не подозревают о том, что они – замечательные, с одной стороны. А, с другой стороны ещё более часто встречаются люди, которые претендуют на звание не только замечательного, но даже и очень замечательного человека. Но, на самом деле, их не только замечательными, но даже и просто действительно хорошими назвать невозможно. И получается своего рода путаница и неразбериха не только в том или ином индивидуальном сознании, но и в общественном мнении.

Ибо, реальность свидетельствует о том, что большинство людей, получивших статус «замечательный», весьма далеко от него на самом деле. И в то же время, большинство его реальных носителей, в силу своей значительной скромности, не стремится подать себя обществу с должным внешним эффектом. И потому остается вне его поля зрения. И более того: отсутствие интуиции и проницательности, мудрости и одухотворенности (по большому счету) у большинства обычных людей приведет к тому, что оно не в состоянии рассмотреть в общей массе замечательного человека. Во-первых, потому как нет в их сознании такой идеи практического характера. Во-вторых, отсутствуют критерии диагностики личности такого характера. И, по большому счету, проблема не в том, что эти очень редкие и очень ценные люди остаются без адекватной оценки и признания. А в том, что от такой некомпетентности и равнодушия в значительной степени страдает гармония и общества, и государства, и человечества в целом.

А это вовсе не пустяк, которым можно в значительной степени пренебречь. Каждый человек, видя замечательного, может иметь перед собой пример, достойный максимального подражания. Или, как минимум, четкий и конкретный ориентир для работы над собой. Не говоря уже о том, что все действительно замечательные люди хотя бы чисто теоретически получают возможность узнать и увидеть себе подобных. И организовать свое рода общество, которое может способствовать в определенной степени оптимизации существования и каждого из них, и всех в целом, и общества в целом.

Конечно, каждый замечательный человек существует сам по себе. Он в значительной степени может быть самостоятельным и автономным. Но вот сознательная поддержка и одобрение ему тоже не помешают. И со стороны наиболее достойных людей общества, и общества в целом. Хотя, конечно, наше нынешнее общество к этому моменту совершенно не готово. Так сказать, менталитет не позволяет. Ни политика, ни идеология, ни психология, ни философия, ни уровень мудрости и одухотворенности, ни гармоничности, ни зрелости, ни самостоятельности, ни конструктивности, ни созидательности, ни прочих четырехсот классических человеческих добродетелей. Все очень грустно. И именно поэтому у автора и возникла идея разбавить эту бочку дегтя своей ложкой меда. Глядишь, и возникнет своего рода группа единомышленников, которая продолжит, по мере сил и возможностей, традиции автора.

К сожалению, реальность такова, что большинство людей, находящихся у власти, всеми выше перечисленными достоинствами и добродетелями не обладают. Да и не особо стремятся их обрести и развить. Как, собственно, и большинство остальных людей. И поэтому рассчитывать на их сознательное и конструктивное отношение к вопросу о построении принципиально более адекватной политики к замечательным людям, мягко говоря, не приходится.

Проблема, по большому счету, не столько психологическая, сколько философская и духовная. Ибо, каждый замечательный человек – это посланец Высших сил на Земле. И это, собственно, особенно важно знать и ему самому. Для построения более адекватного отношения к жизни, к обществу, да и к себе самому. В противном случае, ничего толкового из этого получиться не может, в принципе. И в совокупности с неадекватным отношением общества к замечательным людям возникают миллионы индивидуальных и коллективных драм и трагедий. Да и, собственно, интенсивность положительной эволюции и общества, и государства, при этом, весьма существенно уменьшается. Периодически либо переходя в явный и откровенный застой, либо переходя в процесс психологической и духовной деградации. Каждый год которой отбрасывает и общество, и государство далеко назад. И, чтобы должным образом наверстать упущенное и компенсировать все последствия и осложнения, вызванные деградацией, потребуются просто-таки титанические усилия не только лучшей части общества, но и его всего. С интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения. И что, собственно, на практике очень мало вероятно. Поэтому вспоминается выражение о том, что «пожар легче предупредить, чем потушить». И это действительно так: профилактика возникновения сложной проблемы является самым эффективным способом ее решения. Наиболее быстрым и наименее затратным, более гарантированным и более эффективным.   

Замечательный человек, в первую очередь, имеет сильно развитую тактичность и деликатность. Причем, до уровня тонкого, изящного, хорошо осмысленного. К ним в комплексе идут великодушие и снисходительность к чужим ошибкам и неудачам, иллюзиям и заблуждениям, менее совершенному типу личности в целом. Особую специфику придает элемент самоотверженности. Когда для достижения истинной гармонии в обществе (только с точки зрения системы классических ценностей, а не с позиции распространенных упрощенных стереотипов) человек готов пожертвовать многими своими личными интересами. Не говоря уже о благополучии своих близких и родных.

Представляется интересным и следующий момент: замечательный человек не только искренне желает делиться душевным теплом высокого качества, но и реально умеет это делать. И тут опять же следует отметить определенный нюанс. Его душевное тепло представляет из себя большую ценность не только для простого и обычного человека, но и человека средней степени сложности и даже сложного. Не только для классического интеллигента, но и для человека с рядом свойств личности аристократического характера. Конечно, и тут есть свое определенная градация по уровню совершенства душевного тепла: обычное, утонченное, изящное, изысканное. И тут необходимо отметить, что простой и обычный человек не может быть замечательным. Ибо, его набор достоинств и добродетелей не позволит ему обрести такой статус. Ни в количественном, ни в качественном плане.

Замечательный человек – это, как минимум, человек средней степени сложности. А таковых, мягко говоря, далеко не так много, как нам всем этого хотелось бы. И пусть вас не смущает выражение «средней степени сложности», ибо, две трети людей имеют только минимальный уровень сложности, в лучшем случае. Замечательный человек умеет понимать мысли и чувства не только простых людей, но и умных, и сложных. В отдельных случаях, и очень умных, и очень сложных. Человеку стандартного менталитета это не дано в принципе. Не зависимо от уровня образования, социального статуса и продолжительности жизни. Обычные и простые люди только тешат себя иллюзией о способности понимать явления жизни средней и высокой степени сложности.

Большим украшением личности замечательного человека является его одухотворенность. Причем, ощутимо более высокая, чем у большинства из его окружения. Она придает вполне определенную осмысленность всем его мыслям и чувствам, желаниям и мечтам, стремлениям и поступкам. Она привносит существенный элемент совершенства в его личность. Не обязательно безграничный, но тем не менее.

Несомненной изюминкой является присутствие в нем психологической интуиции и проницательности. Что позволяет буквально чувствовать большинство окружающих и быстро и конкретно выявлять их истинное лицо. Несмотря на их выраженную лживость, лицемерие, актерство, авантюризм и интриганство, страсть к психологическим манипуляциям эгоистического характера. Они склонны видеть скрытую подоплеку многих жизненных явлений интеллектуального и психологического, нравственного и духовного характера. Поэтому ввести их в заблуждение значительно сложнее, чем остальных. Эти качества дают им большое и несомненное преимущество над большинством других людей, которое они никогда не используют во зло. С целью уменьшения уровня гармонии в обществе, в государстве, в человечестве, во Вселенной.

Большим плюсом к прочим достоинствам является их психологическая сообразительность и изобретательность на уровне между средним и высоким. При условии, что у большинства они между минимальным и средним уровнем, чаще, правда, ближе к минимальному. Что, собственно, придает особую актуальность и ценность не только этим качествам замечательного человека, но и прочим его достоинствам и добродетелям, способностям и талантам.

Большим подспорьем ему служит развитая психологическая любознательность (не путать с банальным любопытством к слабостям и недостаткам ближнего) и внимательность. Он активно познает мир, впитывает в себя массу новой информации, осмысливает ее достаточно основательно. Он чутко реагирует на малейшие изменения в окружающем мире. Чтобы  вовремя и адекватно на них реагировать. Он очень внимателен к интересам окружающих. И никогда их специально и демонстративно не игнорирует. За исключением отдельных случаев, когда это действительно необходимо в силу мощных духовных причин.

Приятным дополнением служит хорошо развитое (как минимум) чувство психологической эстетики. Причем, как в восприятии различных жизненных явлений, так и в их самостоятельном созидании. То, что создает замечательный человек, как правило, не просто намного лучше, чем у остальных, а принципиально лучше по своим ведущим количественным и качественным параметрам. Условно говоря, один килограмм его интеллектуальной и душевной продукции может иметь ценность значительно больше, чем сто килограмм продукции любого другого простого и обычного человека. И это важно понимать и всем окружающим, и ему самому. Ибо, никому не дано менять иерархию ценностей из системы классических ценностей, не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу.

Особую симпатию вызывает психологическая бдительность. И внутренняя, и внешняя. Она позволяет ему хорошо контролировать большинство основных процессов его внутреннего мира. И то, что происходит вокруг него, особенно в общении. Чтобы вовремя распознавать многочисленные и разнообразные варианты деструктивных и дисгармоничных людей. И в соответствии со своей информацией наиболее адекватно строить с ними отношения. Что может уберечь не только от многих проблем и неприятностей, но и разнообразных драм и трагедий.

Не менее важна и психологическая предупредительность. Когда проводится сознательная и целенаправленная, мощная и постоянная профилактика возникновения различного рода проблем и неприятностей. В своей жизни, в общении с другими людьми. И нередко и в жизни многих окружающих. Особенно из числа особо приближенных. В подавляющем большинстве случаев, находится достаточно оптимальный компромисс интеллектуального и психологического характера. И тут предоставляется особый простор для действия сообразительности и изобретательности, творческого мышления.

Дополняет предупредительность психологическая гибкость и дипломатичность, заботливость о сохранении и укреплении интересов ближнего. Если он предполагается хорошим человеком. Потому как заботиться о процветании банальной сволочи – это своего рода духовное преступление. За которое все и всегда бывают серьезно и основательно наказаны. Замечательный человек, как правило, стремится без особой необходимости не создавать новых искусственных проблем и сложностей. И по возможности их избегает. Если это не противоречит его духовным принципам. Сложные ситуации он старается моделировать таким образом, чтобы от них было как можно меньше ущерба и ему самому, и остальным участникам конкретной ситуации.
Исключение может составлять ситуации, когда гармония общества требует обличения деструктивного человека. Но не сиюминутные соображения политического, идеологического характера или капризы общественного мнения. Достаточно вспомнить многочисленные и разнообразные «завихрения» ленинской и сталинской эпох. Да и многих других в истории человечества. В девяносто девяти случаях из ста они принципиально противоречили гармонии из системы классических ценностей. А принятое в том или ином конкретном обществе понятие гармонии было ее принципиальным искажением и извращением.

Прекрасно представлено и чувство меры у замечательного человека. Он обладает хорошим уровнем инициативности и по жизни вообще, и в общении с наиболее достойными партнерами. Он сам моделирует общение, в соответствии с тем, что именно в его представлении хорошо, красиво, изящно, умно, гармонично. Он чутко реагирует на изменения в окружающем мире, делает соответствующие выводы и претворяет их в жизнь. Он не боится быть слишком активным или целеустремленным, делать слишком умные или слишком красивые знаки внимания. Конечно, он все делает осмысленно. Но в нем нет скупости. Интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. Не говоря уже – физической. И он в своей инициативности ориентируется не на престижные в общественном мнении моменты. А на свои убеждения. Как правило, у него имеется богатая психологическая палитра души. Он, как драгоценный камушек, переливается всеми гранями своей души. Вызывая обычно не только симпатию, но и немалое очарование.

Отдельным моментом личности замечательного человека является его особенная психологическая аккуратность в общении. Всегда и во всем. Он не позволяет себе быть легкомысленным и безответственным, небрежным, эгоистичным, слишком рационалистичным. Собственно, он стремится в максимальной степени контролировать проявления в своем внутреннем мире (в первую очередь) практически всех четырехсот недостатков и пороков. Ибо, тесно связывает с этим моментом свое чувство собственного достоинства. Ему не нужен внешний контролер. Его совесть – самый строгий цензор.

Особенно очаровывает его способность создавать качественный психологический комфорт для своего партнера по общению. И не только глупому или неглупому, но и действительно умному. А иногда – и очень умному. Ибо, две последние группы людей требуют к себе гораздо более сложной науки общения, чем предыдущие две группы. И не только для простого и обычного человека, но и для утонченного или изящного (это вообще мало кто умеет и поэтому эта способность особенно ценна и важна). Применительно к изысканному человеку эту функцию может выполнять только человек с выраженными и многочисленными аристократическими свойствами души.

Его фантазия и воображение имеют хороший уровень изящности. И поэтому их плоды имеют всегда хороший уровень (как минимум, хороший) приятности для наиболее достойных (а не для всех) окружающих. Собственно, все его мысли и чувства не лишены вполне определенной изящности. В отдельных случаях, особенно выраженной и прекрасной. Замечательному человеку вообще свойственно иметь хороший уровень трудолюбия и добросовестности души. Он не может откровенно халтурить. Хотя, все делает осмысленно. Несомненным достоинством его является правильная любовь к себе. Одной из главных особенностей этой любви является то, что человек требователен обычно к себе и умеренно лоялен к окружающим. А не наоборот. Он любит себя не вообще, а за конкретные достоинства и добродетели, принципы и убеждения, за существенное соответствие системе классических ценностей. Которая, к сожалению, часто не совпадает с распространенной и принятой в обществе.

Производит приятное впечатление на окружающих и его изящное чувство юмора. Лишенное демонстративности и экзальтированности, жесткости и агрессивности, язвительности и сарказма, злобности и желчности. Основанное преимущественно на различных оттенках и полутонах, нюансах и деталях, на мягком и косвенном намеке.
Крепкий внутренний стержень помогает ему в преодолении различных преград и препятствий на жизненном пути, в серьезной и интенсивной работе над собой, в полноценной реализации своей творческой сущности, в проживании сложных и трудных периодов жизни, в достойном выходе из ситуаций, связанных с лишениями, ограничениями, несправедливыми унижениями и оскорблениями, в восприятии агрессивной и недоброжелательной критики. И прочих весьма непростых моментов жизни.

Одной из прекрасных граней этого драгоценного камушка является способность к изящному сочувствию и сопереживанию, своевременному и адекватному, искреннему и бескорыстному. Осмысленному, но лишенному банального рационализма.
У замечательного человека, как правило, есть обширный комплект свойств классической женственности или мужественности (в зависимости от пола). Хороший уровень утонченности души, конечно, обуславливает повышенную чувствительность к отрицательным явлениям жизни. Но, с другой стороны, способствует более адекватному восприятию положительных явлений жизни. Но, что еще более важно – проявлению более утонченных мыслей и чувств во внешний мир. Рядом с ним большинству достойных и хороших людей очень комфортно. Поэтому они очень сильно любят этого человека. И стремятся создать ему дополнительные мотивы для каждого дополнительного случая общения с ним. Максимально интенсивно и многогранно, регулярно и полноценно.

Особым достоинством его является способность создавать общение на сокровенном уровне. Конечно, не со всеми, а лишь с особо избранными. Ибо, большинство обычных людей этого момента и не знает, и не понимает, и не умеет, и относится в силу этого, к нему предельно настороженно и подозрительно. Более подробно об этом будет сказано в отдельном разделе.

Он умеет быть эффективным активатором резервов другого человека. На добрые дела. Как, впрочем, и неплохим мотиватором юных и неопытных в проявлении их добродетельности.

Достигает порой особого уровня виртуозности его способности к тонкому и дифференцированному восприятию различных явлений жизни. В том числе, и человеческой личности, во всей ее многогранности и изощренности. Как правило, в этом он, как минимум, на голову выше большинства окружающих. Что существенно увеличивает ценность и важность его личности, его жизни, его творчества. Особенно актуальным этот момент выглядит применительно к многочисленным и разнообразным оттенкам и полутонам, нюансам и деталям. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Замечательный человек не мыслим без вполне определенных моментов интеллигентности. Даже, если у него и нет высшего образования. Это своего рода самородки, привносящие в жизнь свой особенный пикантный привкус. Удивительно приятный и очаровательный. Это очень сложное и емкое явление жизни. Поэтому ему будет посвящен отдельный раздел в этой работе.

Интересной и особенно умной особенностью является желание и стремление заниматься полноценным и гармоничным душевным творчеством. И вообще, и применительно к людям из своего ближайшего окружения. Иногда и из дальнего. В этом проявляется элемент надежности и порядочности, серьезности и одухотворенности, определенного совершенства и гармонии личности в целом. Альтруизма и душевной щедрости, трудолюбия и добросовестности души, простого человеческого и личностного достоинства.

Не чужда ему и аналитичность. И вообще по жизни, и в общении на любом уровне. Что, собственно, определяет присутствие в нем более существенного жизненного опыта. В отдельных случаях – даже определенной мудрости. Как правило, существенно большей, чем у большинства других людей.

У него есть удивительное чувство гармонии в восприятии различного уровня и характера эстетики ума, души и духа других людей. В любой форме. Особенно это актуально в искусстве. Да и просто в общении необыкновенно важно. В отдельных случаях, это достигает уровня градуированного восприятия, когда оценка идет почти с точностью до одного градуса (или процента). Что является высшим пилотажем деятельности человеческой личности. Необыкновенно ценно это умение применительно к явлениям жизни умеренной и высокой степени сложности. Где большинство, как правило, полностью бессильно и некомпетентно.

Заслуживает дополнительного уважения и способности замечательного человека строить прочные и перспективные, многогранные отношения. И не только с обычными людьми, но и интеллигентами. И даже с некоторыми аристократическими наклонностями.

Стандартной добродетелью является умение и желание помогать окружающим в сложных ситуациях. Особенно в их самореализации. Что уже предполагает определенный элемент одухотворенности и мудрости. Приятно радует его свойство в виде осмысленной и гармоничной артистичности, помогающей быстрее и полнее донести до окружающих свои мысли и чувства. Что, кроме всего прочего, добавляет ему очарования и обаяния.

Большой ценностью в его личности обладает момент проведения серьезной и целенаправленной работы по самовоспитанию и самосовершенствованию. Самодостаточность - дополнительный колорит его личности. У него нет такой выраженной патологической зависимости от мнения окружающих. Точнее сказать, он воспринимает его с необходимым коэффициентом поправки. Отлично понимая то, что достаточно часто тебя хвалят и ругают в неадекватной степени. И не всегда по делу. Ибо, большинство людей не стремится особенно сильно вникать в скрытые мотивы поведения. Да и судят лишь на основании своего индивидуально-субъективного представления о жизни. Основанного преимущественно на распространенных стереотипах и стандартах. Без участия творческого мышления.

Большой его плюс – это избирательность в общении. Когда, по мере сил и возможностей, достаточно четко регламентируется общение с примитивными, глупыми, деструктивными и дисгармоничными людьми. Если этого не делать, то такое общение может поглотить все свободное время человека. Да и всю его жизнь. Причем, совершенно бессмысленно и бесполезно. В ряде случаев, с большими негативными последствиями. Особый акцент замечательный человек делает на общении с более зрелыми, более мудрыми, более одухотворенными, более гармоничными, более талантливыми. Иначе говоря, с более совершенными людьми.

Большое подспорье для него - интуиция и проницательность, помогающие ему решать задачи большой сложности более успешно, быстрее, лучше, с меньшими затратами. Он знает об их особенной ценности и поэтому стремится их сознательно и целенаправленно развивать.

Особое отношение у него имеется к духовному развитию личности. И своей, и чужой. Это, можно сказать, один из краеугольных камней эволюции личности. Без которого все остальное вообще не имеет смысла. Каким бы замечательным оно ни было. Полезным качеством является целеустремленность. Без которой совершенно невозможно решение сложных вопросов жизни. Возникающих и произвольно, и в ходе сознательного моделирования своей жизни. Она помогает отстраниться от большинства второстепенных и третьестепенных моментов жизни, разделить жизнь на главное и второстепенное.

Заслуживает особой симпатии дипломатичность. Умение находить достаточно приемлемые компромиссы практически во всех второстепенных вопросах жизни помогает избежать многих проблемных и конфликтных ситуаций. Собственно, компромисс не исключен и во многих важных моментах жизни. Только тогда он требует более значительной осмысленности и соотнесения с психологическими и духовными законами жизни. Для замечательного человека важно не доминировать над окружающими всегда и во всем, а стремиться к реальной гармонии отношений. Предполагающей взаимный учет интересов всех сторон общения. И в компромиссе он не видит какого-либо ущемления для своего самолюбия. Ибо, знает, что это проявление истинной мудрости. Не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу. Конечно, он старается избегать без особой необходимости компромиссов со своей совестью.

Жизнь – это сплошные проблемы и весьма сложные ситуации. Неоднозначные и противоречивые, тонкие и щепетильные, странные и своеобразные, проблемные и конфликтные. И поэтому в большинстве случаев представляется особенно важным дать возможность другому человеку сохранить свое лицо в такого рода ситуациях. За очень редким исключением, когда гармония общества требует демонстративного обличения кого-либо или чего-либо. Но об этом будет сказано отдельно и существенно более подробно. Он понимает, что даже, если он и прав на все сто процентов в той или иной ситуации, то это еще не дает ему права кого-либо унижать и оскорблять. Как, собственно, и просто, без дела, задевать самолюбие другого человека. Ибо, это уже будет не просто проявление плохих манер, а откровенное и сознательное духовное преступление или проступок. За что все и всегда получают серьезное наказание от Высших сил.

Философское отношение к ошибкам помогает замечательному человеку более адекватно строить отношения и с самим собой, и с окружающими. Просто он предполагает право на ошибки за всеми. Ибо, без ошибки невозможно постижение чего-либо нового, да и от жизни вообще. Он понимает, что возможности глупого и неглупого, неглупого и умного, умного и очень умного не просто несколько иные, а отличаются в значительной степени. Что логично и в случае, когда речь идет о различных группах людей по степени совершенства их личности. В частности: примитивный и упрощенный, обычный и утонченный, изящный и изысканный вариант предполагают совершенно различный уровень возможностей каждого из них. Нельзя же ждать от растения, чтобы оно жило как животное. А от животного человеческой жизни. Все естественно и логично.

Он сознательно развивает свою внутреннюю силу. Которая помогает ему в сложных и проблемных ситуациях. А также более успешно проходить темные полосы своей жизни. И в процессе самовоспитания, когда присутствует масса отвлекающих второстепенных моментов, а также дестабилизирующих и дезорганизующих она помогает чувствовать себя спокойнее и увереннее, сильнее и могущественнее.

Помогает быть более успешным и самоконтроль. Постоянный и жесткий, многогранный и изощренный за всеми внутренними процессами ума, души и духа. Полезным оказывается и умение думать об интересах завтрашнего дня. Чтобы сегодняшняя сиюминутная выгода не наносила существенного ущерба интересам дня завтрашнего. Это своего рода элемент комплексной предусмотрительности.

Большую помощь оказывает развитое абстрактное и ассоциативное мышление. Которое помогает более успешно осмысливать и жизнь вообще, и стремительно меняющуюся действительность, в частности. Большую роль оно играет в понимании сложных явлений жизни, в моделировании собственных жизненных явлений, в отношениях и с собой, и с окружающими.

Очень важным оказывается и понимание своего истинного места в жизни. Чтобы, с одной стороны, не уничижаться. А с другой стороны, не впадать в житейскую манию величия. Есть уровень замечательного человека на ступени обычного (примитивный или упрощенный человек не может быть замечательным по определению, ибо, его комплект качеств не позволит этого сделать). Потом идет уровень классического интеллигента. За ним следует уровень аристократа. И на этом эта условная и схематичная иерархия человечества заканчивается. Потом уже идут сущность духовного типа (нематериальной природы, с формальной точки зрения человеческого знания). По большому счету, мало кому дано понимать свое место в жизни. Одни себя очень недооценивают, а другие – переоценивают. Хотя у первых чисто теоретически перспектива более благоприятная, чем у вторых.

Большим подспорьем для замечательного человека является наличие у него системы классических ценностей. Она позволяет принципиально более адекватно расставить точки над «и» по отношению к различным жизненным явлениям. И внутри самого человека, и вне его. Она позволяет более бесстрастно и более объективно относиться к принятым и распространенным стереотипам и стандартам.

Заслуживает уважения и умение проявлять ответственность за свои советы и рекомендации. Он никогда не будет переносить ответственность за свой неудачный совет на его исполнителя. Во-первых, он признает свою ошибку. Во-вторых, поможет ее исправить.

Особым достоинством замечательного человека является его умение создавать сознательно и целенаправленно качественную душевную отдушину для себя и для другого человека. И более того: он вообще по жизни умеет быть приятным и интересным собеседником. Но, не только для обычного человека, но и для интеллигента и интеллектуала. Большие достижения в жизни у него возникают благодаря его умению структурировать время, наполнять его максимально возможным смыслом. И совсем не обязательно сиюминутного характера. Но и перспективного: с точки зрения месяца, года, десятилетия, всей жизни. Одновременно он постоянно соотносит интересы дня сегодняшнего и дня завтрашнего.

Большое удовольствие для окружающих возникает от вполне определенной (как минимум, умеренной) изящности ума и души. Причем, не только по форме, но и по сути. Отчасти на уровне автопилота, отчасти с конкретными целенаправленными усилиями с его стороны данного характера.

Большое преимущество перед большинством окружающих создает его стремление повысить уровень своей мудрости. И закономерное ее проявление всегда и во всем в своей жизнедеятельности. Трепетность души помогает ему быстрее и основательнее находить общий язык со многими наиболее достойными окружающими. Потому как, например, найти общий язык с глупцом или банальной сволочью далеко не всегда представляется возможным даже чисто теоретически. Часто у него имеется определенное интеллектуальное творчество. Не обязательно на профессиональном уровне, но, тем не менее, на неплохом качественном уровне, который, как правило, выше, чем у окружающих.

Приятно удивляет его умение и желание поддерживать талант в другом человеке, как, собственно, и любые другие классические достоинства и добродетели. Нередко у него имеются достаточно качественные ориентиры для собственного творчества. Интеллектуального или психологического, духовного или эстетического характера. В отдельных случаях – смешанного.

Большим плюсом выглядит и наличие системы критериев по оценке эстетики личности другого человека. К сожалению, этим моментом владеет вообще мало кто по жизни. Ибо, такая способность требует от человека достаточно существенной виртуозности интеллектуального и психологического характера, не говоря уже о присутствии более пятидесяти редких достоинств одновременно. Это, конечно, нюанс, но он высвечивает вполне определенную зрелость его личности, конструктивность и созидательность, самодостаточность и мудрость.

Нередко замечательный человек невольно выполняет роль эстетического лидера в своем окружении. По какому-нибудь из четырех выше перечисленных ведущих аспектов. Как минимум. А иногда и по нескольким сразу. Ибо, у замечательного человека тоже есть своя градация совершенства: малая, средняя, высокая, очень высокая. Но даже малая степень нередко делает такого человека в два-три раза более ценной личностью, чем те люди, что лишены в принципе элемента замечательности. А это, кстати говоря, ни много, ни мало, а преобладающее большинство. К сожалению. Ибо, почти никто не знает и не понимает такого явления жизни, как замечательный человек. И потому и не умеет им быть, даже при вполне определенных предпосылках.
В оценке различных явлений жизни он опирается преимущественно на классические каноны красоты. В том числе, и применительно к современным тенденциям в искусстве. Что реально помогает ему уходить от многочисленных и разнообразных искажений и извращений классических ценностей, принятых в обществе или за своеобразную норму или за абсолютную норму. Большую помощь в этом ему оказывают интуиция и проницательность, многогранные и изощренные. Причем, часто даже в режиме автопилота.

Он хранит верность своим эстетическим принципам. Мощным отличительным признаком является его способность ощущать большую радость от восприятия хорошей (и особенно – отличной) эстетики мыслей и чувств другого человека. И совсем необязательно очень известного и признанного. Собственно, ему свойственно вообще тонкое восприятие элементов гармонии другого человека. Пусть даже и совершенно незнакомого ему. Это не играет никакой роли. И он не только полностью открыт к восприятию любого вида гармонии жизни, он имеет хороший уровень восприимчивости к ней, но и он непрерывно занят ее поисками во всем окружающем мире. Чтобы не пропустить что-то действительно важное и ценное. С одной стороны. А с другой стороны, непрерывно совершенствовать свои способы и методы познания мира, жизни, окружающих. Да и бытия, как такового. Он развивает в себе, при этом, особо тонкое и дифференцированное восприятие явлений жизни. И не только простых и стандартных, но и умеренной степени сложности. В отдельных редких случаях – еще и сложных. Но всегда он осознает, что гармония истинная создается при участии Высших сил.

Душевная щедрость замечательного человека невольно завоевывает для него большую симпатию у окружающих. По крайней мере, у наиболее достойной их части. Собственно, она придает его жизни дополнительный элемент ценности и важности. И не только с точки зрения обычной житейской логики, но и с точки зрения духовной. В его стремлении быть максимально созвучным Высшим силам Вселенной, их вечным и универсальным духовным законам. Особенно ярко щедрость проявляется в общении с хорошими людьми. Ибо, применительно к эгоисту и потребителю, подлецу или стерве щедрость души представляется, мягко говоря, мало целесообразной.

Творческое мышление помогает ему проявлять психологическую сообразительность и изобретательность, быть неординарным, интересным и приятным, сознательно и целенаправленно создавать особый психологический климат в общении с окружающими.       
Удивительная особенность его личности заключается в том, что в нем существует неиссякаемая и неутолимая тяга к общению с людьми, не менее совершенными, чем он сам. С одной стороны. А с другой стороны, и с более умными и более талантливыми, более конструктивными и созидательными, более мудрыми и гармоничными, одухотворенными и добродетельными. Он постоянно и старательно выискивает их в общей массе людей. Сознательно и целенаправленно. И каждая находка особенно радует его. Ибо, от каждого такого человека можно многому научиться. Да и просто возможность периодически соприкасаться с каким-либо явлением жизни, несущим в себе большой элемент гармонии – это повод для большого счастья, радости, удовлетворения собой и своей жизнью.

Повышенная требовательность к себе одновременно сочетается с умеренной лояльностью к окружающим. Нередко замечательный человек резко выделяется среди окружающихся хорошим уровнем осмысленности своего свободного времени. Которое он тратит весьма разумно. С пользой для ума и души, духа и тела.

Во главе жизненных приоритетов стоит чувство собственного внутреннего удовлетворения тем, что он делает и тем, как он это делает. И это чувство основано на системе классических ценностей. Поэтому мнение окружающих для него имеет, чаще всего, относительное значение. В силу многочисленных и разнообразных искажений и извращений многих классических понятий в сознании большинства. Он является более строгим цензором для себя, чем окружающие. Кроме, конечно, избранных личных экспертов.

Замечательному человеку в значительной степени помогают быть по жизни достойным и хорошим человеком добросовестность и трудолюбие ума и души. Не говоря уже о присутствии творческого вдохновения в душевных процессах.

Хороший уровень гармонии личности в целом помогает более эффективно и полноценно строить отношения с самыми достойными людьми своего общества. Быть их полноценным партнером в общении. Не говоря же обо всех прочих людях.

Он очень любит жизнь во всех ее проявлениях. Он умеет ценить ее блага, радости, удовольствия, подарки. И в этом ему помогает конструктивное отношение и к себе, и к жизни. Да и к Высшим силам.

Дополнительную изюминку к его личности добавляет осознанный и многогранный альтруизм. И это не только черта характера, но и элемент его  мировоззрения. Что, конечно, не исключает серьезной и основательной заботы и о своих интересах и потребностях, целях и задачах, принципах и убеждениях, любви и уважения к себе, чувства собственного достоинства.

Он, в отличие от большинства, умеет создать свою систему принципов внутренней и внешней жизни и сохраняет верность ей. Она не просто несколько отличается от таковой у большинства. Она часто совсем иная, по ряду моментов принципиально иная. Она более гармонична и совершенна, ибо, в большей степени соответствует системе классических ценностей.

Ему свойственно философское отношение к различным жизненным явлениям. Он стремится всегда и во всем видеть скрытую подоплеку этих явлений. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Особенно актуальна эта способность применительно к явлениям средней степени сложности. Не говоря же о сложных. В частности, применительно к иллюзиям и заблуждениям, ошибкам и неудачам, слабостям и недостаткам, странностям и особенностям личности. И своим, и чужим.

В общении замечательный человек старается быть корректным. В том числе, в сложных и проблемных ситуациях. Он умеет отделять поступки человека от его личности. Предполагая за каждым право на ошибку. Причем, корректность касается не только чисто внешней формы его поведения, но и сути, и содержания. За исключением редких ситуаций, когда существенная корректность исключена в принципе даже чисто теоретически. Корректность – это не отношение к миру, это, в первую очередь, проявление чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, как к личности и человеку.

Большое подспорье в жизни замечательному человеку оказывает его умение проводить сложные и комплексные исследования и наблюдения, эксперименты интеллектуального и психологического характера. В том числе, в общении. В познании нового вообще и применительно уже к известным моментам жизни, в частности. Иногда исследования касаются духовных, философских и эстетических аспектов жизни.

Он делает сознательный акцент в жизни на принципах целесообразности вместо распространенного и принятого банального рационализма.

Правильная любовь к себе помогает более эффективно строить отношения с окружающими. Уверенность в себе основана у него на осознании наличия у себя классических достоинств и добродетелей, способностей и талантов. Хорошо развитое чувство обратной связи помогает ему проводить эффективную профилактику возникновения многих проблем и неприятностей в общении.
Немаловажным является и его стремление быть хорошим и достойным человеком, а не казаться таковым лишь чисто внешне. Это, собственно, касается всех его достоинств и добродетелей.

Прекрасный самоконтроль (постоянный и многогранный), дополненный хорошим уровнем самокритичности заставляет наиболее достойных людей ценить его особенно значительно. И вносить его кандидатуру в круг особо избранных лиц. Умеет он и настраиваться в резонанс мыслям и чувствам своего партнера по общению. При необходимости.   


Рецензии