Семёнова Елена. Медузы...

Однажды Елена Семёнова попросила меня выступить на своём авторском вечере. Вечер был посвящён морю… Насколько помню, название общее было "В мире морском…". Но как раз в этот момент я никак не мог - должен был выступать как член жюри одного из литературных фестивалей совсем в другом районе Москвы… Конечно, я откликнулся и послал свой письменный отзыв на подборку Елены, который она зачитала на своём вечере… Общий позитивный настрой поэтики Елены даже подвигнул меня чуть похулиганить, поиграть с именем в завершение:

<< Тема моря избрана поэтом не просто так… Это знаковая тема для автора, восходящая, на мой взгляд, к теме поэтики телесности и конечно же к единству всего живого, которое объединяется морской стихией, это всегда разнообразие форм (как собственно и у автора), тут и песенность, и проза (точнее, стихотворения в прозе), тут и возвышение, и простой нарратив, и даже Интегральный стих, теорию которого я пытаюсь разрабатывать, и это всегда - яркая динамика, движение, это зыбкость, нюансы, малозаметные даже самому автору (я спрашивал Лену об этом!), это интуитивно - природно! - по-морскому! - проявленные в текстах нюансы - к тому же известно что состав крови, лимфа крови, подобна составу морской воды… откуда мы все и родились…

Цитирую стихи Елены Семёновой.

"Сцена, словно из итальянского синема.
Феллини там, или Антониони.
Я в белой тунике и серебристых сандалиях,
Загорелая, выхожу на пляж. (…)"

Или вот это -

"Я календарь перелистнула поздно,
На ветках покачнулись звёзды -
Соски дриад. (…)"

Или, например, вот какое колыхание волн, если просто взять сами слова в тему со сменой ударения:

вОлны - волнА
мОре - морЯ(А)

Округлость буквы О, её графическая цикличность, и открытость А, возможно, крик, как после удара волны, противопоставление 2-х ярких звуков, двух состояний, и это я замечаю в стихотворении "Ассоль" - одно из моих любимых у Елены Семёновой, название АссОль - А - О!.. И неожиданный подход к известной теме. А в рифмах ударное О настойчиво переходит в ударную А. Цитирую почти одни рифмы (выделено мною):

АССОЛЬ

Чайная ложка сОли,
Чайная ложка сОды,
… йОда -
… от бОли,
… эпизОды
… гОда.

Это синдром АссОли -
Женщин такой порОды
… мОда.
… и т.д. Но вот тут О переходит в А очень настойчиво -

В бухте залива сОнной
… канАты,
… сказАли,
… влюблё(О)нный
В море увёл фрегАты
С алыми парусАми.

И т.д.

Даже название вечера - хотя и банальное, в чём нет ничего криминального, - но оно таки избранное АВТОРОМ, поэтом - обратите внимание - это внутренняя рифма, кто не заметил, диссонансная, разноударная - "В мире морском…" Не буду дальше утомлять своими изысканиями, просто призываю ПРИслушаться к поэтике Елены Семёновой, к её стихам… насладиться ими… всем их разнообразием, всеми нюансами…Удачного вечера!..

И в завершение напрашивается риторический вопрос (если он ещё не звучал): Лена Семёнова, почему ты не МАРИНА Семёнова?..>>

(декабрь 2021)

Теперь считаю уместным процитировать важные мысли поэта из личной переписки (23.12.2021), потому что ответ Елены Семёновой показателен и типичен именно в (интуитивной) работе поэта, в частности (и в особенности!) над формой Интегрального стиха (И-стиха). (см.скрин выше)

- Привет, Лена! вопрос - а вот ЭТО ["Медузы". - А.Б.] ты тоже [ранее были у меня вопросы к другим стихотворениям Елены. - А.Б.] сочиняла интуитивно, не думая о структуре, о форме, о рифме?.. и ещё вопрос - ты над ЗВУКОВОЙ аранжировкой думаешь? об аллитерациях и т.п. или тоже на интуиции всё? - неужели ПОТОМ не работаешь, не доводишь? не меняешь слова?.. согласна ли ты с этим стихо[творением] войти в Антологию И-стиха?.. и может, ещё найду у тебя... […]

- Саша, отвечаю! Этот текст я сочинила в 2003 году примерно, сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме. Просто пришёл образ двух медуз - в руке и в небе, и я поняла, что его нужно выразить именно так. Звуковую аранжировку я никогда не продумываю заранее, она выстраивается сама собой в процессе сочинения. Всё интуитивно. Конечно, я работаю над произведением, меняю слова, но ориентируясь не на какой-то образец, а на думалку и на слух. А иногда и думалка отключается. Совершенно не ожидала, что "Медузы" - это интегральный стих. Я вообще к этому стиху очень серьезно не относилась)) Я даже сейчас выкинула его при сокращении [книги, видимо. - А.Б.]. Но в принципе могу вернуть)) Разрешение опубликовать даю!

"…сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме…" …Вдруг вспомнилось, как в своё время Ирина Одоевцева воспроизводила слова молодого Осипа Мандельштама, когда Вячеслав Иванов "…очень хвалил мои стихи: "Прекрасно, прекрасно. Изумительная у Вас оркестровка ямбов, читайте ещё. Мне хочется послушать Ваши анапесты и амфибрахии", а я [Осип Мандельштам] смотрю на него выпучив глаза и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху и не задумывался над тем, ямбы это или что другое. Когда я сказал об этом Вячеславу Иванову, он мне не поверил". А я верю любому поэту, который отвечает на мой вопрос исследователя: "А как вы определяете для себя форму ЭТОГО стихотворения, которое вы написали?.." И далее читайте выше: "Саша, отвечаю…"

"…писал по слуху и не задумывался.." // "…не думая о структуре, о форме…"

И тогда я отвечаю поэтам, что знаю, что это за форма, могу объяснить, если интересно, но - в любом случае - приглашаю в Антологию Интегрального стиха. Такие - очень похожие друг на друга - диалоги были у меня с поэтами на протяжении нескольких лет (начиная с 2017 года, когда, после 31 года(!) раздумий, я сформулировал для себя понятие Интегрального стиха, но это уже другая история и другая тема).

То есть поэт интуитивно, неосознанно, но тем не менее чувствует эту объективную форму синтеза многих компонентов, из которых состоит форма Интегрального стиха (И-стиха), поэт в ЭТОМ стихотворении интуитивно хочет достичь новой гармонии частей, составляющих стих, скроить некую ткань / текстуру / textus, да так, чтобы не было видно "швов", чтобы мысль, звук, музыка вместе с компонентами собственно формы стиха переплелись в единую авторскую форму, будь то униформа, юбка (пусть даже шотландская), свитер, костюм, хитон и так далее, и так далее, из любого века и стиля - вот примерно такой мета-стиль, такая аналогия с кутюрье, возможно, поможет чутче ощутить полифоническую философию и пластичную форму И-стиха.

Итак, как формы презентации мысли стиха, так и "Медузы" у Елены Семёновой "…были разные…" в этом разном по всем своим компонентам стихотворении, преимущественно акцентном по метрике (И-доминанта). Формы остаются разными - формы выражения поэтом своих мыслей, эти инструменты в мастерской поэта… И пусть их будет больше, на выбор!.. И - да не затеряется среди них форма И-стиха.

Главная цель поэта здесь вполне прозрачна - показать поэтику двух "медуз", реальной и метафорической… Мастерски достигнутая цель.

Строка "Предательски запрозрачневела" буквально своими словами - особенно вторым, редким, нарочито длинным, - передаёт иную форму небесной медузы, в отличие от первой, "ощутимой и дрожащей". Первую - реальную - медузу характеризует ассонансная рифма "рУки / стУдень" (ср.тж. "медУзы"), подчёркнутая графикой более длинных строк; иную - вторую медузу характеризует иная рифма, более оригинальная, более изысканная - "В НЕбЕ / запрозрачНЕВЕла", сюжетно отзывающаяся далее словом… "(зАпрозрачневЕЛА) / рАссЕяЛАсь(!)", с дополнительной игрой на З/С в этой рифмопаре. Причём, заметьте, в первых 3-х строках - при первой медузе - "С" нет совсем… Такие фонические нюансы дополнительно расцвечивают форму.

Рядом - медуза плотная, натуральная… В небесах - медуза ажурная, внетелесная… Весьма символично: в целом в жизни Елены Семёновой её поэтика телесности, её "натуризм" органично сочетались с теми внетелесными тропами, которыми пронизана тёплая и в целом радостная её поэтика, которая осталась с нами, в нашей памяти, в текстах и "текстурах" Елены…

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,

19.02.2024,
сороковины…


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Елена СЕМЁНОВА


МЕДУЗЫ

Медузы были разные.
Одна, которую я взяла в руки,
Ощутимая и дрожащая,
Заполнила мои ладони, как студень,
Другая, повисшая в небе,
Предательски запрозрачневела,
И вскоре рассеялась…

На берегу Лисьей бухты был яркий
Солнечный день.

<2003>



***

Ты - мой.
Не могу до сих пор поверить,
что такая штука бывает.
Тихо про себя повторяю -
ты - мой.
И всё равно счастье
кажется нереальным.
Ты - мой.
Ты даёшь мне свою душу,
похожую на дальний крик совы
южной ночью,
на долгий сон мотылька
в терпких травах.
Ты. Имя твоё погибает
в блеске тончайших широт.
Ты - мой.
Имя твое играю
на сиреневой флейте дождя,
длятся его переливы.

(18 апреля 2023,
авторский блог)


СЕМЁНОВА Елена Владимировна (07.12.1975 - 11.01.2024)
Поэт. Эссеист. Журналист. Родилась в Москве. Окончила Литературный институт имени А. М. Горького. Писала стихи, критику, публицистические статьи на темы литературы, искусства и науки. Принимала участие в Биеннале поэтов в Москве, фестивале "Ладомир" в Казани, Волошинском фестивале и во многих др. Была редактором и постоянным автором "Независимой газеты" (как книжное приложение "ExLibris", так и основное издание). Публиковалась в журналах "Юность", "Дети Ра", "Литературный Иерусалим", "Дон", "Крещатик", альманахах "День поэзии", "Среда", "ЛиФФт" и др. изданиях. Автор поэтических книг "Стихотворения" (1996), "Испытайние" (2017), "Некрологика" (в соавторстве с Михаилом Квадратовым и Андреем Чемодановым и с иллюстрациями Александры Николаенко; 2018), книги детских стихов "Камушек, фантик, цветок" (под псевдонимом Лена Листик; 2019). Соредактор-составитель многотомной антологии "Уйти. Остаться. Жить", посвящённой рано ушедшим из жизни поэтам (сост. совместно с Н.Милешкиным и Б.Кутенковым). Скоропостижно скончалась на 49-м году жизни в Москве.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Семёнова Е.В., стихотворения, 2021, 2023.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, 2021, 2024.


Рецензии
Постскриптумом добавлю, что некоторый этап развития концепции И-стиха (скорее всего, 2-й этап) завершился с уходом 2023 года и - так печально совпало - с уходом Елены Семёновой... Сейчас возникает новое ощущение, новые вопросы, новые сплетения практики поэтов и теоретического их осмысления... поэт-исследователь - к этому определению близка была и Елена Семёнова... будем помнить Елену, её стихи, её журналистику - критические заметки, обзоры, эссе...

Александр Бубнов   19.02.2024 17:45     Заявить о нарушении
1.

Однажды Елена Семёнова попросила меня выступить на своём авторском вечере. Вечер был посвящён морю… Насколько помню, название общее было "В мире морском…". Но как раз в этот момент я никак не мог - должен был выступать как член жюри одного из литературных фестивалей совсем в другом районе Москвы… Конечно, я откликнулся и послал свой письменный отзыв на подборку Елены, который она зачитала на своём вечере… Общий позитивный настрой поэтики Елены даже подвигнул меня чуть похулиганить, поиграть с именем в завершение:

<< Тема моря избрана поэтом не просто так… Это знаковая тема для автора, восходящая, на мой взгляд, к теме поэтики телесности и конечно же к единству всего живого, которое объединяется морской стихией, это всегда разнообразие форм (как собственно и у автора), тут и песенность, и проза (точнее, стихотворения в прозе), тут и возвышение, и простой нарратив, и даже Интегральный стих, теорию которого я пытаюсь разрабатывать, и это всегда - яркая динамика, движение, это зыбкость, нюансы, малозаметные даже самому автору (я спрашивал Лену об этом!), это интуитивно - природно! - по-морскому! - проявленные в текстах нюансы - к тому же известно что состав крови, лимфа крови, подобна составу морской воды… откуда мы все и родились…

Цитирую стихи Елены Семёновой.

"Сцена, словно из итальянского синема.
Феллини там, или Антониони.
Я в белой тунике и серебристых сандалиях,
Загорелая, выхожу на пляж. (…)"

Или вот это -

"Я календарь перелистнула поздно,
На ветках покачнулись звёзды -
Соски дриад. (…)"

Или, например, вот какое колыхание волн, если просто взять сами слова в тему со сменой ударения:

вОлны - волнА
мОре - морЯ(А)

Округлость буквы О, её графическая цикличность, и открытость А, возможно, крик, как после удара волны, противопоставление 2-х ярких звуков, двух состояний, и это я замечаю в стихотворении "Ассоль" - одно из моих любимых у Елены Семёновой, название АссОль - А - О!.. И неожиданный подход к известной теме. А в рифмах ударное О настойчиво переходит в ударную А. Цитирую почти одни рифмы (выделено мною):

АССОЛЬ

Чайная ложка сОли,
Чайная ложка сОды,
… йОда -
… от бОли,
… эпизОды
… гОда.

Это синдром АссОли -
Женщин такой порОды
… мОда.
… и т.д. Но вот тут О переходит в А очень настойчиво -

В бухте залива сОнной
… канАты,
… сказАли,
… влюблё(О)нный
В море увёл фрегАты
С алыми парусАми.

И т.д.

Даже название вечера - хотя и банальное, в чём нет ничего криминального, - но оно таки избранное АВТОРОМ, поэтом - обратите внимание - это внутренняя рифма, кто не заметил, диссонансная, разноударная - "В мире морском…" Не буду дальше утомлять своими изысканиями, просто призываю ПРИслушаться к поэтике Елены Семёновой, к её стихам… насладиться ими… всем их разнообразием, всеми нюансами…Удачного вечера!..

И в завершение напрашивается риторический вопрос (если он ещё не звучал): Лена Семёнова, почему ты не МАРИНА Семёнова?..>>

(декабрь 2021)

Александр Бубнов   19.02.2024 17:46   Заявить о нарушении
2.

Теперь считаю уместным процитировать важные мысли поэта из личной переписки (23.12.2021), потому что ответ Елены Семёновой показателен и типичен именно в (интуитивной) работе поэта, в частности (и в особенности!) над формой Интегрального стиха (И-стиха). (см.скрин выше)

- Привет, Лена! вопрос - а вот ЭТО ["Медузы". - А.Б.] ты тоже [ранее были у меня вопросы к другим стихотворениям Елены. - А.Б.] сочиняла интуитивно, не думая о структуре, о форме, о рифме?.. и ещё вопрос - ты над ЗВУКОВОЙ аранжировкой думаешь? об аллитерациях и т.п. или тоже на интуиции всё? - неужели ПОТОМ не работаешь, не доводишь? не меняешь слова?.. согласна ли ты с этим стихо[творением] войти в Антологию И-стиха?.. и может, ещё найду у тебя... […]

- Саша, отвечаю! Этот текст я сочинила в 2003 году примерно, сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме. Просто пришёл образ двух медуз - в руке и в небе, и я поняла, что его нужно выразить именно так. Звуковую аранжировку я никогда не продумываю заранее, она выстраивается сама собой в процессе сочинения. Всё интуитивно. Конечно, я работаю над произведением, меняю слова, но ориентируясь не на какой-то образец, а на думалку и на слух. А иногда и думалка отключается. Совершенно не ожидала, что "Медузы" - это интегральный стих. Я вообще к этому стиху очень серьезно не относилась)) Я даже сейчас выкинула его при сокращении [книги, видимо. - А.Б.]. Но в принципе могу вернуть)) Разрешение опубликовать даю!

"…сочинила интуитивно, не думая о структуре, о форме…" …Вдруг вспомнилось, как в своё время Ирина Одоевцева воспроизводила слова молодого Осипа Мандельштама, когда Вячеслав Иванов "…очень хвалил мои стихи: "Прекрасно, прекрасно. Изумительная у Вас оркестровка ямбов, читайте ещё. Мне хочется послушать Ваши анапесты и амфибрахии", а я [Осип Мандельштам] смотрю на него выпучив глаза и не знаю, что за звери такие анапесты и амфибрахии. Ведь я писал по слуху и не задумывался над тем, ямбы это или что другое. Когда я сказал об этом Вячеславу Иванову, он мне не поверил". А я верю любому поэту, который отвечает на мой вопрос исследователя: "А как вы определяете для себя форму ЭТОГО стихотворения, которое вы написали?.." И далее читайте выше: "Саша, отвечаю…"

"…писал по слуху и не задумывался.." // "…не думая о структуре, о форме…"

И тогда я отвечаю поэтам, что знаю, что это за форма, могу объяснить, если интересно, но - в любом случае - приглашаю в Антологию Интегрального стиха. Такие - очень похожие друг на друга - диалоги были у меня с поэтами на протяжении нескольких лет (начиная с 2017 года, когда, после 31 года(!) раздумий, я сформулировал для себя понятие Интегрального стиха, но это уже другая история и другая тема).

То есть поэт интуитивно, неосознанно, но тем не менее чувствует эту объективную форму синтеза многих компонентов, из которых состоит форма Интегрального стиха (И-стиха), поэт в ЭТОМ стихотворении интуитивно хочет достичь новой гармонии частей, составляющих стих, скроить некую ткань / текстуру / textus, да так, чтобы не было видно "швов", чтобы мысль, звук, музыка вместе с компонентами собственно формы стиха переплелись в единую авторскую форму, будь то униформа, юбка (пусть даже шотландская), свитер, костюм, хитон и так далее, и так далее, из любого века и стиля - вот примерно такой мета-стиль, такая аналогия с кутюрье, возможно, поможет чутче ощутить полифоническую философию и пластичную форму И-стиха.

Итак, как формы презентации мысли стиха, так и "Медузы" у Елены Семёновой "…были разные…" в этом разном по всем своим компонентам стихотворении, преимущественно акцентном по метрике (И-доминанта). Формы остаются разными - формы выражения поэтом своих мыслей, эти инструменты в мастерской поэта… И пусть их будет больше, на выбор!.. И - да не затеряется среди них форма И-стиха.

Главная цель поэта здесь вполне прозрачна - показать поэтику двух "медуз", реальной и метафорической… Мастерски достигнутая цель.

Строка "Предательски запрозрачневела" буквально своими словами - особенно вторым, редким, нарочито длинным, - передаёт иную форму небесной медузы, в отличие от первой, "ощутимой и дрожащей". Первую - реальную - медузу характеризует ассонансная рифма "рУки / стУдень" (ср.тж. "медУзы"), подчёркнутая графикой более длинных строк; иную - вторую медузу характеризует иная рифма, более оригинальная, более изысканная - "В НЕбЕ / запрозрачНЕВЕла", сюжетно отзывающаяся далее словом… "(зАпрозрачневЕЛА) / рАссЕяЛАсь(!)", с дополнительной игрой на З/С в этой рифмопаре. Причём, заметьте, в первых 3-х строках - при первой медузе - "С" нет совсем… Такие фонические нюансы дополнительно расцвечивают форму.

Рядом - медуза плотная, натуральная… В небесах - медуза ажурная, внетелесная… Весьма символично: в целом в жизни Елены Семёновой её поэтика телесности, её "натуризм" органично сочетались с теми внетелесными тропами, которыми пронизана тёплая и в целом радостная её поэтика, которая осталась с нами, в нашей памяти, в текстах и "текстурах" Елены…

Александр В. Бубнов

Александр Бубнов   19.02.2024 17:47   Заявить о нарушении