Вверх по лестнице вниз, фильм 1967 года

Вверх нельзя вниз (или Доживём до четверга)

Наконец дошли руки до «Вверх по лестнице вниз» (такая игра слов и смыслов вроде «казнить нельзя помиловать»). Хотя название просто обыгрывает наличие разных лестниц с односторонним движением вверх и вниз, дабы развести потоки и не создавать столкновений в общественных местах.
Вот так в первых же кадрах молодая учительница по ошибке начинает подниматься по лестнице, предназначенной для движения вниз в огромной школе на 3000 учеников. О чём ей тут же прямым названием фильма говорит первый же спускающийся навстречу преподаватель. Но, не поняв смысла этой, как могло бы показаться, глубокомысленной философской сентенции в духе экзистенциалистов,  следом она воочию убеждается в истинном, простом и приземлённом смысле, столкнувшись с нескончаемым потоком сбегающих навстречу учеников.
Так, вслед за автором литературной основы фильма, писательницей Бел Кауфман (кстати, внучкой Шолом-Алейхема), режиссер Роберт Маллиган как бы очерчивает главную интригу предстоящего сюжета: не плыви против течения. Особенно в школе. Ну, либо приготовься к сопротивлению и испытаниям, которые по силам не каждому.
И этим можно было бы и ограничить впечатление от просмотра, ибо все козыри сброшены в первые же ходы партии. Если бы не явные параллели с другим знаковым фильмом на школьную тему – «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого. И параллели были столь очевидны, вплоть до некоторых сцен, что пришлось включать поиск, кто, когда и что написал, снял и повлиял.
Выводы, впрочем, остались открытыми. Одноимённая книга была опубликована в 1964 году, а переведена на русский в 1967-м. В том же 1967-м году данная экранизация романа Кауфман была включена в показ 5-го Московского кинофестиваля, проходившего в июле 1967-го.
И «Доживём до понедельника» начал сниматься осенью всё того же 1967-го. Причем, основой для нашего фильма послужила дипломная работа Георгия Полонского, датированная приблизительно тем же 1967-м годом, не раньше (поступил на 18-месячные сценарные курсы в 65-м).
В общем, все настолько рядышком и на тонкого, что сделать какие-либо выводы, было ли заимствование или нет, всё же не решусь. Да, сцена разговора учителя с матерью неуспевающего ученика едва ли ни впрямую повторяет такую же в «Лестнице».
Но только лишь из-за неё назвать один из самых лучших и сильных фильмов на подростковую тему не только нашего, но и мирового кинематографа, язык не поворачивается. Потому что по всем остальным статьям «Доживём до понедельника» глубже и многоплановей американского «конкурента». Без лишней воды многие образы прописаны чётче и интересней. Как и сама интрига, вокруг которой закручен основной сюжет, кажется намного ярче, образней, рельефней. Как и многослойный, расходящийся кругами конфликт вокруг неё.
И это не считая параллельных второстепенных линий, не менее интересных и важных: взаимоотношений между учениками, между учениками и учителями, между учителями в рамках учительского коллектива и вне его, между учителями и родителями, между начальством и подчинёнными, межпоколенческие конфликты… И, пожалуй, один из важнейших для человека мыслящего и сомневающегося: между внешними социальными ролями и живыми людьми внутри...
Да что там: у Ростоцкого и Полонского столько этих внутренних пластов, что вот уже спустя почти 60 лет «Доживём до понедельника» ничуть не растерял своей актуальности, и до сих пор смотрится, как в первый: с трепетом, тревогой и неизменным комом в горле.
«Лестница» же более плоское, пусть и не совсем одномерное произведение. С таким типично американо-кинематографичным жизнеутверждающим, практически хэппи-эндом. Которого в жизни вряд ли встретишь. С таким подходом не то, что до понедельника, и до четверга дожить можно. Как сказал бы один известный полотёр у Данелии и Шпаликова: «Нет правды характеров». У Ростоцкого, вроде, тоже в конце учитель находит мотивы остаться, но в итоге понятно, что это не разрешит принципиальных и заведомо неразрешимых противоречий ни в нём самом, ни в его окружении и отношениях с другими, ни в системе, в которую он встроён.

Baddy Riggo, 15.02.2024


Рецензии