Дон Аминадо
Из Большой Российской энциклопедии:
Дон-Аминадо [настоящие имя, отчество и фамилия Аминодав Пейсахович Шполянский] [25.4(7.5).1888, Елисаветград, Херсонская губерния, – 14.11.1957, Париж], русский писатель.
(Елисаветград, названный в честь императрицы, последовательно переименовывался в СССР - в Зиновьевск, Кирово, Кировоград, а затем майданными властями Украины в Ингульск (по имени реки Ингул). Но поскольку в малороссийском "хакающем" произношении это звучало неприлично, власти сделали окончательный "ребрендинг" - и город стал именоваться Кропивницким в честь украинского драматурга...)
В разные годы подписывался также псевдонимами: Аминадо, Гидальго, К. Страшноватенко, Кривой Джимми. (первые два возникли из любви к «Дон Кихоту» Сервантеса)
В 1906 г. поступил на юридический факультет Новороссийского университета в апреле 1910 г. приехал в Киев, где сдал выпускные экзамены в Императорском университете Святого Владимира. В том же году переехал в Москву. В качестве корреспондента елисаветградской газеты «Голос Юга» присутствовал на похоронах Л. Н. Толстого, которые подробно описал в своих мемуарах. Сотрудничал с журналами «Новый Сатирикон» (1914–1915), «Красный смех» (1915), «Будильник» (1916–1917), в газетах «Раннее утро» (1914–1916), «Утро России» (1916) и др. В начале Первой мировой войны 1914–1918 гг. был мобилизован и отправлен солдатом на фронт; вернулся после ранения в 1915 г. Первый поэтический сборник «Песни войны» (1914) проникнут патриотическим пафосом; успеха не имел.
Известность Дон-Аминадо принесли фельетоны на злободневные темы («соринки дня») и пародии на представителей «нового искусства»: К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, А. А. Блока, Ф. Сологуба, А. А. Ахматову и др. С 1917 г. состоял в московском Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов. Написал ряд рецензий, обзоров и фельетонов для театральных журналов «Кулисы» и «Рампа и жизнь», а также политический памфлет – пьесу в стихах «Весна Семнадцатого года» (в мае 1917 поставлена в Новом театре П. В. Кохмановского), в которой император Николай II представлен в сатирическом ключе.
Октябрьскую революцию 1917 г. Дон-Аминадо не принял. В 1920 г. эмигрировал в Константинополь, затем в Париж, где в 1920–1921 гг. работал редактором детского журнала «Зелёная палочка», был постоянным фельетонистом газеты «Последние новости». Один из ведущих сатириков русского зарубежья, автор рассказов для детей, сборников рассказов и фельетонов «Наша маленькая жизнь» (1927) о жизни парижского зарубежья и мемуарной прозы «Поезд на третьем пути» (1954), в которой впечатления от лично увиденного монтируются с фактами из других источников по принципу киносценария, даются выразительные портретные зарисовки И. А. Бунина, А. И. Куприна, А. Н. Толстого, Д. С. Мережковского и многих других.
Также выпустил несколько поэтических сборников, в том числе «Дым без отечества» (1921), где ностальгические интонации сочетаются с сатирическим разоблачением вождей эмиграции и резкой критикой в адрес советской России, «Накинув плащ» (1928), «Нескучный сад» (1935), «В те баснословные года» (1951). Большой популярностью в эмиграции пользовались его циклы афоризмов в духе Козьмы Пруткова, в которых Дон-Аминадо высмеивал человеческие пороки, советскую жизнь и идеологию, размышлял о смысле жизни, о моральных ценностях, об отношениях полов, о положении эмигрантов. В афоризмах наиболее ярко проявились характерные особенности стилистической манеры Дон-Аминадо: лаконизм, склонность к ироническому парадоксу, каламбурам, комическому обыгрыванию метафор, ироническому переосмыслению пословиц. Бунин отзывался о нём как об одном из «самых выдающихся русских юмористов, строки которых дают художественное наслаждение» (Собрание сочинений, т. 9. 1967. С. 468). Л. Ф. Зуров отмечал, что в жизни Дон-Аминадо был «талантливее своих фельетонов. Остроумие, как и жизненная энергия, казались в нём неистощимыми. ...у него была всеэмигрантская известность» («Новый журнал», Н.-Й., 1968, кн. 90, С. 115–116).
Крылатые афоризмы Дона-Аминадо:
«Борьба за существование, которая ничего не дает, считается идейной».
«Бросить в женщину камень можно только в одном случае: когда этот камень
драгоценный».
«Бухгалтерия двойная, а камера одиночная».
«Девушка, прозевавшая несколько партий, считается беспартийной».
«Волосы - как друзья: седеют и редеют».
«Сплетничают те, у кого нет личной жизни, и по поводу тех, у кого она есть».
«Мудрец верит в разум, дурак – в фейерверк».
«Убийственна не бездарность, а спрос на нее».
«Прожиточный минимум – это не умереть, не получив жалованья».
«Чтобы прослыть ясновидцем, предсказывай будущее на сто лет вперёд. Чтобы
прослыть глупцом, предсказывай его на завтра»
После смерти Шполянского Бунин посвятил ему эпитафию:
«То, что лежит в могиле, разве Ты?
Разлуками, Печалью был отмечен
Твой трудный путь. Теперь их нет. Кресты
Хранят лишь прах. Теперь Ты – мысль. Ты вечен.»
Свидетельство о публикации №224021900845
Мост Будущее 01.01.2025 18:19 Заявить о нарушении
Николай Таурин 01.01.2025 20:43 Заявить о нарушении
Мост Будущее 01.01.2025 21:08 Заявить о нарушении