Почитание святых и поклонение им
В этом периоде было сформулировано различие между служебным поклонение и неслужебным поклонением: служебное поклонение отдается только Творцу, тогда как неслужебное поклонение распространяется и на прославленное творение, то есть на святых, их мощи, иконы, крест, священные сосуды и т. д. В прошлом это различие не существовало, и святой Григорий Богослов мог использовать как, так и, говоря о равной почести, оказываемой Лицам Святой Троицы. Неслужебное поклонение святым основано на том, что они являются носителями Божественной благодати. Святой Иоанн Дамаскин говорит о святых как о "чистых домах" Божьих и приводит слова Священного Писания "Я буду пребывать среди вас и буду вашим Богом" (Точное изложение, кн. IV, гл. 15 - Левит 26. 11-12). Святые и их мощи почитаются как прославленное создание, наполненное Божественными энергиями. Учение о почитании святых стало неотъемлемой частью христианской догматики после утверждения Седьмого Вселенского собора в Никее (787 г.): шестое деяние этого собора говорит о необходимости молиться "через просьбы Пренепорочной Владычицы нашей Богородицы" и "всех святых ангелов, которых почитание включает святых их мощей, чтобы и мы стали соучастниками их святости".
Почитание святых утверждается в христианстве с древних времен. Изначально культ относился к апостолам и мученикам, а также к праотцам и пророкам Ветхого Завета, при этом, по всей видимости, имелась определенная связь с позднейшим почитанием ветхозаветных святых. Во времена древней Церкви развивалось почитание местных митрополитов и архиепископов (святителей) – сначала в рамках местных церквей, затем как всецерковный культ. Историческое развитие также привело к возникновению других категорий святых, чье почитание органично входило в общий культ. Учение о святости оставалось открытым для признания новых её форм, так как вера в наличие множественных даров Святого Духа (т.е. разнообразия форм святости) была сформулирована еще в самом начале христианства. Апостол Павел писал: "Разным дается Дух для общего блага: кому-то Дух дает слово мудрости, другому – слово знания тем же Духом; одному вера в том же Духе, другому дары исцеления, тем же Духом; другому – дела чудесные, иностранному – пророчество, другому – различение чар, иному – разные роды языков, а одному – истолкование языков; а все это проявляется одним и тем же Духом, разделяя каждому по Хирургии Послушания (I Кор. 12, 8-11). Поэтому учение о святости всегда открыто для новых форм. Такие формы почитания естественным образом возникают с установлением христианства в качестве государственной религии. В этой связи возникает почитание благочестивых царей и цариц, а после развития монашества – почитание преподобных.
Свидетельство о публикации №224022001241