Древнерусская живопись. 4
Иконопись, как уже говорилось, была официальным искусством, служившим Церкви. Но её создатели были в большинстве своём мастера, вышедшие из народа. Они привносили в свои творения свой вкус, своё понимание прекрасного, подчас заметно отступали от канонизированных образцов, создавая произведения подлинно русские, в которых угадывались традиции исконного народного творчества.
Самым любимым персонажем новгородской живописи был святой Георгий, считавшийся землеустроителем и храбрым защитником от злых сил и недругов. Его изображали чаще всего, как бесстрашного воина, скачущего на коне и поражающего мечом змея. Этот образ получил название Георгия Победоносца, Георгия Змееборца, или "Чудо Георгия о змие".
Образ Георгия Победоносца, побеждающего страшного змея, в народном сознании перекликается с образом русского былинного богатыря, который тоже боролся с чудищем, олицетворяющим врагов Русской земли. Ведь покоряя многоголового Змея Горыныча, богатырь Добрыня Никитич освобождал томящихся в его полоне русских людей. Поэтому и стал христианский святой Георгий таким близким, понятным и любимым русским народом. Подобно сказочному богатырю, Георгий воспринимался русским человеком как защитник и покровитель слабых, как носитель добра и справедливости. Он наделялся чертами, которыми в народном представлении должны были обладать подлинные герои: был молодым, красивым, сильным, бесстрашным. Красивы и нарядны должны были быть и его одежда, и его конь. В русской живописи был разработан канонический образ святого Георгия. Но как народные сказители, пересказывая былины и сказки, импровизировали и создавали свой собственный вариант одного и того же сказания, так и новгородские художники, придерживаясь общей схемы сюжета Георгия Змееборца, изображали его по-разному, соответственно своему творческому темпераменту и вкусу.
На одних изображениях чудо Георгия воспроизводится обстоятельно, со всеми подробностями, с присутствием царевны, которую он освобождает от змея, и её родителей, и именно как чудо, без каких-либо физических усилий, в других изображениях представлен кульминационный момент битвы Георгия со змеем. Иногда художника привлекает в этом сюжете не чудо, не страстность и динамизм битвы, не сила и храбрость героя, а возможность показать воина в парадном блеске, и тогда появляется идиллически-прекрасный образ нарядного юноши на нарядном убранном коне.
Прекрасный образ святого Георгия, побеждающего змея, (один из самых известных образов) был создан новгородским художником в первой половине 15 века. Здесь Георгий представлен борющимся, в сильном движении, причём движение это очень своеобразно. Всадник не скачет вперёд, настигая змея, а как бы подпрыгивает и кружится на месте, над извивающимся и ускользающим чудовищем, голова которого оказывается позади коня. Резко откинувшись назад, святой Георгий вонзает меч в раскрытую пасть змея. Это же движение повторяет конь, выгнув шею и повернув назад голову. (Обязательно с учениками рассмотреть эту икону подробно на предмет обратной перспективы).
Очертания изогнувшейся фигуры Георгия, развевающегося плаща, круглого щита, упругая линия шеи и крупа коня образуют дугу, концы которой соединяются прямой линией копья, благодаря чему изображение, как отмечают некоторые искусствоведы, напоминает натянутый лук. Такое построение придаёт композиции напряжённость, динамизм, сливая всадника и коня в едином движении, и одновременно уравновешивает, замыкает это движение, не позволяя ему прорваться наружу. От этого изображение приобретает устойчивость, незыблемость.
Автор этой иконы, очевидно, был близок к народному искусству. Как и народным мастерам, ему присуще чувство декоративности, линейной и цветовой ритмичности, тяготение к открытым, звучным цветам, к плоскостности, к бесхитростной нарядности и узорочью. Колорит этого произведения построен на противопоставлениях и сочетаниях немногих ярких цветов: жёлтого, белого, красного, зелёного. На светло-жёлто-золотистом (первоначально было золото) фоне загорается алый цвет плаща, а на его фоне вновь - жёлтый цвет нимба. Красный цвет неоднократно повторяется - в седле, в языке дракона, в сбруе коня. Ритмически повторяются и мягко, певуче круглящиеся линии, обрисовывающие коня и святого Георгия, щит, потник, седло.
Белый силуэт коня красиво смотрится на жёлтом фоне. Конь наряден. Его сбруя украшена разноцветными кистями, потник покрывает орнамент в виде деревца и солнц по бокам, - орнамент, как часто встречаемый в народных вышивках. Даже хвост коня витиевато закручен.
Узорочье, столь любимое русским человеком, принизывает всё изображение. Но вместе с тем орнамент даётся с большим тактом и очень к месту: орнаментированы доспехи святого Георгия, сбруя коня. Щит святого Георгия украшен изображением солнца, которое встречается в русской народной резьбе по дереву, в вышивках и олицетворяет божественную силу.
(Рассмотрите как можно больше разнообразных икон на один сюжет с учащимися по данной теме, но не перегружайте занятие. Пусть оно только будет сосредоточено на одном изображении, только на неизвестных именах народных умельцев, а к знаменитым художникам-иконописцам постепенно переходите на следующих занятиях, так как объём должен соответствовать тяжести или лёгкости восприятия, а подобные занятия они всё-таки для ребят тяжелы, им трудно усвоить сразу много материалов по разным темам. Не стоит торопиться.)
(На фото икона "Чудо Георгия о змие", 15 век, новгородская школа иконописи. Стилизирована под мозаику.)
Свидетельство о публикации №224022001354