Волна убийца

Это будет пересказ очевидца событий, который в этом рейсе
был начальником радиостанции. Звали его Сашка. Мы были
однокашниками по Мурманской мореходке.

Конец 1985 года. Сашку направили в Немецкий город Штральзунд,
получать новый траулер СТМ-693 проекта "Атлантик-333". Длина
60 метров, ширина 15 метров, высота 9 метров, мощность двух ГД
была 1200 х 2 = 2400 лош.сил, скорость 13 узлов. Этот траулер
был последним из большой серии в 30 судов, полученных в ГДР
нашей конторой. Очень комфортный и очень денежный для СССР.
 
На фото близнец нашего судна с номером СТМ-691.

Из Штральзунда судно зашло в Мурманск, получили снабжение и
пошли в Норвежское море ловить палтус. Заодно обкатывали все
судовые системы и механизмы перед гарантийным ремонтом через год.

Зима 1985-86 года была в самом разгаре. Шторм за штормом. Они
больше штормовались, чем рыбу ловили. Но вот однажды тёмным
заполярным днём случилась беда. На судно упала огромная волна.
Такие волны моряки называют "Волна убийца". Она неожиданно
появилась из пучины океана и почти раздавила судно. Волна эта
огромная, как девятиэтажный дом.

Масса упавшей на судно воды
как игрушки срезала все механизмы на носу судна и ударилась в
жилую надстройку с правого борта, выбив стёкла на ходовом мостике
и в каюте капитана. Капитан от удара волны слетел с дивана и
выглянул в иллюминатор. Лучше бы он этого не делал. Разбившимся
стеклом капитану посекло лицо и порезало глаза. Он ослеп.
Волна зашла в каюту капитана мощной струёй, которая выбила все
переборки кают правого борта верхней палубы, пережевала в щепки
всю мебель в каюте капитана и помполита, а потом пошла гулять
по палубам внутренних помещений. В обломках мебели и переборок
засыпало троих. Капитана, помполита и электро-механика Серёгу.

Сашка с навигатором в это время были в радиорубке, которая по
левому борту судна находилась. От страшного удара судно осталось
без тока и без движения. Главные двигатели остановились. На мостике
выбило три правых окна, и чуть не убило вентилятором "дворника"
вахтенного штурмана. Вентилятор просвистел возле уха штурмана и 
врезался в пульт УКВ радиостанции "Рейд-1". Остались без УКВ связи.
Другую аппаратуру на мостике залило солёной водой. Выжила только
ПВ-КВ радиостанция "Чайка-СМ", которая стояла в левом углу ходового
мостика. По ней потом и связались с другими судами в этом районе.
Все суда штормуются носом на волну и никто помочь ничем не сможет.

Ударом волны всю жилую надстройку сдвинуло к корме на 15 сантиметров.
Все клинкетные двери автоматически закрылись, изолировав палубы судна
друг от друга. Судно встало поперёк волны. Стало заливать радиорубку.
Капитана, помполита и механика силами радиослужбы вытащили из обломков
и отвели в радиорубку. Усадили на диван и стали их рассматривать при
тусклом свете аварийного освещения. Больше всех пострадал капитан. Ему
стёклами разрезало глаза и лицо. Нашли бинты в аптечке, перевязали
капитана. Заранее скажу, что глаза капитану спасли. Его срочно отправили
в госпиталь Ленинграда, где в глаза капитану поставили искусственные
хрусталики. Капитан потом ещё долго капитанил.

А тут механики завели двигатели, появился ток, судно развернулось носом
на волну. Сашка вызвал ближайшую плавбазу. Проконсультировался с их врачом.
Плавбаза вызвала буксир спасатель из Мурманска и судно сопроводили в порт.
Потом залатав разбитые стёкла, отремонтировав рацию на мостике, судно пошло
на аварийный ремонт в Штральзунд. Там я его и принял у Сашки после ремонта.

В местной Мурманской газете "Рыбный Мурман" была небольшая статья с
громким названием "Волна Убийца", но я её не нашёл. И вообще эту аварию
быстро забыли. Видно дело было нечистое. Была пересменка штурманов.
Третьего и второго. Время 12.00. Ничто не предвещало беды. А она случилась.


Рецензии
Малость подобного и мне пришлось испытать в том же Норвежском море.
(Рассказ "Шальная волна").
73!

Николай Прощенко   12.04.2024 09:19     Заявить о нарушении
Прочитал. Спасибо.

73 !

Андрей Кольский   14.04.2024 12:18   Заявить о нарушении