О прижизненной славе Лермонтова

Данная статья представляет собой развернутый комментарий к параграфу "Вопрос о признании Лермонтова как поэта современниками" статьи "Последняя дуэль Лермонтова: полемика с современными стереотипами".

http://proza.ru/2019/07/10/1684


Признаться, даже трудно понять, откуда происходит этот вульгарный, но зато страшно настойчивый миф о том, что Лермонтова при жизни еще не считали большим Поэтом.

Ведь все главные его вещи были уже опубликованы - поэмы "Песня про купца Калашникова" и "Мцыри", персональный сборник стихотворений, два издания романа "Герой нашего времени". Поэма "Демон" широко распространялась в списках.

Не станем повторять абзац из нашей статьи о последней дуэли Лермонтова, где из писем современников о трагедии явственно следует, что все оплакивают Поэта (а никак не "поручика тенгинского полка", как настаивают некоторые современные лермонтоведы).

Конечно же, началось с перестройки. Уже тогда блестящий лермонтовед позднесоветского времени Вадим Эразмович Вацуро в переписке с Эммой Герштейн почему-то писал: "... и то, что стихотворение Лермонтова прогремело на всю Россию... да полно, так ли?" И никак не пояснял своего возражения. Дух противоречия, что-то детское во взрослом человеке.

Между тем Ираклий Андроников в своих "Исследованиях и находках" прежде очень четко приводил список городов, в которые дошли и где были прочтены рукописные копии. Так, называются города центральной, северо-западной России, юга, Поволжья и Урала (хотя действительно не фигурируют Сибирь, Дальний Восток или Кавказ). Вполне достаточно, чтобы говорить о "всей России".

Позже современный лермонтовед Владимир Захаров писал о том, что роман "Герой нашего времени" был воспринят неоднозначно современниками Лермонтова, а в наше время его и вовсе после школы никто не читает. И это - выражения, которые позволяет себе профессиональный филолог! Прежде всего, роман был всеми современниками воспринят, обсуждаем - этого совершенно достаточно. А уж если в наши дни "Героя..." после школы и правда никто не читает, то это благодаря таким филологам, как господин Захаров. 

А вот как усердствовал Александр Очман в свое время, когда писал рецензию на книгу Владимира Бондаренко "Мистический гений", доказывая, как ничтожно было место Лермонтова в литературе к началу 1840-х гг.

"Идём дальше. «Как подкосил наш золотой век двух величайших гениев – Пушкина и Лермонтова. Литература после этого надолго замерла», - скорбно информирует российскую общественность Бондаренко. Предлагаю лаконичную справку специально для Вас, Владимир Григорьевич, чтобы  в будущем не попали впросак. В посмертное лермонтовское десятилетие, при жизни Николая I, продолжают творить Баратынский и Тютчев, в 1842 и 1843 годах выходят из печати гоголевские «Мертвые души» и «Шинель», ярко заявляют о себе Гончаров, Тургенев, Некрасов, Достоевский, Л. Толстой – именно они обеспечили беспрецедентный взлёт русской словесности в 70-е годы, когда она de facto заняла авангардные позиции в мировом литературном процессе".

Не правда ли, звучит внушительно? Подавляюще для неспециалиста в литературе? Никакой утраты не понесла наша словесность со смертью Лермонтова - его немедленно заменили наши великие литераторы, наши гении Толстой, Достоевский, Тургенев.

Но а если все-таки для специалиста? Присмотримся-ка поближе к сказанному. Изо всего всерьез могут быть приняты только возражения по поводу "Мертвых душ" и "Шинели" Гоголя. Объясним, почему.

Нет нужды доказывать, что Баратынский - это не масштаб Лермонтова, да к тому же Очман забывает добавить, что Баратынский умер вскоре, в 1844 году. Собственно, и Тютчев - не масштаб Лермонтова, да кроме того первый персональный сборник стихотворений Тютчева был издан только в 1856 году. По утверждениям профессора, Лермонтов оставался чуть ли не никем после выхода двух его лучших поэм, персонального сборника "Стихотворения" в 1840 году и "Героя нашего времени". Так какова же тогда должна быть по той же логике известность Тютчева в 1840-е гг.?

Тургенев и Достоевский действительно вошли в литературу в конце 1840-х гг. со своими первыми повестями, но они были дебютантами - такими же, скажем, как Лермонтов во времена, когда друзья тайком от него опубликовали "Хаджи Абрека" (это было еще до "Смерти поэта"). Толстой же входит в литературу только в начале 1850-х гг.

Лишь в конце 1850-х гг. Тургенев и Достоевский создают романы, сделавшие их уже признанными авторитетами в литературе ("Дворянское гнездо", "Рудин", "Униженные и оскорбленные").

И именно Тургенев, Достоевский, Толстой активно творят в 1860-70-е гг., создавая все главные свои произведения, все великие романы великой русской литературы.

Применительно же к 1840-м гг. прав именно Владимир Бондаренко, сказавший, что литература после гибели Пушкина и Лермонтова (1837 и 1841 гг. соответственно) надолго замерла. Замерла она до конца 1850-х, а то и до начала 1860-х гг.

Из современников Лермонтова о том, что в нем будто бы еще не признавали  п о э т а,  говорили Александр Васильчиков и Эмилия Шан-Гирей. Но это, увы, естественно. Васильчиков был секундантом трагической дуэли, который, единственный из всех, не избег общения с прессой; он был слишком подготовлен к тому, что общество станет искать, в чем его можно обвинить. Также и в Эмилии Шан-Гирей слишком многие пятигорские наблюдатели видели вероятную причину ссоры Лермонтова с Мартыновым, и она высказывалась с позиции человека, который нуждается в оправданиях. Их следует понять и извинить, но более ничего. 

Впрочем, тот же Васильчиков, несколько противореча самому себе, писал: "Отчего люди, которые бы могли жить с пользой, а может быть, и с славой, Пушкин, Лермонтов, умирают рано, между тем как на свете столько беспутных и негодных людей доживают до благополучной старости..." И это - слова из письма знакомому, написанного через каких-нибудь пару недель после дуэли, а отнюдь не спустя десятки лет. Значит, и Васильчиков на самом деле понимал истинное значение Лермонтова уже тогда, в 1841 году. 

Беспочвенный злостный миф, будто бы современники не видели в Лермонтове Поэта, - отныне непременный атрибут едва ли не каждой современной статьи, каждой телепередачи о Лермонтове. Как такое могло случиться? 

Так, может, пора осознать некоторые ошибки постсоветского лермонтоведения? И заново признать очевидное - значительную прижизненную славу поэта Лермонтова.


Источники и литература:

Андроников И. Лермонтов. Исследования и находки. 1968.
Вахидова М. А. В. Очман. Рецензия на книгу Бондаренко. Проза.ру
Вацуро В. О Лермонтове: работы разных лет. 2008.
Захаров В. Дуэль М. Ю. Лермонтова: как это было. 2012.
Щеголев П. Книга о Лермонтове. 1929.


Рецензии