Метеорит в Юхновском уезде - 29 июля 1818 года

СЫН ОТЕЧЕСТВА. 1818. № XLI
О Воздушных камнях (Аэролитах)


В № 72 Северной Почты помещено известие об упавшем из воздуха камне в Юхновском уезде (что в Смоленской Губернии) в селе Слободка, сего 1818 года, Июля 29 дня. Описание сего камня есть следующее: «Он имеет правильную пирамидальную фигуру с неровною нижнею частью; поверхность его как бы облита темно-багровою шероховатою краскою; по всем углам и краям оного верхняя материя будто отбита, но довольно ровно, а под оною виден серый цвет камня с металлическими искрами. Сей камень имеет весу 7 фунтов; в длину простирается с одной стороны на 3 ; вершка, а с другой противуположенной на 2 ;; прочие две стороны соразмерной величины; он вошел в землю на 9 вершков.
Из сего явствует, что оный камень, по правильной пирамидальной своей форме принадлежит к числу редчайших, или неизвестных доныне Метеоритов; но весьма жалко, что не доставлено подробного сведения о том, какими явлениями было сопровождаемо падение оного камня? в каком состоянии тогда находилась атмосфера? сколь тверда та земля, где он упал? тотчас ли он был вынут из земли по ниспадении своем? не был ли он в то время горяч? кто были свидетелями оного происшествия? в какое время дня оно случилось? и проч.
Желательно, чтобы сие удивительное явление, случившееся уже во второй раз в Юхновском уезде (1) было, в рассуждении вышесказанного, исследовано точнее, каким-либо ученым мужем, вблизи села Слободки живущим, или чтобы какое-либо Ученое Общество отправило нарочно кого-нибудь из своих сочленов на оное место для собрания подробных сведений, касающихся до оного происшествия. (2)
Но при сем случае небесполезно будет предложить Читателям Сына Отечества краткое повествование об оных чудесных явлениях, равно и то, в чем состоит ныне главное дело в рассуждении сего предмета.
*
Начало преданий о ниспадающих из воздуха камнях теряется в глубочайшем мраке веков протекших. Но что сии удивительные происшествия издавна случались, в том удостоверяют нас не только повествования Древних, но и многие подобный оным события, замеченные в ближайшее к нам время: ибо с тех пор, как естествоиспытатели начали наблюдать падение из воздуха оных тел, не проходило ни одного почти года, в котором бы не усмотрено было, где-либо на земном шаре, одно или несколько таковых явлений; но где оные тела получают свое начало и откуда они приходят на землю нашу? Вот вопрос, коего решение доныне еще покрыто таинственною завесою!
Древние думали, что камин упадают с неба, или оттуда низвергаются богами. Посему они почитали их за нечто священное, сохраняли их в храмах и поклонялись им как идолам; а иногда употребляемы были они как прорицалища для каких-либо предсказаний. Таковыми предметами служили они особливо в Финикии и Сирии: ибо в сих странах более замечаемы были в древности оные явления. Упоминаемые римскими писателями каменные дожди и другие сим подобные происшествия почитались за чудеса, предзнаменующие нечто несчастное, а из сего видно, что Древние мало думали об изъяснении и происхождения сих камней, или они совсем не дерзали углубляться умом своим в размышление о том, что с небес ниспадало.
Потом, в позднейшие времена, когда физические науки начали восходить на высшую степень совершенства, появились в некоторых сочинениях известия о громовых камнях или стрелах. Поводом к сему служило то, вероятно, что некоторым людям случалось усматривать близь предметов, пораженных или разрушенных молниеносным громом, особенного рода камни, которые и сочтены были происшедшими от оного. Да и тот самый гром, который происходит от огненных камненосных шаров, также, вероятно, был причиною того, что молнию почитали вооруженною камнями или стрелами.
Но когда бессмертный славою Франклин убедительно доказал сходство молнии с электрическою материею (1752); тогда понятие о громовых камнях, или стрелах сделалось противным оной истине.
По сей причине надлежало естествоиспытателям рассматривать оные удивительные явления в другом отношении, и к сему более способствовало следующее происшествие. В 1769 году ниспали три камня во Франции, один близь замка Люсе, другой в Артуа, a третий в Котантине. Все сии камни упадали с громом и со свистом; посему об них думали, что они суть произведение грома. Сии камни были представлены Парижской Академии, которая, произведши химическое исследование над оными, изъявила свое суждение следующим образом: «По сходству сих камней между собою, Академия конечно далека от того заключения, чтоб они привнесены были громом; однако ж сходство происшествий, случившихся в трех столь отдаленных местах, а также и совершенное единобразие как самых камней, так и свойств их, которыми они отличаются от прочих земных камней, показались ей достаточными причинами к соделанию замечания сего известным, и к приглашению физиков, чтобы они обратили на сей предмет свое внимание; можешь быть чрез то откроются новые познания о свойстве электрической материи и ее действии в громе» (4).
Таким образом французские академики положили начало исследованию ниспадающих из воздуха камней, и первые подали мысль, что они происходят не от молниеносного грома и не от волканических извержений и проч., но от таких причин, кои заслуживают особенное внимание естествоиспытателей. После того продолжали оное исследование Бартолд, Говард, Вокелен, Клапрот, Бухголц и многие другие. Одни разлагали их на составные части; другие собирали все преждебывшие изъяснения, относящиеся к оному предмету и выводили из того заключения. Некоторые писатели старалась все сие совокупить вместе. Изарн и Барон Энде сделали историческое описание о многих к оному роду принадлежащих происшествиях, из которого явствует, что воздушные камни по большей части упадают в виде огненных шаров с треском и громом, и что они хотя упадают в разных частях земного шара, однако между собою имеют весьма великое сходство, как по наружному виду (5), так и по составным частям ее (6); от земных же камней столько они отличны, что еще доныне ни одного не найдено камня из горных пород, который бы им был подобен. Хладни сочинил Хронологическую роспись воздушным камням, которая время от времени более распространяется, как по причине той, что новейшие события оного рода на земном шаре случаются, так и потому, что в разных древних летописях еще отыскиваются известия об оных происшествиях. Руланд сочинил таблицу, показывающую, в которые времена года и дня и при каком состоянии атмосферы воздушные камни наиболее были примечены (7). Таким образом естествоиспытатели уже во многих отношениях предмет сей исследовали и совершенно доказали то, что камни действительно упадают из воздуха; но какие тому бывают причины, сие покрыто еще неизвестностью (8).
И так ныне главное дело относительно к сему предмету состоит более в том, чтобы вести точно хронологическую роспись всем камнениспадениям и описывать сии происшествия в трех главных отношениях: 1) в рассуждении посторонних обстоятельств, коими сопровождается падение камней из воздуха; относительно к сим причинам надлежит замечать, в какие времена года и дня, и при каком состоянии атмосферы падают камни; 2) в рассуждении метеорического состояния их, в котором они производят разные явления и действия во время прохождения своего по атмосфере и при упадении на землю; в сем отношении надлежит замечать облака, из коих выходят камненосные метеоры в виде огненных шаров, величину их, фигуру, свет, издаваемый оными, распадание их, сопровождаемое треском и громом, высоту, путь, скорость движения их, время падения и вхождение их в глубину земли; 3) относительно к состоянию их, в каком они бывают после выпадения своего из камненосного метеора, или по упадении своем на землю; в рассуждении сего надлежит исследовать твердое или жидкое их состояние, температуру и величину их, наружные и внутренние их качества и составные части.
Но поелику во всех сих отношениях невозможно заметить оных происшествий, потому, особливо, что они случаются нередко ночью и зрителями их по большей части бывают земледельцы и пастухи; то по крайней мере надлежит точнее исследовать твердость земли, если где упадут из воздуха камни, глубину той выбоины, которую они падением своим производят, и все то, что может служить достопримечательностью в рассуждении оных удивительных событий.

Иван Мухин, Императорской Академии Наук Элев, по части Химии.


ПРИМЕЧАНИЯ:

(1) В 1807 году, Марта 13 дня упал в сем же уезде близь села Тимохина из воздуха камень весом в 4 пуда; он хранится с прочими сего рода камнями в Музее Императорской Академии Наук.
(2) Упавший камень в селе Слободе уже представлен в Академию для сохранения и химического разложения.
(3) Биом доказал, что мать богов, перенесенная из Фригии в Рим, во время Сципиона Назики, была сделана из воздушного камня. Техн. Журн. Том VI. Часть II. Стран. 151.
(4) Техн. Журн. Том. VIII. Часть IV. Стран. 109.
(5) Снаружи воздушные камни обыкновенно бывают покрыты иссера-черною, а иногда темно-бурою корою, как бы налакированною: внутренний состав их бывает серо-пепельного цвета, землист, смешан с мелкими, и иногда с крупными колчедановыми зернами и железными крапинами.
(6) Главные составные их части суть: кремнистые земля и железо в соединении с никелем, которые находятся в них в самом большом количестве, относительно к прочим их началам, кои суть: сера, xpoмий, магнезиальная (или горькая) земля, глинистая и известковая. В некоторых воздушных камнях найдено угольное и клейкое вещество.
(7) Archiv. des decouv. et des invent. nouv. p. 128 - 132. 1817.
(8) Мнения о происхождении воздушных камней различны; но вообще их можно разделить на две части; к первой принадлежат такие мнения, по коим предполагается, что камни упадают на землю извне атмосферы ее, то есть с каких-либо планет небесных; ко второй части относятся такие мнения, по коим объясняется происхождение оных тел чрез скорое образование их в атмосфере нашей из веществ, заносящихся в оную в газообразном виде из недр земных. Сие мнение вероятнее первого, и все почти физики принять оное согласны. Но подробнее о сем пред¬мете предложено в моем сочинении: О чудесных дождях, которого печатание вскоре кончится.


(Сын Отечества. 1818. № XLI. С. 97 - 107).


Подготовка текста и публикация М.А. Бирюковой.


Рецензии