Поляки, литвины, русичи

 

Цель этого очерка — ретроспективное описание наиболее значимых исторических событий в Польше и Литве от конца раннего средневековья (X-й век) до конца позднего средневековья (начало XVII века), без которых невозможно понять истоки «современных коллизий» в отношениях Польши, Литвы, Украины, Белоруссии и России.   

2.1 Детство Польши 

На протяжении тысячи лет самым близким народом на западе для русичей были поляки. Наши предки воевали с ними, торговали, вступали в династические и самые обычные браки и упорно пытались отстоять свою религиозную веру. И хотя оба народа в X веке приняли христианство, именно религия (католическая — у поляков; православная — у русских) посеяла между ними вековую вражду.   Так же тесно судьба связала русичей и литовцев. Но, если Польша и Русь заявили о себе на арене истории уже в X веке в виде квазигосударственных объединений со своей письменностью и религиозными институтами, то Литва «состоялась» заметно позднее. Даже в начале XIV века она ещё оставалась языческой и безграмотной. Собственная письменность у литовцев появилась не ранее XVI века. Кстати, литовский язык — самый архаичный из индоевропейских языков. В нём до сих пор сохраняются черты, утраченные даже в мёртвой латыни и древнегреческом. Однако литовцы обладали той энергией молодого народа, которую, согласно теории Л.Н. Гумилёва, принято называть «пассионарностью», и непрерывно воевали с соседями, расширяя своё жизненное пространство.
 
Географический фактор — как естественная причина тесных взаимоотношений между поляками, литовцами и русичами — со временем превратился в этнический фактор и фактор геополитики. Под «этническим фактором» я имею в виду появление новых народностей (украинцев и белорусов) в результате «общественного бытия», то есть, политического, военного, экономического и культурного влияние поляков, литовцев и русичей друг на друга. С точки зрения исторической логики сомнительно, чтобы древние русичи сами собой «расслоились» на великороссов, украинцев и белорусов, если бы часть из них волей судьбы не оказалась сначала в Литовской Руси (имеется в виду Великое княжество литовское), а затем и в Польском государстве (имеется в виду Речь Посполитая). Что же касается влияния монголо-татар, то оно было «общим» и для  южной, и для западной и для северо-восточной Руси.

            После завоевания Малой Польши (Краковских вислян) Великой Моравией центром формирования польского государства становится Великая Польша со столицей в Гнезно. Первым исторически достоверным князем поляков был Мешко I (960-992) из рода Пястов. В 965 году он женился на чешской принцессе Добраве, а в 966 году крестил поляков по латинскому обряду. Вскоре он начал войну с Чехией, завоевал Силезию и землю вислян, а также Гданьское и Западное Поморье.
Из «Повести временных лет» (ПВЛ) нам известно, что русский князь Владимир Святославич  «ходил на ляхов» и отнял у них Червенские города (Пшемысль, Червень, Холм...). Болеслав Храбрый (сын Мешко) «вернул» их на обратном пути из Руси, где он оказывал военную помощь своему зятю, князю Святополку, воевавшему после смерти Владимира Святого за киевский стол с Ярославом Мудрым. Войско Болеслава, состоящее из поляков, немецких крестоносцев, венгров и печенегов, нанесло поражение войску Ярослава, состоящему из варягов и новгородцев. Затем вошло в Киев и «по привычке» тех лет стало грабить и насиловать жителей, а Болеслав объявил себя князем Киевским. В польской истории это событие трактуется, как «завоевание Руси поляками». Восставшие киевляне прогнали захватчиков, но, уходя, Болеслав прихватил городскую казну и увёл в плен тысячи русичей. Одолев Святополка «Окаянного» и став Киевским князем, Ярослав (позднее — Мудрый) выдал свою сестру Марию за польского князя Казимира, а его старший сын Изяслав взял в жёны сестру Казимира Гертруду-Олиславу. В результате этих браков поляки отказались от претензий на Червенские города, а Ярослав помог им справиться с восстанием в Мазовии и возвратить Силезию. В 1068 году в Киеве вспыхнул бунт, в результате которого киевляне освободили из «порубу» полоцкого князя Всеслава Чародея и посадили его на Киевской «стол», а законный князь Изяслав «бежал в Ляхи». Тогда Польша сама переживала трудные времена, но встала на защиту князя-изгоя. Как гласит ПВЛ: «В лето 1076 года пришёл Изяслав с ляхами; его брат Всеволод вышел ему навстречу, и сотворили мир». Ясно, что помощь поляков не была бескорыстной, поэтому версия С.М. Соловьёва (см. «История России с древнейших времён»), что «Изяслав поплатился Червенскими городами», имеет под собой основание.
При короле Болеславе III Кривоусте было завоёвано всё Поморье, но по его завещанию государство было разделено между наследниками из династии Пястов. Это знаменовало собой распад польского государства на уделы. Шляхта стала феодальным сословием. В 1157 году Фридрих I Барбаросса заставил Болеслава IV Кудрявого признать вассальную зависимость Польши от «Священной Римской империи», в которой она пребывала сто лет. XII и XIII век — это время кровавых междоусобиц, войн с Тевтонским орденом и Галицко-Волынским княжеством, а также защиты от набегов воинственных балтийских племён (пруссов, литвы, ятвагов...). Вот как описывал польский историк Ян Длугош побоища в Галичине: «Когда поляки взяли в плен русского князя хитрым образом (речь идёт, скорее всего, о звенигородском князе Володаре Ростиславиче), с обеих сторон разразилась народная вражда. Галичане, врываясь в польские пределы до Вислы, истребляли без сострадания людей, без различия возраста, пола и звания, и всё сжигали. Потом Болеслав Кроивоустый распустил своё войско по Руси, и началось убийство многих: убивали и старых, и малых, не давая пощады, даже не велено было брать выкупа за жизнь».
Червонная Русь всегда была яблоком раздора между Польшей, Русью и Венгрией. На протяжении трёх веков она несколько раз переходила из рук в руки русских князей и бояр, поляков и венгров; с XIII до середины XIV веков находилась под властью «Ростиславичей» и «Романовичей»; затем шесть веков пребывала в составе Польши и Австро-Венгрии; и только в 1939 году была захвачена Красной армией и включена в СССР под именем Западной Украины
В 1226 году Конрад Мазовецкий опрометчиво попросил у Тевтонских рыцарей помощи для защиты от пруссов (одно из балтийских племён). Это послужило началом знаменитого Drang nach Osten («натиск на восток»). В 1217 году римский папа Хонорус III объявил крестовый поход против прусских язычников. А в 1226 году император Священной Римской империи предоставил магистрам Тевтонского ордена королевский ранг, что обеспечило им суверенитет над любыми землями, которые они завоюют.
В начале 1241 года на Польшу и Венгрию двинулись три отряда монголо-татар. В феврале и марте ими был взят Сандомир и Краков. В решающей битве под Легницей объединённая армия поляков и чехов была разбита, а польский король убит. Зимой 1259-1260 года произошло второе вторжение монголов в Польшу. Армия под командованием темника Бурундая вновь разграбила самые крупные города и густонаселённые районы, включая Силезию, уведя в плен более 10 тысяч поляков. Третьим карательным походом на Польшу в 1287-1288 годах руководили Ногай и Тэлебог; однако в нём монголо-татары не добились заметных успехов.
Новое объединение польских земель началось при короле Казимире III (названным  позднее Великим), вступившим на престол в 1333 году. За счёт искусного политического «маневрирования» ему удалось заключить мирные договоры с венграми (1334г.), чехами (1335-1336 гг.) и немецким Орденом (1343 г.). Пользуясь раздорами галицких бояр, он овладел Галицией и западной частью Волыни и добился признания прав на эти земли у Литвы и Венгрии. Казимир III покровительствовал низшим классам и наказывал шляхтичей за произвол, за что получил у них прозвище «короля холопов». Благодаря его разумной политике, началась иностранная колонизация пустующих польских земель. Их заселяли русские, немцы, татары, армяне, евреи. Именно в это время в Польше нашли приют евреи, изгоняемые со всех стран Европы. В 1364 году был основан Краковский университет, а сам город Краков, по выражению историка Длугоша, «король нашёл деревянным, а оставил каменным». Вислицко-Петроковские статуты, принятые в 1346-1347гг., унифицировали права собственности и одновременно ограничили произвол шляхты в отношении крестьян. Казимир III Великий даровал городам Польши магдебургское право и обеспечил свободу вероисповедания. Он умер в 1370 году, не оставив наследника, хотя четырежды был женат и имел множество отпрысков от фавориток.   
Польский престол достался Людовику Венгерскому (из Анжуйской династии), матерью которого была сестра Казимира III. Всю свою жизнь он занимался «западными» делами, воевал с Неаполем, Венецией и болгарами, присоединил к Венгерской короне Далмацию. Имея свою резиденцию в венгерском королевстве (на территории современной Словакии), он мало заботился о том, что происходило в Польше, то и дело требовал денег от сейма и отторгнул Червонную Русь от Польши, присоединив её к Венгрии. После его смерти огромная Анжуйская монархия, простирающаяся от Балкан до Балтийского моря, развалилась. Дочери Марии он завещал Венгрию, а дочь Ядвига стала королевой Польши.   

2.2 Детство Литвы

Объединение литовских племён аукшайтов и жемайтов происходило в XIII веке на фоне сопротивления рыцарям Тевтонского ордена в Пруссии и Ордена меченосцев в Ливонии. Письменным свидетельством выхода Литвы «на политическую арену» является договор 1219 года между союзом литовских племён и Галицко-Волынским княжеством. Нечто похожее на государство, признанное римским папой, появилось в Литве в 1253 году. Принявший католичество литовский князь Миндовг был коронован как король. Уже тогда в сфере его влияния оказались русские города Гродно, Пинск, Полоцк, Витебск и часть Смоленской земли. Однако это ещё нельзя было назвать «Великим литовским княжеством» ни по территории, ни по значению. В 1260 году Миндовг отрёкся от христианства и был убит заговорщиками. Государство не распалось, но в нём вспыхнула междоусобица. Одну сторону занимала православная русская партия, другую — языческая литовская.  В начале XIV века к власти в Литве пришёл князь Гедимин. Он успешно защищал Литву от немецких рыцарей и создал династию; его потомки («гедиминовичи») «прибрали к рукам» одряхлевшие русские княжества. Практически за два поколения (при Гедимине и его сыне Ольгерде) Литва захватила, кроме указанных выше «предков Белой Руси», земли «предков Украины», т.е. Черниговского, Северского, Киевского и Брянского княжеств, а также Смоленскую землю, Волынь и Подолье. В 1299 году когда воины хана Тохты вновь разорили Киев, митрополит Киевский и всея Руси Максим «перебрался» из Киева во Владимир на Клязьме, а «весь Киев-град разбежался». Реальной столицей православия на юге и западе стал город Вильно, хотя митрополит по-прежнему именовался «Киевский и всея Руси».
В результате войны Литвы с Польшей, длившейся порядка 80 лет, восточная часть Волыни досталась Литве, а западная её часть и Червонная Русь — Польше. Так на территории Юга и Юго-Запада древней Руси сформировалось «ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ, РУССКОЕ, ЖЕМОЙСКОЕ И ИНЫХ (коротко — ВКЛ). Литовцы в силу своей малочисленности и культурной отсталости не оказывали на русичей этнического «давления»; литовская элита быстро обрусела, и между двумя народами возник симбиоз. Первая жена князя Ольгерда — Мария Ярославна Витебская — родила сыновей: Владимира (Ольгерд поставит его на княжение в Киев после победы над татарами при Синих Водах в 1363 году); Дмитрия (князя Брянского и Стародубского — родоначальника княжеской династии Трубецких), Андрея (князя псковского). Возмужав, Дмитрий и Андрей перейдут на службу в Москву и будут сражаться на Куликовом поле на стороне Дмитрия Донского. Вторая жена Ольгерда — Ульяна Александровна Тверская (Иулиания) — родила семь сыновей, среди которых: Ягайло (князь Витебской, Великий Литовский князь, польский король), Корибут (князь Новгород-Северский, Збражский и Винницкий), Скиригайло (князь Трокский, Полоцкий), Свидригайло (князь Витебский, Великий Литовский князь, Подольский, Черниговский и пр.) Сестра Иулиании — Мария Тверская — была замужем за Московским князем Симеоном Гордым, а дочь Ольгерда и Иулиании — Елена — была замужем за героем Куликовской битвы Владимиром Андреевичем Серпуховским.      
В «делопроизводстве» ВКЛ использовался язык, который сегодняшние историки вполне резонно называют «старобелорусским», так как он больше всего походит именно на белорусский язык, хотя сам Гедимин писал на латыни. Абсолютное большинство населения исповедовало православие.

3.3 Власть Ягеллонов
 
В XIV-XV веках в Северо-Восточной Руси сформировались три политических центра: ВКЛ, Великое княжество Тверское, Великое княжество Московское и Новгородская республика. С Литовской Русью (так именовали ВКЛ) они торговали, вступали в династически браки, воевали, но могли и объединиться в единое государство, имея общий язык и веру. Однако судьба распорядилась иначе.
В 1385 году Великий литовский князь Ягайло женился на польской королеве Ядвиге, крестил Литву по католическому обряду и вступил на польский престол под именем короля Владислава II. Это событие вошло в историю, как Кревская уния. В результате её возникло Польско-Литовское государство, большая часть которого (и по территории, и по населению), составляли русичи.
На протяжении двух веков в польско-литовском государстве правили короли из литовской династии Ягеллонов: (Владислав II с 1385 — 1434; Владислав III — 1444; Казимир IV — 1492; Ян Ольбрехт — 1501; Александр — 1506; Сигизмунд I Старый — 1548; Сигизмунд II Август — 1572).
Когда Ягайло стал править в Польше, власть в Литве захватил его двоюродный брат Витовт. Заключив в 1392 году с Ягайло Островское соглашение, он стал Великим Литовским князем, а Ягайло оставил за собой почётное звание «верховного князя Литвы». Во время долгого правления князя Витовта (1392-1430гг.) ВКЛ сохраняло высокую долю самостоятельности в политике, религии и культуре. Не платило дань Польше. «Совало нос» и в дела «московские», и в дела «татарские». Владения ВКЛ на юге достигли Чёрного моря, а на востоке — верховий Оки и Можайска. В 1390 году уже после бегства сына Дмитрия Донского Василия из Орды, где он был заложником, Витовт выдал за него свою дочь Софью, а в 1395 году захватил Смоленск. Но когда он начал военные действия против Пскова, князь Василий I выступил против него. «Родственники» обошлись без сражений и заключили мир. В дальнейшем тесть «опекал» зятя, пережил его и продолжал «опекать» даже своего внука, князя  Василия II, в его распре с дядей Юрием Звенигородским. В 1399 году воины князя Витовта и его союзника хана Тохтамыша потерпели сокрушительное поражение от татар хана Темир Кутлуга и темника Эдигея, что не позволило Витовту рассчитывать на захват Москвы. В 1410 году поляки, литовцы и русские (в составе киевского, брянского и смоленского полков) под предводительством Ягайло и Витовта разгромили рыцарей Тевтонского Ордена в битве при Грюнвальде. Затем в 1413 году на Городленском сейме между Витовтом и  Ягайло было заключено соглашение, которым подтверждалось право ВКЛ иметь своего государя (Витовта) под верховенством польского короля (Ягайло). Кроме того, был подписан акт польской шляхты о приёме литовских бояр в гербовое братство и их привилегии («Городельский привилей»). В Литве и Польше вводилось одинаковое административное деление. Император Священной Римской империи дважды предлагал Витовту королевскую корону, но тот дал согласие только на третий раз. Коронация была намечена на 1430 год и должна была состояться в Вильно. По легенде Ягайло был на неё согласен, однако ей противились польские магнаты, которые якобы перехватили корону на территории Польши. Витовт в то время болел и «умер в своём Тракайском замке на руках у Ягайло».   
Почти 70 лет с перерывами длилась распря между «наследниками», которая сопровождалась военными действиями и даже разрывом унии между Польшей и ВКЛ. Вначале «русская партия» стояла за Свидригайло (брата Ягайло), «польская партия» — за  Сигизмунда (брата Витовта). Затем Сигизмунд был убит в результате заговора из-за репрессий над православными, и его место занял сын Михаил. В 1434 году после избрания королём Польши (а затем и королём Венгрии) Владислава III (сына Ягайло) в борьбу вступила ещё одна «партия». Владислав III послал наместником в ВКЛ своего брата Казимира IV, которого литовцы избрали великим князем. Затем (после гибели Владислава III в 1444 году) поляки избрали Казимира и королём Польши. Однако попытки вновь «соединить» ВКЛ с Польшей, предпринятые на люблинском (1447г.), парчевском (1451г), серадском (1452г.) и петроковском (1453г.) сеймах закончились неудачей. Литовцы унии не хотели.
В 1454 году под давлением шляхты Казимир IV подписал Нешавские статуты, ограничивающие власть короля и магнатов. С этих пор король имел право издавать новые законы, набирать войско, объявлять войну и заключать мир, вводить новые налоги — только с согласия местных сеймиков. Это был первый крупный шаг к «шляхетской демократии». При Казимире IV была учреждена западнорусская православная митрополия в Киеве (в 1458 году), независимая от Московской митрополии. Он подчинил Польше Пруссию, посадил своего сына на чешский и венгерский троны. Более тридцати лет политическая система Ягеллонов охватывала Польшу, Литву Чехию и Венгрию с вассальными Пруссией и Молдавским княжеством. В Польше распространилась латынь. Бежавшему в Литву из Москвы князю Ивану Дмитриевичу Шемятичу (сыну Дмитрия Шемяки, на короткий срок захватившему трон в Москве) Казимир IV дал «в кормление» города Рыльск и Новгород Северский. Согласно завещанию Казимира, польский и литовский трон перешли его сыновьям Яну Альбрехту (Иоанну Ольбрехту) и Александру, соответственно.
При Яне Альбрехте в 1496 году был издан Петрковский статут, который запрещал мещанам владеть поместьями и переходить в шляхетское сословие и законодательно оформлял прикрепление крестьян к земле: лишь одному крестьянскому сыну из села было оставлено право выхода. Окончательное закрепощение крестьян произошло в результате сеймовых конституций 1520 и 1532 гг.
В 1505 году в Радоме король Александр вынужден был принять конституцию, символом которой стало латинское выражение «nihil novi» («ничего нового»). Сейм получил право равного голоса с королём при принятии всех государственных решений и право вето на все вопросы, касающиеся шляхты. В сущности, Польша стала шляхетской республикой.
В начале XVI века начались войны ВКЛ с Московским государством (1500-1503; 1507-1508; 1512-1522; 1534-1537; 1561-1570гг.), которые велись с переменных успехом.  Их формальной причиной послужило то обстоятельств, что весной 1500 года «на службу в Москву» перешли литовские князья Семён Иванович Бельский, Семён Иванович Стародубский и Василий Иванович Шемятич (сын упомянутого выше Ивана) вместе со своими вотчинами. В пограничных областях такие переходы не были редкостью. Князья руководствовались соображениями личной выгоды. Фактор «подданства» или «присяги» они чаще всего игнорировали, потому что каждый из них мнил себя равным королю. Однако Великий Московский князь Иван III только что подписал договор, запрещающий принимать магнатов с их землями. Кроме того, он постоянно упрекал своего зятя, Великого литовского князя Александра (а с 1502 года — польского короля) за то, что его дочь Елену (жену Александра) «принуждают» к католичеству. Елена писала отцу, что справляет все положенные ей молитвы по православному обряду, никто её «к латинству» не принуждает и, вообще, Александр её очень любит. Вот выдержки из её письма (см. С.М. Соловьёв «История России с древнейших времён»):
«Господин и государь батюшка! Вспомни, что я служебница и девка твоя, а отдал ты меня за такого же брата своего, как ты сам; знаешь, что ты за мною ему дал и что я ему принесла; но государь муж мой, нисколько на это не жалуясь, взял меня от тебя с доброй волею и держал меня во всё это время в чести и в жаловании и в той любви, какую добрый муж обязан оказывать подружию, половине своей. Свободно держу я веру христианскую греческого обычая: по церквам святым хожу, священников, дьяконов, певцов на своём дворе имею, литургию и всякую иную службу божью совершают передо мною везде, и в Литовской земле, и в Короне Польской. Государь мой король, его мать, братья-короли, зятья, и сёстры, и паны ладные, и вся земля — все надеялись, что со мною из Москвы и Литву пришло всё доброе: вечный мир, любовь кровная, дружба, помощь на поганство; а теперь видят все, что со мною одно лихо к ним вышло: война, рать, взятие и сожжение городов и волостей разлитие крови христианской, жёны вдовами, дети сиротами, полон, крик, плач, вопль!.. Лучше бы мне под ногами твоими в твоей земле умереть, нежели такую славу о себе слышать, все одно только говорят: для того он отдал дочь свою в Литву, чтоб тем удобнее землю и людей высмотреть... С плачем тебе челом бью: смилуйся надо мною, убогою девкою своею, не дай недругам моим радоваться обиде моей и веселиться о плаче моём. Если увидят твоё жалование на мне, служебнице твоей, то всем буду честна, всем грозна; если же не будет на мне твой ласки, то сам можешь разуметь, то покинут меня все родные государя моего и все подданные его». То же самое она писала и матери, и братьям Василию и Юрию.
Иван отвечал ей в том духе, что, мол, молчи, дурёха; если я говорю «принуждают», значит «принуждают»;  и не мешай мне делать большую политику!
Оценки побед и поражений всегда будут трактоваться потомками бывших противников с позиций квасного патриотизма, поэтому имеет смысл ограничиться только очевидными политическими результатами. В 1501 году под Дорогобужем произошла битва между войсками московского государя под командованием воеводы Даниила Щени и объединённой армией ВКЛ и королевства Польши под командованием великого гетмана литовского Константина Острожского. Она закончилась поражением литвинов и поляков, пленением Константина Острожского и переходом Чернигово-Северской земли, составляющей треть территории ВКЛ, под власть великого князя Ивана III.
В 1508 открыто взбунтовались братья Глинские во главе с одним из самых знатных и богатых князей ВКЛ Михаилом Львовичем Глинским. Кроме честолюбия и богатства, он имел университетское образование, знал несколько языков, считался неплохим  полководцем и слыл блистательным авантюристом! Литовская знать даже опасалась, что после смерти бездетного короля Александра Глинский может захватить власть и перенести столицу из Кракова в Вильно, опираясь на литовскую Русь. Перейдя на сторону Московского князя Василия III, Михаил Глинский в качестве воеводы Большого полка в августе 1514 года взял Смоленск, который до этого 116 лет находился в составе ВКЛ. Однако надежда Михаила Львовича на то, что Василий III отдаст ему этот город в награду, не оправдались. Обидевшись, он намеревался «перебежать» обратно, вступив «в сношения» с бывшим своим врагом Сигизмундом I Старым, но был схвачен, закован в кандалы и сидел в тюрьме, пока его племянница, Елена Глинская, не вышла замуж за князя Василия III, и не выхлопотала ему свободу.
Битва 1514 года под Оршей, где изменивший присяге Московскому князю и бежавший от него гетман Константин Острожский нанёс поражение российским полкам, оказалась «пирровой», то есть, никчемной с политической точки зрения.  Чернигово-северские земли остались за Россией. Кроме того, Москва заложила в Литве города Собеж и Заволочье.
   
2.4 Крымское ханство

Серьёзное беспокойство и урон доставляли Литве и Польше в XV и XVI веке разбойные набеги крымских татар. В процессе деградации Орды появились ханства в Крыму, Казани и Астрахани. Крымское ханство было создано при непосредственной поддержке великого литовского князя и польского короля Казимира IV. В 1443 году чингизид (потомок Джучи) Хаджи-Гирей, родившийся в Вильно, прибыл в Крым в сопровождении литовского войска под командованием маршалка Радзивилла, где и был провозглашён ханом. В его ханство вошли полуостров Крым, Северное Причерноморье и Таманский полуостров. В 1478 году хан Менгли Гирей признал свою вассальную зависимость от Османской империи. Но в 1480 году Казимир IV вступил в военный союз с ханом Большой Орды Ахматом, который намеревался «воевать Москву». Помните «великое стояние на Угре», закончившееся формальным освобождением от «монголо-татарского ига»? Московский государь Иван III заключил союз с Менгли-Гиреем. Тот посчитал «своим долгом» время от времени совершать грабительские набеги на города ВКЛ и Польши. Уже в 1480 году он разорил Подолье, а в 1482 году захватил и разграбил Киев. Практически на протяжении трёх веков полчища крымских татар и турок нападали на южное пограничье ВКЛ и Польши. Не помогала ни дань, ни «подарки», ни ярлыки!
Один только Сигизмунд I Старый выкупил пять ярлыков:

ярлык Менгли-Гирея от 1507 г.;
ярлык Менгли-Гирея от 1514 г.;
ярлык Мухаммед-Гирея от 1520 г.;
ярлык Сагип-Гирея от 1535 г.;
ярлык Сагиб-Гирея от 1540 г.

Вот для примера десяток хищнических набегов татар и их покровителей турок:

1496 год. Зимой татарская орда под командованием крымского царевича опустошила Волынскую землю, а также некоторые пограничные польские земли. Во время похода крымцы взяли огромное количество пленников и спокойно вернулись  обратно.
1497 год. Летом крымские татары вторглись и разорили мозырские и оливские волости. Дружины князей Михаила и Константина Острожских бросились в погоню за крымцами. В сражении на реке Сороке, на Брацлавщине, братья-князья разбили крупный татарский отряд, освободив всех захваченных пленников. Среди убитых находился крымский царевич Акмала. Но тогда же во время набега татары убили под Мозырем митрополита Киевского и всея Руси Макария.
1499 год. 100-тысячное турецко-молдавское войско разорило Галицию. Были взяты приступом Ярослав, Перемышль и Перворск, а предместья Львова сожжены. Паника охватила Польшу. Король Ян Ольбрехт объявил о созыве ополчения. Но «загоны» отступили в Подолию и Галицию и, разорив их, ушли.
1500 год. Весной крымские царевичи (сыновья Менгли-Гирея) совершили поход на Киевщину и Волынь. Отдельные отряды проникли в Белзскую и Холмскую землю, дойдя до Вислы. Король Ян Ольбрехт двинулся им с войском навстречу, но татары смоли вернуться домой с полоном.
1502 год. Московский князь Иван III «советовал» хану Менгли-Гирею воевать берега Припяти, но хан писал ему, что направил своих сыновей на Киев и Волынь, аж до Вильно. Орда в тридцать тысяч воинов опустошила Галицию, Люблинщину и Сандомирщину. Затем татарское войско вторглось в Полесье. Был взят штурмом и сожжён Клецк. На реке Уше литовские князья Ф. Ярославич-Клецкий, Ю. Дубровицкий и Г. Глинский пытались преградить дорогу татарам. Но крымцы одержали победу и убили друцкого старосту Григория Глинского.      
1509 год. Крымская орда вторглась в Галицию. Великий гетман литовский Константин Острожский со своими воинами сражался против отдельных татарских «загонов».
1510 год. 50-тысячная орда вторглась в южные земли ВКЛ, дойдя до Вильно. Русские воины под предводительством князей Юрия Слуцкого и Андрея Немировича в урочище Рутна разгромили татарский «кош», уничтожив около восьми тысяч татар.
1512 год. 40-тысячная орда во главе с ханом Менгли-Гиреем вторглась в Подолье и Волынь. Некоторые «загоны» добрались и до Кракова. Под Вишневцом собрались воины гетмана К. Острожского, а также удельных князей М. Вишневецкого, А. Збражского, А. Чарторыйского и братьев Радзивиллов. Они наголову разбили войско татарского хана, уничтожив около 24 тысяч врагов.      
1516 год. 60-тысячное войско под предводительством царевича Али-Аслана напало на южные украины ВКЛ, сорвав план короля Сигизмунда I «Старого» идти на Смоленск. Польскому шляхетскому ополчению удалось разгромить несколько татарских «загонов». Но главные силы орды вернулись в сои улусы, уведя от 50 до 100 тысяч пленных.
1527 год. Зимой крымский хан Саадет I Герай организовал военный поход на Польшу и ВКЛ. Когда татары с награбленной добычей возвращались через Киевщину в Крым, их настигли литовские хоругви во главе с К. Острожским, Е. Дашкевичем и А. Немировичем. Крымцы были разгромлены, среди убитых находились турки во главе с перекопским пашой Ибрагимом.   
 
В процессе одного из набегов татары захватили в плен девушку, которая в 1517...1520 годах после нескольких перепродаж оказалась в гареме османского султана Сулеймана (позднее названого Великолепным). Сначала она стала наложницей, а в 1534 году — женой султана. Это был беспрецедентный акт в истории османской империи. Султан даже присвоил ей уникальный титул: «хасеки». Настоящее имя девушки и её происхождение так и остались неизвестными. В империи её будут называть Хюррем, а в Европе, с лёгкой руки посла Огьера Гиззелина де Бусбека, автора «Турецких записок», изданного в 1589 году в Париже, — Роксоланой. Термин «роксоланы» («светлые» аланы) использовали античные авторы для наименования племён, населявшим со II века до н.э. до I н.э. степи Причерноморья.
Позднейшие художественные домыслы будут приписывать «Роксолане» польское, русское, литвинское («литвинами» называли подданных ВКЛ) и даже «украинское» происхождение. Слово «украинское» я поставил в кавычки, поскольку в те времена ещё не существовало такой «национальной» идентичности. Люди разделяли «своих» и «чужих» по религии, подданству и происхождению (т.е., по «степени родовитости»)
Слава Роксоланы переживёт века. По-видимому, она была не только красивой, но и умной женщиной, умудрившись на протяжении всей своей жизни оставаться и любимой женой, и матерью наследников престола (всего она родила пять сыновей и одну дочь), и даже «советницей» мужа. Её образ запечатлел великий итальянский живописец Позднего Возрождения Тициан. Сохранилось поздравительное письмо Хюррем польскому королю Сигизмунду II Августу по поводу его восшествия на престол. Она создала фонд своего имени «Kulliye Hasseki Hurrem», на пожертвования которого были построены женский базар Аксарай, мечеть, медресе, имарет и начальная школа. Кроме того, по её инициативе будут построены комплексы в Адрианополе и Анкаре, хосписы, несколько столовых для паломников и бездомных, а также две общественные бани в Стамбуле. После её смерти в апреле 1558 года тело Хюррем было перенесено в мавзолей, созданный по проекту архитектора Мимара Сиана. Мавзолей декорирован керамическим изразцами с изображением райского сада и украшен текстами стихов в честь её улыбки и жизнерадостного характера. Ей будут посвящать исторические драмы, поэмы, романы, повести и рассказы.
В 1996-2003 году на экранах Украины выйдет телесериал «Роксолана» по повести Осипа Назарука, где главную роль исполнит Ольга Сумская.

2.5 Фаза расцвета

Несмотря на войны и разорительные набеги, польско-литовское государство к началу XVI века стало одним из самых крупных и мощных в Европе. В 1501 году, уже при короле Александре, была подтверждена политическая уния между Литвой и Польшей, установленная при Ягайло. Сигизмунд I Старый присоединил к Польше Мазовию. Очередная война с Орденом закончилась тем, что магистр Альбрехт Бранденбургский стал наследственным прусским герцогом, а Тевтонский Орден превратился в светское государство, оставаясь при этом вассалом Польши.
Конец XV века и начало XVI века — это период расцвета экономики и культуры Польши и ВКЛ. Интенсивно развивалось сельское хозяйство, текстильное, кожевенное производство, в металлургии и горном деле начинался переход к мануфактуре. Основными товарами экспорта были хлеб, лён, пенька, кожи, лес. В те времена Польша слыла «житницей Европы» (имеется в виду экспорт зерна). В свою очередь, в Польшу ввозились тонкие сукна, пряности, рыба, вино, сахар. В 1543 году вышла в свет книга польского учёного Николая Коперника под названием «De Revolutionibus orbium coelestium», где была описана гелиоцентрическая система мира.
Кто-то называет XVI век «золотым веком польской истории», кто-то — «золотым веком Польши», но наиболее точное выражение — «золотой век польской шляхты». Одним из первых национальную идею «шляхетской демократии» выдвинул польский историк Ян Длугош (1415-1480), утверждавший, что польские шляхтичи являются потомками «благородных» древних сарматов, в отличие от московитов и вообще всех «низкородных» славян, включая польских крестьян, якобы происходящих от диких скифов. Его выдумку на свой лад «закрепил» астролог Мацей Карпига в своём трактате «О двух Сарматиях», выдержавшем 14 изданий! Краеугольным камнем шляхетского сарматизма провозглашалась «золотая вольность, противопоставляемая как раболепной деспотичной Азии, так и буржуазной деловитой Европе. Шляхтич — это «оплот христианства», «хранитель традиций», «рыцарь» (в частности, по отношению к женщине). Неуёмный шляхетский гонор, которым «родовитый поляк» дистанцировал себя от литовцев, белорусов, украинцев и даже большинства соотечественников (всего поспольства!), называя их «быдлом», стали чертами национального характера, иногда проявляющегося до сих пор.
В первой половине XVI века в Польше началось движение реформации преимущественно в форме швейцарского кальвинизма. Её движущей силой стала средняя шляхта. Большая часть крестьянства и городской бедноты оказалась в стороне от неё. Протестанты боролись за создание «дешёвой» национальной церкви (в смысле проповедей на польском языке, а не на латыни), отмену десятины, участия духовенства в уплате государственных податей и ограничение деятельности церковного суда. Однако в конце XVI века движение реформации пошло на спад. Решающую роль тут сыграли иезуиты, приглашённые в Польшу в 1564 году с целью «бесплатного» воспитания юношества. Иезуиты действительно не брали платы за обучение детей и юношей латыни и католическому вероучению, с лихвой возмещая её добровольными пожертвованиями «натуральных продуктов»: яиц, пирогов, масла и т.п.   
Шляхта, имеющая крупные земельные угодья, добивалась свободы цен на продукты сельского хозяйства, которые экспортировались и приносили ей барыши, и ограничения цен на промышленные товары (предметы роскоши), которые она закупала. Это вело к деградации ремёсленного производства, торговли и архаизации экономики. Ревниво оберегая свои интересы, шляхта протестовала против принятия сеймовых конституций. В результате всевластия магнатов политически строй Польши всё больше сползал к анархии. Военные действия всё чаще демонстрировали неэффективность шляхетского ополчения, которое уже не могло противостоять регулярным армиям противников. Но для постоянной армии нужны были деньги. Для пополнения королевской казны Сигизмунд I Старый потребовал у магнатов возвращения имений, розданных им в аренду. Однако только во времена королевства его сына, Сигизмунда II Августа, магнаты вынуждены были согласиться на возвращение коронных имений.

2.6 Речь Посполитая

Ливонская война с Россией, в которую Литва вступила в 1561 году, показала, что без военной поддержки со стороны Польши, противостоять армии Ивана Грозного очень трудно. Уже на начальной этапе русские завоевали Нарву, Дерп (Юрьев) и ряд городов и замков на территории современной Эстонии, Латвии и Белоруссии. Затем овладели Полоцком.
Назрел вопрос о заключении новой унии между ВКЛ и Польшей. На совместном соборе в Люблине 1 июля 1569 года был принят акт, который объединял на равных правах два государства в единую Речь Посполитую с общим монархом. Это событие вошло в историю как Люблинская уния. Вводилась единая монета. Формально сохранялись границы, собственные армии, суды и местные администрации. Но непосредственно к польской короне отходили земли Волыни, Брацлавского и Киевского воеводств. Одновременно завершалась инкорпорация Пруссии в составе Польши. Власть и мощь единого конфедеративного государства заметно возросла.
Одновременно с военными действиями на «восточном фронте» Речи Посполитой приходилось учитывать интересы Швеции, тоже претендующей на Ливонию, сдерживать турецкую экспансию и постоянно отражать набеги крымских татар. Откупаясь от хана «поминками», король постоянно натравливал его на царя. Адекватные дипломатические «манёвры» совершал Иван Грозный. Хан Девлет-Гирей то и дело его упрекал, мол, царь  даёт ему «поминки» вдвое меньше, чем польский король, и такие же упрёки адресовал королю. Как остроумно заметил историк С.М. Соловьёв: «Иван IV вынужден был тягаться с королём на крымском аукционе». Характерно, что все трое называли друг друга «братьями», не смотря на кровавую Ливонскую войну, непрерывный грабёж татарами южных окраин Речи Посполитой и даже после того, как в 1570 году татары сожгли Москву и увели в полон около 100000 русских (эту цифру, наверно, слегка преувеличенную, приводит С.М. Соловьёв,).
Монархи России и Польши вели непрерывную переписку и обменивались посольствами, которые обсуждали условия мира. Сигизмунд II Август готов был уступить Ивану Грозному все завоёванные им города, кроме приморских (Риги, Вендена, Ранненбурга  и др.), ясно понимая, что тот «рвётся к морю». Свои опасения он высказывал даже английской королеве Елизавете I. Но та не внимала его призывам вступить в союз против русских. И хотя Иван Грозный называл Елизавету I «пошлой девицей» за то, что ею якобы «управляют» подданные, отношения между Англией и Россией были в те времена самыми благоприятными за всю историю. Их залогом служили торговые привилегии для английских купцов. Иван IV писал: «У тебя мимо тебя люди владеют». Елизавета I возражала: «Никакие купцы не управляют у нас государством и нашими делами, а мы сами печёмся о ведении дел, как прилично деве и королеве, поставленной богом... Чтоб снискать ваше благоволение, подданные наши вывозили в ваше государство всякого рода предметы, каких мы не позволяем вывозить ни каким другим государям... Можем вас уверить, что многие государи писали к нам, прося прекратить с вами дружбу, но никакие письма не могли нас побудить к исполнению их просьбы».
После смерти Сигизмунда II Августа — последнего короля из династии Ягеллонов — сейм избрал королём француза Генриха Валуа. Он вошёл в историю тем, что принял так называемые «Генриховы артикулы», поставившие монарха в полную зависимость от шляхты. Теперь без согласия сейма король не имел права принимать новые законы, вводить налоги, объявлять войну и заключать мир, отправлять посольства в другие страны, набирать армию, выезжать за границу и даже жениться! Во как! Кстати, сам Генрих уже на второй год правления удрал из Польши, узнав о смерти своего брата Карла IX и «освободившемся» для него французском троне.
Кстати, на «должность» польского короля претендовал даже Иван Грозный. Там фигурировала «идея» подкупа кандидатов сейма. Сумма была вполне приемлемая для Москвы, но Иван её не «выделил» из казны, скорее всего, не по причине жадности, а потому что не представлял, как он, православный царь, будет управлять католической Польшей. В конце концов, в 1576 году сейм избрал королём князя из Трансильвании (территория современной Румынии) Стефания Батория, немедленно женившемся на принцессе из династии Ягеллонов. Выбор оказался удачным. Будучи выдающимся полководцем, Стефаний Баторий одержал несколько внушительных побед над русскими, вытеснив их из Полоцка и Прибалтики. Войны, продолжавшиеся с перерывами четверть века, в сущности, лишь восстановили «status quo ante bellum». Московия была разорена, северо-западные районы опустели, а по условиям Ям-Запольского мирного договора 1582 года Ливония (Лифляндия) отошла к Речи Посполитой.
Стефаний Батория дал привилегии евреям, позволив им учредить свой парламент, и основал университет в Вильно, ставший форпостом католицизма на востоке Польши. Иезуиты взяли в свои цепкие руки дело воспитания молодёжи. Началась католическая экспансия и давление на православие в отошедших к Польше русскоязычных землях ВКЛ (будущая Украина) и в формально оставшихся в Литве землях, населённых русинами (будущая Беларусь).
Вступивший на польский престол в 1587 году шведский принц Сигизмунд III Ваза — воспитанник иезуитов и ярый католик — активно поддержал контрреформацию, а в 1596 году «утвердил» своим универсалом Брестскую унию православной и католической церквей, суть которой сводилась к признанию главой униатской церкви римского папы при сохранении обрядов православной церкви. Унию приняли только высшие иерархи православной церкви, но категорически отвергло низшее духовенство, а также казачество и поспольство Малой и Белой Руси. Притязания Сигизмунда III на шведский престол привели к войне Речи Посполитой со Швецией в 1600-1629 гг.
Великая Смута, поразившая Московское царство после смерти царя Фёдора (сына Ивана Грозного) и несчастного правления Бориса Годунова, породила на белый свет целый сонм «претендентов» на царский трон. Первый из них, вошедший в историю под именем Самозванца №1, по словам историка В.О. Ключевского, будет «заквашен в Москве и испечён в польской печи». Формально король Сигизмунд III «дистанцировался» от новоявленного «царевича» Дмитрия. Но Самозванцу №1 помогли магнаты, «на плечах» которых, образно выражаясь, он победно въехал в Москву, где был повенчан на царство, взял в жёны Марину Мнишек и щедро оплатил «услуги помощников» из московской казны. После его убийства власть захватил Василий Шуйский, «выкликнутый на царство» московским людом. В 1609 году из-за вмешательства Швеции в разборки между Москвой и Польшей король Сигизмунд III Ваза объявил России войну. В следующем году польское войско коронного гетмана пана Жолкевского разгромило русскую армию Дмитрия Шуйского под Клушино и беспрепятственно вошло в Москву. Из-за страха перед Самозванцем №2 «семибоярщина» и москвичи присягнули королевичу Владиславу IV. Для «полной» легитимации ему не хватало только благословения патриарха и церемонии «помазании» на царство. Патриарх Гермоген категорически отказался благословить королевича без его обязательства креститься в православие. Делегация русских «авторитетов», включая Фёдора Никитича Романова (к тому времени Самозванец №2 уже «назначил» его патриархом), отправившаяся в Польшу с «Приговором всего народа» (перечнем требований к будущему королю Владиславу), была арестована. В плен угодил и свергнутый царь Василий Шуйский, который и умер в плену вместе с братом Дмитрием, унизительно присягнув королю Сигизмунду.
После изгнания поляков из Москвы и избрания в 1613 году Собором на царство Михаила Романова была предпринята неудачная попытка силой «усадить» на московский трон Владислава IV (война 1617-1618 гг.) Однако поляки, литовцы и казаки гетмана Сагайдачного только пограбили и пожгли города и веси юго-западной России, но Москву не «добыли». По результатам Деулинского перемирия к Речи Посполитой отошли Смоленские, Черниговские и Северские земли, недавно отвоёванные Москвой у ВКЛ. Победа поляков над турками в 1621 году в битве под Хотином, избавила их на какое-то время от агрессии со стороны Османской империи. К 1635 году территория Речи Посполитой достигла порядка 990 тыс. кв. км (что в три раза больше территории современной Польши, составляющей 312 тыс. кв. км). Величие Речи Посполитой уже никто не оспаривал.
На этой «оптимистичной ноте» можно было бы и закончить повествование — ведь  эпоху «позднего средневековья» мы уже миновали. Но тогда останется непонятным, почему в XVIII веке одно из самых могущественных и самых «демократических» государств в Европе (так её называли некоторые историки) исчезла с политической карты мира.

2.7 Фаза заката

Причинами деградации Речи Посполитой обычно называют всевластие магнатов (можновладство), крепостной гнёт и католический прессинг в Малой и Белой Руси, где народы исповедовали православие.   
Начиная с  Нештатских статусов вплоть до «Генриховых артикулов» все решения польского сейма ограничивали власть короля. С другой стороны, возрастало своеволие крупных магнатов, которые мнили себя равными королю. Шляхетский произвол достиг патологических размеров после Люблинской унии.
В 1677 году русский дипломат Василий Тяпкин писал: «Здесь (в Польше), что ни жбан, то пан, не боятся и самого создателя, не только избранного государя своего; никак не узнаешь, где, у кого добиться решения дела, всё господа польские на лакомствах души свои завесили».
В своих огромных земельных угодьях, достигающих величины небольших  европейских стран, Вишневецкие, Любомирские, Заславские, Конецполские, Собеские и другие паны имели безраздельную власть над смердами. Кроме того, они постоянно собачились между собой, вступая в военные стычки. Это называлось у них «граничиться». Забавно, что «перебежавший» в 1654 году в Литву князь Андрей Курбский, которому были подарены Ковель и несколько крупных поместий на Волыни и в Литве, тоже слыл  «буйным», воевал с панами, захватывая силой чужие имения, королевских посланцев бранил «непристойными московскими словами» и т.п. Не менее забавно и даже трагикомично, что на прошение Богдана Хмельницкого защитить его от произвола шляхтича Чаплинского король Владислав IV отвечал: «Поневажъ вы воины есте и имаете у себе мушкеты и сабли, то что вам возброняетъ стать за себя и свою свободу?» Богдан воспринял его «совет» вполне адекватно! Казацкое восстание под его предводительством в 1648-1654 гг. привело к войне между Речью Посполитой и Россией 1654-1667гг. и в конечном итоге — к отторжению Левобережной Украины. Во времена «руины» (1663-1687 гг.) народ с Правобережной Украины бежал на земли Московского царства, создавая там целые слободы и города. Эти земли получили название Слободянщины (современная Харьковская, а также часть Сумской, Белгородской, Луганской и Донецкой областей). Нашествие шведской армии в 1655-1660 гг., вошедшее в историю под названием «Потоп», разорило страну. Российский и украинский зритель знает об этой войне по фильму «Потоп» режиссёра Ежи Гофмана, снятому в 1974 году по одноименному роману Адама Синкевича. В 1665-1667 году был рокош Любомирского, то есть, военный бунт против королевской власти, который в Речи Посполитой считался вполне законным!
Все победы Речи Посполитой, начиная со второй половины XVII века до конца XVIII века, включая разгром турок в 1673 году под Хотином и в 1683 году под Веной воинами коронного гетмана Яна Собеского, уже не могли изменить тенденции к её ослаблению. В 1657 году бранденбургский курфюрст Фридрих Вильгельм I в обмен на помощь Польше в борьбе со шведами добился отказа Речи Посполитой от своего вассального права в отношении Герцогства Пруссии, став её суверенным владельцем (Велявско-Бытгощский трактат). А уже в 1701 году курфюрст Фридрих III был коронован, став королём. Так начинался рост могущества Пруссии, которая сыграет одну из главных ролей в раздрае Польши.
В 1772, 1793, 1795 годах состоялись I-й, II-й и III-й разделы Польши, соответственно, в результате которых её территория была поделена между Пруссией, Австро-Венгрией и Россией. Таким образом, Речь Посполитая канула в небытие.
Своеобразным «теоретическим обоснованием» двух исторических феноменов — краха Речи Посполитой, с одной стороны, и укрепления государства Российского, с другой стороны, — является многолетняя переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. В сущности, они разъясняли друг другу (и потомкам!) свои альтернативные взгляды на систему власти.
Андрей Курбский ратовал за «СТАРИНУ», имея в виду привычку Великих князей советоваться по всем главным вопросам с «равными себе» благородными родичами. Почти пять веков на Руси правили именно бояре, став первыми землевладельцами и захватив в свои руки экономическую власть «в регионах». Князей, исполнявших миссию военачальников и «символов» власти, бояре то приглашали, то прогоняли, а иногда даже убивали, травили и вешали! Конечно, не своими руками! И только Московские князья мало-помалу с помощью ханских ярлыков стали прибирать власть к своим рукам. Решающая кровавая бойня развернулась между Великим Московским князем Василием II, с одной стороны, и его дядей Юрием Звенигородским с его сыновьями — Василием Косым и Дмитрием Шемякой — с другой стороны. Был короткий период, когда власть в Москве захватил Дмитрий Шемяка, приказав ослепить Василия II за то, что тот, в свою очередь, приказал ослепить его брата Василия («в результате» один вошёл в историю под именем Василия «Косого», а другой под именем Василия «Тёмного»). При Дмитрии Шемяке даже была выпущена монета с надписью «Господарь всея земли Русской». Но Дмитрий проиграл войну двоюродному брату Василию. И титул «Господаря всея Руси»  обрёл признание уже при Иване III (сыне Василия II Тёмного), причём, это было признание не только всего московского люда, но и практически всех государей Европы, за исключением Польши!
Именно эту историческую «тенденцию» и осуждал Андрей Курбский. «Князь великий очень верит писарям, которых выбирает не из шляхетского рода, не из благородных, а преимущественно из поповичей или простого всенародства, а делает это из ненависти к вельможам своим», — писал он.
Иван IV отвечал ему так: «Эта ли совесть прокаженная — своё царство в своей руке держать, а подданным своим владеть не давать? Это ли противно разуму — не хотеть быть обладаемому подвластными? Это ли православие пресветлое — быть обладаемому рабами?... Ибо если царю не повинуются подвластные, то никогда междоусобные брани не прекратятся. Неужели это сладко и свет — от добра удалиться и зло творить междоусобными бранями и самовольством?..  Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их также вольны».
В то время как в Польше «вертикаль власти» с каждым годом становилась всё более эфемерной, в России она становилась всё жёстче и жёстче, а при Иване IV Грозном трансформировалась в абсолютное самодержавие.
Имеет смысл проанализировать такое сомнительное понятие, как «шляхетская демократия». О каком «демосе» там идёт речь? Высшее сословие — шляхта — составляла в Польше приблизительно 5... 7% от всего населения. Это было немало, по сравнению с классом дворянства в соседних странах Европы, численность которого обычно не превышало 1%. Но поспольство  (крестьяне, городские ремесленники и весь остальной люд), составляющее почти 95 % населения Речи Посполитой, находилось под жесточайшим гнётом! Даже иезуит Пётр Скарга писал: «Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного хлопа всё, что он зарабатывает, но и убивает его самого, когда захочет, и никто ему не скажет за это дурного слова». Ему вторил польский обличитель нравов Старовольский: «Много толкуют у нас о турецком рабстве; но это касается только военнопленных, а не тех, которые, живя под турецкой властью, занимаются земледелием или торговлей. Они, заплативши годовую дань, свободны, как у нас не свободен ни один шляхтич. В Турции никакой паша не может последнему мужику сделать того, что делается в наших местечках и селениях... Любой азиатский деспот не замучит во всю жизнь столько людей, сколько их замучат в один год в свободной Речи Посполитой!»   
Именно крепостной гнёт, рабское бесправие и гонения на православную веру на землях Малой и Белой Руси — вызовет такое массовое и страшное ожесточение в годы казацких восстаний!
В конце концов, история вынесла свой вердикт: «шляхетская демократия» привела к развалу Речи Посполитой ещё в XVIII веке.
 
В Викепедии есть таблица, где отмечены все войны между русскими и поляками на протяжении тысячи лет (без малого), начиная с похода князя Владимира Святого в 981 году и кончая экспансией Красной Армии в 1939 году. С учётом восстаний (к примеру, восстания Т. Костюшко) и наполеоновского нашествия 1812 года (которое на Западе иногда называют «Второй польской войной») их насчитывается ровно 20.
А общее число войн (именно войн, а не мелких стычек!) Московии с ВКЛ – 7.


Рецензии