de omnibus dubitandum 11. 480

ЧАСТЬ ОДИННАДЦАТАЯ (1602-1604)

    Глава 11.480. ЛИВОНСКИХ ЛЕДИ, САМЫХ ПРЕКРАСНЫХ ЖЕНЩИН В МИРЕ…

    В Европе, а тем более - в Жечи Посполитой, с интересом наблюдали за особенностями «национальной охоты» московских правителей на самозванцев, и не отказывали себе в удовольствии поддеть русских.

    Так, весной 1604 г., как только «слух дошел» до Москвы о появлении «царевича Дмитрия»=Дмитрия Ивановича="Лжедмитрия I", сына Симеона-Ивана Бекбулатовича и Марии Нагой «в Литве в Киеве и во Львове», патриарх Иов посылал грамоту к киевскому воеводе князю Василию Острожскому.

    Владыка просил поймать Самозванца, «того еретика» Юшку (Жорку – Л.С.) Богданова сына Отрепьева и отослать к нему для церковного суда.

    Бояре позднее упрекали князя Острожского, что тот грамоте «не поверил, и то все поставил ни во что». Ставили князю в вину, что в ответ не написал владыке «ни одного слова» и никаких действий по поимке и возвращению Вора в Московию не предпринял (РИО 1912: 280-281, 757-758).

    Однако бояре были не совсем правы: ответ все же последовал.

    Князь Острожский прислал патриарху Иову запрестольный хрустальный крест. Позднее, уже в Москве на серебряной рукояти была выгравирована надпись, что князь прислал владыке этот крест 4 июля 1604 г. «в почесть» (Снегирев 1841: 34).

    Но то было подношение не в знак уважения, а - тонкая насмешка над бессилием московских правителей перед польско-литовскими покровителями "Самозванца" (кавычки мои - Л.С.).

    К таким «куриозам» с двойным поддекстом, вероятно, следует отнести «макаронические» живописные и гравированные портреты Марии Радзивилл из коллекции Несвижского замка. Небольшая деталь - будь то «собольи» брови, платок в левой руке или «сарматско-венгерские» застежки - позволяла художнику создать картину, в которой для осведомленных зрителей четко проступали черты «ливонской леди» с хрустальным крестом, а за ее спиной - тень "Самозванца" (кавычки мои - Л.С.) и Смуты.

    Несомненно, владельцы Несвижа имели в своем распоряжении портрет Марии Владимировны (Старицкой - Л.С.)(см. рис.), который послужил основой для создания «макаронических» изображений Марии Радзивилл.

    Мы не располагаем точными сведениями, когда и при каких обстоятельствах исходный портрет Марии Владимировны оказался в коллекции Несвижского замка. Предположительно, кардинал Юрий Радзивилл вывез его из Риги в Краков после «хитроумного» побега Марии Владимировны.

    Горсей охарактеризовал кардинала как «охотника до общества ливонских леди, самых прекрасных женщин в мире» (Горсей 1991: 95). Возможно, этот портрет напоминал кардиналу о том времени, когда он разделял общество «прекрасной ливонской леди» в рижском замке.

    Кардинал Юрий Радзивилл, епископ Краковский, умер в Риме 21 января 1600 г., куда он был приглашен для участия в торжествах Святого (Юбилейного) года.

    Библиотеку и другие личные вещи унаследовал брат покойного князь Николай Христофор Радзивилл "Сиротка". Скорее всего, портрет Марии Владимировны поступил в Несвиж вместе с библиотекой Юрия Радзивилла. Холст долго пылился в кладовых замка.

    Однако, по крайней мере дважды, - в середине XVII в. и во второй половине XVIII в., когда в отношениях Московского государства и Жечи Посполитой наступало резкое обострение, - портрет королевы Ливонии оказался востребован.

    «Макаронические» изображения Марии Радзивилл как живописные (двойной портрет, портрет в «лавровом венке»), так и гравированный - «в медальоне» для «минского» альбома «Иконас», несомненно, несли политический поддекст, направленный против правителей Московского государства.

    Дальнейшая судьба портрета Марии Владимировны из коллекции Несвижского замка не ясна. После первого раздела Жечи Посполитой в 1772 г. несвижская библиотека, включавшая помимо книг гравюры, планы и ноты, по приказу Екатерины II, была доставлена в Санкт-Петербург и передана в собственность Академии наук. Вместе с библиотекой в Россию был доставлен весь набор медных досок для изготовления печатных оттисков альбома «Иконас» (Баженова 2010: 390).

    Весной 1775 г. владелец Несвижа Кароль Станислав Радзивилл, находясь в Венеции, получил от российского посланника денежную компенсацию в размере 6 млн. злотых за все конфискованные в его владениях ценности (Стефанович 2010: 20-22).

    При изъятии в 1772 г книг из собрания Радзивиллов и перемещении их в Санкт-Петербург два экземпляра альбома «Иконас» чудом уцелели в библиотеке Несвижа, «завалившись за шкаф». К сожалению, затем обе книги пропали, как полагают, при князе Иерониме Леоне Радзивилле (1808-1885). В 1875 г. в Петербурге, трудами "русского" (кавычки мои - Л.С.) историка Ю.Б. Иверсена, небольшим тиражом вышел факсимильный альбом «Иконас». К настоящему времени, известны, около десяти экземпляров альбома в библиотеках и музеях Белоруси, Польши, России и Украины (Баженова 2010: 61, 390, 451).

    Живописный портрет Марии Владимировны (урожд. Старицкой) из коллекции Несвижского замка, скорее всего, постигла печальная участь: либо холст был конфискован и уничтожен, либо «чудом сохранился», «завалившись за шкаф», но затем пропал. В то же время, есть веские основания полагать, что не позднее 1740 г. с «несвижского» оригинала была создана живописная копия. Эта копия в настоящее время находится в фондах музея Розенборг. По словам куратора музея Петера Кристиансена, портрет Марии Владимировны представляет собой копию XVIII в. с ныне утерянного оригинала.

    Прежде, чем попасть в фонды музея Розенборг, копия сменила нескольких владельцев. Надпись на холсте удостоверяет, что портрет был куплен в «Лифляндии» русским «министром» бароном Иоганном Альбрехтом фон Корфом специально для датского коллекционера Теркеля Клевенфельдта.

    Интерес барона к портрету и изображенной на нем особе носил не праздный, но государственный характер. На протяжении нескольких лет, находясь в должности директора петербургской Академии наук, Корф принимал участие в поисках исторических документов чрезвычайной важности, пропавших из Комнатной библиотеки прежних государей.

    Комнатная библиотека великих князей и царей располагалась в Кремле в непосредственной близости от государевых покоев. В ней находились книги, преимущественно, духовного содержания. Помимо книг, в Комнатной библиотеке хранились документы личного, или семейного характера, которые не подлежали передаче в Разрядный, Дворцовый или Посольский приказы.

    Бумаги складывали в короба, а те, в свою очередь, помещали в сундуки (Забелин 1915: 591-592).

    При царе Федоре Алексеевиче библиотека пополнилась за счет документов из сундуков с «рухлом» (вещами - Л.С.) покойного Никиты Ивановича Романова (ум. в 1654 г.), найденных в 1676 г. «в государевых деревянных хоромцах, что были на заднем дворе» кремлевского дворца.

    Среди «рухла» находились книги и письма Никиты Романова, которые государь велел оставить «у себя» (РИБ 1907: 294-298).

    Поиски семейных документов были продолжены, и 8 ноября 1677 г. в царские «хоромы» был доставлен «дубовый ящик» с письмами цариц, царевен и царевичей времен Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. В личную библиотеку государя поступили также четыре «мешка киндячных» (холщевых), в которых находилась переписка государыни-инокини Марфы Ивановны Романовой с членами семьи, послания царя Алексея Михайловича к царице, царевнам и к патриарху Никону и другие документы.

    Некоторые бумаги из сундука и мешков, видимо, были написаны «цифирным письмом», другие - «азбучным» шифром, и государь не смог ознакомиться с их содержанием. Тогда 6 апреля 1680 г. из бывшего приказа Тайных дел в царские покои были переданы «книга цыфирная... да в мешке азбуки розные» (РИБ 1907: 191, 342-345, 390).

    В окружении государя обеспокоились, что часть документов, содержавших семейные тайны, могла по недосмотру оказаться в Разрядном приказе.

    12 января 1682 г. Федор Алексеевич приказал (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) немедленно доставить все разрядные книги прошлых лет и публично предать их огню, чтобы искоренить зловредное местничество. Распоряжение государя было исполнено в тот же день.

    Все книги, доставленные из Разрядного приказа, сожгли в «сенях» Передней палаты в присутствии бояр и представителей духовенства. Однако и на этом царь Федор не успокоился, он повелел также уничтожить разрядные книги и выписки из них, находившиеся в домашних библиотеках частных лиц. За неисполнение приказа государь грозил церковным запрещением и царским гневом (Медведев 1997: 62-66).

    Царь Федор Алексеевич скончался 27 апреля 1682 г. Трон заняли соправители малолетние царевичи Иван VII и настоящий Петр (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) Алексеевичи при регентстве (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) царевны (курфюрстины бранденбургской - Л.С.) Софьи (на самом деле Евдокии Алексеевны - старшей дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской - Л.С.).

    Полгода спустя правительница-царевна Софья (находясь в Бранденбурге вместе со своим сыном клоном лжеПетра [Исаакием (Фридрихом Петером Гогенцоллерном)] – Л.С.) (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.)(на самом деле Евдокия Алексеевна - старшая дочь Алексея Михайловича и Марии Милославской - Л.С.) заинтересовалась содержимым Комнатной библиотеки.

    Согласно описи книг, составленной после смерти царя Федора, 30 ноября 1682 г. в ее (Евдокии Алексеевны - старшей дочери Алексея Михайловича и Марии Милославской - Л.С.) палаты был «взят» роскошный фолиант «Вертоград многоцветный» «в зеленом паргамине» (Забелин 1915: 600).

    Видимо, тогда (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) при инвентаризации содержимого Комнатной библиотеки обнаружилась (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) недостача некоторых бумаг времен царей Ивана Грозного, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

    Возникло подозрение, что документы (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) остались в архиве Тайного приказа, упраздненного в 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича.

    Работа по разборке документов (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) из упраздненного приказа началась в 1683 г. Через два года (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) была составлена «Роспись, что из дел Тайного приказа внесено в царские хоромы и что отослано в разные приказы».

    Позднее (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) нашелся неучтенный в «Росписи» «липовый сундук» с документами времен царя Алексея Михайловича. В ящике находились «книги, и столпы и свяски, а в них письма» царя Алексея Михайловича, «руки и черненья» (беловики с личной подписью и черновики), а также некоторые личные вещи государя (РИБ 1907: 953-958).

    Итак, (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) проведя полную инвентаризацию документов из архива упраздненного приказа Тайных дел, в окружении царевны Евдокии, а отнюдь не Софьи (курпринцессы бранденбургской - Л.С.) (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) пришли к выводу, что опасные бумаги были уничтожены при царе Федоре Алексеевиче во исполнение распоряжения об отмене местничества. На том (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) и успокоились.

    Однако смутное подозрение, что какая-то часть документов уцелела (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.), не давала спокойно спать обитателям кремлевских палат. Поисками документов из Комнатной библиотеки (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) вновь пришлось озаботиться государю клону лжеПетра [Исаакию (Фридриху Петеру Гогенцоллерну)] (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) после подавления Стрелецкого бунта (1698 г.) и (фантазиями немецких фальсификаторов и их верных продолжателей современных дипломированных горе-историков, резерва спецслужб – Л.С.) насильственного пострига царевны-регентши, скорее всего Евдокии, а не (курфюрстины  бранденбургской - Л.С.) Софьи.


Рецензии