Три картохи социализма

Эта простая история случилась в средине семидесятых годов прошлого века, аккурат в самый рассвет развитого социализма в СССР. В эти годы ещё  явно не ощущалось что страна на грани срыва в пропасть, которая в конечном итоге приведет к распаду. Представить себе такое можно было только в страшном сне. А пока, казалось, что вся страна была уверенна в завтрашнем дне. Заканчивая заочно  Ростовский политехнический, на сессиях, мы с ребятами ходили питаться только в кафе, наслаждаясь вкусной,  здоровой и главное не дорогой пищей. С питанием в городах было всё в порядке и не дорогие кафе типа "Космос"или типа "Волна" открывались по всей стране. Правда не хватало хорошей одежды, обуви и многих других  товаров, поэтому многие ждали отпуска, что бы рвануть в Москву или в Прибалтику за импортным дефицитом,где отстояв в гигантских очередях или у спекулянтов можно было достать всё. Но всё равно жизнь  казалась  прекрасной и удивительной! Думали что  так будет везде и навсегда.

В то время я работал в Сухумском аэропорту, старшим техником на посадочном локаторе. Система посадки только начала развиваться. Всё было ка всегда "на соплях". Старый списанный из армии локатор ДРЛ-ПРЛ 7 в "кунгах" стоял прямо в поле и диспетчер посадки находился тут же рядом. Аппаратура часто подводила и приходилось напрягаться. Посадка самолётов, а уже появились и летали к нам реактивные ТУ 104, было делом сложным и опасным и хотя работа, правда, была не пыльная, я уже подумывал, что от сюда, при удобном случае придётся  линять, так как были уже  аварийные случаи при плохой погоде а если что-то  произойдёт страшное, то "стрелочника" всегда найдут!

Когда наступало время отпусков начинался ажиотаж! Все хотели ехать! Но я не спешил, ждал когда схлынут страсти и дети пойдут в школу. Сухуми,где я в то время жил, был город курортный и пока не кончится бархатный сезон, развлечений и   девушек готовыми на всё хватало, можно было не торопиться. Оформив очередной отпуск, как это было заведено давно, решил  опять лететь в Ригу, где жил  мой лучший друг детства Женька, с которым меня связывала учёба в школе с первого класса и дружба родителей, когда мы после войны жили в бывшей Восточной Пруссии. В те времена мне как работнику Аэрофлота улететь, куда хочешь,  было раз плюнуть. Хотя билеты были не дорогие, до Москвы на пример, это  стоило 28 рублей,  но мы не заморачивались, бутылка Армянского коньяка командиру судна и тебя берут на борт не спрашивая  ни о чем.

Не откладывая это дело в долгий ящик я сходил в гостиницу-общежитие  для летного состава,  где меня все знали, так как часто приходилось заниматься ремонтом телевизоров, которые в те времена часто ломались. Без "телека" как известно и жизнь не мила. Поставил, как водится,   бутылку очередному экипажу, который выполнял рейс в ближайшую субботу, и уже  через день меня встречал в Риге  Евгений.  Мы классно "оттянулись" с другом на рижском взморье в компании симпатичных "гёрл" которых у Женьки, старого дамского негодяя, оказалось много. Выполнил я и другую часть своей поездки. С помощью Женькиных знакомств в морском порту, у  фарцовщиков, из первых рук, удалось  относительно не дорого прибарахлиться. Фирменные джинсы, рубаха "расписуха", водолазка, безразмерные носки, которые только появились, югославские кожаные мокасины, и джинсовая куртка,  дополнили теперь мой "прикид"! Правда на это ушёл почти весь мой собранный за год "капитал", но я не унывал! Это того стоило.

Заняв у друга полсотни, я в полусознательном состоянии от беспробудной пьянки отбыл назад в Москву. Жизнь казалась, удалась в этой стране почти победившего Социализма!Утром, под бравурные марши, Рижский поезд прибыл в столицу нашей родины Москва! Едва продрав глаза я оказался на перроне вокзала и первым делом поспешил в буфет. Опохмелившись бутылкой Рижского пива  и бутербродом с икрой, почувствовал себя другим человеком! В Москве было всё! Во все времена  этот город был символом  и лицом России, я в это свято верил и радовался уверенностью, что завтра будет ещё лучше. Прежде чем возвращаться в Сухуми нужно было выполнить одно поручение отца. В городе Обнинск, в Подмосковье, проживали родственники и отец поручил их навестить, потому что давно уже не было с ними контакта. Я бы с удовольствием от этого визита отказался, но батя настоял, и дал на это мероприятие деньжат.

Не долго думая я спустился в метро и поехал на Киевский вокзал, там  сел в электричку и через полтора часа оказался в городе, где зарождалась атомная промышленность страны. Моя двоюродная сестра и её муж, инженеры, работали  в "ящике". Приехал я вовремя, все как раз пришли с работы. Впереди были выходные и настроение у родственников было радужное, как в популярной в те дни песне-"Суббота есть суббота бегу от всех забот суббота есть суббота и никаких хлопот"! Встретили меня радушно, тем более что я объявил, что останусь не надолго.Квартира была большая,мне даже выделили отдельную комнату. В те времена заезд родственников воспринимался как  неизбежное зло и терпели. Быстро накрыли стол. Я достал заранее припасённые прибалтийские деликатесы шпроты, конфеты "Лайма". Весело посидели до самого вечера, родственники вспоминали прошедшие годы.

Утром, в субботу, все занялись своими не отложными делами и я что бы не мешаться под ногами, пошёл осматривать город. Обнинск оказался типичным провинциальным городом. Все научные предприятия атомной промышленности оказались естественно не доступны. Даже в музее, куда успел заглянуть, об этом было мало что сказано. Притомившись  зашёл перекусить в кафе "Космос". Такие кафешки , с таким названием, как грибы  открывались по всей стране! Покормили меня хорошо! Это был пик благополучия в стране и всё это считалось нормой. Напротив кафе я увидел роскошное здание с колоннами, это был местный "ДК"! Подойдя поближе прочитал,
"Дом культуры Физико-Энергетического института". Наряду с рекламой фильмов и других мероприятий, красовалось объявление.
- Сегодня состоится танцевальный вечер! Вход свободный.
-А что подумал я! Есть чем занять вечерок! И "прикид" у меня не хилый! Глядишь и с девушкой местной познакомлюсь!  Родственники,  когда я им сообщил, что иду на танцы,  особенно не возражали. Только сестра предупредила что бы я был осторожнее, и дала мне ключ, если приду поздно. В восемь вечера я был на месте. "ДК" сверкал огнями, звучала музыка, народа было много. В танцзале уже танцевали. Я пристроился поближе, разглядывая потенциальных партнёрш. Но первые попытки пригласить кого то на танец потерпели фиаско! Я стушевался! До этого в моей практики ещё не было случая, что бы мне отказали! Стоял в сторонке не понимая в чём дело. Но хуже всего было то, что на меня обратили внимание местные ребята! По их ехидно-многозначительным рожам  понял, дело плохо, будут бить и пожалел что сюда пришёл. Лихорадочно ища выход,  я обратил внимание на не высокого, но крепкого на вид парня с аэрофлотской сумкой на плече. И скорее интуитивно, чем от страха к нему обратился:
- Привет! В аэрофлоте служишь?
- Служу и что?
-И я тоже служу.
-Где?
-Служба посадки в Сухуми.
-Да ну! Я тоже на посадочном в Домодедово!
-Что обслуживаете?
-У нас в Сухуми ДРЛ.ПРЛ-7!
-Так это же старьё! У нас уже "Тесла"!
- Нам тоже обещали.
-Меня Виктор зовут!
-А я Александр!
Мы с чувством пожали друг другу руки.
-А ты как здесь?
Я пожал плечами.
- Да случайно, в отпуске, у родственников!
Тут он догадался! Мотнул головой показывая на пацанов!
-А понятно! Наши хлопцы такие! Да  и вид у тебя какой-то не советский. Вон и девки даже тебя стесняются.
- Так, стой тут. Я сейчас. Подержи мою сумку.
Виктор пошел к парням которые кучковались в углу.
Там он о чём то поговорил и когда, вернулся, сказал:
- Ну что Санька! Нужно прописаться, иначе побьют!
-Деньги есть?
-Есть,и что?
-Ставь  пару пузырей и всё.
- Да без вопросов! А где взять?
-Ну ка пошли!
Мы вышли на улицу и Виктор поймал какого то пацана, который крутился вокруг.
-Санёк давай червонец!
- Вот пацан деньги, принесёшь две бутылки беленькой,  сдачу себе  возьмёшь, понял?
-Чего  не понять шмыгнул, носом пацан!
-Давай, одна нога здесь, другая там!
-И что принесёт?
-А то! Это у них здесь такой бизнес!

Короче говоря через пол часа мы уже сидели в сквере напротив и культурно отдыхали. Ребята на проверку оказались не злобные. Только посмеивались   глядя на мой "прикид", до них еще не дошло что  через несколько лет джинсы покорят всю страну, да и страна станет совсем другой. Потом мы танцевали, появились и какие-то девки. Дальше я помню происходящее с трудом. После танцев мы с Витьком взялись провожать "дам"! Выпили видимо  изрядно. С начало мы шли по  ярко освещённому проспекту, потом вдруг резко стало темно. Асфальт закончился, дорога стала просёлочной, вокруг угадывались  какие- то убогие строения и кривые заборы. Спотыкаясь, я держался за толстозадую деваху, которая меня посылая куда подальше, поддерживала. Потом я "мацал" эту девку тыкаясь в её огромную грудь. От запаха дешёвых духов и женского пота  у меня пропали все сексуальные желания и я чуть не блеванул . "Дама"  сообразила что от меня теперь мало толку, обматерив,  куда-то исчезла. Потом откуда-то  появился Витёк и мы пошли дальше по каким то колдобинам, мимо древних хат, спотыкаясь и чертыхаясь.

Наконец  пришли. Витёк открыл скрипучею калитку и провел меня в дом. Через сени, заставленные каким то хламом,мы очутились в горнице. Всё вокруг было бедным и убогим. Пахло сыростью и застарелым жильём.
- Матушки нет она поехала проведать сестру.
-Ты давай, ложись вот сюда на лежанку. Сказал Виктор.
-Уже поздно отдыхай!
Я не возражал, так как здорово устал да и хмель ещё давала о себе знать. Улёгся на какое-то тряпьё и почти мгновенно отключился. Пробуждение было мучительным. Я открыл глаза и не сразу понял где я и что со мной! Рассвет ещё не наступил, но через не большое мутное оконце просачивался бледный свет уходящей луны. Во рту ворочался шершавый язык. Мучительно хотелось пить и отлить.
Я резко встал и мир закачался подо мной в разные стороны. Глаза немного привыкли к темноте  и я разглядел у печи ведро и ковш. Шатаясь  добрался  до ведра и долго, взахлёб, пил холодную и такую, как мне показалось,  вкусную воду. Потом суча от нетерпения ногами выскочил на двор и наслаждением освободился, не глядя по сторонам, вокруг было тихо и пусто. Потом вернулся в хату. На столе лежала бумажка прижатая керосиновой лампой, рядом были спички. Зажёг лампу и при тусклом свете прочёл:
-Александр, я должен идти сегодня на смену. Когда проснёшься в печке картоха и чайник. Извини, больше угостить тебя нечем! Выедешь за калитку, иди направо ,там метров через 300 будет остановка автобуса в город. Первый в 6.30. Люди подскажут если что. Ещё был написан адрес и номер телефона, наверно рабочий. Действительно в печи стоял чайник и лежали три сморщенные картошки в мундире! Меня это так почему-то поразило и расстроило, что присев на лавку, и с немым любопытством рассматривая всю эту бедноту и убогость, чуть не заплакал похмельными слезами. Похлопал себя по карманам,убедился, всё вроде было на месте и часы и кошелёк.
Достал из кошелька последний червонец положил под лампу и вышел на улицу.

Я шёл спотыкаясь и ежась от утренней прохлады и думал, как же так  получается! Всего в нескольких километрах от города  в котором впервые в мире заработал мирный атом вырабатывающий электроэнергию и в 100 километрах от столицы нашей родины победившего социализма, в обычном  селе, нет ни электричества ни газа! Такое нищенское существование я видел впервые.Идти оказалось не далеко. Через несколько минут я оказался на небольшой площади с клумбой посредине, где худосочные цветочки безуспешно боролась с жирными сорняками. Возле обшарпанной  автобусной остановки со ржавой жестянкой расписания, на которой уже ни чего нельзя было прочесть, ошивались какие-то личности. Одна из них попросила закурить. Получив отказ, брезгливо чертыхнувшись, потеряла ко мне интерес.

Автобус, старый замученный,  на базе ГАЗ 51, к моему удивлению пришёл вовремя. Люди сели кашляя и матерясь, как и я после вчерашнего  перепоя. Автобус двинулся тяжело переваливаясь на колдобинах, жалобно сопя заезженным мотором. Наконец мы выехали на трассу. А через минуту яркий свет благополучия и цивилизации ударил по глазам оставив позади как страшный сон нищету потустороннего мира!
Время было раннее ,воскресное, до моего дома было не далеко. Я по тихому, открыв входную дверь, все ещё спали наслаждаясь выходным днём,  проскользнул в свою комнату и наскоро раздевшись нырнул в постель. Поспать конечно толком не удалось. В квартире началось движение. Сестра, постучав, спросила всё ли у меня в порядка и объявила ,что приехал из командировки её муж. Надо было вставать. Когда я сходил в душ и привёл себя в порядок, все уже собрались в столовой.

 Сергей Петрович Васин, муж сестры, мужчина слегка за сорок, оказался человеком весёлым и компанейским. Мы познакомились. Как мне шепнула тётя, Васин работал в Институте ядерных проблем, был профессором и занимал серьёзную должность.  Обед  удался. Сестра постаралась, да и муж видимо привёз деликатесы,  копчёную рыбку и чёрную икру. Я естественно поставил бутылку Рижского бальзама, которыми меня снабдил Женька на все случаи жизни. Опохмелившись и плотно закусив я вдруг вспомнил что не съел "три картохи" в хате у Виктора! Меня потянуло на демагогию. Подняв очередную рюмку, я сказал тост:
- Давайте выпьем за победу социализма! И вдруг добавил, глядя на Сергея Петровича.
-А вы знаете уважаемый профессор, что здесь не далеко за городом, в селе, нет ни электричества ни газа! А из еды, тут я картинно обвёл вокруг себя рукой с рюмкой, мне  сегодня дали  три сваренные в русской печке картошки в мундире! Наступила пауза. Всё замолчали и с недоумением уставились на меня. Васин как то по-особому глянув на меня помолчал, а потом поднялся и сказал:
-А ну-ка парень, пойдём покурим!
Мы вышли на балкон. Он достал портсигар. Предложил закурить, я отказался. Тогда он со вкусом закурив, глядя на панораму города на долго замолчал. Я уже подумал что он обо мне забыл. Неожиданно он обернулся:
-Знаешь Александр, я тебе завидую! Ты застанешь такое время когда всё будет по другому!
И опережая мой вопрос сам ответил:
-Весь этот бардак и показуха скоро  закончатся! Но вот мне было бы интересно взглянуть, а станет ли  тогда лучше ?! Ведь люди не меняются! И электричество,  поверь, появится! 
Я удивился.
-Если станет лучше, что в этом плохого?
- Понимаешь Саша, народ  наш русский очень хороший! Но вот  люди,  они, мягко выражаясь, грубо говоря  не совсем. Я боюсь что когда всё изменится и всё вроде станет доступно, люди, вспоминая как было сейчас, сегодня, опять  будут не довольны! И будут со слезами на глазах вспоминать вот это, сегодняшние "не благополучное время"! Я пожал плечами не зная соглашаться или нет. Странно думал я, вылетев домой  "вечерней лошадью", сидя в кабине пилотов, вспоминая этот разговор, что может измениться в этой стране победившего социализма, уверенной в завтрашнем дне!


Послесловие.
Сергей Петрович Васин через несколько лет нелепо при странных обстоятельствах, погиб, попав под электричку. Он оказался одним из соратников опального  академика Сахарова и смерть его была скорее всего  не случайной.
С Виктором мы встретились всего один раз. Я ему позвонил и пригласил к себе в гости. Он приехал в Сухуми и был в полном восторге, потому что ни когда раньше не видел море!  Одно время  мы не часто переписывались. Я знал что он заочно поступил в "МАИ". Потом его призвали в армию и началась Афганская война. Переписка прекратилась. К своему стыду я написал ему всего один раз и не получив ответа, не стал его искать.

А страна изменилась! Как и предсказывал  Сергей Петрович! И я вот что интересно, а ведь он оказался прав! Всё стало доступно и всего стало в волю! Свобода о которой так сладко мечталось, не сделала людей счастливее! Наоборот, несмотря на технический прогресс и социальную революцию,  людям опять стало чего-то не хватать! И многие, как ни странно, ностальгируют  по тем временам, когда жили на мизерную зарплату, всё было в дефиците и нужно было соблюдать социалистические нормы бытия. Почему так получилось? Ответ мне кажется прост! Люди виноваты! Человек разумный имеет, к сожалению, в отличие от любого другого живого существа,  существенный  недостаток, это чувство  ЗАВИСТИ.

Зависть, как известно, имеет в жизни человека  много оттенков от белого до чёрного. Всё остальные человеческие чувства, это только производные от зависти. Без зависти человек лишается эмоций и смысла в реализации своих жизненных планов и может превратиться в животное, которому зависть ни к чему.При этом ЗАВИСТЬ я рассматриваю не как чувство, а как некую программу которой обладает мозг человека с помощью которой он постоянно анализирует поступки других людей сравнивая их со своими стараясь поступить так что бы ему было если не лучше, то по крайней мере не хуже, чем у других. Добиваясь своей цели всеми доступными средствами по принципу "средства оправдывают цель". Только не каждому это удаётся. За всю историю человечества не смогли исправить человека разумного ни бог ни царь и не герой!Мы были по своему счастливы тогда, в те "благополучные" социалистические времена и естественно хотели жить лучше а получилось как всегда!Счастливы ли мы сегодня?Уверенны в завтрашнем дне?Большой вопрос!  
 


Рецензии
Сама же зависть происходит от гордыни.
К сожалению, именно этот человеческий порок положен в основу значительной части экономических процессов, а лозунг "Ты достоин!" в разных его интерпретациях сегодня возведён в ранг двигателя торговли.
Однако, не всё в человеке происходит от гордыни.
Милосердие, человеколюбие, жертвенность, любовь к Родине, скромность, трудолюбие имеют другую основу.

Сергей Ключников   08.05.2024 15:01     Заявить о нарушении
Спасибо! Ваше мнение я разделяю. Но к сожалению перечисленные вами достоинства человека не гарантируют всеобщего благосостояния, что в истории человечества не раз было доказано. Вы правильно заметили, наличие зависти является одним из главных пороков разума. Всё признаки не совершенства разума, как мне кажется, сводится к простой формуле связанных слов "зависимость-независимость-зависть", которые как видно однокоренные. При этом ЗАВИСТЬ я рассматриваю не как чувство, а как некую программу которой обладает мозг человека с помощью которой он постоянно анализирует поступки или достижения других людей сравнивая их со своими стараясь поступить так что бы ему было если не лучше, то по крайней мере не хуже, чем у других. Добиваясь своей цели всеми доступными средствами по принципу "средства оправдывают цель". Если опустить, для простоты, великое множество научных гипотез биологов, социологов, антропологов и другой научной братии, то наличие у человека разума, в отличие от любого другого живого существа, имеет существенный к сожалению, а может быть к счастью недостаток. Это чувство ЗАВИСТИ. Зависть, как известно, имеет в жизни человека много оттенков от белого до чёрного. Всё остальные человеческие чувства это только производные от зависти. Без зависти человек лишается эмоций и смысла в реализации своих жизненных планов и может превратится в животное, которому зависть как известно ни к чему (животный мир зависит от природы). За всю историю человечества не смогли исправить человека разумного ни бог ни царь и не герой! Способность убить в зависимости от обстоятельств, а не по потребности осталась у человека навсегда! А палка в руках человека, которая появилась в результате эволюции превратилась в атомную дубину которая боюсь, теперь может покончить с этим миром навсегда.

Александр Белодеденко   09.05.2024 12:11   Заявить о нарушении
Александр, спасибо и Вам за столь развернутый ответ.
Со своей стороны я не могу не заметить, что в предлагаемой Вами умозрительной картине мира место и роль чувства зависти имеют аксиоматический характер.
Вполне понимаю Ваш подход и аргументацию в пользу именно такой оценки чувства зависти. Но, что препятствует допустить то, что зависть не врожденное, а приобретенное свойство человеческого ума, пока понять не могу.
Вы утверждаете, что "за всю историю человечества не смогли исправить человека разумного ни бог ни царь и не герой", охотно с Вами соглашусь, но с одним небольшим дополнением - человека не желающего исправляться. Поскольку человеческая история изобилует примерами, когда человек жаждущий исправления освобождается от оков зависти, обретая ревность об Истине.

Сергей Ключников   09.05.2024 20:30   Заявить о нарушении