В зеленой стране мудрости гл. 2

Самая обычная... катальпа

 Недавно совсем еще маленький  росточек катальпы, выращенный из семечка, внезапно дорос до моего высокого окна и норовит засунуть в него пару огромных своих лопухов, как у откормленной дрожжами липы. Все бы ничего, но ведь теперь она заслонит обзор всех моих пихт, можжевельников, розария, а главное - линию горизонта, на которой из серых облаков иногда формируются горы, и я серьезно начинаю верить, что они настоящие, просто раньше было не до них.

Какое необычное слово - "катальпа"! Я уже представляю большого ленивого кота, а порой катапульту, уносящую меня к далеким инкам, медитирующим вокруг этого священного дерева. И правда, глядя внутрь цветка с затейливыми линиями, так и хочется в него влезть. И совсем непонятно, как из этих соцветий вырастает колчан длинных стрел.

Дерево только делает вид, что оно такое могучее, его ветки легко ломаются от сильного ветра, без дождей оно становится хилым, случайный огонь легко высушивает ствол, но она отрастает вновь и вновь с удвоенной силой и, я бы сказал, злобой, совсем как люди, поставившие себе достижение цели любой ценой.

Из зрелых деревьев на их родине делают элитные гавайские гитары, но от своих девяти саженцев , пожалуй, я не дождусь гитар, да и всегда жалко убивать живое существо, пусть и безмолвное. Даже если оно зазвучит после своей гибели под струнами виртуоза.

Недавно я стал удивляться, что все деревья, как и травы, тоже лечат. И катальпа не хуже нашей липы или ивы. Да, каждый на этой земле неповторим и зачем-то нужен, только человек чаще ищет, ищет свое предназначение, а найдя, бывает, поздно его исполнять. Впрочем, дело ведь не в количестве .  Даже короткая, но яркая вспышка может осветить весь мир.
***
Когда на земле становится тесно

Вам знакомо это состояние? Так хочется побыть без этих вечно возникающих проблем, которые так искусно научились создавать люди. Мы ведь текучие жидкости, не сидится нам в своем комфортном теле, утекаем в друзей, детей, возлюбленных. А все так недолговечно. Это понятно:  вселенная безудержно несется в новому, более совершенному. И вдруг друзья становятся врагами. И тогда...

Вы думаете, это только среди людей такое "безобразие"? Растения тоже постоянно спорят, казалось бы, за такой пустячок - солнце. Кто-то смиряется в тени, распластав свои листья до огромных размеров. Кто-то вообще не начнет расти, пока над ним не откроется голубое небо.

А я вот люблю альпинистов. Может, я вижу генетическое сходство наших душ - вперёд и вверх, к солнцу, к свободе, и пусть кто-то страдает от одиночества, но разве можно так назвать единение с целым безбрежным миром, расстилающимся у тебя под ногами.  Где уже перетечь совершенно некуда, разве что в надежного, как эти скалы, друга.

Эти растения вовсе не стали отращивать себе ноги, чтобы убежать от нахальных борцов за жизнь. Они просто научились тянуться - столько, сколько нужно, чтобы покинуть тесный воинствующий мир. И вот, смотрите-ка: с крыш на на нас смотрят плетистые розы, клематисы. Чтобы достать  ягоды лимонника или актинидии, пожалуй, лучше взять лестницу.

Виноград ровно облепляет все конструкции во дворе, а если их нет, то лезет на самую макушку дерева. Девичий виноград, наверное, рекордсмен по завоевыванию крыш. На давно брошенных участках только он и хозяйничает, обламывая сучья деревьев и разрушая ветхие саманные постройки. Да, девицы, видно, обладают такой силой, вспомнилась молодость.

Но как  радуются растения, когда получают это заветное солнце, сколько тысяч цветков распускается на их телах, или немного, но каких незабываемо ярких!

Я наставил во дворах несколько пергол, так что участок получился состоящим из множества комнат с голубыми потолками. Пока собирался отремонтировать старые постройки, все недолговечное человеческое творчество затянула природа.

Я же хожу больше внизу, путаясь в выборе: создавать условия для своих зеленых питомцев или самому рвануть к солнцу, где так торжественно спокойно, где ты всегда в своем данном тебе с рождения теле, а значит, всегда в равновесии, с мощной интуицией, которая непременно ведет  к свету, как и моих растений-альпинистов.
***
Сделано в Китае

Разве можно представить жилище прошлого века без фикусов, герани  и китайской розы? Да, прежде, чем китайские товары наводнили страну, на разведку пришел этот цветок. Как мы ждали эти красные мохнатые розочки! И конечно, это был весомый повод сходить в гости к распустившемуся цветку.

Гибискусы (это ботаническое название) не такие уж неженки, немало сортов и уличных. Я впервые познакомился с такими в Краснодаре. Дело было осенью, и я  на тихой окраинной улочке насобирал целую горсть разнообразных семян. Моего сада еще не было, но я уже представлял себя в чарующем раю.

Все они взошли не в пример другим цветам, видно страсть к размножению в Китае заложена не только в людях. Да и у меня они заполонили все свободные места. Есть белые, с винтовыми стволами, обычные малиновые, лососевые, с  красными цветами размером с голову ( этот ежегодно заново отрастает от корня). Самый редкий - нежно-розовый,  зацветает под осень.

На рынке они пользуются спросом, можно было организовать и питомник, но в вопросах сбыта я совсем не совершенен. Только орехи да немного меда и удается продать.

Август в наших краях чаще засушливый, цветы нужно поливать, но китайцы конечно выносливы, им все нипочем, что весьма ценно для малоуходного сада. А кому красота безразлична, что ж, сушите цветочки, пейте каркаде, но не все сорта для него подходят. Этот кустик и полечить может.

Говорят, в связи с потеплением они двинулись и к северу. Так что подождите теплых зим и встречайте с любовью.
Непродолжительные морозы им не страшны.
***
Спор двух братьев

Конечно, все видели конский каштан, это очаровательное дерево с семипалыми зелеными лапами и пышными цветами в виде пирамидальных свеч. Они словно кричат весной: "Люди, красота спасет мир!" Вот и я загорелся положить начало своему лесосаду именно  этими каштанами, благо неподалеку на Казачьей нашел три дерева, щедро рассыпающие свои коричневые орешки. Они так грели ладонь, что хотелось с ними ходить весь день.

Взошли  все. Мое стремление создать каштановый лес было так велико, что и соседка без всяких взаимных разговоров стала делать тоже самое. Потом она принесет мне много хвостиков - "вот прорастила, не знаю зачем".

Я проб;гал с лейкой десять лет, высчитывая каждый миллиметр годового прироста, но деревья не доросли даже до колена. Такая же история и с рыночным уже подросшим каштаном. И только нынешние дожди показали, что они водохлебы, и засухи им совсем не в кайф. Они словно ждали этот год, устремившись в небо.

А  у пруда посадил кавказский каштан. Внешне он мало похож на своего брата.Листья как у бука ( он из семейства буковых) .
- Разве красота спасет мир? - тихо бурчит он. - Посмотрите, что делается вокруг городов, мусором скоро завалят всех нас до последней почки. Люди перестали видеть красоту. Мир  спасет только еда!

И он совсем невзрачно цветет, выпуская тонкие хвостики, которые опыляют невидимые женские цветочки. Из них вырастают колючие ежики, которые, раскалываясь, дают вкусные съедобные орешки.

Мне жаль конских. Действительно, как спасти красоту? Ведь уже и учителя в школах нацелены совсем на другое. Последние годы в Питере я выгребал ежедневно более ста килограммов мусора из цветущих клумб, прудов, кедровых куртин. И это самый культурный город по высказываниям прессы.

Конечно, я верю, что ценителей красоты больше. Только где они? Самому древнему каштану около 2000 лет, он терпеливо ждет.


Рецензии