Невидимый щит Страны Советов

Из воспоминаний Клюева Валерия, БВО 1987-89 гг.

Перед армией мне пришлось отучиться в ДОСААФ на оператора радиолокационных станций. В связи с получением воинской специальности я уже сознавал, какая предстоит служба. Сразу после осеннего приказа МО призывная комиссия выдала мне повестку на 15 декабря и, понимая, сколько времени в запасе, я спокойно жил дальше, поработал с месяц-два в почтовом отделении района и уволился только к означенному времени.

Поначалу привезли нас в Барановичи, приодели, затем отправили в Пинск, где в бригаде РТВ проходил курс молодого бойца и принимал присягу. Затем несколько человек отравили в учебный батальон под кодовым солдатским названием «Берёза», расположенный в одноимённом городке недалеко от Бреста. Там предстояло ознакомиться и освоить радиолокационный комплекс, на котором предстояли дальнейшие боевые дежурства.

Как правило, в боевом слаживании с операторами РЛС всегда были артиллеристы и авиация. При обнаружении неопознанной цели локаторщиком шёл доклад в первую очередь дежурному, далее передача данных в подразделения, на перехват поднимались самолёты. После чего принималось решение на уничтожение цели либо силами авиации, либо зенитно-ракетными комплексами ПВО. Таким вот был невидимый щит Страны Советов.

Учебная рота располагалась в старинном здании екатерининских времён с полутораметровыми толщинами стен. Ни одной ракетой не прошибёшь. На казарме ещё со времён войны была начертана полуоблупленная надпись «Смерть фашистам!» Нацисты в этих казармах, которых стояло тут на гарнизон, и тюрьму обосновали в годы ВОВ, и лошадей держали, и вообще форпост оборудовали. Будучи в увольнении, я ходил в исторический музей, там много чего интересного рассказывали.

Учёба наша проходила на позициях, представлявших собой насыпные холмы с капонирами и бункерами, вмещавшими командный пункт, операционные залы, индикаторные, дизельные и прочие помещения. На площадках поверху стояли колёсные лафеты с разными КУНГами с аппаратурой, локаторами, крутящимися вокруг своей оси дальномерами и всяко качающимися высотомерами.

Выходим раз на позиции, нас выстраивают на улице и задают вопрос: «Товарищи солдаты, кто хочет пойти в увольнение – шаг вперёд!» Храбрости солдатам было не занимать, потому никто не шелохнулся. Ибо кто его знает, чем это будет чревато? Начальство нашим упорством не проймёшь: «Кроме шуток, кто умеет класть кирпич? Необходимо перегородить помещение кирпичной стеной – желающие будут?»

«Нам бы в штыковую атаку пойти, нам бы редуты бомбировать, врага полонить – на то мы горазды! А по мелочам размениваться солдатам не к лицу!» – думало бесстрашное войско, потому все стояли и ждали жребия. И тут осмелевший малоросс Вова Волощук, сосед по шеренге, тычет меня локтем: «Я пробовал, я умею, пойдёшь со мной напарником? Одному тяжело будет, а вдвоём быстро управимся и в увольнение погулять сходим?!»

Ну, я же не трусливее Вовы? Вышли мы два шага вперёд, мастера на все руки. Всех отправили на занятия, а нам был задан фронт работ: «Вот кирпич, вот песок!» Спускаемся в бункер, там всё подготовлено: «Вот вам ведро, корыто для замеса, лопаты, воду набирать там. А вот помещение, стенку выкладывать от сих до сих!» Небольших размеров, на вид метров под пять и под потолок.

Вова, хитрая душа, распоряжается: «Давай, носи кирпич, меси раствор, я буду отмерять и считать!» Прораб! – как бы не выругаться матом. Говорю ему: «Нет уж, друг дорогой! Подбил меня на это дело, значит, и месить и таскать будем вместе. Я же напарник, а не подмастерье?!»

В общем, взялись за дело «с огоньком!» Носим, месим, ложим, а вернее, что кладём, работа трудоёмкая, идёт замполит. Оценил он наши начинания и хвалит: «Получается? Молодцы! Если закончите поздно, по подъёму спите, сколько хотите, хоть до завтрака. Дежурному по роте скажете, что замполит разрешил!» Подбодрил, добавил, так сказать, огонька!

Закончили далеко за полночь, часа может в три. Доложили, до казармы нас отвезли на машине, не пешком топали. В шесть утра подъём, мы лежим, отговариваемся, что замполит разрешил. Нас пинками: «Да какой там замполит, а ну, встать и бегом в строй, на зарядку со всеми!» День пошёл по распорядку. Не выспались, конечно, но замполиту не предъявишь.

На утреннем разводе появляется старлей, вызывают нас из строя: «Вы вчера стену ложили на командном пункте?» Мы с Вовой аж испугались: «Так точно, ложили! А что, упала?» Старлей смеётся: «Прыгайте в машину – штукатурить теперь надо!» Я отговариваюсь, мол, месить и кирпич класть ещё куда не шло, а штукатурить – мастерок в руках не держал?! Вова, подлая душонка: «Ничего страшного – я умею, я научу!»

Заштукатурили какую-то часть стены, с роты звонок, сообщают, что к Ващуку приехала мать. Вова, подбивший меня на эту затею, сразу убежал, а мне, главному мастеровому умельцу, пришлось доделывать стену одному. Штукатурил я и вспоминал напарника только добрыми словами, но без «огонька!», сами понимаете, никакая штукатурка не клеится...

Увольнение мне выписали потом, конечно, индивидуальное, и пошёл я... один по историческим музеям... Когда бы ещё их посетить?


Рецензии