Гл. 27. Борьба за власть в условиях незалежности
27.1. Государствообразующие процессы в независимой Украине.
27.2. Особенности формирования партийно-политических сил.
27.3. Конституция независимой Украины.
27.4. Политическая жизнь в Украине в конце ХХ-начале ХХІ в.
27.1. ГОСУДАРСТВООБРАЗУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ В УСЛОВНО НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ.
Провозглашение независимости и суверенитета Украины остро поставило вопрос о создании элементов государственности в стране. В Конституцию УССР были внесены изменения относительно названия государства. Было отменено название "Украинская Советская Социалистическая Республика"(УССР) и заменено новым коротким названием - ”Украина".
В первые месяцы независимости сложилась своеобразная политическая ситуация. Правящая Коммунистическая партия была лишена власти и запрещена. Новые партии немногочисленны и не авторитетны. Поэтому новая система государственной власти не сформирована. Каким образом ее формировать - для большинства руководителей партий было неизвестно.
Помогли советники из-за рубежа, которые затем активно начали влиять на внутреннюю и внешнюю политику независимой Украины и вмешиваться в ее жизнь. Вмешательство иностранных государств в дела Украины стало таким активным, что понятие "независимость”(незалежность) вызывает сомнение в его содержании. Некоторые историки и политики такую "НЕЗАЛЕЖНОСТЬ"(независимость)г мягко называют "УСЛОВНОЙ", чтобы грубо не называть "КОЛОНИАЛЬНО ЗАВИСИМОЙ".
За основу государствообразующих процессов приняли Декларацию о государственном суверенитете Украины. Она предусматривала распределение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Теперь в стране была введена высшая государственная должность - ПРЕЗИДЕНТ Украины. Его полномочия определялись дополнениями к тогдашней Конституции:-”Президент является главой государства и главой исполнительной власти". Одновременно, как глава государства, он стал гарантом национальной безопасности, государственного суверенитета, принимал меры по обеспечению обороноспособности государства, соблюдения Конституции и законов, прав и свобод граждан. В международных отношениях он представлял Украину как самостоятельное независимое государство. Хотя таковой она НИКОГДА НЕ БЫЛА СО ДНЯ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ.
Для осуществления исполнительной власти было создано ПРАВИТЕЛЬСТВО Украины - Кабинет министров. Его общее руководство возглавлял Президент как глава исполнительной власти, а непосредственно руководил деятельностью правительства премьер-министр. Созданы были министерства, ведомства, комитеты, Национальный банк, посольства, консульства и другие институты государства.
После отставки В. Масола с поста председателя правительства в апреле 1991 г. премьер-министром стал ВИТОЛЬД ФОКИН. Он возглавлял правительство на протяжении 17 месяцев. Это был период, когда политические и законотворческие процессы опережали экономическое реформирование. Экономика Украины продолжала еще больше сползать до глубокого кризиса.
В начале октября 1992г. В. Фокина отправили в отставку. Правительство возглавил ВАЛЕНТИН СИМОНЕНКО, который находился на этом посту несколько дней - со 2 по 12 октября 1992 г. Вскоре его заменил ЛЕОНИД КУЧМА. Новый премьер-министр занимал эту должность с октября 1992 г. по сентябрь 1993 г.
Это было время массовых шахтерских забастовок. Шахтеры требовали референдума о доверии Президенту и правительству. Следствием стало увольнение Л. Кучмы и назначение на должность премьер-министра ЕФИМА ЗВЯГИЛЬСКОГО - представителя Донетчины. Затем последовала более частая чехарда с премьерами. Почти каждый год главы правительств менялись. Вместе с ними менялся и состав правительств. Правительственная нестабильность порождала еще большую нестабильность в Украине и углубляла экономический кризис.
Высшим законодательным органом власти оставалась ВЕРХОВНАЯ РАДА Украины. Она состояла из 450 депутатов и избиралась на 4 года. Действующая в тот момент Верховная Рада, была избрана еще в Советской Украине и продолжала действовать в независимой Украине. Депутатское большинство составляли члены уже распущенной Компартии Украины, но они быстро перелицевались и приспособились к новым обстоятельствам, защищающим свои собственные интересы. Представители оппозиционного лагеря опыта государственного управления вообще не имели. Процесс создания государства шел очень противоречиво и неопределенно.
Новые политические партии не играли существенной роли в создании государства. В их деятельности не было единства по вопросам развития независимого Украинского государства. Они элементарно не знали, каким образом обеспечить самостоятельность и суверенитет страны и вообще не представляли куда должна идти Украина и что в ней нужно было строить.
Разработали модель будущей Украины Международный Валютный Фонд(МВФ) и другие зарубежные советника. В результате в украинском государстве началась открытая РЕСТАВРАЦИЯ КАПИТАЛИЗМА и восстановление капиталистических отношений, которые стали называть РЫНОЧНЫЕ,т. е. где ВСЁ продается и покупается - честь, совесть, мораль, мужья, жены, дети, почести, должности, ранги, земли, заводы, фабрики, материальные блага и пр.,пр. Вплоть до изречения классика марксизма: - "Капиталист продаст мне даже веревку, на которой я его повешу!" Если перечислять ВСЁ, что продается и покупается при капитализме, то не хватит бумаги выпускаемой бумажной фабрикой.
Но в начале рассмотрим государственно-образующие мероприятия по формированию государства Украина.
После избрания Л. Кравчука Президентом Украины Верховную Раду возглавил ИВАН ПЛЮЩ, который в советское время являлся Председателем Киевского областного совета. Таким образом Украину возглавили представители недавней компартийной и государственной номенклатуры.
Верховная Рада начала создание нового законодательства Украины. В первую очередь нужно было для защиты нового государства и новых власть имущих страны создать силовые структуры. Были приняты законы ”О государственной границе Украины”, "О пограничных войсках", ”О военных формированиях на Украине".
Уже 24 августа 1991 г. было создано Министерство обороны Украины, а вскоре - Министерство внутренних дел. Первым министром обороны назначили КОНСТАНТИНА МОРОЗОВА. Все войска, находившиеся на территории Украины, подчинялись Верховной Раде Украины.
Военнослужащим давали возможность добровольно присягнуть на верность Украине или покинуть военную службу в Украине и уехать за границу. На момент провозглашения независимости на украинской территории находилось почти 700 тыс. военнослужащих. Планировали к концу 2000 г. Вооруженные Силы Украины сократить до 220 тыс. человек.
Для охраны внутреннего общественного порядка и подавления различных беспорядков была создана Национальная Гвардия Украины. На основе КГБ создали Службу Безопасности Украины (СБУ). Эти органы подчинялись лично президенту и были подконтрольны Верховной Раде. СБУ объявлялась беспартийной организацией, соблюдающей только требования Конституции и Законы Украины.
Важным достижением независимого государства стало принятие Верховной Радой 8 октября 1991 г. Закона Украины "О гражданстве Украины”. Украинское гражданство было предоставлено всем, кто проживал на территории Украины на время принятия этого закона, не был гражданином другого государства и не возражал против гражданства Украины. Дети, рожденные от граждан Украины, становились гражданами государства Украина.
В январе-феврале 1992 г. были утверждены национальные атрибуты государственности: флаг, гимн, малый герб Украины – трезубец, считая его элементом большого государственного герба, которого еще не изобрели.
В июле 1992 г. была проведена СУДЕБНО-ПРАВОВАЯ РЕФОРМА, определены направления деятельности и компетенции Министерства юстиции, прокуратуры, адвокатуры. Судебная власть осуществлялась Верховным Судом Украины, общими судами - областными, городскими, районными, а также арбитражными и военными судами. Новым звеном судебной системы стал Конституционный Суд, основанный в 1992 г. К его полномочиям относились решения вопросов соответствия Конституции Украины законов, указов, постановлений и других нормативных актов, толкование норм и статей Конституции. Контроль за соблюдением законодательства возложен на Генеральную прокуратуру Украины.
Несмотря на распределение функций ветвей власти, на практике они действовали неэффективно, механизмы реализации законов отсутствовали.
Законодательные акты, принятые парламентом, часто противоречили друг другу. Особенно слабой и неэффективной оказалась вертикаль исполнительной ветви власти. Правительство практически потеряло контроль за регионами. Государственный аппарат работал с перебоями. Началось противостояние местных советов, их исполкомов с органами центральной исполнительной власти.
5 марта 1992 г. по предложению Президента Л. Кравчука Верховная Рада приняла Закон "О представителях Президента Украины”. Согласно закону в областях, районах и в городах Киеве и Севастополе формировались местные государственные администрации во главе с ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ПРЕЗИДЕНТА, которого Президент назначал лично. Они имели большую власть чем областные, районные, городские советы с их исполкомами. Этот закон вызвал возмущение местных органов власти и в марте 1993 года Верховная Рада его отменила. Но при президенте Л. Кучме закон о представителях президента возобновили.
Таким образом президент укрепил свою власть в Украине и на местном уровне. Представители президента осуществляли реальную исполнительную власть в областях и районах, контролировали выборные органы местного самоуправления - областные и районные советы и вступали в конфликты с ними и их исполнительными комитетами.
Высшие органы исполнительной власти часто не владели социально-экономической и финансовой ситуацией в стране. Особенно плохими были дела в финансовой системе. Здесь еще ходили в обращении советские карбованцы(рубли), хотя советскую власть уже похоронили. 10 января 1992 г. советские карбованцы(карбованцы) отменили. Вместо них ввели КУПОНЫ, напечатанные плакатами на самой обычной бумаге. Они выполняли роль такой-сякой валюты - национальной денежной единицы.
Государственный КОНТРОЛЬ за ценами был отменен. Цены на все товары и продукты питания полезли вверх и увеличились в десятки раз. Экономические связи с республиками были разорваны, началось страшное падение производства, предприятия разорялись и закрывались. Возникла безработица, которую трудящиеся Украины не знали с 1930 г., когда была закрыта в СССР последняя биржа труда. Работающим рабочим и служащим перестали платить заработную плату.
В Украину пришел обостренный искусственно созданный экономический, финансовый и социальный кризис, который принесли с собой начатые рыночные (капиталистические) отношения. Материальное положение большей части населения с каждым днем становилось все хуже. Начался открытый грабеж(приватизация) государственной собственности со стороны недавней партийно-государственной номенклатуры и всеми теми, которые ближе всех находилась возле государственной собственности. Появились первые украинские миллионеры и расслоение населения на бедных и состоятельных богачей. Народ связывал ухудшение своего положения и разрушение экономики с деятельностью Президента и Верховной Рады.
В июне 1993 г. Украину охватила волна шахтерских забастовок. К ним присоединились педагоги, машиностроители, металлурги, рабочие других профессий. Бастующие, члены многих политических партий, депутаты разных уровней требовали отставки с должности Президента Л. Кравчука и досрочное прекращение полномочий Верховной Рады и ее роспуск.
Под давлением народного гнева Верховная Рада и Президент Л. Кравчук приняли решение удовлетворить требования бастующих и уйти в отставку. Они согласились в первой половине 1994 г. провести досрочные выборы в Верховную Раду и выборы нового Президента Украины.
Политическая ситуация в стране еще больше обострилась. Партии и общественные организации активно подключились к избирательной кампании.
27.2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ.
Провозглашение независимости Украины, запрет деятельности Коммунистической партии открыли новый этап в формируемые многопартийности в Украине и повлекли за собой новые особенности в формировании капиталистической номенклатуры и олигархата. Правовой базой этого процесса стал Закон Украины ”Об объединении граждан”, принятый в июне 1992 г. Согласно закону в Украине выделялись две формы объединений граждан - политические партии и общественные организации. Определена была процедура регистрации партий, которая не предусматривала требований к их численности.
На время провозглашения независимости Украины существовало более 20 партий. После принятия закона об объединении граждан появилось множество мелких партий. Некоторые насчитывали всего несколько сот членов. Массовые политические партии фактически отсутствовали. Партии оставались узкими группировками с неопределенной социальной базой. Программы разных партий были очень похожи и им оказались присущи общие лозунги, которые оппоненты называли популистскими. Большинство партий сплачивались не вокруг каких-то идей, а вокруг лидеров и их денег.
Значительное количество партий сосредоточилось в Киеве, других крупных городах. Поэтому партийные функционеры не всегда уделяли достаточного внимания провинциальным ячейкам. Четко прослеживалась географическая ориентация партий. В западных районах преобладали правые партии националистической ориентации, в восточных районах и на юге - левые партии социалистической ориентации, в центральных регионах - центристские партии.
На политической арене Украины появилась незарегистрированная нигде, так называемая, "Партия власти”, которая состояла из недавней компартийной и государственной номенклатуры. Сюда входили руководители местных советов и государственных администраций, директора крупных предприятий, представители колхозно-совхозного руководства. Они группировались вокруг очередного президента и дежурного правительства. В их руках находилась действительная власть. В связи с этим у большей части граждан сформировалось негативное отношение к политическим партиям, как объединениям людей, стремящихся к власти и материальным благам, не проникаясь повседневными потребностями населения.
После запрета Коммунистической партии Украины часть членов КПУ в октябре 1991 г. объединились в Социалистическую партию Украины (СПУ), которую возглавил депутат Верховной Рады, недавний лидер компартийного большинства в парламенте (”группа 239 „) АЛЕКСАНДР МОРОЗ. Социалисты выступали против рыночных отношений, против радикальных экономических реформ, частной собственности на землю, пытались сохранить на селе колхозно-совхозную систему, но признавали многоукладную экономику и равноправие всех форм собственности с преобладающей государственной. Со временем программные требования СПУ изменились в сторону признания рыночных отношений и капиталистической демократии.
В марте 1992 г. провозгласила о своем существовании крестьянская партия Украины (СелПУ). Она выступала за возрождение крестьянства как основы укрепления нового государства, сохранения колхозно-совхозной системы, против приватизации земли и колхозно-совхозной собственности. Председатель крестьянской партии-СЕРГЕЙ ДОВГАНЬ.
В июне 1993 г. в Донецке состоялся съезд Коммунистической партии Украины, который провозгласил о возобновлении деятельности Компартии Украины (КПУ). После длительных дебатов в Верховной Раде и на страницах газет она, как новая Коммунистическая партия Украины, была зарегистрирована в Минюсте Украины 5 октября 1993 г. Первый секретарь ЦК КПУ - ПЕТР СИМОНЕНКО.
В марте 1995 г. состоялся второй съезд КПУ, делегаты которого провозгласили партию правопреемницей, запрещенной в августе 1991 г. Компартии Украины. По численности это была крупнейшая партия, насчитывавшая 140 тыс. членов.
В апреле 1996 г. была зарегистрирована Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ). Она возникла в результате споров в руководстве Социалистической партии и выхода группы социалистов из СПУ, которые и создали новую партию. ПСПУ выступила за коренное изменение социально-экономического устройства государства в направлении построения возрожденной социалистической советской Украины, возвращения к полновластию Советов. Партия требовала упразднения института президентства, выступала за восстановление прав трудовых коллективов и ликвидацию безработицы. Председатель Прогрессивной социалистической партии - НАТАЛИЯ ВИТРЕНКО.
Все эти партии относятся к ЛЕВЫМ силам в Украине и находятся в оппозиции к президентской власти. На выборах в Верховную Раду Украины в 1994 г. левые партии получили 123 мандата из 397 избранных депутатов. В следующих выборах в парламент они постоянно проводили своих членов в Верховную Раду, провозгласили себя парламентскими партиями и намерены были прийти к власти мирным путем.
Во внешнеполитических делах левые силы выступали за укрепление связей со странами СНГ и в первую очередь с Россией и Белоруссией.
ПРАВОЕ крыло политических сил представляют Партии националистического направления. Наиболее влиятельным среди них был "Народный Рух(движение) Украины"(НРУ), который прошел путь от общественного объединения к политической партии. В декабре 1992 г. 1У Всеукраинское собрание НРУ вынесло решение о преобразовании движения из общественной организации в политическую партию. Вскоре внутриполитические споры раскололи движение на две части. Одна оставила старое название - "Народный Рух Украины", которое возглавил ГЕННАДИЙ УДОВЕНКО. Вторая партия немного изменила название и стала называться "Украинский Народный Рух" во главе с ЮРИЕМ КОСТЕНКО. Следствием раскола и споров стало падение авторитета всего народного руха(движения).
На основе реорганизованной УМА в 1991 г. была создана "Украинская Национальная Ассамблея" (УНА) во главе с сыном гауптштурмфюрера СС, главнокомандующего УПА Романа Шухевича ЮРИЕМ ШУХЕВИЧЕМ. Осенью 1991 г. УНА создала военизированные отряды "Украинской Народной Самообороны" (УНСО) под командованием ДМИТРИЯ КОРЧИНСКОГО. В ноябре 1993 г. Верховная Рада запретила незаконные военизированные формирования, но они продолжали существовать под видом спортивных объединений.
В марте 1992 г. на территории Украины впервые после Великой Отечественной войны состоялась конференция "Организации Украинских Националистов" (ОУН). Было решено переименовать ОУН в "Конгресс Украинских Националистов" (КУН). Старое название оказалось чересчур грязным. Выступает за национальное, унитарное государство и рыночную экономику, за капиталистические отношения. Лидером КУН избрали ЯРОСЛАВУ СТЕЦЬКО - жену премьера созданного во Львове правительства 30 июня 1941 г. Ярослава Стецько, которая вернулась из эмиграции.
17 ноября 1993 г. часть старых членов ОУН и бывших вояков УПА, отбывших сроки наказание в ГУЛАГе и живущих в Украине не поддержали КУН. Они провозгласили создание партии "Организации Украинских Националистов в Украине"(ОУН в У). Политическое влияние ее являлось незначительным.
Хоть названия националистических партий разные, но все они исповедуют интегральный национализм Д. Донцова, который является для них общей идеологией. Поэтому все эти партии являются источником неофашизма в современной Украине.
В 1993 г. в западных районах Украины возникла "Социал-Националистическая партия Украины"(СНПУ), которую другие политические силы характеризуют как открыто фашистскую.
В последние годы значительных оборотов набрало националистическое объединение неофашистских партий "СВОБОДА" во главе с А. ТЯГНИБОКОМ. В 2009 г. он выдвинул свою кандидатуру на пост Президента Украины.
В течение 1991-1993 г. сформировались партии ЦЕНТРИСТСКОГО направления. Их представители были близки к президентским властным структурам и связаны с правительствами Украины. Одной из первых центристских партий стала "Либеральная партия Украины"(ЛПУ), созданная в сентябре 1991 г. на учредительном съезде в Донецке. Она выступала за быстрый переход Украины к рыночным (капиталистическим) отношениям, ускоренную приватизацию государственной и колхозно-совхозной собственности, подчинение бюджетной и финансовой политики рыночным требованиям.
В январе 1995 г. сформировалась "Социал-Демократическая партия Украины (объединенная)" – СДПУ(о).Выступает за рыночные преобразования и капиталистические отношения, за социальную защиту населения. Лидер - ВИКТОР МЕДВЕДЧУК.
Заметным явлением этого времени стало формирование "НАРОДНО-Демократической партии (НДП). Она объединила в своих рядах значительное количество представителей "партии власти" - государственных служащих, руководителей областных, городских и районных структур. Они и привели на выборах 1994 г. Л. Кучму к должности Президента Украины. Председатель Партии - ВАЛЕРИЙ ПУСТОВОЙТЕНКО.
К позиции народных демократов близка платформа "Аграрной партии Украины" (АПУ). Создана в декабре 1996 г., выступала за государственное регулирование экономики, за различные формы собственности. Выдвинула лозунг:- ”Из возрождения села - к возрождению Украины". Возглавила партию депутат Верховной Рады ЕКАТЕРИНА ВАЩУК.
В 1997 г. возникла партия "Региональное возрождение Украины”
(РВУ). Выступила за контроль государства над экономикой, возрождение духовности, обеспечение регионам необходимой самостоятельности, за стратегическое партнерство с народами России и Белоруссии. Лозунг:- "Через возрождение регионов - к процветанию Украины”. Лидер Партии регионов - ВИКТОР ЯНУКОВИЧ.
В октябре 1997 г. была создана партия "РЕФОРМЫ и ПОРЯДОК”. Ее
Программные цели предусматривали утверждение демократического общества социально-рыночной экономики, поддержку отечественного производителя, за
благосостояние и порядок. Председателем партии избрали депутата Верховной Рады ВИКТОРА ПИНЗЕННИКА.
В программных документах центристских партий больших разногласий нет. Все они выступают за утверждение рыночных (капиталистических) отношений, за приватизацию государственного и колхозно-совхозного имущества, за демократию и справедливость, за направление Украины к европейской интеграции.
Партия "Реформы и Порядок” была уже пятидесятой партией, зарегистрированной Минюстом Украины. Процесс создания и распада партий продолжается. В 2001 г. численность их превысила цифру - 100. Во время избирательной гонки за пост Президента Украины в 2004 г. было уже 157 политических партий. Затем мелкие партии распались. В 2008 г. количество партий в Украине превысило цифру 140, в 2009 г. накануне новых президентских и парламентских выборов снова превысила цифру 150.
Несмотря на такое большое количество политических партий, они объединяют только 2-3% населения страны.
Кроме партийных объединений в Украине существуют общественные организации. Наиболее массовыми являются Профессиональные союзы. До провозглашения независимости Украины они были объединением под названием: "Украинский Совет профессиональных союзов (Укрсовпрофсоюз). В новых условиях профсоюзы стали называться "Федерация профсоюзов Украины" (ФПУ). Федерация объединяет 95% всех организованных в профсоюзы трудящихся более 30 отраслей.
Возникли и новые профсоюзные объединения - Независимый профсоюз горняков, Всеукраинское объединение солидарности трудящихся, Профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, Профсоюз работников Вооруженных Сил Украины, Федерация профсоюзов кооперации и других форм свободного предпринимательства.
Профсоюзные организации на большинстве предприятий государственной и частной форм собственности являются «карманными» и не выполняют своей главной роли - быть защитником прав наемных рабочих. На некоторых предприятиях частной формы собственности они вообще отсутствуют. Профсоюзы собственникам предприятий не нужны и они их фактически запретили на своих предприятиях.
В феврале 1992 г. возникла общественная организация "Украинский союз промышленников и предпринимателей”. Со временем она превратилась в партию. Продолжили свою деятельность Союз офицеров Украины (СОУ), ветеранов войны, Красного Креста и др., создан Союз солдатских матерей.
Численность общественных организаций и количество их членов постоянно растет. Минюст Украины уже зарегистрировал почти 700 общественных организаций со своими уставами и программами.
Существуют в Украине и молодежные организации. В сентябре 1991 г. вместе с КПУ была запрещена деятельность Ленинского Коммунистического Союза Молодежи Украины (ЛКСМУ). Но в январе 1993 г. она была возобновлена. В марте 1991 г. возник Союз украинских студентов (СУС). Возник Союз независимой украинской молодежи, Всеукраинское студенческое братство. Есть организации, объединяющие учащуюся молодежь. Это Союз пионерских организаций Украины, молодежные объединения "Сич”, "Пласт", Ассоциация учащейся молодежи Украины и др. Процесс образования политических партий, общественных и молодежных организаций в Украине продолжен.
27. 3. КОНСТИТУЦИЯ НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЫ.
Конституция "развитого социализма" Украины, принятая в 1978 г., не соответствовала новым реалиям. Верховная Рада внесла в нее около 200 поправок и дополнений. В Украине принимались законы, которые нередко вступали в противоречие с существующей Конституцией. Нужен был новый Основной закон государства - Конституция независимой Украины.
Процесс подготовки проекта новой Конституции начался сразу после провозглашения государственного суверенитета Украины. В июне 1991 г. была парламентом принята концепция будущего Основного закона государства и создана Конституционная комиссия во главе с Л. КРАВЧУКОМ. Одновременно начали разрабатывать проекты Конституции политические партии и отдельные авторы-ученые. В течение 1990-1996 гг. предложили 15 проектов Конституции Украины. Они были часто совершенно противоположны по содержанию, как, например, проекты Компартии и Конгресса Украинских Националистов.
На основании Декларации о государственном суверенитете Украины Конституционная комиссия разработала проект, который был в январе 1992 г. напечатан в прессе для всенародного обсуждения. Возникли проблемы в отношении механизма принятия Конституции. Кто ее принимать будет - Верховная Рада или специально созданная Конституционная ассамблея. Какая будет форма государственного правления - Президентская, парламентская или парламентско – президентская. Много споров было вокруг вопросов форм собственности, принципов построения парламента, организации избирательной системы, полномочий ветвей власти, государственного языка и государственной символики и тому подобное.
В обсуждении приняли участие почти 200 тыс. граждан Украины. В итоге Проект Конституции был раскритикован и отправлен на доработку. Уже второй, доработанный проект, был напечатан для нового обсуждения в октябре 1993 г., но и этот проект был подвергнут критике.
Вскоре начались в стране политические баталии, выборы новой Верховной Рады и нового Президента. Вопрос о принятии Конституции Украины отодвинули на второй план.
Новая Верховная Рада и новый Президент Украины создали новую Конституционную комиссию. Её сопредседателями были председатель Верховной Рады А. МОРОЗ и Президент Украины Л. КУЧМА. Их сотрудничество обострилось в связи с противостоянием в отношении властных полномочий. Президент Л. Кучма пытался усилить свою личную власть, а Верховная Рада пугала избирателей угрозой диктатуры со стороны Президента.
Политическая напряженность в стране усиливалась. Затем обе стороны пошли на компромисс. 8 июня 1995 г. они подписали Конституционный Договор "Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины”. Договор должен был действовать в течение 1 года.
За это время пытались подготовить новый проект и принять новую Конституцию Украины. По договору Президент получил значительные полномочия. Он признавался главой государства и руководителем исполнительной власти, лично назначал состав Кабинета Министров и премьер-министра.
В день принятия конституционного договора 8 июня 1995 г. Президент Л. Кучма назначил на должность премьер-министра ЕВГЕНИЯ МАРЧУКА, человека, который много лет до этого работал в органах КГБ. С 1990 г. это был уже шестой премьер.
Работа над проектом новой Конституции продолжалась. В комиссию были привлечены лучшие специалисты. В марте 1996 г. проект Основного закона подписали сопредседатели Конституционной комиссии А. Мороз и Л. Кучма.
Но для всенародного обсуждения он не был опубликован, как предыдущие,
а отправлен для изучения и анализа в постоянные комиссии Верховной Рады.
Обсуждение в комиссиях не было результативным и зашло в тупик. Верховная Рада до окончания срока Конституционного договора - 8 июня 1996 г., новую Конституцию не приняла. Украина оказалась без договора и без Основного закона государства.
Чтобы подтолкнуть процесс принятия новой Конституции, Президент Л. Кучма 26 июня опубликовал Указ о проведении 25 сентября 1996 г. всеукраинского референдума относительно принятия Конституции Украины, а значит относительно доверия Президенту или Верховной Раде. Народ должен был решить кому уйти в отставку - Президенту или Верховной Раде.
До 26 июня Верховная Рада Украины не приняла ни одного раздела Конституции. Указ о проведении референдума, видимо напугал обе стороны - и Президента и депутатов Верховной Рады, потому что народ Украины уже не верил никому из них. Последствия всенародного референдума были непредсказуемы.
27 июня Верховная Рада изменила технологию рассмотрения статей Основного Закона. Были созданы рабочие группы по самым болезненным вопросам Конституции - собственности, символов страны, организации ветвей власти и их полномочий и др. К вечеру того же дня в Верховной Раде возобновили пленарное заседание, которое продолжалось всю ночь без перерыва.
Произошел беспрецедентный случай. На протяжении одной ночи был принят Основной Закон страны. Утром 28 июня 1996 г. Верховная Рада юридически утвердила Конституцию независимой Украины. "За" проголосовали 315 депутатов - представителей различных партий, как левых, правых так и центристов.
Конечно, Конституция принята таким образом, была далека от совершенства. Время подтвердило это, потому что различные ветви власти, государственные чиновники, Президент Украины и премьер-министр с их командами - каждый по-своему трактовали те, или иные статьи Основного Закона. Вновь созданная Конституция требовала очень уважительных доработок. Сплошь и рядом власть имущие обвиняли друг друга в нарушении Конституции, обращались в Конституционный суд, который вскоре из юридического органа, который должен был объективно рассматривать соответствие различных актов Основному Закону государства, превратился в орган определенных политических сил и выполнял заказы действующего Президента.
Конституция Украины состояла из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи и 14 пунктов переходных положений.
В ПРЕАМБУЛЕ указываются основные цели принятия Конституции Украины, провозглашена основа развития и укрепления демократического, правового, социального государства в Украине, определена ее преемственность относительно Акта провозглашения независимости Украины 24 августа 1991 г.
1 раздел Конституции - ”ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ" состоит из 20 статей, в которых определены основы общественного строя в Украине, положения о
суверенитете страны, которая провозглашается независимым, демократическим, социальным и правовым государством. Единственным источником власти является народ, осуществляющий свою власть непосредственно или через уполномоченных лиц и государственные органы. Здесь определена символика и гражданство Украины, указывается, что государственным языком является украинский и гарантируется свободное развитие русского и других языков национальных меньшинств.
II раздел состоит из 48 статей - "ПРАВА, СВОБОДЫ и ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА”. Раздел основан на международных правовых актах: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах(1966 г.), Европейская конвенция о правах и основных свободах человека (1950 г.) и других. В статьях определяются личные, политические, социальные, экономические права граждан Украины и подтверждается об их незыблемости и неотчуждаемости. Провозглашается, что граждане Украины равны перед законом.
Но депутаты Верховной Рады, принимающие ночью этот раздел, ЗАБЫЛИ о ГАРАНТИЯХ провозглашенных прав и свобод. Без гарантий их обеспечения эти права и свободы - пустой звук, сплошь и рядом нарушаются и не выполняются. Обращение к правосудию для рядовых граждан стало обычной тратой времени и здоровья. Следствием этой ”забывчивости" стало то, что права и свободы для большинства граждан Украины остались только на бумаге.
III раздел - "ВЫБОРЫ. РЕФЕРЕНДУМ" имеет 6 статей. Они регулируют порядок проведения таких форм народного волеизъявления как выборы, которые происходят на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования и всенародного опроса - референдума.
1У раздел - "ВЕРХОВНАЯ РАДА УКРАИНЫ" вмещает 27 статей. Здесь закреплен порядок, работа, состав и полномочия высшего органа законодательной власти - Верховной Рады. Также определен статус народного депутата Украины.
V раздел посвящен главе государства - "ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ". Состоит из 11 статей. Они регулируют порядок избрания Президента Украины, его функции, полномочия, а также условия прекращения этих полномочий. В разделе закреплены функции органов Национальной безопасности и Обороны Украины, а также порядок их формирования.
VI раздел называется "КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ. ДРУГИЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ" - 8 статей. Здесь определены порядок образования, состав, структуру, деятельность, компетенции высшего органа исполнительной власти - Кабинета Министров Украины, который является правительством государства. Также закреплена деятельность местных государственных администраций, порядок прекращения их полномочий.
У11 раздел - "ПРОКУРАТУРА". Имеет 3 статьи. Здесь определены задачи, структура и обязанности прокуратуры в Украине, процедура избрания и увольнения Генерального прокурора.
У111 раздел - "ПРАВОСУДИЕ" состоит из 8 статей. Они регулируют
структуру и порядок образования а также функционирования органов правосудия и определяют статус судей.
ІХ раздел определяет "ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО УКРАИНЫ". Имеет 2 статьи. В них закреплены принципы и система административно-территориального устройства Украины, который основывается на принципах единства и целостности государственной территории.
Х раздел посвящен единственному в Украине автономному образованию "АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА КРЫМ". Здесь определен круг полномочий АРК, система органов государственной власти Крыма, их компетенции. Закреплено представительство Президента в АРК,
Х1 раздел - "МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ" - 7 статей определили систему органов местного самоуправления, сохранивших старое название - Советы. Они формируются на основании общего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Здесь также определен статус депутатов местных советов.
XII раздел посвящен новому судебному органу, которого ранее в Украине не было, - "КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ”. Состоит из 7 статей. В них выписаны состав, порядок избрания, полномочия и независимость конституционных судей с неопределенными гарантиями.
ХІІІ раздел - "ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В КОНСТИТУЦИЮ УКРАИНЫ" - 6 статей. В них установлен порядок внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию Украины.
Х1У раздел - "ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ". Имеет 2 статьи, в которых указано, что Конституция Украины вступает в силу со дня ее принятия Верховной Радой. День принятия Конституции Украины - 28 июня является государственным праздником - Днем Конституции Украины.
ХУ раздел - последний. Определяет "ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ" -14 пунктов, где закреплены нормативно - правовые положения перехода от старой Конституции УССР к новой - Конституции Независимой Украины.
Конституция независимой Украины по характеру является БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ. Она законодательно закрепила реставрацию капиталистических отношений в стране.
В соответствии с основным законом в государстве начались законотворческие процессы и формирование структур органов власти. Президенту были предоставлены гораздо большие полномочия, чем парламенту. Поэтому Республика Украина определилась как ПРЕЗИДЕНТСКО-ПАРЛАМЕНТСКАЯ.
Но Верховная Рада не согласилась на ограничения своей власти. Возобновилась долговременная политическая борьба между парламентом и президентом. Только 8 декабря 2004 г. в Конституцию Украины были внесены изменения и дополнения, которые приняла Верховная Рада путем "пакетного” голосования. Согласно этим изменениям значительные полномочия предоставлялись парламенту.
Изменения вступали в действие с 1 января 2006 г. С Нового 2006 г. Украина стала ПАРЛАМЕНТСКО-ПРЕЗИДЕНТСКАЯ республика, но борьба за полномочия и за власть между парламентом и президентом не прекратилась.
Начиная с 2008 г. новый Президент Украины В. ЮЩЕНКО требует новых изменений и дополнений к Конституции Украины или принятия вообще нового Основного Закона Украины. Изменения должны быть в направлении передачи ряда полномочий Президенту и укрепления его власти. Украина должна снова стать президентско-парламентской.
В свою очередь наиболее влиятельные партии - Партия регионов и Блок ЮЛИИ ТИМОШЕНКО(БЮТ) разработали свои проекты новой Конституции Украины. Другие партии также имели свои проекты Основного Закона.
Конституционная эпопея, которая произошла в ночь с 27 на 28 июня 1996 г. вызвала политическую нестабильность в Украине, которая фактически продолжается и в последующие годы.
27.4. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В УКРАИНЕ В КОНЦЕ ХХ-НАЧАЛЕ ХХІ ВЕКА.
После массовой забастовочной волны летом 1993 г. парламент и Президент Л. Кравчук ушли в отставку. Было принято решение о проведении досрочных выборов новой Верховной Рады и нового Президента Украины.
13 ноября 1993 г. был принят ЗАКОН О ВЫБОРАХ, согласно которому выборы должны состояться на мажоритарной системе, то есть победу получит тот кандидат, который наберет большинство голосов избирателей. Новоизбранный парламент будет работать на постоянной основе. Совмещение депутатской работы с государственной или административной запрещалось.Депутаты в Верховную Раду избирались на 4 года.
Новые выборы парламента должны были состояться в марте 1994 г. Началась избирательная кампания. Создавались избирательные блоки и объединения.
Левые силы объединились в блок в составе Коммунистической партии Украины (КПУ), Социалистической партии Украины (СПУ) и крестьянской партии Украины (СелПУ). В своей предвыборной программе они делали упор на наличие экономического кризиса в Украине, ухудшение материального положения населения, недовольство граждан трудностями переходного периода, отсутствием четкой, понятной избирателям, стратегии реформ, хотя сами что-то нового не сумели предложить.
Растерянность проявили правые националистические партии. Они предприняли несколько неудачных попыток объединиться. Каждая партия претендовала на лидерство. Все же им удалось создать демократическое объединение "Украина”, которое возглавил Л. Лукьяненко. Объединение признали, главным образом, избиратели в западных районах Украины.
Центристы сумели создать межрегиональный блок реформ во главе с Л. Кучмой и В. Гриневым. Они предложили проведение глубоких демократических реформ в политике и экономике, которые впоследствии оказались буржуазными реформами. Требовали расширения прав регионов с последующим переходом к федеративному устройству Украины, восстановления тесного союза с Россией.
На 450 депутатских мандатов претендовали 5833 кандидата. Выборы состоялись в два тура с 27 марта по 10 апреля 1994 года. Вначале избрали 338 депутатов. Потом до-обирали остальных.
Больше всего мест получили коммунисты - 101 мандат. Их союзники по левому блоку социалисты - 14 и СелПу - 18 мандатов. "Рух" получил в парламенте всего 20 мест. Остальные партии-от 1 до 9 мандатов.
Левые партии контролировали более трети мандатов и избрали своего председателя Верховной Рады - лидера СПУ А. МОРОЗА. Но из-за расхождения интересов они не сумели провести революционных реформ и остановить нарастающий кризис хозяйства и государственной власти в Украине. Не сумели, а может, не захотели принять, крайне необходимые для страны и народа в новых условиях новые юридические кодексы, провести земельную реформу, не решили целого ряда острых вопросов экономического и социального характера. Главное - не улучшили жизнь трудящихся.
Авторитет левых сил среди трудящихся Украины начал падать.
26 июня 1994 г. состоялись выборы нового Президента Украины и председателей местных Советов. На пост Президента претендовали 7 кандидатов.
В первом туре никто не получил большинства голосов.
10 июля 1994 года состоялся второй тур выборов. В нем приняли участие два кандидата, набравшие в первом туре больше голосов, чем остальные. Это недавний Президент Украины ЛЕОНИД КРАВЧУК и председатель Союза промышленников и предпринимателей Украины, недавний "красный директор” и премьер-министр ЛЕОНИД КУЧМА. Победу одержал ЛЕОНИД КУЧМА, который стал ВТОРЫМ ПРЕЗИДЕНТОМ Украины. Он получил более 52% голосов избирателей.
Свою избирательную борьбу Л. Кучма вел под лозунгами: "Восстановление связей с Россией и другими странами СНГ, предоставление русскому языку статуса официального, борьба против коррупции и организованной преступности". Делал ставку на восточные, южные районы страны и Крым. В Донбассе на одной из шахт г. Шахтерска он даже был принят в почетные шахтеры. Но почти сразу после избрания на пост президента Л. Кучма о своих обещаниях избирателям быстро ЗАбЫЛ.
В октябре 1994 г. Президент Украины выступил на сессии парламента с программой своих действий "О неотложных антикризисных мерах с проведением новой экономической и политической стратегии". Он предложил ускорить приватизацию государственного и колхозно-совхозного имущества, развитие предпринимательства, укрепление частной собственности, уменьшение налогового давления на предпринимателей, либерализации внешнеэкономических связей, создание финансово-промышленных групп, открыть границы Украины для иностранных товаров и продуктов питания.
Это была программа присвоения (читай: ограбления) отдельными лицами - "новыми украинцами” средств производства (заводов, фабрик, шахт и т.д.), созданных миллионами советских рабочих рук, программа ускоренного развития в Украине капиталистических отношений. В стране быстро начала расти численность миллионеров, а затем появляются и первые миллиардеры. Зато социальное положение наемных работников значительно ухудшилось. Украинское общество расслоилось на кучку богачей-олигархов и массу бедняков-трудящихся.
Против президентского курса на ускоренное развитие капитализма выступили левые силы. Уже в ноябре 1994 г. Компартия Украины приняла решение о переходе коммунистов в оппозицию против президентской власти. Впоследствии началось противостояние Президента Л. Кучмы и Верховной Рады, которое, как уже известно, закончилось компромиссным поспешным принятием Конституции Украины за одну ночь и провозглашением президентско-парламентской республики, что привело к политической нестабильности в стране.
По законодательству Украины выборы в Верховную Раду Украины проводились один раз в 4 года, выборы Президента - один раз в 5 лет.
Очередные последующие выборы Верховной Рады состоялись 29 марта 1998 г. Впервые выборы проходили по новой смешанной МАЖОРИТАРНО –
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ. Согласно данной системе 225 депутатов избирались простым большинством голосов, а 225 депутатов - по партийным спискам, пропорционально избирательным голосам, которые были отданы одной из партий или блоку.
В избирательную кампанию включились 40 политических партий. Некоторые из них объединились в блоки. Чтобы одержать победу по партийным спискам, они должны были преодолеть избирательный барьер в 4%.
Прошли в парламент только 8 партий и блоков. Это Коммунистическая партия Украины, Народный Рух Украины, блок СПУ-СелПУ под лозунгом: "За правду, за народ, за Украину”, Партия Зеленых Украины, Народно-Демократическая партия, Всеукраинское объединение”Громада", Прогрессивная социалистическая партия Украины, Социал-демократическая партия Украины (объединенная).
В новоизбранном парламенте левые партии получили 174 депутатских мандата, правые - 53, центристы - 108. другие депутаты были беспартийными. Хотя Левые партии имели больше мандатов, но ни одна политическая партия не получила явного преимущества в Верховной Раде. В новом составе парламента насчитывалось около ста предпринимателей-капиталистов.
При формировании руководящих органов Верховной Рады депутаты пошли на компромисс. Председателем Верховной Рады избрали представителя Блока СПУ-СелПУ АЛЕКСАНДРА ТКАЧЕНКО, первым его заместителем - представителя КПУ АДАМА МАРТЫНЮКА, заместителем - представителя СДПУ (о) ВИКТОРА МЕДВЕДЧУКА.
Новому парламенту пришлось решать очень сложный вопрос с крымской проблемой. С провозглашением независимости Украины в Крыму появились региональные политические силы, одни из которых пытались отделить Крым от Украины и создать самостоятельную "Республику Крым". Другие - присоединить полуостров к России или к Турции. С этой целью была принята Конституция Автономной Республики Крым сепаратистского содержания. В январе 1994 г. избрали Президента Автономии Крым ЮРИЯ МЕШКОВА. Он открыто вступил в конфронтацию с центральными органами власти Украины и пытался создать "государство в государстве”. Борьба между Киевом и Симферополем закончилась упразднением Верховной Радой Украины должности президента в Автономной Республике Крым.
В октябре 1998 г. Верховный Совет Крыма принял новую Конституцию, согласно которой Крым оставался Автономной Республикой в составе Украины. Органы власти Крыма в своей деятельности обязаны были согласовывать интересы автономии с общегосударственными интересами Украины. В свою очередь центральные (Киевские) органы власти при принятии решений, касающихся Крыма, обязаны были учитывать в рамках Конституции Украины особенности Автономной Республики Крым.
Для утверждения личной власти на местах Президент Л. Кучма, после длительной политической борьбы с Верховной Радой, добился принятия Закона Украины от 9 апреля 1999 г. "О местных государственных администрациях, которые стали пропрезидентскими МЕСТНЫМИ ОРГАНАМИ исполнительной власти. Руководителей местной государственной администрации в областях и районах назначал и увольнял Президент. Эти представители Президента отвечали только перед ним и фактически превратили выборные местные органы власти - областные и районные с их исполкомами в обычных статистов центральной власти.
Верховная Рада не сумела обеспечить качественными законами многие сферы жизнедеятельности Украины, особенно в экономической отрасли. Президент в течение двух лет (1998-1999 гг.) применил право "вето” к законам, принятым парламентом, 117 раз. Целый ряд законодательств противоречили Конституции Украины. Крайне необходимые новые кодексы не были приняты.
Экономический кризис в Украине углублялся.
Следующие президентские выборы состоялись 31 октября 1999 года. Кандидатами на должность Президента Украины стали 12 претендентов от разных партий. На второй срок на пост Президента выдвинул свою кандидатуру действующий Президент Л. Кучма. Он уже имел опыт политической борьбы и интриг, имел значительные финансовые ресурсы, создал пропрезидентскую партию - НДП, члены которой использовали телевидение и другие средства массовой информации для обработки сознания избирателей. Его команда широко использовала определенные приемы избирательной технологии.
В первом туре никто из 12 претендентов не получил большинства голосов. Вперед вышли ЛЕОНИД КУЧМА, за которого проголосовали 9 млн.550 тыс. 934 избирателя, или 36,47%, и представитель Коммунистической партии ПЕТР СИМОНЕНКО, за которого отдали голоса 5 млн. 826 тыс. 526 избирателей, или 22,25 %
Второй тур выборов состоялся 14 ноября 1999 г. На этот раз коммунисты вели избирательную борьбу очень пассивно и выборы проиграли, хоть имели все шансы выиграть. Победу одержал действующий Президент Л. Кучма. За него проголосовало более 56% избирателей. В этих выборах Л. Кучма сделал ставку на западноукраинские территории и Закарпатье, а также на национальную украинскую и компрадорскую буржуазию, которая появилась и окрепла во время его первого президентства.
Произошла очередная смена правительства. В декабре 1999 г. новым премьер-министром Украины назначили главу Национального банка Украины, связанного с Международным валютным Фондом (МВФ) и Европейским банком развития и реконструкций (ЕБРР) ВИКТОРА ЮЩЕНКО. Он был уже десятым премьер-министром Украины со дня провозглашения независимости Украины.
Депутаты Верховной Рады больше использовали парламентскую трибуну для политических и словесных баталий, чем для принятия законов. Не было единства и среди левых сил. Продолжалось противостояние фракции Прогрессивной Социалистической партии Украины(ПСПУ) во главе с Н.ВИТРЕНКО как против правых, центристов, так и против левых.
Основой дальнейшей продуктивной работы Верховной Рады стало стремление к образованию устойчивого парламентского большинства, которое взяло бы на себя ответственность за положение дел в стране и осуществляло вместе с Президентом и Кабинетом Министров реальные капиталистические преобразования. Таким образом сумели бы вывести Украину из затяжного кризиса.
В январе 2000 г. депутаты 11 парламентских групп и фракций создали парламентское большинство в составе 237 депутатов. Для принятия обычных законов требуется большинство депутатов в 226 голосов, а для принятия особо важных законов, изменений и дополнений к Конституции или инициирования импичмента Президенту нужно уже конституционное большинство в 300 голосов.
Формирование парламентского большинства привело к реорганизации руководства парламента и его деятельности. Председателем Верховной Рады избрали недавнего при советской власти председателя Киевского облисполкома ИВАНА ПЛЮЩА.
Эффективность парламентской деятельности несколько повысилась. Были приняты новые Уголовный, Гражданский, Хозяйственный и Налоговый кодексы, а также целый ряд других законов. Наиболее известным стал новый этап в осуществлении земельной реформы, который начался с соответствующего Указа Президента от 3 декабря 1999 г. "О некоторых неотложных мерах ускорения реформирования аграрного сектора экономики”.
Президенту Л. Кучме все казалось, что у него мало власти. Он выступил с инициативой провести всеукраинский референдум о внесении изменений в Конституцию Украины в направлении усиления президентской власти.
Референдум состоялся 16 апреля 2000 г. Якобы, по народной инициативе на обсуждение были вынесены вопросы о создании двухпалатного парламента, об уменьшении количества депутатов в Верховной Раде, о праве Президента досрочно прекращать полномочия Верховной рады, если она в течение одного месяца не сформирует парламентского большинства или не утвердит в течение трех месяцев проект государственного бюджета Украины.
80% граждан, принявших участие в референдуме, высказались положительно в отношении поставленных вопросов. Но Верховная Рада категорически выступила против и Л. Кучма не посмел ей противоречить. Тем более, что начались политические скандалы, связанные с именем Л. Кучмы.
В начале 2001 г. исчез широко известный журналист Г. ГОНГАДЗЕ, который прославился своими статьями против правящей украинской элиты и персонально против Президента Кучмы и его окружения. Потом появились "кассеты Мельничука" - одного из охранников Президента. Из содержания кассет выходило, что Л. Кучма, якобы, причастен к исчезновению журналиста. Вскоре нашли "таращанское мертвое тело", которое, якобы, принадлежало пропавшему Г. Гонгадзе.
Завели громкое уголовное дело. Оно тянулась много лет. Только в 2008 г. осудили трех работников милиции, которые, вроде бы, причастны к убийству журналиста. Но заказчиков убийства так и не разоблачили. Туман в этом загадочном уголовном деле не развеялся.
В июле 2009 г., накануне новых президентских выборов, СБУ неожиданно задержала экс-руководителя Главного управления уголовного розыска департамента наружного наблюдения МВД генерала АЛЕКСЕЯ ПУКАЧА, якобы, причастного к убийству журналиста Г. ГОНГАДЗЕ и политического деятеля В. ЧОРНОВИЛА. Его разыскивали органы по всем странам мира почти 6 лет, а он преспокойно жил в селе на Житомирщине недалеко от Киева.
Скандал с делом Г. Гонгадзе набрал новых оборотов. Одновременно разыгрался
и международный скандал, связанный с продажей за рубеж сверхсекретного украинского военного оружия "Кольчуга”.
Следствием скандалов на "правящем Олимпе" Украины стали массовые выступления представителей оппозиционных сил под лозунгом: "Украина без Кучмы!”. Часть фракций в Верховной Раде выступила с предложением отставки правительства В. Ющенко. Причина - его известное высказывание о "родительско-сыновных” отношениях между Президентом Л. Кучмой и премьером В. Ющенко. В апреле 2001 г. В. Ющенко отправили в отставку.
Новым премьер-министром назначили Председателя Союза промышленников и предпринимателей АНАТОЛИЯ КИНАХА. На этой должности он находился с мая 2001 по ноябрь 2002 г. По выражению СМИ, его "ни за что назначили на должность премьера и ни за что сняли”.
Новым (двенадцатым) премьер-министром в ноябре 2002 г. стал ВИКТОР ЯНУКОВИЧ - представитель президента в Донецкой области. При нем несколько затормозился экономический кризис в Украине, закрепилась стабильность и четко определилось дальнейшее социально-экономическое развитие государства. Он возглавлял правительство до января 2005 г.
В 2004 г. заканчивался второй срок полномочий Президента Л. Кучмы. Имидж Президента в это время сократился до нуля процентов. Началась борьба среди политических лидеров за пост Президента Украины. Различные политические партии и блоки выдвинули 25 кандидатов. В первом туре наибольшее количество голосов набрали два претендента - ВИКТОР ЮЩЕНКО и ВИКТОР ЯНУКОВИЧ.
Вокруг В. Ющенко объединились правые и часть центристских партий. Он опирался на западноукраинские и центральные районы Украины.
Его соперник В. Янукович опирался на Партию регионов Украины, часть центристов и левых сил. Политической опорой стали Донбасс, восточные, юго-восточные районы Украины, Крым.
Киев стал центром противостояния сторонников В. Ющенко и В. Януковича. Сюда привезли представителей со всех районов Украины. Улицы и площади Киева покрыли палаточные городки. Имели место столкновения между сторонниками и противниками претендентов. Дело шло к вооруженному решению проблемы.
Председателем Верховной Рады этого периода был В. ЛИТВИН. Он пытался примирить враждующие стороны. Следствием его усилий и более трезвых голов до применения оружия дело не дошло. Зато со стороны обоих претендентов потратили огромные суммы денег. Финансировали избирательную кампанию обоих лагерей не только украинские капиталисты, но и иностранные государства и лично иностранные капиталисты. Но на их вмешательство в украинские дела уже внимания не обращали. Вмешательство США и стран Запада становилось обычным явлением независимой Украины.
Центральная избирательная комиссия признала победителем во втором туре выборов Президента ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА. Но команда В. Ющенко не признала победу В. Януковича и подала в Верховный Суд Украины протест, обвинив Центральную избирательную комиссию в фальсификации выборов. Следствием судебных расследований стало признание выборов во втором туре недействительными и назначение третьего тура выборов, на которые В. Янукович дал согласие. Беспрецедентный случай в избирательной гонке среди государств.
В третьем туре в декабре 2004 г. избранным оказался ВИКТОР ЮЩЕНКО,
который теперь стал третьим ПРЕЗИДЕНТОМ Украины.
События конца 2004 г. в Украине сторонники В. Ющенко провозгласили "Оранжевой революцией”. Такие же ”цветные революции" произошли в этот период еще в республиках Средней Азии и Грузии. Пытались провести в России, Белоруссии и даже в Монголии, но здесь они провалились. Как доказали СМИ разных стран, все эти "цветные революции" были спланированы в недрах ЦРУ Соединенных Штатов Америки и экспортированы в Европу и Азию. Все "цветные революции" в европейских и азиатских странах проводились по одинаковому сценарию.
С действительной социальной революцией, которая предполагает коренные изменения в государстве всех экономических, политических, общественных и других отношений, эти события не имеют ничего общего. Общественные отношения, экономическая и политическая системы остались те же самые, что и были. К власти пришли люди, которые уже находились у власти. Но страны, где произошли "цветные революции”, оказались в полной экономической и политической зависимости от США.
Новым премьер-министром Украины была назначена ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО - соратница В. Ющенко по ”оранжевой революции". Но председателем правительства она была недолго - с января по сентябрь 2005 г. Вскоре начались разногласия между Президентом и премьер-министром. В результате В. Ющенко заменил Ю. Тимошенко на посту премьер-министра ЮРИЕМ ЕХАНУРОВЫМ - также представителем "оранжевых" сил, но верным сторонником Президента В. Ющенко.
В марте 2006 г. состоялись очередные выборы в Верховную Раду Украины. Впервые выборы проходили по пропорциональной системе, которая была принята Верховной Радой в качестве закона. По этой системе избиратели голосовали не за отдельных кандидатов, которых теперь не видели в глаза и ничего о них не слышали, а за определенную партию или блок партий. На своих съездах партии утверждали списки кандидатов в депутаты. Чем богаче и больше он вкладывал денег в партию, а значит являлся более влиятельным членом партии, тем ближе к первому номеру занимал место в списках. Первым номером в партийных списках всегда было за руководителем партии. Со своими сторонниками он и составлял партийные списки. Фактически мандат депутата покупали у руководителя партии.
Беспартийное население Украины было лишено конституционных прав выдвигать свою кандидатуру в избирательные органы и быть в них избранными. Избирательные права рядовых украинцев значительно ограничивались. Зато власть имущие по пропорциональной системе выборов были обречены пожизненно быть у власти.
В выборах принимали участие 45 партий и блоков, но в новый парламент вошли только 5 партий и блоков, которые во время голосования преодолели избирательный барьер уже в 3%, а не в 4%, как это было на предыдущих выборах в Верховную Раду.
Наибольшее количество голосов избирателей получила Партия регионов во главе с В. Януковичем - 32,14%. На втором месте оказался блок Юлии Тимошенко (БЮТ) - 22,29%. Далее-почти 14% получил блок, который поддерживал Президента В. Ющенко "Наша Украина”. Социалистическая партия набрала 5,6%, Коммунистическая партии Украины - 3,6% голосов избирателей.
В Верховной Раде три партии - Партия регионов, Социалистическая и Коммунистическая партия объединились в парламентское большинство и создали антикризисную коалицию. В июле 2006 г. они избрали председателем Верховного Совета лидера социалистов А. МОРОЗА. По изменениям в Конституции, которые были приняты в 2004 г., парламентское большинство имело право сформировать свое правительство и утвердить своего премьер-министра.
Кабинет-министров был сформирован из представителей Партии регионов и СПУ. Компартия Украины по идеологическим соображениям отказалась прислать своего представителя в буржуазное правительство. Премьер-министром назначили снова ВИКТОРА ЯНУКОВИЧА. "Регионалы" рассматривали это, как реванш за поражение на предыдущих президентских выборах.
Вскоре некоторые депутаты-члены блоков Ю. Тимошенко и ”Наша Украина" начали переходить к антикризисной коалиции, которая объявила себя коалицией национального единства. Возникла угроза создания в парламенте конституционного большинства в количестве 300 депутатов под руководством Партии регионов. Это давало ей возможность вносить в Конституцию Украины определенные изменения и инициировать импичмент Президенту.
В такой ситуации Президент В. Ющенко издал Указ ”О досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и назначении досрочных выборов на 27 мая 2007 года". Большинство депутатов Верховной Рады - коалиция национального единства не признали указ Президента, считая его антиконституционным. К этому мнению присоединились премьер-министр В. Янукович, члены Кабинета Министров Украины и их сторонники.
В стране возник острый политический кризис, который сопровождался противостоянием демонстрантов и митингующих на улицах и площадях Киева и областных центров. В столице вновь возникли палаточные городки. К борьбе подключились Конституционный Суд и Генеральная Прокуратура. Президент В. Ющенко отправил в отставку некоторых членов Конституционного суда и Генерального Прокурора В. ПИСКУНА. Вместо них были назначены новые люди, которые удовлетворяли Президента.
Конституционный Суд и Генеральная Прокуратора из юридических органов превратились фактически в политические. Вскоре появились еще два указа президента о досрочном роспуске непокорной Верховной Рады Украины. Но надо было найти веские причины для этого.
В мае 2007 г. 150 депутатов "оранжевой” оппозиции сложили свои депутатские полномочия. Это стало законным основанием появления четвертого Указа Президента от 31 июля 2007 г. "О роспуске парламента и назначении внеочередных выборов" на 30 сентября 2007 г.
2 августа в Украине началась предвыборная кампания. В ней приняло участие 20 партий и избирательных блоков. Снова выборы проходили по пропорциональной системе. На выборах 3% барьер преодолели Партия регионов, набравшая 34,37% голосов избирателей, "Блок Юлии Тимошенко”(БЮТ) - 30,71%, блок "Наша Украина – Народная самооборона”(НУНСО) - 14,15%, Коммунистическая партия Украины - 5,39% и "Блок Литвина” - 3,96%.
Социалистическая партия набрала 2,86% голосов избирателей и в парламент на этот раз не прошла.
Среди 450 новоизбранных депутатов Верховной Рады Украины СМИ насчитали 400 миллионеров и полтора десятка миллиардеров. О народных депутатах-рабочих и крестьянах в Верховной Раде – нечего было уже и думать. Путь в высший законодательный орган власти был для них закрыт. В то же время все собственники и руководители предприятий являлись депутатами разных уровней от сельских и районных Советов до Верховной Рады и Кабинета Министров.
В новом составе Верховной Рады "БЮТ” и "НУНСО” создали парламентское большинство в количестве 227 депутатов. Это совсем незначительное большинство, но оно позволило на законных основаниях сформировать правительство снова во главе с премьер-министром ЮЛИЕЙ ТИМОШЕНКО.
Председателем Верховной Рады избрали представителя "оранжевых" АРСЕНИЯ ЯЦЕНЮКА. Вскоре его обвинили в фальсификации принятых Верховной Радой законопроектов, которые он подавал на подпись Президенту. Яценюка сняли с должности. Председателем Верховной Рады Украины был избран ВЛАДИМИР ЛИТВИН. Арсен Яценюк создал свою партию и ушел в политику уже как претендент на должность Президента Украины.
Противостояние "оранжевых” и "бело-голубых", как начали называть сторонников Партии регионов, продолжалось. Вновь возникло трение между Президентом В. Ющенко и премьер-министром Ю. Тимошенко, которое вскоре переросло в серьезные трения. После выхода в июне 2008 г. из парламентского большинства двух депутатов, коалиция перестала быть большинством. Политический кризис обострился еще больше.
Президент поставил вопрос о досрочном прекращении деятельности Верховной Рады и созданного им кабинета министров и о новых выборах Верховной Рады. Тогда в начале апреля 2009 г. Верховная Рада приняла решение о выборах нового Президента Украины, которые должны состояться 25 октября 2009 г. В. Ющенко, несмотря на то, что его рейтинг популярности снизился, как когда-то у Л. Кучмы, до нуля, не согласился с этой датой и определил, что выборы должны состояться 17 января 2010 года. Для разъяснения вопроса о переносе даты выборов Президента В.Ющенко подал записку в Конституционный суд. Суд согласился с данным разъяснением.
Вскоре Верховная Рада приняла решение о проведении президентских выборов 17 января 2010 г. Политическая нестабильность в стране еще усилилась.
Уже с конца 2008 г. началась новая предвыборная борьба за пост Президента Украины. Создаются новые партии, количество которых достигло почти 150. Уже более десятка претендентов изъявили желание выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента. И численность претендентов с каждым месяцем увеличивалась.
Свидетельство о публикации №224022101133