Две притчи о неплодоносящей смоковнице

Неплодоносящая смоковница упоминается в евангелиях дважды.
Первую историю-притчу Иисус  рассказывает ученикам примерно за полгода  до торжественного въезда в Иерусалим.

Господин "имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её." (Лк 13:6-9)

Предшествующий  рассказ о погибших от рук Пилата галилеянах, «которых кровь смешал Пилат с жертвами их»(13:1) и о  людях, погребенных под  обломками упавшей башни, является предостережением и  призывом к покаянию. Этот контекст фактически является  прологом-пояснением к притче.

Виноградарь говорит хозяину, что окопает смоковницу и обложит ее навозом — может, тогда она даст плод; если же нет, то «ты срубишь ее»  ,т.е. «рубить» смоковницу или отдавать приказ срубить ее будет не виноградарь, а сам  господин. По умолчанию  ( у притчи нет концовки) предполагается,  что господин принял совет виноградаря.

В Библии смоковница не является таким прямым символом Израиля, как виноградник или виноградная лоза, но образы смоковницы и смокв всегда ассоциировались с покоем и процветанием, а их отсутствие -считалось проклятием и наказанием ( Втор 8:8,4 ;Цар 18:31).  Мечта сидеть под собственной смоковницей  и виноградной лозой  стала символом мессианского века ; смоковница принадлежала к числу  растений и продуктов, символизирующих богатство земли обетованной ( Втор. 8: 8). Смоковницы сажали в виноградниках , чтобы виноградная лоза обвивала ствол дерева. Выражение «жить под виноградником и смоковницей» иносказательно означало мир и благосостояние (3 Цар. 4: 25; 4 Цар. 18: 31).
Но помимо природных свойств, смоковница имела еще и символическое значение. Для учителей Израиля она стала символом мудрости.Бесплодное растение символизирует  неверность народов или отдельных людей (Ис 5:1-7), а вырубание виноградника или смоковницы является метафорой суда (Пс 104:33, Иер.29:17)
Смоковница приносит  ранние плоды в мае и июне, а поздние -с августа по октябрь.

При толковании  учителями и св отцами Церкви считалось, что
«виноградник» - это еврейский народ или мир человеческий;
«смоковница»— народ иудейский, «производящий одни только горькие листья, а плодов не приносящий», или -все человечество и каждый человек;
«виноградарь» — Сын Божий Христос, явившейся во плоти для того, чтобы «приложить попечение и очистить виноградник»;
«унавоживание»-учение о смирении (покаянии).

Св. Феофилакт Болгарский так комментирует эту притчу:
« каждый из нас в частности есть смоковница, посаженная в винограднике Божием, то есть в Церкви или, просто сказать, в здешнем мире. Бог приходит искать плода, и если находит тебя бесплодным, повелевает тебя исторгнуть из здешней жизни. Но виноградарь может пощадить. Кто же этот виноградарь? ... каждый сам для себя есть виноградарь. Часто, подвергшись смертной болезни или иным опасностям, мы говорим: Господи! Оставь и на этот год, и мы покаемся. Ибо это означает окопать и обложить навозом… Если принесем плод, то хорошо; а если нет, то Господь не оставит уже нас в Своем винограднике, но исторгает из здешнего мира, чтобы мы не занимали напрасно места. И кто видит грешника долго живущим, тот сам портится и делается хуже, и таким образом оказывается, что грешник сам не приносит плода, да препятствует другому, который мог бы принести плод. Если же он будет исторгнут из здешней жизни, то видевшие посечение его, может быть, придут в чувство, переменятся и плод принесу».

Особый интерес представляет  вопрос о связи притчи у Луки(13:6) с эпизодом проклятия неплодоносящей смоковницы у Мф24:32-33 и Мк 13:28-29. У Луки  такой эпизод отсутствует, поэтому некоторые комментаторы считают, что Марк и Матфей превраили притчу Луки в эпизод с проклятием, а другие — что Лука превратил проклятие смоковницы в притчу.

История с проклятием смоковницы, описанная Марком и Матфеем, произошла  через полгода после произнесения притчи Луки, когда Иисус пришел в Иерусалим на праздник Пасхи.
"Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. 20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница? 21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: "поднимись и ввергнись в море", — будет; 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите." (Мф 21:18-22)
Марк делает важное замечание: "Ибо еще не время было собирания смокв" (Мк 11:13).

Итак, Иисус стал искать смоквы (инжир) на дереве, на котором никаких смокв еще не могло быть.
Возможно, что со смоковицей было не всё в порядке и она действительно была бесплодна , хотя в евангелии ничего об этом не говорится. А может, через какое-то время она дала бы плоды.  Или   - это история не  о том,как  Христос убил смоковницу, а о  странном  уроке , уроке о силе веры ?

В обоих случаях речь идет о бесплодности, но повествование развивается по-разному. В рассказе о проклятии нет никакого намека на просьбу умилосердиться и повременить.
У Луки ничего не упоминается о листьях, в то время как у Матфея и Марка это важная  подробность. Таким образом, как считают  современные ученые, прямой связи между  двумя историями нет. И в то же время , можно считать, что история с проклятием после «отсрочки» суда является продолжением притчи.

Кому же адресована притча: народу в целом , его начальникам и вождям , или отдельному человеку?
Некоторые авторы считают, что Лука  предназначал эту притчу каждому отдельному человеку.
Скорее всего, проповедь Иисуса о  покаянии, как и проповедь Иоанна Крестителя,  была адресована всему народу в целом, а не  только его вождям.
У Луки форма притчи- предостережение. Притча  говорит о грядущем, но отсроченном суде и призывает к покаянию.
Катастрофа откладывается, и есть надежда, что гибель можно избежать.

Притча Луки тесно перекликается  со словами Иоанна Крестителя о том, что секира уже лежит при корнях ( Мф3:10 — Лк 3:9). Но есть серьезные расхождения между  учением Иисуса и проповедью Иоанна. Кризис, провозглашенный Иоанном,не смягчается, но временно  откладывается, чтобы посмотреть, не принесет ли дерево плода.
Если Иоанн говорит : «Время суда настало», то Иисус учит: «Время еще есть, но его немного».
Т.о. притча Луки не обещает отменить суд: суд откладывается временно — и эта отсрочка является призывом к покаянию.
 Итак, причина суда  у Луки- отсутствие плода и предостережение накануне суда.

Если в притче Луки смоковница пощажена в надежде будущего плодоношения и этим изображается Божие долготерпение к грешникам, то в эпизоде с проклятием смоковница  проклята за неплодие в знамение правосудия, которое рано или поздно казнит нераскаянных. Во второй притче показано, что долготерпение имеет срок, описан «суд» над смоковницей за «нераскаянность» и  «лицемерие»  ( обилие  листьев при отсутствии плодов) и «приговор», который настигнет нераскаявшегося грешника

Феофилакт и Златоуст усматривают в этой притче "карательное чудо" над смоковницей. Христос таким образом проявляет Свою силу, желая показать ученикам, что если бы было нужно, то Он легко мог бы покарать и Своих врагов (Мф21:21) : "если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет".

Когда Пётр обращает внимание Иисуса на засохшую смоковницу, Он никак не объясняет своего проклятия, а говорит лишь о том, что можно творить чудеса, обладая верой .
И все же  странно, что демонстрируя свою власть над всем живым, Иисус, превращавший воду в вино, слепых делавший зрячими, мёртвых оживлявший , только одной, именно- смоковнице приказал засохнуть ? Если Он только хотел продемонстрировать свой талант чудотворца, то ведь мог бы приказать смоковнице дать свежие плоды и оставить её в покое, но почему-то предпочёл проклятие.Почему же Он не "простил" смоковницу за то, что "своим обманчивым видом вводила в заблуждение", хотя призывал прощать "до семижды семидесяти раз" (Мф18:22), то есть прощать  всегда, неограниченное число раз?

Можно предположить и такое  «научное»  объяснение.
Ни одна смоковница не плодоносила когда-либо в апреле: это слишком рано. Однако мудрецы ВЗ утверждали, что Тора, как и смоковница, даёт свежий плод „в ЛЮБОЕ время“. И в этом они были не совсем точны. Как утверждает Оксфордская Библейская Энцикл-ия, плодоношение этого уникального дерева продолжается не „всё время“, а всего лишь 10 месяцев. Возможно, именно это дало повод Иисусу показать несостоятельность утверждений мудрецов на примере этой несчастной смоковницы. Листья на ней указывали , что был сезон плодов, а время года - что сезон не наступил. В любом случае, отсутствие плодов в тот момент, когда Христос подошёл к этому пусть даже единственному дереву, могло дать  основание утверждать, что мудрецы ошибаются и их мудрость - бесплодна, как и это дерево. Никто не должен быть бесполезным, а тот, кто не приносит никакой пользы, идет к своей гибели.Таков закон жизни. Существование любой вещи оправдано лишь тем, что она выполняет цель, для которой была предназначена

Христос, конечно , не мог не знать, что не время для плодов и уж, конечно, "проклял" смоковницу не просто оттого, что "взалкал" .
"Кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море и не усомнится в сердце своём ,..сбудется...." С одной стороны, Иисус говорит  о великой силе молитвы с верой, а  с другой - призывает знать цену словам: не разбрасывать проклятия всуе . Один подобный урок уже был дан, когда апостолы просили Иисуса помолиться о том, чтобы с неба сошёл огонь и пожёг "их ВСЕХ" - жителей деревни, не принявших Христа(Лк 9:55).
Существует вера как доверие, как преданность.Но есть ещё СЛЕПАЯ вера - вера , не допускающая никаких сомнений, корректировок; вера, которая может привести к фанатизму и инфантилизму, к хаосу и разрушению. Может, благодаря этому уроку, горы и моря стоят и сейчас на своём месте.

На библейские книги , и особенно, - притчи Иисуса имеются тысячи возможных вариантов трактовки. Какие ближе к тому, что Он хотел сказать? Для нас это  остается загадкой. Есть ли какие-то ограничения толкований? Иногда из-за обилия комментариев теряется смысл; слова (и действия) Иисуса трактуются совершенно противоположным образом. Пример тому - толкования этой загадочной "истории" о смоковнице.


Рецензии
ИГОРЬ: "На библейские книги , и особенно, - притчи Иисуса имеются тысячи возможных вариантов трактовки. Какие ближе к тому, что Он хотел сказать? Для нас это остается загадкой."
ОТВЕТ: Спасибо за статью и за этот вывод! Согласен с Вами, Игорь. Позже ещё прочитаю, а пока предлагаю прочитать мою старую статью:

О бесплодной смоковнице
«Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов, 34:10)

По-разному люди читают Библию: христиане- как Слово Бога, как великую Истину, как руководство для жизни. Но есть и такие, которые ищут ошибки. Вместо того, чтобы искать их у себя, они ищут их у Бога. Так в одной из газет перед наступлением праздника Пасхи была напечатана статья, посвященная этому празднику. Сказав вначале вкратце о том, что христиане признают своим Богом Иисуса Христа, автор выступил с обвинением Иисуса Христа в том, что он погубил несправедливо дерево смоковницу за то, что на смоковнице не было плодов, когда Он и Его ученики подошли к ней, надеясь отведать их, т.к. были голодны.

Обвиняя Того, Кого он не знал, автор привел слова из Библии, где сказано, что это было время раньше обычно установленного для сбора ягод. Об этом в Библии говорится так (Марк, 11,12-14, 20-24): «На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; И увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, пришед к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал Иисус ей: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек. И слышали то ученики Его.

Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Пётр говорит Ему: Равви! Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус отвечая говорит им: Имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам: если кто скажет горе сей: «Поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его,- будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего не будете просить в молитве, верьте, что получите- и будет вам».

Итак, мы видим, что здесь говорится о духовном. О том, что в молитве человек должен доверить себя Богу и не сомневаться в том, что Бог поможет ему. Господь говорит о глубокой и настоящей вере, что с такой верой надо обращаться к Богу в своей молитве. И если кто молится и обращается к Богу с просьбой, то нужно понимать, что не в пустоту уходят его слова, а ему внемлет и слушает Его Великий Бог. И приступая к молитве, мы можем сказать себе: «Сейчас меня будет слушать мой Бог- моя надежда, моя защита, слушать меня с любовью ко мне, с желанием помочь мне». И это очень ответственно для каждого из нас, обращающегося в молитве к Богу.

Но эта история имеет и другое значение для нас. Смоковница олицетворяет людей, которые в своей жизни на земле должны обрести духовные плоды. В Библии об этом говорится так: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галатам 5:22-23).

Время сборов плодов олицетворяет конец жизни человека на земле, его встречу с Богом. Также это относится и к людям, которые будут жить на земле во время Второго Пришествия Господа. Но ведь смоковница тоже была виновата, так как на смоковнице не было совсем плодов, тогда как другие имели плоды — плоды в стадии созревания. Мы знаем, что садовник вырывает и сжигает деревья, которые не дают плодов. И у каждого фруктового дерева садовник отрезает не-плодоносящие ветви. Господь предупреждает людей об этом и в Евангелии от Иоанна, глава 15, стихи 1-2. Он говорит нам, что всякую ветвь, не приносящую плода, Бог отсекает. Это образное выражение, также как и предыдущее о смоковнице, говорит людям о том, чтобы они имели в своей жизни духовные плоды, указанные выше, до наступления жатвы. Но автору статьи все это было неважно и непонятно, т.к. он преследовал одну цель: обвинить Иисуса Христа в том, что Он уничтожил смоковницу несправедливо, т.к. время собирания плодов еще не пришло.

Все люди живут по-разному: кто бедно, кто богато. Те, кто испытал в своей жизни голод, знают, что они были рады, когда была возможность поесть яблок или других плодов, не дожидаясь, когда они созреют! Также и люди должны иметь духовные плоды в своей жизни. Из всех плодов любовь к людям, любовь к Богу, а также и вера являются наиважнейшими. Они помогают возникновению и совершенствованию — созреванию всех других плодов. Они не возникают просто по нашей прихоти. Они связаны с выбором пути в нашей жизни и преодолением многих искушений в ней.

Обретение любви и наличие своего эгоизма являются обратно пропорциональными явлениями: во сколько раз увеличивается наша любовь к Богу и к людям, во столько раз уменьшается наш эгоизм. Предел возрастания любви есть наше соединение с Богом после жизни на земле. Предел уменьшения нашего эгоизма есть наша плоть на земле, которая обратится в прах. Люди должны иметь плоды раньше времени «жатвы».

Люди, не имеющие любви к Богу, служить Богу и быть с Ним в вечности не могут. При всех обстоятельствах в нашей жизни на земле мы должны преодолевать их, руководствуясь Словом Божьим, то-есть теми наставлениями Бога, которые мы имеем в Его Книге— в Библии. Это помогает нам поступать в жизни правильно, обретая духовные плоды, обретая святость, «Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1Петра,1:16). Конец у людей, не имеющих духовных плодов, такой же, как и у этой смоковницы, и наступить он может гораздо раньше предстоящей жатвы. Надо ли ждать время жатвы? Пусть плоды только созревают, но и такие должны быть у нас.
С уважением, Геннадий

Геннадий Гумилевский   07.03.2024 06:07     Заявить о нарушении