Капитан Отто Коцебу и его 399 островов

Коцебу, Отто Евстафьевич, капитан 1 ранга, который является известным путешественником вокруг света, является вторым сыном писателя Августа фон-Коцебу. Он родился в Ревеле 19 декабря 1788г. и умер там же 3 февраля 1846г.

Он был назначен кадетом в Сухопутный (ныне 1-й) корпус 10 мая 1796г. В 1803 году он стал волонтером на корабль Русско-Американской компании "шлюп Надежда" и совершил на нем кругосветное плавание под командой Крузенштерна. После этого он был повышен до мичмана 28 сентября 1806г. Во время войны со Шведами в 1808-1809 годах он от командовал захваченным в плен транспортом "Фрау Корнелия" и крейсировал между Аландскими и финскими шхерами. В 1811-1814 годах, будучи лейтенантом, он командовал яхтой "Ласточка" в Белом море, а затем вернулся в Кронштадт.

В 1815 году на личные средства Государственного канцлера графа Н.П. Румянцева была организована экспедиция на бриге "Рюрик" под командованием лейтенанта Коцебу. Цель этой экспедиции заключалась в том, чтобы исследовать возможное соединение Великого океана с Атлантическим, следуя из Берингова пролива по северной стороне Америки. Коцебу был предоставлена подробная инструкция, составленная капитаном Крузенштерном и астрономом Горнером. Бриг вышел из Кронштадтского рейда 30 июля 1815 года. По пути Коцебу взял на борт ученых Вормскиольда и Шамиссо в Плимуте, получил инструменты и 5 октября отправился в океан после продолжительной борьбы с суровым штормом. 23 ноября он пересек экватор и 12 декабря прибыл в Бразилию, в остров Святой Екатерины.
Во время обхода мыса Горн Коцебу столкнулся со страшным штормом, который продолжался с 10 по 17 января 1816 года. Во время этого шторма сам командир чуть не погиб: огромная волна выкинула его за борт, но он успел ухватиться за канат. После этого Коцебу продолжил бороться с штормом и 11 февраля добрался до города Талкагуано, где исправил главные повреждения и направился в южную часть Великого океана. Здесь он открыл группы необитаемых островов, которые назвал островами Румянцева, Спиридова, цепь островов Рюрика и наконец острова Крузенштерна, принадлежащие к архипелагу Низменных островов. Он также определил положение Пендриковых островов, снова пересек экватор, открыл две отдельные группы коралловых островов Кутузова и Суворова, принадлежащие к архипелагу Маршалла. Затем Коцебу отправился к Камчатке, выдержал шторм от ЮЗ 13 июня, а после этого наступил сильный мороз, в результате чего все паруса, рангоут и такелаж превратились в ледяную корку. 19 июня он прибыл в порт Петропавловск и здесь обшил подводную часть своего брига медью, которая осталась после шлюпа "Диана". После небольшого восстановления Коцебу отправился в Берингов пролив, где открыл остров Ратманова и залив на Американском берегу, который он назвал Зунд Коцебу. "Рюрик" дошел до широты 67° 30° с.ш. и не смог найти проход через северную оконечность Америки, поэтому вернулся в Уналашку. Зимой Коцебу продолжал исследования в южной части океана, заходил в Сан-Франциско в Калифорнии и на Сандвичевы острова. 1 января 1817г. он снова был в Маршалльских островах, где открыл группу Нового Года и сделал съемку группы Румянцева и Крузенштерна. В пути назад бриг едва не погиб в сильнейшем шторме 13 апреля, когда командира бросило на палубу, и он получил серьезное повреждение. 18 апреля "Рюрик" едва не разбился у острова Унимака и, наконец, 24 апреля прибыл в Уналашку. После восстановления Коцебу отправился на север 27 июня, но почувствовал сильную боль в груди при входе в холодные страны и был вынужден вернуться в Уналашку. Он пробыл там с 11 июля по 18 августа, а затем отправился на Сандвичевы острова, по пути открыв острова Смита, окруженные мелями, на которых бриг едва не погиб. Проходя через цепь островов Радяка, он открыл и определил обитаемую группу островов гр. Гейдена, а затем зашел на Мариинские и Филиппинские острова. 3 августа 1818г. он вернулся на родину. За это плавание Коцебу был награжден чином капитан-лейтенанта орденами св. Владимира 4-й степени и св. Георгия 4-й степени за 18 морских кампаний. Интересно отметить, что он провел на службе всего 13 лет.

С 1819 по 1822 года Коцебу находился в Ревеле при адмирале Спиридове для выполнения особых поручений.
Коцебу получил звание капитана 2 ранга благодаря своему кругосветному плаванию. В 1827 году он был назначен при адмирале Спиридове, а затем стал командиром корабля «Император Петр I» в Кронштадте. В 1829 году он был повышен до капитана 1 ранга, но в 1830 году был вынужден уйти из службы из-за плохого здоровья. После этого он занимался сельским хозяйством и стал известным среди лучших хозяев Эстляндии. Он скончался в Ревеле после тяжелой болезни и был похоронен в Вышгороде, рядом с адмиралом Грейгом, великолепной мраморной гробницей.

Путешествия Коцебу описаны им самим в таких произведениях, как «Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода», выпущенное в 1821 и 1823 годах в Санкт-Петербурге и переведенное на несколько языков; и «Путешествие вокруг света», которое было издано в 1828 году в Санкт-Петербурге и также получило переводы на другие языки. Кроме того, Коцебу написал несколько статей в разных изданиях, где подробно рассказывал о своих путешествиях и отвечал на критику.
На пенсии Отто Коцебу стал заниматься сельским хозяйством на своём имении в Эстонии. Замечательно, что привыкший всегда быть во главе, капитан выделялся и на суше. Он стал известен как владелец одного из лучших хозяйств в Эстонии. Коцебу скончался 15 февраля 1846 года в Ревеле и похоронен рядом с могилой другого известного русского флотоводца Самуила Карловича Крейга.


Рецензии