Формула мышления

                (Как выработать православный взгляд на мир)

Ничто не производит столько мрака, сколько ум человеческий, рассуждающий обо всём по-земному и не принимающий озарения свыше… Св. Иоанн Златоуст

К сожалению, среди православных нет единомыслия и взаимопонимания. Православие сейчас не едино. Хотя Христос предупреждал: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет». Среди православных, кроме православных монархистов и националистов, полно разных православных либералов, православных сталинистов, православных ленинцев, а также православных пофигистов и даже экуменистов.
Невозможно понять этих людей. Они на христианство смотрят с точки зрения «мира сего», в то время когда на мир надо смотреть с точки зрения христианства. То есть они берут христианство и стараются приспособить его для обслуживания интересов либеральной демократии или сталинизма и ленинизма, в зависимости от их политических предпочтений. Но это уже не получится воспринимать как православие. Чтобы это понять, надо перестать быть православным. Они не подтверждают свою точку зрения словами Писания, постановлениями Соборов, цитатами святых. Они это не делают и продолжают выдавать своё собственное или чьё-либо частное мнение за истинно православное. Получается какое-то православие «мира сего».
Для того чтобы не потеряться в этом хаосе различных мнений, необходимо иметь иерархию суждений. Можно легко прийти к выводу, что для православного авторитетом, прежде всего, являются:
1. Постановления Вселенских Соборов. Потому что в символе веры говорится: «Верую во едину святую, соборную и апостольскую Церковь».
Кто-то возразит, что самое главное в христианстве – это Писание. Но решение о том, какой быть Библии, было принято на  Вселенском Соборе.
2. Мнения православных святых. Потому что святые уже с Богом в Царствии Небесном. Потому что к ним мы можем обращаться за помощью. Святые – это плоды нашей святой Церкви. У еретиков-протестантов – вообще нет святых. Их так называемая церковь бесплодна! Святых выделяет из всех остальных людей сам Господь Бог. А Соборная Церковь только подтверждает это, прославляя их в лике святых. Поэтому «они [святые отцы] – и мерило, и критерий всего православного, всего евангельского. То, что не от них, что не в их духе, то не православно» (св. преп. Иустин Попович).
3. И только потом мнения всех остальных. Все остальные очень неоднородны. Это священники, монахи, миряне, в том числе очень популярные и влиятельные современные богословы и проповедники, такие как, например, о. Андрей Ткачёв, Дмитрий Смирнов, Алексей Уминский, Владимир Головин, Андрей Кураев, профессор Алексей Осипов и другие. Все эти люди, несомненно, талантливы, но их деятельность направлена на то, чтобы православие соответствовало «стихиям мира». Если пытаться слушать перечисленных лиц, то в результате у человека в голове возникает какая-то путаница, неразбериха и хаос. А вот если читать святых, то в голове выстраивается довольно стройная система взглядов в голове, а в душе – мир и спокойствие, многое становится ясным, понятным, очевидным и однозначным. 
Это безумие – убеждать людей в том, что святые не правы, что надо прислушиваться не к их мнению. А к кому тогда? Да, если постараться, то можно найти святых, которые в чём-то ошибались. Но именно святые стоят ближе всех к Богу, то есть ближе к Истине. Известно также, что все ересиархи при жизни были популярными, влиятельными людьми и излагали свою ересь в высшей степени увлекательно и интересно, но это не доказывает, что они были правы и несли людям истину. А мнения многих современных богословов нередко противоречат православным Соборам и высказываниям святых.
Вот мнение всех остальных – третьего, самого низкого, уровня должны быть для всех наименее авторитетными. Тем более что примерно 99% всех ответов на вопросы можно найти в первых двух пунктах. И ещё, никто не знает, куда после смерти отправятся все эти вроде бы авторитетные люди пункта номер 3. Будут ли они со святыми в Царствии Небесном  или отправятся в ад. И потому вполне разумно, что к ним должно быть вполне обоснованное минимальное доверие.
Если полностью удалить мнения всех лиц третьего уровня, то православие никак не изменится и будет прежним. А вот если удалить мнения святых и мнения Соборов, то от православия ничего не останется, оно превратится в одну из форм протестантизма, то есть ереси. 
Таким образом, необходимо мыслить по формуле 1-2-3. То есть на первом месте – Соборы, потом – святые и только после них все остальные. Но складывается такое впечатление, что многие православные мыслят по формуле 0-0-3. То есть чьё-то частное мнение при полном игнорировании пунктов 1 и 2. То есть они всё ставят с ног на голову, даже не замечая этого! Следовательно, они мыслят очень даже демократично, то есть из общего числа мнений они вообще не отделяют главное – соборное мнение и мнение святых – от второстепенного, часто ненужного и даже вредного. Если основывать свою точку зрения на чьём-то частном мнении, на возможном заблуждении, то чем мы будем отличаться от еретиков-протестантов?! Протестантизм – это и есть разные вариации чьих-то частных мнений. Они не признают ни Соборов, ни святых.
 Во всём мире сейчас существует более 25 000 христианских деноминаций. Это результат настаивания на своём частном мнении. 

Если в своих рассуждениях попытаться очистить своё сознание от всего мирского и опираться строго на мнения православных святых, то можно сделать очень важные для спасения души выводы.


Рецензии
Согласна с Вами, Александр, что на своем пути к Богу, любя Его и Его Слово, надо опираться на мнение и учения святых. Без них легко впасть в прелесть, или не различить какого духа то или иное явление.
Из Церковных Преданий мы знаем, как Бог одного подвижника посылал к другому - так были посланы святые к святым, а так же и к вовсе не прославленным на земле, но прославленным у Бога - так мы узнали о Марии Египетской и силе ее покаяния, о Марке Франчевском и силе его веры, о невестках, живущим мирно, что высоко в глазах Божиих, о портном, считающим себя хуже всех - так же надо считать и всем нам...
Много из житий святых мы узнаем об уловках лукавого - те же уловки встречаются и сейчас, но люди ловятся на них и удаляются от Творца и Спасителя.
Согласна, что без мнения святых "в голове возникает (или может возникнуть)путаница, неразбериха и хаос" - вот поэтому св. Игнатий (Брянчанинов) и советовал читать Предание прежде Писания - на Руси так и было. По Четьи-Минее учились грамоте.
Но убеждена в том, что Писание первично и потому именно оно является для нас примером, а Предание лишь подспорье для понимания Писания и правильной жизни во Христе Иисусе. Христос говорил:"Следуйте за Мной", что означает "Поступайте как Я", и апостол Павел говорил: "Подражайте мне, как я подражаю Христу", но это для современного человека слишком высокие материи, поэтому и довольствуется он тем, что скажут в Сети современные проповедники, а они и сами не без греха.

Да спасет и помилует нас Господь по велицей милости Своей.
Об уповании на Бога и о сознании своей ничтожности пред Ним много говорится в утренних и вечерних молитвах, которые были написаны величайшими святыми - вот потому они так важны.

Статья понравилась. Спасибо, Александр.
С искренним уважением, Татьяна.


Татьяна Борисовна Смирнова   22.02.2024 16:16     Заявить о нарушении
Татьяна, благодарю за такую рецензию. Она единственная положительная.
Всем остальным явно святые не нравятся. Увы. ((

Александр Туранский   22.02.2024 16:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.