В зеленой стране мудрости гл. 1

Страсти по югу

Мой милый Питер... Он не смог меня удержать ни своим барочным великолепием, ни сотнями мостов, под которыми так задумчиво течет вода, и даже  изобилием и разноцветьем моего дачного участка на берегу Славянки.

Юг манил своей раскрепощенностью, жарким дыханием, отрешенностью от суеты, словно это была молодая девушка, верящая в совсем безоблачные дни или, наоборот, танцующая босиком под проливным дождем, мечтающая под яркими южными звездами о такой же звездной жизни.

Хотелось создать сад, именно южный, чтобы забыть промозглый холод, чтобы купаться в сочных сладких плодах над головой и освежаться в чистой быстрой горной реке.

Символы юга все знают: пальмы, кипарисы, кактусы. На море я не претендовал - я знал, каково там зимой, какие цены на крохотные участки, а хотелось размаха, ну хотя бы на гектар.

Я не ездил, не выбирал. Знаю, что первый вариант всегда правильный, верил своей интуиции. И вот, у самой калитки меня встречает огромная, совсем не южная береза. Это, чтобы не забывал родину?

Ну что ж, тогда иду на рынок и выберу там самые жарколюбивые деревья. Юкка, может, и не совсем пальма, но уже ближе. Тогда я еще не знал, как необычно она цветет, выпуская высокий стебель с белыми цветами, похожими на маленькие лилии. За двенадцать лет она размножилась так, что хоть делай юкковую поляну. Конечно, она с трудом переносит снежные зимы, они ломают ей веер острых стрел, но жажда жизни в ней сильна. Даже от маленького корешка всегда вырастает этот оригинальный цветок.

А как же кипарис? Нет моря для него? Но чем хуже кипарисовик? Кроме совсем древнего старожила у меня вырос за эти годы уже почти 4-х метровый столб этой пахнущей югом массы. Из крохотного росточка в сметанном стаканчике. И даже встречаются его детки на грядках. Есть и более мелкие шаровидные туи и разлапистые, протягивающие по утрам мне свои золоченые ручонки.

Кактусы я и не надеялся разводить. Понимал, что мой юг не слишком южный. Пусть уж на подоконниках радует моя коллекция. Но вдруг на рынке увидел мясистые лепешки с обилием желтых цветов. И что, он зимует у нас? Огляделся, как бы кто-нибудь не опередил меня. Успел. Теперь создаю чисто южный уголок из опунций, юкк, туй и гибискусов.

 Южное солнце жарит. Мелкие речные камешки на дорожках усиливают южность, обжигая мои вечно босые ноги. Но почему теперь так манит береза? Ее висячие до земли раскачивающиеся на ветру ветви? Почему так хочется развести их побольше , а также рябинок, простых ленинградских тополей моего детства?

Везде хорошо, где нас нет. Но есть еще одна пословица: "в гостях хорошо, а дома лучше". И это противоречие никак не дает спокойно жить. А может, и не нужно человеку это спокойствие?

***
Лимонная любовь

У моего лимона любовь к трем апельсинам на стене в рамочке.  Любовь плодотворная - 23 весенних лимончика. Осенью сорвал только три, но большие. Самое интересное, что они совсем и не кислые. Действительно, напоминают вкус апельсина. В другой комнате без этой картины совсем не завязывают плодов.

Уже давно известно, что у растений есть уши. В теплицах продвинутые агрономы включают красивую музыку, урожаи в них значительно больше. Я кручусь между ветками своего питомца, пытаясь посмотреть ему в глаза. Где же они? Глаза влюбленных особеннные, они как солнышко дарят живительную энергию. Что жизнь без любви - сплошная кислятина! Ой, кажется, он услышал. Заварю-ка ему кофе покрепче, да полью талой водой. Не буду же я целовать его листочки, хотя посторонних глаз нет, в психушку не упекут.

Скоро лимонная комната наполнится его ароматами. А медовый уже давно в ней поселился - пчелки оставили много янтарных рамок, улетев подальше от этого непонятного климата. Когда спать, когда собирать нектар?

Мой детский сад растюх уже гремит кружками. Скоро на прогулку к теплой стеночке. Хорошо, когда можно воспользоваться ножками, пусть и чужими!
 
***
Южный одуванчик
Вы не задумывались о том, что жизнь растений совершенно фантастична? Представьте, приходит зима, и они оставляют лишь небольшую часть тела в земле, а то, что так красовалось все  лето, растворяется без остатка.

Интересно, что бы я оставил зимой, будь у нас такая же физиология? Может, сердце? Или голову? Думать лучше, чем стучать. Во сне тоже голова такого напридумывает, что пробуждение дарит неописуемое счастье.

Но пока осень. Я пришел в гости к  ваточнику, а на его месте нашел лишь детский сад. Его ребятки сцепились рученками  и ждут ветерка. Боязно взлететь и нестись неизвестно куда.

Проснется мама, а детей нет. И опять начинай все сначала: придумывай цветок, да такой, чтобы понравился пчелам. Потом вынашивай в коробочке, а пока детки созреют, стебелек засохнет.

Я ползал среди  пуха, пытаясь запечатлеть детский хоровод. И вдруг увидел собаку из пуха, ласковую такую. Так и захотелось погладить.

 Интересно, с одуванчиком у ваточника ничего общего, а вот дети похожи. Кто из них первый придумал эти парашютики ?

Пока размышлял, налетел порыв ветра и унес ребятишек. Дождь, словно строгий отец, припечатал каждого к земле -  а теперь спать до весны! Пожалуй, и я пойду, посплю.
***
Забытые незабудки
Кто так назвал эти крохотные чистые создания, так проникновенно смотрящие прямо в душу? Может, они кому-то напомнили глазки любимой, их ведь нельзя забыть? А вот эти цветочки забыл, будто и не было их здесь вовсе, будто не они спасали в период, когда первоцветы уходили, а летники еще только готовились обратить на себя внимание опылителей и просто восторженных созерцателей.

Как они бегали среди камней, ища самые влажные уголки! Как создавали голубой коврик, не пуская горячие лучи к земле! Но вот наступила череда засух, да и помощников выжить стало меньше - и цветы исчезли. Ну что ж, пусть растет все южное, нечего привозить сюда воспоминания северных счастливых мест.

А вчера, пропалывая многочисленные свои клумбы, я вздрогнул, увидев их в уже довольно высокой траве. Дожди вспомнили и про наш уголок,  и самые терпеливые и преданные незабудки вернулись, проспав в земле лет пять.

- Добрый день, родные мои! И пусть он холодный и дождливый, но для вас он добрый вот именно такой. А я уж потерплю, лишь бы вам было хорошо!

Не так ли старые воспоминания иногда  внезапно нахлынут, и видишь в них такое простое счастье, что не можешь себе простить, как же не ценил все это, почему не сберег?

Вот и многие деревья сейчас пострадали от пожара. Соседи жгли у себя сухую траву, и огонь перекинулся ко мне. Деревья я обкашиваю, но сеном мульчирую каждое деревце, так что теперь вокруг стволов полыхали костры. Таких с полсотни, до тропинки, разделяющей мой гектар надвое. И это ведь не дом, который можно быстро отстроить заново, и такое тоже не раз бывало.

Видно Создатель все время от меня чего-то хочет. Да нет у меня уже никаких привязанностей, никаких страхов, и дома не жалел, ведь можно все устроить по-новому или переехать в другое место, о котором только мечтал.

Но сад... Он ведь живой! Сколько километров набегано по склону вверх-вниз с лейкой! Сколько времени уговаривал я погибающие росточки выжить, и они меня слышали и боролись. И вот теперь так, в считанные минуты - черные обугленные стволики. И сколько теперь ждать возрождения новой цветущей жизни?

Но внизу у земли у всех деревьев есть запасная почка. Деревья не умирают, если сохранился корень. Это мы часто хнычем, жалуясь на плохую жизнь, невозможность исполнения желаний. Деревья быстро оживают, выпуская мощный стержень. Порой, они даже начинают превосходить в скорости роста, чтобы побыстрее стать большим и неуязвимым.

Я хожу по саду, проверяю эти почки. А есть ли такая у меня и в чем мой корень? Может быть, я забыл что-то очень важное, что позволяет вот так возрождаться, как эти незабудки, как деревья? Впрочем, мы ведь похожи. Я такой же молчаливый, такой же солнцелюбивый и возрождаться могу бесконечно. А как иначе жить?  Мы еще вырастим большими и станем умнее, чтобы никто нас не смог уничтожить.


Рецензии
Сергей, великолепные рассказы! Каждый по-своему хорош и впечатляет. Спасибо за твою беззаветную любовь к растениям и способность видеть их живыми. Вдохновил

Марина Чигринская   21.02.2024 23:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Марина! Еще не о всех написал.

Сергей Приха   22.02.2024 06:19   Заявить о нарушении