Крузенштерн, Иван Федорович
Крузенштерн предложил морским начальникам план кругосветного плавания, утверждая, что русский флот может достичь уровня лучших иностранных флотов через дальние плавания, что колониальная торговля принесет широкое развитие и что наши американские колонии будут лучше снабжены необходимыми товарами.
В конце XVIII века, несмотря на победы над турками и шведами, наш флот был в плохом состоянии, и русские морские деятели не верили в свои способности. Многие соглашались с идеей Крузенштерна, но считали, что русские матросы не способны к дальним плаваниям и рекомендовали нанять англичан. В связи с событиями в Европе проект Крузенштерна несколько лет оставался нерассмотренным, пока не был одобрен Государем Александром I по просьбе министра коммерции и адмирала Мордвинова. По желанию Государя Крузенштерн был назначен исполнителем проекта. Крузенштерн уже был женат и думал об отставке, но благоприятное мнение Государя заставило его принять это назначение.
В Англии были куплены два маленьких судна, «Надежда» и «Нева». Крузенштерн командовал на первом, а Лисянский был капитаном на втором. Государь лично осмотрел оба судна в Кронштадте и дал жене Крузенштерна на 12 лет аренду по 1500 рублей, чтобы обеспечить ее благосостояние во время отсутствия мужа. Государь разрешил поднять военные флаги на обоих судах, а расходы на содержание одного покрыл сам, а за другой платили Русско-Американская компания и гр. Румянцев. В кругосветное путешествие с Крузенштерном отправились посланник в Японию Резанов, астроном Горнер, а также естествоиспытатели Тирезиус и Лангсдорф. Матросами были только русские.
Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля 1803 года. Они затем зашли в Копенгаген и 28 сентября прибыли в Фальмут, где им пришлось проверить подводную часть обоих судов. 5 октября они продолжили свой путь на юг, зашли на остров Тенерифе. 14 ноября, на 24° 20» зап. долготы от Гринвича, они пересекли экватор, впервые в истории развевался русский флаг в южном полушарии, что было отмечено с большим торжеством.
Император Александр щедро вознаградил Крузенштерна и его подчиненных за их участие в экспедиции. Каждый офицер получил определенный чин и деньги. Командиры ордена св. Владимира получили 3 степень этого ордена и 3000 рублей, лейтенанты получили 1000 рублей, а мичманы – 800 рублей. Нижние чины имели возможность уйти в отставку и получить пенсию при смерти в размере от 50 до 75 рублей. Каждому участнику путешествия была выдана особая медаль по высочайшему повелению императора. Экспедиция Крузенштерна оказала значительное влияние на историю русского флота и колоний, а также обогатила географию и естественные науки новыми знаниями о малоизвестных странах. После этого начался ряд других русских кругосветных путешествий, которые привели к появлению выдающихся офицеров и матросов, а также производству морским путем всех необходимых товаров для наших колоний. Колониальная торговля получила значительное развитие, а управление Камчаткой было значительно улучшено. Многие офицеры, участвовавшие в экспедиции, в дальнейшем служили с честью в русском флоте, а кадет Отто Коцебу сам стал командиром корабля, совершившего кругосветное путешествие. Крузенштерн был принят в почетные члены Государственного Адмиралтейского Департамента, повышен в ранге, награжден орденом Красного Орла и назначен инспектором Морского кадетского корпуса. Он также организовал графом Румянцевым кругосветную экспедицию и занялся написанием атласа Южного моря. Во время управления Морским корпусом Крузенштерн внес много полезных изменений и улучшений, включая отмену физических наказаний и введение новых предметов иностранных языков в обучение офицеров. В 1839 году Крузенштерн отметил свой 50-летний юбилей службы и был удостоен медали от своих коллег по флоту.
Свидетельство о публикации №224022100500