Крузенштерн, Иван Федорович

Иван Федорович Крузенштерн был первым русским мореплавателем, который совершил кругосветное путешествие. Он также был известен как ученый и писатель. Родился 8 ноября 1770 года в имении Гонгунд, Нюландской губернии, и умер 12 августа 1846 года. В юности он получил образование дома и затем посещал Вышгородскую церковную школу в Ревеле. В 1785 году он был отправлен в Морской кадетский корпус, где через два года стал гардемарином. В это время в жизни корпуса было очень тяжело, так как директор адмирал Голенищев-Кутузов редко появлялся там, и надзора за кадетами не было. Когда в 1788 году началась шведская война, из-за недостатка офицеров Крузенштерн был выпущен из корпуса и назначен на корабль "Мстислав" под командованием капитана Муловского. Муловский должен был участвовать в кругосветной экспедиции, но из-за войны планы были отложены. Впервые Крузенштерн услышал о планах кругосветного плавания от Муловского, и спустя 20 лет ему удалось осуществить эту мечту. На корабле "Мстислав" он принял участие в Гогландском сражении. В 1789 году он стал мичманом, и летом того же года участвовал в Эландском сражении, а в 1790 году – в Ревельском и Выборгском сражениях, где "Мстислав" захватил шведский контр-адмиральский корабль. Крузенштерн был назначен помощником при пленном контр-адмирале Лилиенфельде и продвинулся до звания лейтенанта за отличие в бою. В 1791 и 1792 годах Крузенштерн был на берегу в Кронштадте, где познакомился с лейтенантом Яковом Берингом, внуком известного мореплавателя. Под влиянием Беринга его желание совершить дальнее плавание стало еще сильнее, и в 1793 году Крузенштерн и Беринг были отправлены в Англию для обучения морскому делу. Однако Беринг скоро умер, а Крузенштерн на фрегате "Thetis" отправился в крейсерство у берегов Северной Америки и принимал участие в сражениях с французским флотом. Воспользовавшись периодом, когда фрегат проходил ремонт, Крузенштерн отправился на небольшом судне в Вест-Индию и посетил Барбадос, Суринам и Бермудские острова. Вместе с тем, он всегда стремился изучить все места, где судьба его забрасывала. В 1796 году вернулся в Англию на фрегате "Клеопатра" и едва не был взят в плен французским кораблем "Кастор" у берегов Ирландии. По возвращении Крузенштерн отдал своим матросам все денежные награды, которые ему причитались. В это время у него уже созрел план проложить торговый путь для русских судов в Ост-Индию и Китай. Он стремился лучше познакомиться с условиями дальнего плавания, и поэтому отправился на английском военном корабле до Мыса Доброй Надежды, а затем на фрегате "Oiseau" в Ост-Индию. В Калькутте он встретился с лифляндцем Торклером, который хорошо знал северо-западный берег Америки. Торклер поделился с Крузенштерном своими знаниями о выгодах, которые Россия могла бы получить, доставляя свои товары в Америку и Китай. Затем Крузенштерн отправился на корабле Ост-Индской компании в Кантон и собрал там интересующую его информацию. В 1799 году он вернулся в Россию вокруг Африки на корабле Ост-Индской компании, после шести лет безостановочного плавания, преобразовавшись в опытного и опытного мореплавателя.
Крузенштерн предложил морским начальникам план кругосветного плавания, утверждая, что русский флот может достичь уровня лучших иностранных флотов через дальние плавания, что колониальная торговля принесет широкое развитие и что наши американские колонии будут лучше снабжены необходимыми товарами.

В конце XVIII века, несмотря на победы над турками и шведами, наш флот был в плохом состоянии, и русские морские деятели не верили в свои способности. Многие соглашались с идеей Крузенштерна, но считали, что русские матросы не способны к дальним плаваниям и рекомендовали нанять англичан. В связи с событиями в Европе проект Крузенштерна несколько лет оставался нерассмотренным, пока не был одобрен Государем Александром I по просьбе министра коммерции и адмирала Мордвинова. По желанию Государя Крузенштерн был назначен исполнителем проекта. Крузенштерн уже был женат и думал об отставке, но благоприятное мнение Государя заставило его принять это назначение.

В Англии были куплены два маленьких судна, «Надежда» и «Нева». Крузенштерн командовал на первом, а Лисянский был капитаном на втором. Государь лично осмотрел оба судна в Кронштадте и дал жене Крузенштерна на 12 лет аренду по 1500 рублей, чтобы обеспечить ее благосостояние во время отсутствия мужа. Государь разрешил поднять военные флаги на обоих судах, а расходы на содержание одного покрыл сам, а за другой платили Русско-Американская компания и гр. Румянцев. В кругосветное путешествие с Крузенштерном отправились посланник в Японию Резанов, астроном Горнер, а также естествоиспытатели Тирезиус и Лангсдорф. Матросами были только русские.

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля 1803 года. Они затем зашли в Копенгаген и 28 сентября прибыли в Фальмут, где им пришлось проверить подводную часть обоих судов. 5 октября они продолжили свой путь на юг, зашли на остров Тенерифе. 14 ноября, на 24° 20» зап. долготы от Гринвича, они пересекли экватор, впервые в истории развевался русский флаг в южном полушарии, что было отмечено с большим торжеством.
Император Александр щедро вознаградил Крузенштерна и его подчиненных за их участие в экспедиции. Каждый офицер получил определенный чин и деньги. Командиры ордена св. Владимира получили 3 степень этого ордена и 3000 рублей, лейтенанты получили 1000 рублей, а мичманы – 800 рублей. Нижние чины имели возможность уйти в отставку и получить пенсию при смерти в размере от 50 до 75 рублей. Каждому участнику путешествия была выдана особая медаль по высочайшему повелению императора. Экспедиция Крузенштерна оказала значительное влияние на историю русского флота и колоний, а также обогатила географию и естественные науки новыми знаниями о малоизвестных странах. После этого начался ряд других русских кругосветных путешествий, которые привели к появлению выдающихся офицеров и матросов, а также производству морским путем всех необходимых товаров для наших колоний. Колониальная торговля получила значительное развитие, а управление Камчаткой было значительно улучшено. Многие офицеры, участвовавшие в экспедиции, в дальнейшем служили с честью в русском флоте, а кадет Отто Коцебу сам стал командиром корабля, совершившего кругосветное путешествие. Крузенштерн был принят в почетные члены Государственного Адмиралтейского Департамента, повышен в ранге, награжден орденом Красного Орла и назначен инспектором Морского кадетского корпуса. Он также организовал графом Румянцевым кругосветную экспедицию и занялся написанием атласа Южного моря. Во время управления Морским корпусом Крузенштерн внес много полезных изменений и улучшений, включая отмену физических наказаний и введение новых предметов иностранных языков в обучение офицеров. В 1839 году Крузенштерн отметил свой 50-летний юбилей службы и был удостоен медали от своих коллег по флоту.


Рецензии