Мастер на час

Несколько лет подряд Лара просила мужа, Алика, починить диван. Раскрывать его раскрывали, но потом вернуть его в нормальное положение без дополнительной помощи не удавалось. Это было не совсем удобно, потому что иногда диван оставался раскрытым целый день, пока кто-то из домашних не вернется домой. Время от времени Лара возвращалась к этому вопросу, но муж был неумолим:
- Пора выбрасывать его. Сколько можно? Диваны так долго не живут.
Лара колебалась. С этим диваном было так много связано… он был чуть ли не членом семьи… А как его покупали…

*******

Было лето 1980 года, год Олимпиады. Лара сама не догадалась бы, но соседка по лестничной площадке, Люся – мудрая женщина, которая, как и они, несколько лет назад с семей въехали в эту новостройку в Чертаново, заглянула к ним вечером и безапелляционно заявила, что пора покупать мебель и медлить совершенно нельзя.
 
Лара с Аликом вопросительно посмотрели на Люсю. Нельзя сказать, что у них совершенно не было мебели. Какую-то поддержанную мебель они временно приобрели. Даже пианино взяли напрокат. Жить можно было.

Столкнувшись с их непонимающим взглядом, Люся объяснила:
- Сейчас Москва закрыта для иногородних, в магазинах мало народу, есть шанс что-то купить. Зная вас и вашу хватку, уверена, что если вы не купите сейчас, вряд ли купите потом.
- Мы стоим в очереди на спальню, - не без гордости сказала Лара.
- Вы собираетесь спальню поставить в зал? Ну-ну… Вы искали «жилую комнату»? Вот сейчас в самый раз купить её. Я уже ходила по мебельным, кое-что присмотрела - трехстворчатый шкаф с антресолью. Очень вместительный. Наше производство. Советую вам тоже купить для прихожей.

Люся настроила молодую пару на покупку мебели для зала (они так называли большую комнату). И Лара с Аликом начали поиски. Не сразу удалось найти подходящую «стенку». Были проблемы и с деньгами. Но когда, наконец, они увидели эту мебель, сразу же поняли, что она создана для них. И называлась красиво, по научному – «Коперник», польского производства. Им объяснили, что это не для жилой комнаты, а для кабинета, поскольку нет платяного шкафа. Это молодых не остановило. «Отдельно купим платяной шкаф и поставим в коридоре», - решили они.

…Шкафы и стол были облицованы шпоном из красного дерева.  Четыре узких шкафа с карнизами, устанавливались на широкие вместительные основания. Они их вполне устраивали, поскольку были стеклянные отделения для книг и посуды, и бар - для напитков. Особенно понравился диван, бежевого цвета из ткани типа рогожки с редкими темно-красными вкраплениями. Он был компактным, хотя и с подлокотниками, открывался как книжка. Два кресла и тяжелый журнальный столик на всю длину дивана сначала им показались громоздкими, но это не помешало их решению.
 
Лара во что бы то ни стало, хотела, чтобы мебель стояла у них в день рождения мужа. Обычно в этот день у них собирались гости. Проявив чудеса находчивости, они приобрели «Коперник»  к этой дате. Гости, как и они, были восхищены мебелью.

Но речь сейчас пойдет о великолепном, как считала Лара, диване, который, постарев, требовал починки. Сама обивка не потеряла своей свежести, хотя на этом диване кто только не спал. Это было спальным местом для всей их многочисленной родни, которая не иссякала до развала СССР.
А ненаглядная сиамская кошка Тутти облюбовала его и однажды зимним вечером прямо внутри него родила троих милых котят. Там же их кормила в течение месяца, подальше от назойливых глаз. Кроме того, за отсутствием когтеточки, она точила свои когти о диван и кресла, и ничего - обшивка оказалась вполне когтеустойчивой. К слову сказать, обшивка пуфиков, купленных позже, превращалась в лохмотья буквально в течение пары месяцев. И немаловажно, диван был компактным и нашел себе место точно по размеру. Жалко было выбрасывать его.

*******

Дочь поддержала отца:
- Диван уже совсем старый. Больше 35 лет. Если можно купить новый, зачем тратить время, деньги, ремонтировать? Сейчас в продаже такие диваны! На любой вкус.

- Ладно. Убедили меня. Будем покупать новый. Но у меня условие. Он не должен быть хуже, чем наш. Габариты и конструкция должны быть такими же. И еще он должен быть когтеустойчивым, - не видя другого выхода, согласилась Лара.
И начались поиски нового дивана. Ходили вместе, ходили по отдельности. Брали буклеты, обсуждали дома варианты. Месяц активного поиска ничего не дал. Лучше старого дивана, или близкого по качеству, не нашли.

- Что будем делать? – спросила Лара на очередном семейном совете.
- Будем дальше искать, - предложил муж.
- У меня нет времени искать. Решайте сами – сказала дочь. – Предстоит длительная командировка и мне совсем не до этого.

Лара поняла, что и она сама больше не в силах искать. Еще раз предложила Алику отремонтировать старый.
- Ничего не получится. Видимо механизм сломался. Сейчас вряд ли найдем такой механизм. А если и найдем, то стоить он будет в полдивана. Так что надо искать дальше. Найдем, в конце концов, что-то похожее!

- Давай я попробую выяснить насчет возможной стоимости механизмов. Существуют же современные диваны-книжки. И современные механизмы должны быть. Если они недорогие, можно поменять на них.
- Я этого делать не буду. Заменишь, а потом снова сломаются. Мне проще купить новый диван.

Ларе странно было слышать от Алика такое. Тот любил работать с деревом; в школе в хрущевские времена сам выбрал рабочую специальность «Мебельщик». Даже без этой специальности в детстве вместе с дедом часто мастерил что-нибудь. И вообще, все поломки в доме устранял сам, никому не доверял. А на даче, где не нужна была строительная бригада, практически всё делал своими руками.

Лара уже была готова выкинуть диван, но замену ему не нашли. И снова встал вопрос его починки, пока они найдут новый. Надо было искать дельного специалиста по ремонту диванов. Это требовало времени, а времени как раз и не хватало. Лето, дачный сезон... И еще приходилось присматривать за ремонтом у дочки.
 
Отложив поездку на дачу, они утром собирались поехать в Дубровский, где находилась её квартира.  Там должны были устанавливать натяжной потолок.
- Дорогой мой, может, ты поедешь один? – предложила Лара мужу. – Вряд ли там я буду сейчас нужна. У меня есть дела по дому. Позже я присоединюсь к тебе, и мы, как планировали, приведем там всё в порядок.
 
Алик удивился, но промолчал, даже не спросил, чем вызвано её решение.  Обычно Лара, нужно, или не нужно, сопровождала его повсюду. Признавалась: «Только в машине и могу с тобой, не отвлекаясь, поговорить. Я представляю себе, как будто мы дома сидим на диване и беседуем». Даже пробки её не раздражали.

Оставшись дома одна, Лара через Интернет и по телефону пыталась найти варианты ремонта дивана. Зная возможную  реакцию мужа, она не стала ему говорить об этом заранее. Позвонила в ряд фирм, чтобы узнать наличие механизмов к дивану-книжке. Даже нашла похожие механизмы по приемлемым ценам. Но ей нужен был ещё и человек, который мог бы их установить.
 
В одной фирме под названием «Мастер на час» Ларе ответил приятный женский голос, слишком молодой, чтобы быть компетентным. Лара рассказала про свою проблему и спросила, есть ли у них мастера, готовые установить новые механизмы к старому дивану.
Тот же приятный голос спросил:
- Какого года диван?
Лара уже пожалела, что позвонила, тем не менее, ответила:
- Он старый, 80-года...
Она даже не успела сказать, что диван польский. Девушка перебила её и сказала:
- Вы извините, но механизмы на этих диванах не ломаются. Они могут служить очень долго. Это новые механизмы ломаются и их надо часто менять.

- А что мне делать, если у меня сломался? – упавшим голосом спросила Лара.
- Вы меня не поняли. Они не могли сломаться. Причина, очевидно, в другом. Возможно, дерево пересохло и растрескалось. Возможно, развинтились шурупы. Мастер посмотрит и устранит поломку.
- И сколько это будет стоить?
- Если он закончит в течение часа, 1070 руб, если больше часа – то дополнительно 700 руб. При условии, что не потребуются дополнительные материалы.

Лара ахнула от неожиданности. Когда шёл разговор о починке дивана, они были уверены,  что стоить это будет от 5 до 10 тысяч руб, и по этой причине тоже возникал вопрос о целесообразности ремонта.
- Извините, я правильно вас расслышала? Дополнительно не надо будет платить?
- Да, у нас прейскурант. Можете посмотреть на сайте.
Обрадованная, Лара сразу же попросила оформить заявку. Обговорили время, и так удачно получилось, что мастер мог приехать в этот же день через несколько часов.

И здесь Лара чуть было не совершила роковую ошибку - подумала сделать Алику сюрприз и не сообщать ему о намеченном на сегодня ремонте дивана. Но потом решила, что муж должен обязательно быть в курсе, мало ли что. Позвонила и сообщила ему о времени прихода мастера и попросила по возможности быть к этому часу.

Установку потолка на Дубровском закончили быстро, и Алик смог приехать вовремя. Они успели даже пообедать до прихода мастера.
 
Ремонт дивана производился в присутствии мужа, который ни во что не вмешивался. Все получилось и быстро, и дешево. Оказалось, что треснула деревяшка, к которой крепился механизм «книжки-раскладушки». Рассчитавшись за полтора часа работы, как договаривались, Лара выразила свое удовлетворение работой.
Когда девушка, принявшая заказ, позвонила, чтобы узнать, нет ли претензий к мастеру, Лара не преминула горячо поблагодарить её, и та попросила оставить на сайте отзыв, что Лара с удовольствием сделала.
И казалось, что эпопея с ремонтом дивана удачно завершилась.

*******

После ухода мастера Лара с мужем поехали в Дубровский, чтобы убраться и расставить кухонную мебель. Заранее обговорили фронт работы.
Алик был настроен по-деловому, Лара подстраивалась под него. В первую очередь надо было повесить люстры, пока не стемнело. Алик без труда повесил люстры в коридоре и на кухне, вкрутил лампочки.
 
Чтобы завершить тему освещения, Лара попросила мужа повесить люстру в комнате. Алик повозился с концами проводов, и заявил:
- Люстру вешать не могу, повешу временную лампочку.
- Почему? – спросила Лара.
- Не хватает одного крепежа.
- Сними в коридоре, - посоветовала Лара. – В коридоре свет не так нужен.
 
Алик резко возразил:
- Не буду я сто раз делать одно и то же.
Лара в ответ:
- Разве это не одно и то же - сейчас повесить лампочку в комнате и затем поменять её на люстру, или снять крепеж в коридоре и сразу установить люстру?

Это была обычная практика их совместного обсуждения. Они согласовывали между собой действия и выбирали оптимальный вариант. Если бы Алик объяснил ей, почему нельзя повесить люстру сейчас, Лара поняла бы и не стала настаивать.
Но она услышала в ответ:
- Делай сама, если хочешь, я не буду!
 
Это было так непохоже на её Алика! Как будто вернулся призрак дивана. «Что могло случиться за то время, что мы здесь?», - подумала она и не найдя слов, чтобы ответить ему, отошла в сторонку.
 
Каждый занялся своим делом. Лара ждала, когда муж закончит начатую работу, чтобы вместе расставить мебель на кухне и убраться. Но Алик занялся плинтусами.
Лара напомнила ему  про кухонную мебель, в установке которой она могла ему помочь. Не глядя на неё, он недовольно буркнул:
- Я уже начал и  хочу закончить.
 
«Ладно, - подумала Лара, - подожду». Но время шло, а Алик не обращал на неё внимания.
Она уже по третьему кругу протирала шкафы, подоконники, и уже не зная, чем заняться, подошла к мужу, желая обратить его внимание на себя:
- Я тебе нужна? Если нет, поеду домой, там тоже много дел.
- Это твое дело, если хочешь, иди.
 
В растерянности Лара взяла сумку, нехотя пошла к двери. «И кто тебя за язык тянул? Села бы в кресло и отдохнула. Дела какие-то выдумала... И как теперь поедешь своим ходом? Думать надо, дура!» - ругала она себя.

И уже в дверях она услышала раздраженно-примирительный голос Алика:
- Ладно. Что ты хочешь?
Лара с готовностью пошла обратно и напомнила ему цель их приезда. Алик с мрачным видом машинально согласился с ней, и, опустив глаза, не к месту, как будто про себя, проговорил:
- Да…, может быть. Подключение…, электроплита, надо проверить... Сейчас...

- Давай, сначала шкафы поставим на свои места, - осторожно, чтобы не сбить мужа с верного пути, предложила Лара.
Алик молча, не обращая внимания на Лару и не принимая от неё помощи, без особых затруднений, поставил на место мойку, рабочий стол и тумбу. Тяжелую электрическую плиту он не смог сдвинуть с места - надо было умудриться приподнять её так, чтобы не повредить линолеум. 
Без помощи Лары было не обойтись, но он отвергал её помощь:
- Отойди, я сам.

Лара не обращая внимания на его протест, нашла момент и поставила под приподнятый край электроплиты куски линолеума с дощечками. В конце концов, плиту удалось поставить на место.
 
Алик подключил плиту к массивной черной розетке и начал проверять работу конфорок. Но…, что-то пошло не так. Стоило ему включить конфорку, свет отключился. Он подошёл к электрическому щитку, что-то нажал и свет включился. Он повторял это раз за разом, проверяя каждую конфорку, и каждый раз свет отключался, а он весь мрачный снова и снова включал его в электрическом щитке.
 
Было очевидно, что где-то в цепи происходит короткое замыкание. Лара не вмешивалась, уверенная, что муж устранит неполадки. Только когда Алик попросил её подержать концы проводов, она осторожно спросила:
- А ты проверил соединения? На всякий случай.
 
Алик молча взял тестер и прозвонил провода. Убедившись, что всё в порядке, он снова подключил плиту - конфорки нормально заработали, свет ни разу не выключился.
Он недоумевал:
- Не понимаю, почему коротило. Я же ничего не делал…

Лара подумала про себя: «Дело ведь не в электричестве, дело в нас самих – «коротит» из-за нас. Стоило нам снизить уровень напряжения в нас самих, как все наладилось». Конечно, вслух этого она не произнесла.
 
Неоднократно Лара замечала, что в условиях эмоционального и психического напряжения, которые возникают между людьми, возникают сбои на физическом уровне, которые исчезают при снятии напряжения. В этом была какая-то тайна, которая была за пределами её понимания.
В отношениях с мужем Лара замечала это не раз - без обоюдного одобрения или согласия, у них ни одно дело не двигалось с места; кроме облома и огорчения, подобные ситуации им ничего не приносили. Поэтому она решила для себя, не начинать ни одно крупное семейное дело, если они с мужем не пришли к согласию. В житейских вопросах они с мужем стремились выполнять два простых правила: во-первых, уступает тот, для кого это не принципиально; во-вторых - если нет согласия в каком-то деле, лучше его повременить.

Что сейчас пошло не так, она не понимала.

*******

Алик мрачнел ещё больше и продолжал дуться на жену, отмалчивался, говорил нехотя, по необходимости. Фактически ремонт был уже завершен. Осталось привести в порядок мелкие детали, типа розеток, карнизов, занавесок, посуды, злополучной люстры, из-за которой, как думала Лара, Алик разозлился на неё.
 
Каждый занимался своим делом, но пару раз Лара просила мужа помочь, и слышала недружелюбное - делай сама!. Но и Алик не всегда мог обойтись без неё. Естественно время от времени он тоже просил подать что-то, подержать… У Лары мелькнула мысль: «Может, мне тоже отвечать ему «Делай сам!», но, понимая, что от этого лучше не станет, не стала усугублять ситуацию.
Наоборот, она была рада помочь мужу. «Как можно из-за люстры так долго сердиться?» - не понимала она.
Не привыкшая к такому отношению,  Лара решила выяснить, в чем дело:
- Ты можешь мне объяснить, Алик, чем я тебе не угодила. Не из-за люстры же?! Вроде я ничего обидного тебе не говорила. Да и ничего плохого не делала. Стараюсь помочь, чем могу…

И тут Алика как будто прорвало, его тоже тяготила эта ситуация:
- Это ты ничего плохого не делала? Тогда, что же такое «плохое»?

Лара оторопела, ничего не понимая. Таким раздраженным она никогда не видела мужа.
- Объясни, я не понимаю. Возможно, не сознавая того, я тебя обидела, извини. Но что такого ужасного я могла сделать, чтобы тебе в такой степени не понравилось?
 
- Интересно…, ты сама пригласила к нам домой «мужа на час», и считаешь, что это должно мне нравиться? А что если я приглашу в дом «жену на час», чтобы она хозяйничала у тебя на кухне? – с несвойственной для него злостью сказал Алик. - Я прихожу домой и у нас какой-то мужчина, который удивленно смотрит на меня, мол, это кто такой… Думаешь это приятно?

Лара чуть не расхохоталась, ощутив легкость, как будто упала гора с плеч. Теперь ей стало понятно, в чём дело! Когда есть ясность, можно и посмеяться!

Но она просто улыбнулась и стала объяснять ему:
- Во-первых, я пригласила «мастера на час». Разве, я не предупредила тебя и не попросила приехать, как только сделают потолок? Я сказала тебе, когда приедет мастер. Во-вторых, вспомни, ты пришел раньше него, мы даже успели с тобой пообедать. Ты же сам открыл дверь, когда пришёл мастер!
 
- Положим… Да, вспоминаю… он прошёл мимо меня, как будто я пустое место. Через губу спросил: «Где хозяйка?» – как будто я какой-то дворецкий. Расположился у дивана с инструментами, как хозяин. Вопросы задавал только тебе, как будто я не мужчина, не хозяин дома.

- Ты помнишь, в чём ты был? В элегантном костюме, в белой рубашке, в галстуке! Ты ведь не переоделся в домашнюю одежду, когда пришел домой. Откуда ему было знать, что хозяин может в таком виде ходить дома? Вот если бы ты был в домашних брюках с потёртыми коленками, может, он и признал бы в тебе хозяина?

- Ну да, – наконец, улыбнулся он. – Я об этом не подумал.
Но словно вспомнив что-то, нахмурился и насмешливо спросил:
-А что за визитку он оставил? «Муж на час!».

Лара вспомнила - визитку «Мастер на час» она машинально, не глядя, положила куда-то.
 
Оказывается, Алик увидел её на принтере, когда у них ещё работал мастер. Покрутив в руках, он сразу обратил внимание на надпись «Муж на час». Сначала он не придал этому значения, но со  временем надпись «Муж на час» и образ чужака на «его территории» слились в одну большую глыбу, которая стала давить на него так, что он ни о чем думать не мог, кроме как об этом.
Он сам не ожидал от себя такой реакции.

- Да, ладно, - не поверила Лара. -  Я почему-то не заметила. Фирма называлась «Мастер на час». Я тебе говорила об этом.
- Не веришь? Возьми, посмотри.

- Дорогой мой, какое это имеет значение? Конечно, ты бы и сам отлично справился с ремонтом дивана. Но тебе пришлось бы потратить больше времени и нервов. Ты же видел, как мастер работал – чётко, аккуратно, без лишних слов. Думаю, что мы должны быть довольны, что, наконец, вопрос с диваном решился, а мастер тем, что заработал.

- Тогда, я заработал как «муж на час» уже миллионы рублей, - не преминул напомнить Алик не без гордости. – Одна дача чего стоит!

Лара охотно согласилась:
- Разве я это отрицаю? И не только дача, и все наши ремонты...

«Ведь и мне есть чем гордиться, - радостно подумала Лара, - Я  всегда была рядом в качестве подручного... Не считая готовки, уборки, стирки… - и сама же себя пресекла. – Успокойся, дорогая! Без Алика ты одна не смогла бы ни-че-го. И впредь  не приводи на его территорию чужаков! Здесь он и только он хозяин!»

Если бы не этот случай, Лара никогда не знала бы, какой древний инстинкт дремал в её спокойном, интеллигентном муже - защита своей территории, - проснувшийся, казалось бы, из-за пустяка.

9 августа 2015 г.
Москва


Рецензии