Под стук колёс-2... Холёные, лощёные...

   Поезд без устали стучал колёсами. Попутчики проезжали несколько остановок и выходили... Всё, как всегда. Как будто муха пролетела, отмахнулся и забыл... А этот почему-то запомнился, и надолго.
   Он вошёл в вагон, как судья в зал заседаний... Важный и невозмутимый. Чистокровный россиянин, чернявый с проседью. Чистейший русский язык, правда слово «что» именно так и звучит, а не «што» - как мы обычно произносим, и иногда переходил с «вы» на «ви».     За руку ввёл внучка. Мальчик холёный, чистенький, аккуратненький. Лет эдак шести-семи...
   Оба учтиво поздоровались, сели рядышком на свободную полку... Аккуратно положили вещи, ровненько и бережно... Сели одинаково, спины прямо, движения плавные, степенные...
   Я, грешным делом, подумал: « Ну, как лом проглотили...»  Больше не стал на них смотреть, уставился в окно. Поезд тронулся, за окном плавно поплыли деревенские домики, сады, огороды, промелькнул переезд и  поплыли посадки с полосой буйной зелени... Лето в разгаре, июль.  Я погрузился в свои мысли и отключился от происходящего в вагоне...
    Вернул меня голос деда:
 - Простите пожалуйста, вы не будете возражать, если мы расположимся на столике покушать?  Время ужина, понимаете ли...
 - Да, да... , и что-то ещё промычал я и снова хотел отвернуться, но дед не отставал и стал что-то рассказывать. Я повернулся. Он  поведал, что ездили они с Вадиком к его отцу. Отец Вадика закончил пединститут, получил распределение в деревню, весьма забытую и заброшенную, дали ему там какое-то жильё...
 - Позвольте мы сходим вымыть руки?
 - Да идите, я посмотрю за вещами.
 - Премного благодарен...
   Они сходили,  вымыли руки, и снова торжественно уселись в купе. Разговоры об ужасах деревенской жизни продолжились.
  При этом дед начал раскладывать продукты. Это была целая процедура : на столе расстелил газету, поверх чистую пергаментную бумагу, мы её калькой называли... Потом стал выкладывать хлеб, куски курицы, зелёные огурцы, варёные яйца...     Но как?...      На обе руки  он надел полиэтиленовые пакеты, брал всё исключительно  через пакет, аккуратно ровненько укладывал... Ели руками, забавно чавкали, но брали всё исключительно через пакетик, в одной руке пакет, в другой салфеточка, после каждого откусывания — протирка салфеточкой...
Пока ели, дед примолк  и я снова уткнулся в окно... Мне нравится смотреть на всё за окном, посадки, поля, речки, хочется обязательно увидеть на  воде уток...
Но поели они, как мне показалось быстро, дед опять включился, опять я стал узнавать новые  «страшные» подробности...   Потом дед рассказал, что зять не только сам переехал в деревню и всерьёз собирается работать в этой «кудыкиной яме»*, но и договорился, что жену возьмут работать бухгалтером в колхоз...
  - Вы представляете, он нашу Элечку тоже притащит в эту тьмутаракань... Я плохо представляю себе как мы, родители, это переживём... Я уже сейчас в три раза увеличил дозу успокоительных капель...

   Мне опять пришлось слушать, смотреть на него, как-то реагировать... Тут поезд заскрипел тормозами, сбавил ход и остановился. Я пытался разглядеть, не садится ли кто в наш вагон, но тщетно, от середины вагона вход не видно... Была у меня надежда, что может кто подсядет к нам, и дед примолкнет... Но нет, поезд дернулся, не простояв и двух минут, плавно стал разгоняться и опять стук колёс заполнил пространство: « ту-дук,  ту-дук — ту-дук, ту-дук»...
А дед после паузы продолжил:
 - Ну, не я буду, если я их оттуда не вырву... Всех подключу, всех на уши поставлю...
 - А чо, пусть поработают, опыта наберутся.  У нас тоже учителя были после институтов по распределению... Не умерли, работали, нас вот выучили...

Он аж руками замахал:
           -  Что вы, что вы, что вы!!! Какой тут опыт?

Я удивился такой реакции, а меж тем к купе подошел человек с чемоданом:
 - Я к вам, вот мой билет, вот моё место...

Сел. Задвинул чемодан под сидение:
 - Да я еле успел... Бегу к своему вагону, а уже тормоза отпускают, хорошо впустил проводник в первый попавшийся... Шёл сюда через три вагона.

Больше всех обрадовался я... Появились новые «свободные уши».
Правда за это я невольно прослушал снова первую серию, хоть и смотрел в окно большей частью. Новый мужик охотно кивал, правда без комментариев, причем непонятно, толи он соглашался, толи отрицал, мне сбоку было плохо видно...
    Вадик, как ни странно, довольно долго терпеливо сидел, щёлкал какой-то игрушкой, потом ему надоело и он стал курсировать с нижней на верхнюю полку, так раз двадцать. Потом и это надоело и он попросился у деда выйти к коридорному окну...
 - Только вот к тому, чтоб я тебя всё время видел.
 - Угу...
И встал он наискосок от двери, в поле зрения деда... Причём опять затих на долго...
А дед опять оживился, перешёл на какой-то заговорщический шёпот и продолжил :
 - А тут вчера попросился Вадик поиграть с соседскими детьми... Я конечно поинтересовался, что за дети...
 - Жанна и Анжелика, в этом году тоже в школу пойдут... к папе учиться...

         Ну по именам видать не из простых семей...

 - Поди поиграй.      Ну и я с ним вышел... приглядеть за ребёнком.

Дед всё поглядывал в коридор и «шептал»  соседу... Не то что мне, кажется этот шёпот и в туалете слышно было:
 - Но эти Жанночка и Желочка оказались очень бойкие... Сразу заставили Вадика нести доски, прилавки им надо, в магазин играть...
              Я помог Вадику одну доску принести, а остальные три - девочки сами притащили...поодиночке...   Сделали прилавки, каждая себе.   Стали раскладывать «товары»: старые куклы, ленты, ржавые гвозди, вялый переросший огурец, уже похожий на дыню, и прочий хлам...  Но им показалось, что прилавки пустые и Желочка побежала ещё искать что-то...  А Жанночка говорит: «А я сейчас пирожки буду печь...» Нагребла кучку грязного песка пополам с землёй, сверху сделала ямку, подняла платье, прижала его подбородком, отодвинула шторочку трусиков  и сделала лужицу в приготовленную ямку... Потом разгребла сухой песок, а из мокрого слепила пирожок и даёт Вадику: «Положи на прилавок...»    Ви представляете???    Да разве моя Элечка в детстве могла бы такое сделать?    Да в присутствии посторонних?..  Я от неожиданности даже пикнуть не успел, как Вадик взял в руки «пирожок» и положил на прилавок...
Тут прибежала Желочка, так обрадовалась и говорит: «Ой, давай ещё напечём, побольше...»  И они вдвоём ещё «напекли»,  так же, по два пирожка... И опять к Вадику...
Ну уж тут я успел: «Ва-а-дик! Нельзя брать пирожки грязными руками! На,  хотя бы через пакетик...» Тут уж и он вспомнил про воспитание...   
И что ви думаете?  Не прошло и пять минут, Жанночка стала из кармана доставать сухарики и угощать: «Желка будешь? Вадик хочешь?»   И обе захрустели сухариками...         
Я взмолился: «Вадик не хочет! Он только недавно хорошо покушал...»  Потом обратился к подружкам: «Как же вы кушаете грязными руками?»   «А... щас...» , и стали обтирать руки об коленки, потом шлифанули об платья...  И опять к Вадику: «На сухарик... по глазам видно, что хочешь... Вкусные, бабушка нажарила.»
   И ви представляете! Он не выдержал, схватил и тоже захрустел...
О, ужас! Немытыми руками... Бедный ребёнок!

Тут Вадик зашевелился и вошёл в купе... А дед опять завёл:
 - А какие там мухи? Ви себе представить не можете... такие огромные, жирные, нахальные — из сарая и прямиком в дом, в кухню и на стол...
Новый сосед вдруг поднял голову:
 - Да знаю я этих мух... Живу я тут... Привыкли...
Дед вдруг осёкся:
 -Да... И ви тоже...
Это уже был вопрос ко мне.  Я тоже поддакнул... Он немного помолчал с такой гримасой на лице, что аж уши шевелились... но вскоре пришёл в себя:
 - Нет... Ну нет, как же там жить? Там даже нет никакого асфальта, а вдруг случится дождь...
 - Так сапоги, резиновые, или калоши... А ходить лучше после дождя по травке...

Дед округлил глаза, и без того огромные:
 - А сколько там работы... Соседская бабка, как только
узнала, что я отец нового учителя, стала рассказывать, сколько у неё хозяйства и что она встаёт в четыре утра, а ложится хорошо, если в одиннадцать; то я уже перехотел и молочка от коровки... Лучше буду пить обезжиренное, из бутылочки, из магазина.

   Я прислонился к задней стенке и стал дремать, Вадик тоже притих на верхней полке, только дед что-то долго ещё бубнил, да мужик иногда вставлял пару слов... Мне приятней стало слушать стук колёс. Успокаивает, убаюкивает...
   Наконец-то погас свет в купе, осталась только тусклая дежурная лампочка. К счастью все улеглись и дед затих со своими причитаниями...
    Приехали среди ночи. Я быстро забрал свой рюкзак и удалился... Надоел этот дед...


* - у нас обычно говорили «За Кудыкину гору» - это значило так далеко, в неизвестность и жуть...


Вспомнилось в 2024году.
 А ехал наверно чуть ли не полвека назад...


Рецензии