Диахронное и синхронное разнообразие науки

* Путеводитель по профилю. МираНаука
* http://proza.ru/2023/08/28/1528
________________________________

Диахронное и синхронное разнообразие науки.
________________________________

Синхрония (греч. synchronos — одновременный) — рассмотрение языка (или какой-либо другой системы знаков) с точки зрения соотношений между его составными частями в определенный период времени. Синхрония противопоставляется диахронии — исследованию развитий языка во времени.

Наука представляет собой очень сложный и во многих отношениях противоречивый в своем эмпирическом бытии объект. Это относится и к историческому бытию науки, к ее, так сказать, диахронному аспекту и к ее синхронному бытию, имея в виду ее современное состояние.

Диахронное (историческое) многообразие форм «науки»:

1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская)
Особенности: непосредственная вплетенность и подчиненность практическим потребностям

2) античная наука
Особенности: теоретичность (источник научного знания— мышление), логическая доказательность, независимость от практики, открытость критике, демократизм.

3) средневековая европейская наука
Особенности: теологизм, непосредственное обслуживание социальных и практических потребностей религиозного общества, схоластика, догматизм. Научные истины («истины разума») имели подчиненный, более низкий гносеологический статус, чем религиозные истины («истины веры»).

4) новоевропейская классическая наука
Особенности:
1) сосредоточиться на изучении отдельных процессов и явлений с тем, чтобы использовать впоследствии полученное знание о свойствах и законах этих процессов в технических и технологических целях;
2) сама наука должна быть не созерцательно-наблюдательной, а экспериментальной в своей основе, т. е. предметом науки должна быть не сама по себе природа в своей естественности и целомудренной объективности, а «вырванные» из природы как тотальности
или искусственно созданные в лабораториях материальные системы. онтологическими основаниями классической науки являлись: антителеологизм, однозначный детерминизм, механицизм.
Гносеологические основания классической науки: объективные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивно-аксиоматический способ построения теории.
Ее социальные основания: дисциплинарная организация, создание научных и учебных заведений нового типа

5) неклассическая наука
Особенности: Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, массовость, системность, структурность, организованность, эволюционность систем и объектов.
Гносеология неклассической науки: субъект-объектность научного знания, гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость
научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Социология
неклассической науки: "зернистая" структура научного сообщества, многообразие форм научной кооперации, наука - объект экономического, правового, социального и государственного регулирования, противоречивое многообразие норм научного этоса.

6) постнеклассическая наука
Особенности: Лидеры постнеклассической науки — биология, экология, синергетика, глобалистика, науки о человеке. Преимущественный предмет исследования постнеклассической науки — сверхсложные системы, включающие человека в качестве существенного элемента своего функционирования и развития.

Исторические формы бытия того, что именовалось и именуется «наукой», настолько разнообразны и настолько противоречат друг другу, что не поддаются простому эмпирическому обобщению.

Синхронный плюрализм обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисциплин, реализуемых в них идеалов и норм научного исследования, а также
форм организации деятельности.

При анализе современной науки можно выделить по крайней мере
четыре совершенно различных класса наук, по ряду параметров существенно отличающихся друг от друга:
1. логико-математические
2. естественно-научные
3. инженерно-технические и технологические
4. социально-гуманитарные.

P.S.:

Диахронное (историческое) многообразие форм «науки»:
1) древняя восточная преднаука (вавилоно-шумерская, египетская, древнеиндийская, древнекитайская); 2)античная наука; 3) средневековая европейская наука; 4) новоевропейская классическая наука; 5) неклассическая наука; 6) постнеклассическая наука. Онтологическими основаниями классической науки являлись: антителеологизм, однозначный детерминизм, механицизм.

Синхронный плюрализм обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисциплин, реализуемых в них идеалов и норм научного исследования, а также форм организации деятельности.


Рецензии