Эффект Даннинга-Крюгера. от глупости до эксперта

Эффект Даннинга-Крюгера

Впервые я столкнулся с эффектом Даннинга-Крюгера, еще не зная о его существовании.

В феврале 1956 года, меня перевели с должности 3-го пом. на должность 2-го помощника капитана. Мне на замену пришел выпускник ОВИМУ. Вновь прибывший штурман, довольно требовательно спросил у капитана, почему 2-м помощником идет техник-судоводитель (как указано в учебном дипломе), а не он — инженер-судоводитель.

На что капитан Николай Иванович Плявин ответил, что Позолотин, будучи 3-м пом. кпитана, около года знакомился и порой дублировал должность 2-го-(грузового) пом.капитана.  Николай Иванович  объяснил , что  на танкерах  особо важен опыт, а не только знания, и дополнил фразой - "Кроме высшего образования нужно иметь хотя бы среднее соображение и, как минимум, начальное воспитание".

Эффект Даннинга-Крюгера.

 Самоуверенность и уверенность в себе - важные качества, которые помогают человеку решать задачи и достигать целей. Но вот когда эти качества выходят за рамки здравого смысла, то могут превратиться в раздутое самомнение. Это уже нездоровое состояние, когда человек считает себя лучше других, не обладая при этом достаточными основаниями для такой уверенности.знаний, Чем меньше  ***IQ тем выше самомнение. Людям не хватает адекватности восприятия.

Это неспособность слабого ума (низкого *IQ) осознать самое себя, и понять что его IQ недостаточен (т.е. то что он глуп или говоря мягче - некомпетентен). Причина этого тривиальна - на осознание (хотя бы самого себя) необходим интеллект. 
Этому явлению (не-осознанию собственных действий/решений/мыслей, т.е. ума) сопутствует понятие «эго», эгоизм, ****ЧСВ, самоуверенность - они запредельны у запредельно глупых людей.

Эффектом Даннинга-Крюгера назвали *когнитивное искажение, при котором люди неверно оценивают свои способности. Считается, что менее квалифицированные специалисты переоценивают свои навыки, а люди с более глубокой экспертизой — недооценивают. Так возникает завышенная самооценка у одних и синдром самозванца — у других.

Это (очевидная) тенденция неквалифицированных людей переоценивать свою компетентность. Обнаруженный в 1999 году психологами Джастином Крюгером и Дэвидом Даннингом эффект с тех пор стал популярным.

Эффект Даннинга-Крюгера, суть которого заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Как появился эффект Даннинга-Крюгера
В апреле 1995 года американец ограбил два банка в Питтсбурге. Удивительно, но он даже не попытался спрятать лицо. Когда к нему пришли полицейские, мужчина был в шоке: как его вычислили, если он натер лицо лимонным соком?

Он знал, что лимонный сок использовали для изготовления невидимых чернил, и решил, что его лицо тоже станет невидимым для камер. Чтобы протестировать эту гипотезу, преступник сделал несколько снимков на Polaroid перед ограблением. Лицо действительно не проявилось на фото. Гораздо позже стражи порядка узнали, почему так вышло: лимонный сок попал мужчине в глаз, он дернулся в момент фото и запечатлел пустую комнату.
Изначально мужчину сочли сумасшедшим. Но Дэвид Даннинг, профессор психологии в Корнелле, и Джастин Крюгер, один из его аспирантов, поняли, что это был прекрасный пример явления, которое теперь известно нам как эффект Даннинга-Крюгера.

Чтобы доказать существование синдрома в научном сообществе, Даннинг и Крюгер провели исследование. В 1999 году они предложили студентам несколько тестов на логическое мышление, грамматику и чувство юмора, а затем попросили их оценить собственные способности. Испытуемые должны были предположить, насколько хорошо они справились с задачей.

Человек проходит четыре основные стадии развития, когда осваивает новое дело или навык.

Первая точка — пик глупости: «Я знаю все!» Ее достигают все новички — не глубоко погрузившись в тему, формируют первое знание и поверхностное понимание процессов.

Вторая точка — долина отчаяния. До нее доходят люди, которые решают развиваться дальше, но при первых сложностях понимают, что не все так просто. Полученные ранее знания — лишь капля в море.
— Более опытные коллеги смогут оценить текущий уровень знаний и посоветовать полезные материалы для дальнейшего развития.

Третья точка — склон просветления, следующий шаг от новичка к эксперту. На этом этапе человек понимает, что уровень квалификации нужно постоянно повышать. Постепенно появляется релевантный опыт и робкое чувство уверенности.

Четвертая точка — плато стабильности. Человек продолжает развиваться, прокачивает знания и умения, становится профессионалом. При этом переживает, реально ли ему хватает скиллов (навыков), чтобы считаться экспертом.

По результатам тестирования видно, что люди, которые высоко оценили свои способности, справились с тестом хуже, чем ожидали. Те, кто выполнил тест лучше всех, недооценили свои навыки. Даже после объективного фидбека студенты из первой категории отказывались признавать свою некомпетентность и высокий уровень способностей других. Их самоуверенность зашкаливала вне зависимости от обстоятельств и реальных причин.

«Эффект описывает различие в мышлении между «новичками» и «экспертами»: чем больший вы новичок в какой-то области, тем более вы уверены в правоте своих суждений. И наоборот, чем глубже ваша экспертиза — тем больше вы сомневаетесь в верности своих суждений.
Не имея представления о всех тонкостях дела, вероятностях развития ситуации и рисках, новички часто демонстрируют уверенность, что «все поняли» и «знают как лучше».
Критики отмечают, что эффект Даннинга-Крюгера получил такую популярность неслучайно. Излишняя самоуверенность заметна и предосудительна.

*В психологии используется термин «когнитивное искажение», что означает предвзятое умозаключение или убеждение, которое искажает восприятие реальности. Склонность верить в объективность собственной картины мира, приписывая несогласным с ней людям недостатки.
Когнитивные искажения – это регулярные ошибки в восприятии окружающей действительности. В их основе лежит не обработка фактов, а ложные представления о явлении и привычка мыслить шаблонно.

3 совета для борьбы с **когнитивными искажениями
Синдром самозванца так же опасен, как и завышенная самооценка. Одинаково плохо пройти курсы для новичков и метить на позицию старшего специалиста — и быть настоящим профессионалом, который не верит в собственные силы.
Если вы оказались в «долине отчаяния», не сдавайтесь — не останавливайтесь в развитии. Мозг сформирует новые нейронные связи и вытолкнет вас на вершину. Главное — продолжать учиться и прокачивать навыки, чтобы не зависнуть в этом состоянии.
Если к вам в команду попал уверенный в себе *джун (от англ. junior, младший) , это не значит, что он страдает от завышенной самооценки. В IT Джун — это начинающий с минимальным опытом работы по специальности или вообще без него. Джун больше теоретик, чем практик: может идеально знать теорию, но слабо понимает, как применять эти знания в работе.


***IQ-Коэффициент интеллекта
IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека (коэффициент умственного развития): уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека (такого же или среднего возраста); в более узком смысле — отношение так называемого умственного возраста ...

****«ЧСВ» является аббревиатурой, обозначающей «чувство собственной важности». Это понятие не связано с медициной, а представляет собой часть сленга. Термин ЧСВ — feeling of self-importance — впервые употребил писатель Карлос Кастанеда. Он описал его как ощущение превосходства над другими людьми и указал, что оно отнимает энергию и мешает жить в гармонии. ЧСВ стал широко распространенным среди интернет-пользователей.


Рецензии