13. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА 13.
Тогда Иисус возведён  был Духом в пустыню, для искушения от дьявола  (Мф.4:1)

1. Как замечает Святитель " Христос все делал и терпел для нашего научения, то и теперь ( после Крещения) Он попускает отвести Себя  в пустыню и поставить в борьбу с дьяволом для того, чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после Крещения претерпевать ещё больше прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение, как дело обыкновенное"
Бог посылает искушения 1)" чтобы ты познал, что ты сделался гораздо сильнее; 2) чтобы ты пребывал в смирении и не превозносился величием даров, видя, что искушения могут смирять тебя; 3) для того, чтобы лукавый дух, все ещё  сомневающийся в твоём от него отступлении, видя твое терпение в искушениях, уверился, что ты совершенно оставил его и  отступил от него; 4) чтобы ты через это сделался твёрже и крепче всякого железа; 5) чтобы получить ясное свидетельство о  вверенных тебе сокровищах."
Иоанн Златоуст предостерегает нас: "что мы не должны сами вдаваться в искушения, но когда будем вовлечены в них, должны стоять мужественно."
Он объясняет нам, что " дьявол особенно нападает на нас, когда видит нас в уединении ( пустыне)...по этой причине нам всем нужно чаще собираться вместе, чтобы дьявол не мог удобно уловлять нас."
Дьявол приступил к Иисусу. не когда Он постился, а когда взалкал.
" Отсюда познай,- обращается к нам Святитель, - сколько великое  благо и сколь сильное оружие против дьявола - пост, познай и научись, что, омывшись водами крещения. не должно предаваться удовольствиям. пьянству и обильным явствам, но соблюдать пост...
И  Адама из рая изгнало чревоугодие...
Так и иудеи, начав пьянством и обьядением, предались беззаконию и сделали величайшие преступления."

2. Господь, "пропостившись 40 дней, напоследок взалкал ( Мф.4:2)., давая, таким образом случай дьяволу приступить к нему, чтобы своей борьбой показать,  как надо преодолевать и побеждать."
На искушение дьяволом Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами, низлагая кичливость дьявола, Господь отвечает Ни хлебом одним будет жить человек.
Святитель обращает наше внимание, что дьявол верен своему коварству и  начинает свое обольщение (как в раю) невоздержанием чрева.
Но Христос,  желая показать, " что добродетельного человека самое жестокое насилие не может принудить сделать что- либо неподобающее, алчет, однако же, не повинуется внушению дьявола."
Его ответ Ни хлебом одним... значит, "что Бог может и словом напитать алчущего.
Этим Христос научает нас, несмотря ни на голод, ни на какие другие страдания, никогда не отступать от Господа".

3. Гнусный обольститель опять приступает к Господу:
Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелами Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногой Твоей  (Мф.4:6)
Иоанн Златоуст  объясняет нам, что дьявол этим обращением Если Ты Сын Божий,  пытается посеять неверие в дары Божии и как бы говорит: "Если это не так, то покажи нам Свою Божественную Силу".
" Дьявола должно побеждать не знамениями, но незлобием и долготерпением," как Господь, который сказал:
Не искушай Господа Бога твоего (Мф.4:7).
Очень интересно Святитель толкует далее. Словами "Ангелам своим заповедает...   не предписывается нам  бросаться в пропасть...  Бросаться вниз свойственно только дьяволу и демонам, Богу же свойственно и лежащих восстанавливать. Если бы и нужно Сыну Божьему явить силу Свою, то, конечно не в том, чтобы прыгать с высоты, но в том, чтобы спасать других".
И в 3- ий раз приступил дьявол к Христу.
Святитель отмечает: " Подобно как бойцы, получив смертельную рану и обливаясь кровью   в  беспамятстве мечутся во все стороны, так и он, поражённый и  1-ым и 2-ым ударом, начинает говорить без разбора, что пришло на ум..."
И возведя на высокую гору,  показывает ему все Царства мира и славу их, и говорит Ему: "Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне". Тогда Иисус говорит ему:"Отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему  поклоняйся и Ему одному служи".
Так как дьявол согрешил теперь против Бога Отца, назвав своей всю вселенную, Христос отвечает дьяволу не как человек в первый и второй раз,  а как Господь, наконец, запретив ему, и не с гневом, а просто. Отойди, сатана.
"Это было скорее повеление, - объясняет Святитель- чем запрещение. Сразу после этих слов дьявол тотчас сбежал и не смел больше искушать Его."

4. "Источниками всех бесчисленных зол,- предупреждает нас  Святитель Иоанн Златоуст- являются 3 следующих порока: служение чреву, тщеславие, чрезмерное пристрастие к богатству  (любостяжание).
Как же побеждать дьявола в искушениях?
Святитель отвечает:"Так, как научил Христос: прибегать к Богу, не унывать и при голоде, веруя в Того, Кто может напитать нас и словом; и если получим какие блага, не искушать ими Даровавшего, но, довольствуясь славой небесной, нимало не заботиться о человеческой и во всем удаляться излишеств. Поистине, ничто не подвергает нас власти дьявола, как желание большего и любостяжание.
И ныне есть  такие, которые говорят: "все дадим тебе, если, падши, поклонишься нам". Они хоть и люди по естеству, но стали орудием дьявола".
После бегства дьявола к Христу  приступили Ангелы и служили Ему (Мф.4:11)
" Отсюда познай,-   говорит нам Святитель, -  что  и тебя после побед над дьяволом примут с рукоплесканием Ангелы и будут ограждать во всех случаях. Так они приняли и отнесли на лоно Авраамово Лазаря, искушенного в печи бедности, голода и всяких скорбей."
Иоанн Златоуст предупреждает нас:
"Совершенно не верить ему (дьяволу), заграждать слух свой, ненавидеть его, когда льстит, и чем более обещает, отвращаться от него. Он - неумолимый враг наш и ведёт с нами непримиримую брань. Не столько мы стараемся о своём спасении, сколько он о нашей погибели...
Дьявол много обещает нам, но не с тем, чтобы дать, а чтобы у нас взять. Обещает доставить богатство посредством хищения,  с тем, чтобы отнять у нас Царствие и правду; расстилает по земле сокровища, как тенета и сети, для того, чтобы лишить и этих сокровищ, и небесных; хочет обогатить нас эдесь, чтобы мы не имели богатства там."
Святитель  объясняет "Когда  дьявол не может лишить небесного наследия посредством богатства, то избирает для того другой путь - путь бедности, как он поступил с Иовом...
Кто умел благоразумно пользоваться богатством, то тем более будет мужественно переносить бедность. Кто не имел пристрастия к богатству, когда обладал им, тот не станет искать его, когда его и не будет, как и действительно не искал его блаженный Иов, напротив
в бедности он сделался ещё славнее"
Отняв у него все,  дьявол не получил никакого успеха, потому что не мог лишить Иова любви к Богу, и наоборот, ещё более усилил её.
И даже гибельные советы друзей и жены им были отвергнуты.
Святитель  предупреждает: "Дьявол часто принимает личину сострадания и, притворяясь доброжелательным, подает нам советы пагубнее и вреднее всякого яда
Итак не будем
обманываться, не будем усиленно искать спокойной жизни:
Кого любит Господь, того наказывает Притч 3:12- говорит Писание

5. Иоанн Златоуст  обличает людей, проявляющих беспечность в спасении души, не верующих в Страшный Суд, рай и геенну.
Святитель  обращается к нам: "Кто вас осудит, когда мы скажем, что те люди безумнее и козлов, и свиней, и ослов,- люди, которые неизвестным почитают то, что яснее очевидного?"
Он утверждает: "Бог- беспредельная Благодать, неизреченное Человеколюбие и Доброта- неужели презрит и оставит неувенчанными рабов Своих- Петра и Павла, Иакова и Иоанна, которые ежедневно ради Него томились голодом, были заключаемы в узы, мучимы, потопляемы, предаваемые зверям, каждый день умирали, претерпевали бесчисленные страдания?..
Неужели эти праведные и благочестивые мужи, подвизавшиеся во всякой добродетели, будут находиться там же, где и прелюбодеи, отцеубийцы, человекоубийцы и гроборасхитители? Мыслимо ли это?"
Если за гробом нет ничего, - продолжает Святитель-если бытие ограничивается только настоящей жизнью, то, действительно, участь всех одинакова? ( праведных и нераскаянных грешников)
Но какой тиран, какой жестокий и свирепый человек захотел бы поступить так с рабами, ему послушными?
Видишь ли, какая  чрезмерная нелепость и какой конец такого умствования?
Иоанн Златоуст  убеждает нас:
"Тот, который потребует от нас ответа, ежедневно проповедует, что Он уготовал и геенну и Царствие. И на все это предоставляет нам ясные доказательства.
В самом деле, если бы Он не имел судить нас, то не посылал бы наказаний и здесь"
Святитель объясняет  " почему некоторые  из злых людей здесь наказываются, а другие нет?
Если Бог нелицеприятен... то почему же Он одного наказывает, а другому попускает умирать без наказания?..
Бог не всех наказывает здесь для того, чтобы ты не отчаялся в воскресении и  не перестал ожидать суда, ввиду того, что все получили воздаяние здесь; не всех также оставляет без наказания, чтобы ты опять не подумал, что вселенная не управляется Провидением.
Он наказывает, и не наказывает.
Если бы Он вообще не хотел воздавать каждому своё, то и здесь никого бы ни наказывал, ни награждал.
" А теперь ты видишь, - продолжает Иоанн Златоуст, -что Господь распростер для тебя небо, и возжег солнце, и основал землю, разлил море и воздух...
Все, будучи движимо Его рукой, содействует к сохранению нашей жизни.
Итак, видя столь прекрасный порядок в мире...дерзнешь ли ты сказать, что Тот, Кто  столько благ устроил для тебя, при конце жизни презрит тебе и по смерти оставит тебя поверженным вместе с ослами и свиньями?..
Удостоив тебя бесценного  дара благочестия и чрез него сделав тебя равным Ангелам,  неужели Он презрит тебя после бесчисленных твоих трудов и подвигов?
Утвердившись же в этой вере, заставим молчать инокомыслящих, а сами вступим  на путь добродетели...чтобы с подобающим дерзновением предстать на суд и получить обетованные нам блага, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.
Аминь.


Рецензии