Почему полезно плакать?

Вчера была первая практика в Университете практической психологии. Учусь на кризисного психолога. Очень нравится. Все интересно. Уже умею оказывать первую психологическую помощь.

Важно это делать вовремя. Идеально, если в первые 24 часа или в течение трех суток. Тогда у человека не останется пожизненных последствий, которые есть у нас у всех.

Если мы остаемся без помощи, а чаще всего так и происходит, потому что в школах и институтах нас этому не учат, то превращаемся в трвматиков.

- А почему не учат? – спрашивает меня внучка.
- Вы, как думаете, почему?

Сижу в детской стоматологии. Внуку лечат кариес. Из кабинета выходит девочка лет шести. Она плачет. Ей плохо. До этого вызвали в кабинет бабушку, чтобы она держала внучку, помогая врачу.

- Все! Все! Безапелляционным голосом говорит бабушка. - С виду такая мягкая. - Это не больно, - добавляет она. Не надо плакать!

- Почему ты решила, что не больно? Как ты можешь говорить за внучку?

Плачь, наряду с нервной дрожью, считается самой адаптивной острой стрессовой реакцией (ОСР). Человек проживает свой стресс активно. Это уже хорошо. Реакция не застревает в теле. Он выпускает ее наружу. Есть регуляция по принципу: вход-выход. Поэтому сейчас реабилитированы слезы и для мальчиков, и для мужчин.

Я смотрю на девочку. Мне ее искренне жаль. Думаю про себя:
- Прижми ребенка к себе. Поделись с ним своим теплом, спокойствием. Станет внучке намного легче.
Но бабушка твердит непоколебимо:
- Не плачь! Это не больно.

Да. Думаю про себя, все мы через это прошли. Не знаем, как реагировать. Нам самим в этот момент плохо, вот и пытаемся изолировать себя от эмоции другого. Самый простой способ, это обесценить его эмоцию словами:

 - Тебе не больно.

Вспомните, сколько раз вы уходили от эмоций своего близкого и самого родного человека только потому, что сами были слабы.

Так что же надо делать?
1. Дать человеку выплакаться и выговориться. Стать для него «жилеткой». Слушать. Быть рядом.
2. Взять человека за руку или положить ладонь на плечо. Приобнять, погладить по голове, если это ребенок.
3. Если это мужчина и видно, что у него уже трясутся губы, он старается не заплакать, то «дать ему добро» на слезы.
4. Можно повторять за человеком его фразы о чувствах, которые явно пострадали.
5. Можно сказать: «Ты сильный человек, который прошел через многие невзгоды. Это тоже преодолеешь».

Теперь я вспоминаю с досадой, что было время, когда я не знала, как реагировать на слезы. Моя младшая начинала плакать каждый раз, как происходило что-то нервное. Для меня это было досадное недоразумение. Я не понимала, почему дочь плачет и, как та бабушка из стоматологии, хотела лишь одного, чтобы слезы прекратились.

Сейчас себя не казним. Удивляемся и отпускаем с миром, принимая свое несовершенство.

Не так давно поняла, почему так остро реагировала на слезы дочери.

Когда мне не было семи, родители уезжали на дачу. Они только получили землю в коллективное пользование. Вернее, дачи никакой еще не было. Шла середина 60-х годов. Продуктов в стране не хватало. Партия решила: «Пусть люди сами себя подкармливают» с помощью этих земельных наделов.

Родители уезжали на всю субботу и потом еще на воскресенье. Меня в неполные семь лет оставляли с братом, которому было почти пять и с сестрой. Внимание!!! Ей было всего 8 месяцев. Она не умела ходить и все время плакала.

Я на всю жизнь запомнила, как мне было сложно. Это была непосильная ноша для шестилетнего ребенка. Никому и в голову не придет оставить сейчас нашего Даню, которому шесть, с двумя младшими детьми на весь день.

Что мы ели? Что пили? Ничего не помню. Я помню только, что мне было архисложно. Брат трудностей не представлял. Он был очень послушный и спокойный мальчик, а сестра была просто маленькая и ей нужна была мать.

Нет, мы не голодали. И особой необходимости в этой земле не было. Отец получал очень хорошую зарплату. Мы могли бы и в Сочи летать на отдых. Но папа был деревенским. Он рос в более суровых условиях и мама тоже. Сочи – роскошь, какая. Вот земля, которую надо обработать – это понятно.

А, как там Люба справляется с двумя малолетками? Это забота Любы.

Кто виноват? Никто ни в чем не виноват. Так все сложилось. Такая была жизнь.

Но сейчас, когда так много знаний и специалистов, жить по-старому и мыслить категориями XX века – это зависнуть в прошлом и ограничить свой рост умышленно.

Вопрос: Зачем? Зачем есть заплесневевший хлеб, если в достатке свежий?
Меняем мышление. Идем в ногу со временем. Регулируем свои эмоции. Оказываем помощь ближнему, но в первую очередь себе.


Рецензии