33. Ксюша

Дорогие читатели!

Приглашаю вас в младшую группу (от 3 до 4 лет) одного не совсем обычного московского детского сада. Вы познакомитесь со всеми её маленькими и такими разными обитателями, а также с воспитателями и другими работниками садика, с родителями и, конечно же, с проблемами. Куда ж без них…

Разумеется, все имена и названия изменены, любые совпадения случайны.


ТЕМНИКОВА КСЕНИЯ

Ксения и Тарас – близнецы. С ним вы уже знакомы. Сегодня познакомимся с Ксенией.

Ксюша – крепенькая, темноглазая девочка с сумрачным выражением лица, сжатыми губами и тяжёлым взглядом.

Платья на ней тёмненькие, мешковатые, так и хочется сказать – старушечьи. В старом понимании. Просто на платьях, юбках, кофточках нет ни аппликации, ни принта, ни рисунка из пайеток, ни яркой вставочки, ни хоть какой оборочки или бантика, вышивки, которые могли бы оживить добротную, но скучную ткань.

Волосы её подстрижены совсем коротко, по-мальчишески. К слову, Тарас обрит вообще под ноль. Позже узнали: он не даётся мыть голову. А Ксюше не отращивают волосы, чтобы брат не мог за них схватить.

Ксюша не улыбается, не смеётся, не резвится, не балуется. Но и не плачет. Вид у неё всегда насупленный, настороженный, озабоченный.

На удивление, она быстро привыкла к садику и подстроилась под его правила. Основные режимные моменты не вызывают проблем.

Но она не общается ни с кем, даже с девочками. Не умеет играть в ролевые игры. Излюбленная и часто затеваемая девочками игра в дочки-матери со сложным разветвлённым сюжетом оставляет её равнодушной. Хотя её каждый раз приглашают, завлекают, стараются включить в действие. Но она упрямо, иногда даже грубо отказывается.

В ней нет девчачьей милоты, беззаботности, кокетства, ласковой шаловливости. Такое впечатление, что эти качества, которые наверняка были «в заводских настройках», просто не активированы, а скорее даже, заблокированы.

Кем заблокированы? Похоже, что любящими родителями. Любящими Тараса.

Девочка весь день не спускает глаз с брата. И строго следит, чтобы ему уделяли внимание, всё давали, во всём уступали, не раздражали. Всё в соответствии с заветами бабушки и мамы.

Что интересно – сама она с ним почти не взаимодействует, хотя и держит постоянно в поле зрения. И он спокойнее, когда она рядом, когда он её видит. Но целый день, независимо от того, чем занята вся группа, раздаётся требовательный, с претензией голос Ксюши:

- Вылезайте! Тарас хочет в домик!

- Отойди, Тарасу надо помыть руки. Няня, вымой Тарасу руки!

- Отдай робота, с ним Тарас хочет играть!

- Воспитательница, принеси в туалет няне штаны Тараса!

- Не отнимайте у Тараса коляску, он хочет её катать!

- Дайте ему этот трактор!

- Не кричите на Тараса, он хочет играть на горке!

Не важно, что горка ледяная, и Тарас барахтается в самом низу, не давая никому скатиться.

И прочее в том же духе.

Причём, сама она ни в чём ему не помогает. Хотя могла бы поднять с пола Тарасовы штаны и отнести их в туалетную комнату, где его моют. Всё равно это сделает воспитатель или кто-то из детей. Почему не Ксюша?

Потому что она знает: няня и воспитатели – это обслуживающий персонал, и они должны. А у неё, у Ксюши, функция контролирующая и надзирающая. Чтобы персонал не забывался и не манкировал своими обязанностями.

Вечером маме, бабушке и няне будет предоставлен подробный отчёт. И начнутся по каждому пункту разборки с воспитателем.

Первые дни Ксюша ни в какую не хотела садиться за стол для занятий, потому что не садился Тарас. Ей строго было наказано дома: быть с ним всё время рядом и глаз с него не спускать!

Что делать воспитателю: пытаться усадить буйного Тараса за стол, где занимаются дети, где лежат краски, карандаши, ножницы, клей или оставить без развивающих занятий (и без поделки!) Ксюшу? Или усадить Ксюшу, а Тарас пусть бесится в отдалении? Но ведь бабушка велела…

- Ксюша, садись, сейчас будем делать аппликацию. Повесим на стенд в раздевалке, чтобы родители полюбовались. А потом все заберут их домой и подарят своим родителям. Хочешь?

- Не хочу.

- Почему?

- Потому что Тарас не будет делать.

- А почему Тарас не будет делать?

- Он не умеет.

- А почему он не умеет?

- Потому что он особенный!

- А может быть, Тарас посмотрит, как ты делаешь аппликацию, и тоже захочет попробовать? И тоже потихоньку научится? Твоим родителям, наверное, приятно было бы получить в подарок поделку и от тебя, и от Тараса?

- Да.

- Ну, тогда садись, сейчас начинаем. А ты, Тарасик, смотри, как твоя сестра будет делать аппликацию «домик в зимнем лесу», это очень интересно! – последнее было сказано не столько Тарасу, сколько Ксюше.

Она сначала всё отвлекалась и оглядывалась на брата, который с воплями носился по группе, а потом увлеклась и работала с удовольствием. Оказалось, она неплохо обращается с ножницами, клеем, бумагой, карандашами, красками, пластилином. Видно, дома этим занимаются.

Тарас забеспокоился, не видя рядом сестры, и подтянулся поближе к столам, где с краю сидела Ксюша. Конечно, никакая поделка его не интересовала, но он перестал вопить, ему подсунули лист бумаги, и он стал его с восторгом мять и рвать, а потом под шумок стянул со стола клеевой карандаш и разгрыз.

Зато на стенде красовалась Ксюшина аппликация, что весьма порадовало родителей. И они высказали надежду, что скоро рядом будет висеть поделка Тараса.

Тараса забирали сразу после обеда. Родители считали, что полдня вполне достаточно для социализации. Во второй половине дня его возили на какие-то занятия. Ксюшу через две недели стали оставлять на тихий час и забирали около пяти. Родители говорили: ей нужно побыть одной, отдохнуть, восстановить силы.

Одной – значит без Тараса. То, что в группе много детей, не имеет значения. Ксюше не нужна социализация, общение, игры, развлечения. Ей нужно побыть одной. Наверное, чтобы успеть соскучиться по Тарасику.

- Ой, они дома всё время вместе! Тарасик не любит быть без Ксюши. А она такая умница, послушная, старательная, самостоятельная! Тарасик постоянно при ней, смотрит, слушает, запоминает и уже скоро будет с ней вместе играть, и рисовать, и лепить! А Ксюша ему во всём поможет. Особенному ребёнку очень важно находиться в постоянном контакте с нормотипичным, это на него очень благотворно влияет! Какое счастье, что родились сразу близнецы! Так и будут по жизни вместе. Никого не может быть ближе, чем сестра-близнец, мама-то не вечная. А то пришлось бы ещё ребёнка рожать, а возраст уже солидный, а ребёнка из пробирки нам не надо. Так что повезло Тарасику, Господь не оставил его одного, сразу подарил ему сестричку, как хорошо-то! Есть, на кого Тарасика оставить!

У воспитателей и других родителей, слушавших эти сентенции, высказываемые мамой и бабушкой близнецов без малейшего стеснения, заходилось сердце от возмущения и острой жалости к Ксюше.

- Что ж вы на дочку с малых лет такую обузу повесили? – сказала мама Егора. – Ей-то на пользу ли постоянное общение с таким «особенным»?

- Что значит, с «таким»? Что значит «обуза»? Это её брат. Самый близкий человек. Им всю жизнь быть вместе. Конечно, Ксюше это на пользу. У неё с детства развивается чувство ответственности, чувство долга. Уж она не вырастет легкомысленной пустышкой, думающей только о себе…

- А кем вы хотите, чтобы она выросла? - спросила мама Ии.

- Ксюшенька может стать врачом или педагогом, разрабатывать методы лечения и обучения особенных деток. Или общественным деятелем, правозащитником, чтобы защищать их права.

- Ни фига ж себе!.. – простодушно отреагировала мама Артёма. – А вот так, чтобы без «особенных», не, никак? Девчонка и так с детства натерпится.

- Вы не понимаете, милочка, - снисходительно сказала бабушка, - «особенных» деток с каждым годом будет всё больше, и такие специалисты будут очень востребованы. И не «натерпится» она, не говорите глупостей. Между близнецами существует особая связь. Они друг без друга не могут. Тарасик сам не свой, пока Ксюша в садике, скучает, ждёт. А уж как она возвращается, так от неё не отходит. Они друг друга очень любят.

Бабушка говорила безапелляционно и очень убедительно. Другие родители переглядывались и торопились поскорее одеть и увести своих детей.

Хмурая Ксюша молча одевалась. Ей помогала няня. Бабушка обычно сюсюкалась с Тарасом, которого брали с собой забирать сестру, если у него в это время не было каких-то занятий или процедур. Да, с ним занимались – куда-то возили, на дом приходил массажист и ещё кто-то. Бабушка подчёркивала, что с Тарасиком занимаются лучшие специалисты, и что денег на его здоровье и развитие семья не жалеет.

В вестибюле и раздевалке появилось красочное объявление о наборе детей в новый платный кружок танцев. Возле него стояли дети и взрослые, обсуждали время занятий, цену, желание детей.

Все девочки, кроме Жени, хотели на танцы. И Ниночка тоже, хотя она уже занималась в танцевальном кружке в Центре детского творчества. Но ей очень хотелось заниматься ещё и в садике, вместе с подружками. Её мама сопоставила дни, убедилась, что они не совпадают, и записала дочку.

Влада, Нина, Ия, Оля, взявшись за руки, уже прыгали по раздевалке, дрыгая ногами.

Женя смотрела снисходительно. Её недавно записали в библиотеку, где ей выдали настоящий, свой собственный читательский билет! И они с мамой уже взяли читать две толстые книжки. Вот это да! А то танцы…

Мама Зины тоже прочитала объявление, подумала, посомневалась, потом благоразумно сказала, что, наверное, Зине ещё рано, может, на следующий год…

Мама Степаниды в ответ на просьбу дочки сказала, как отрезала, что нечего тратить деньги на ерунду.

За Ниной потянулся Игорь. За ним записали ещё Мирона и Ваню.

Родители близнецов сказали заинтересовавшейся было Ксюше, что сейчас никак не получится, нужно подождать, когда Тарасик будет готов к таким занятиям и тогда пойти вместе. Как раз парой. И Ксюше не придётся танцевать с чужим мальчиком. Проявившая в кои-то веки хоть какой-то интерес девочка снова сникла.

И в бассейн Ксюшу не записали. Тренер Валентина категорически отказалась брать Тараса, который, как она знала, всегда идёт комплектом к сестре. Но тут родители даже не сильно спорили – Тарасика и так возили на какие-то лечебные занятия в бассейн, а когда он будет готов к серьёзным тренировкам, их вместе с Ксюшей запишут в настоящую спортивную секцию.

Услышав как-то, что Люся, пришедшая за Стасиком, сказала, что всё утро лепила пельмени, а потом ходила в магазин и убиралась, бабушка близнецов тут же сообщила, что их Катя взята именно няней и занимается только детьми. Причём, у Кати педагогическое образование и знание английского языка. Правда, не в совершенстве, но на первое время детям хватит, а потом им возьмут отдельного преподавателя. А лепит пельмени и убирается у них другой человек – домработница.

Люся на эти слова никак не отреагировала, но, посмотрев на оскаленного, мычащего Тараса, который, сидя на скамейке в ожидании, пока оденется Ксюша, размеренно бился лбом о свои колени, судорожно вздохнула и, прошептав: - прости, Господи, ни за какие б деньги… - мелко перекрестилась и крепко прижала к себе Стасика. Тот обхватил её руками и блаженно замер.

Ксюша оделась, няня повязала ей шарф, надела варежки, и семейство торжественно покинуло раздевалку – впереди Ксюша, за ней бабушка и няня, за две руки держащие дёргающегося Тарасика. С высоко поднятой головой процессию завершала мама – норковая шуба в пол, высокие каблуки, сумочка из крокодиловой кожи на цепочке.

Образцовое святое счастливое семейство.

                12.04.2021

Дорогие читатели! О том, как проходит жизнь в группе «Дюймовочка», какие ребятишки её посещают и чем необычен детский сад, вы сможете узнать в следующих публикациях.


Рецензии