Метафизический гуманизм, как методология ценностно

            Метафизический гуманизм, как методология ценностного саморазвития
                личности человека.
           Опубликовано в сборнике: "Антология современной русской философии"
                Т.2. М. 2018г. с.362

          Классический гуманизм, в силу свойственного ему антропоцентризма,не реализовал заявленные цели утверждения им свободы и достоинства человека, уважения к самодеятельным ориентирам жизни. Объяснима критика гуманизма за абсолютизацию субъективных ценностей человека, забвение им поиска «истин бытия». В результате, став объектом манипуляций бюрократии и средств массовой информации, человек подчинился интересам политических и финансово-экономических элит. Негативные последствия такой ситуации общепризнаны. Поэтому велик запрос человека, обществ на гуманистическую позицию, которая бы сочетала в себе космологическую широту взгляда на человека, признание неисчерпаемости потенциала его саморазвития вплоть до реализации потенциала его духовного бессмертия. Удовлетворение такого запроса требует проникновения в метафизические аспекты бытия человека. Чтобы гуманизм, как учение, утверждал бы реальность наивысшего смысла жизни человека, содействовал достижению его таинственного стремления - вечного бытия. Метафизический гуманизм естественным образом вытекает из мировоззрения основанного на духовно-эвристической концепции бытия - метафизики духа. В нём утверждается, что Мироздание беспредельно в своем эволюционном саморазвитии [1]. Оно происходит в последовательно возникающих, преемственных Реальностях Мироздания. Физической Реальность, Вселенной творит Метафизическую Реальность. Человеку в этом процессе отведена ведущая роль [1] .
          Человек, как высшее достижение эволюции Вселенной, создает элемент
субстрата Метафизическую Реальность - духовную структуру. В соответствии с положениями метафизики духа и математической моделью Вселенной [2] духовная структура человека стремится стать равномощной Вселенной, становится адекватной всем аспектам бытия Вселенной. Человек обретает способность к метаморфозе: переходу из духовно-вещественного состояния [1,с.125] в духовное, сверхчувственное. Таким образом, множество духовных структур человечества (самосознающих образований Вселенной)создает духовную субстанцию Метафизической Реальности.
          Объективная необходимость актуализации метафизического гуманизма обусловлена дискретной структурой Мироздания. Эволюция любой Его Реальности, как всеобщего - результат саморазвития единичностей путем их самоорганизации (синтеза) вследствие свойственных им духовных качеств: внутренней активности,
стремления к саморазвитию в интересах вышестоящей иерархии (принцип
иерархичности). Саморазвитие человека иерархично, если отвечает интересам
саморазвития его социальных структур, человечества и Мироздания в целом как
«приемника» духовных структур Его Метафизической Реальностью.
          Фундаментальное основание метафизического гуманизма в признании единственности первоосновы, первопричины и закона становления природы, общества,
человека. Это означает, что человек в социальной сфере подобен атому в
молекуле, кристалле, клетке, организме. Саморазвитие человека, как
единичного, осуществляется в процессе его самоорганизации в социальные
формы – особенное. При этом человек, организуя все более сложные
социальные формы (целостности), должен быть их активным субъектом,
участником всех иерархических структур человечества.
          Своевременность разработки метафизического гуманизма обусловлена тем, что на сцену современной общественной жизни выходит трасцендирующий человек,
обеспокоенный поиском смысла жизни, ее ценностей и перспектив бессмертия. Духовно-интеллектуальное развитие такого человека подводит его кнеобходимости осознать в своем предназначении глубину бытия Мироздания. Саморазвитие человека должно сопровождаться удовлетворением его метафизических по природе потребностей в любви, счастье, бессмертии путём достижения единства с миром. Только образом жизни, определенном метафизическим гуманизмом, человек обретает ценностную ориентацию, строит личную и общественную жизнь в соответствии с высшими ценностями человечества и Мироздания. Этим метафизический гуманизм отличаются от других направлений гуманизма.
          Метафизический гуманизм исходит из представлений беспредельной глубины природы человека от первоосновы бытия, его сущего (1,с.23). Индивидуализация бытия человека начинается с истоков его этноса, развивается в природно - исторических условиях жизни его народа, государства. Многообразием духовных структур, формируемых человечеством, удовлетворяются условия беспредельности саморазвития Мироздания [2]. Ценностная направленность метафизического гуманизма определяет целостность индивидуализации духовной структуры человека, социодуховное содержание его жизни.
          Несмотря на то, что ценности в метафизического гуманизма одинаковы для всех людей, они не унифицируют человека в силу их метафизичности, а также разнообразия внешних и внутренних факторов формирования его духовной структуры. Человек приходит к единению с миром и человечеством через глубокий внутренний, духовный процесс. Индивидуализация духовной структуры обусловлена традициями, бытовыми, социальными, религиозными особенностями жизни.
          Метафизический гуманизм устанавливает приоритет метафизических интересов в саморазвитии человека. Его духовная структура непосредственно проявляет себя в социальной сфере, реально утверждает ее всеединство. Культура, как феномен духа, часто теряет ориентиры высших ценностей под давлением агрессивных идей. Только человек, руководствующийся социодуховными, метафизическими интересами в саморазвитии, осознанно, часто неосознанно отстаивает верность высшим ценностям в процессе социальной деятельности.
          Высшая форма социальной организации - семья, создаваемая на
принципах любви, обоюдного стремления к счастью. Вместе с тем,
формирование духовной структуры требует использования всего комплекса потенциала
человека по его единению с миром: созерцательного восприятия явлений жизни
и их отражения в искусстве, литературе, философии, научном познании. Только
при массовости такого процесса в обществе возникает созидательная энергия
народа, позитивные перемены в его развитии.
          Социодуховное саморазвитие человека, являющегося приверженцем метафизического гуманизма, может произойти только при осознании естественности его трансцендентных потребностей. Тогда изменение бытовых, социальных, психологических условий жизни человека станет переходом к его бытию, как феномену
Мироздания. В целостном человеке иррационально присутствует, практически
проявляется интуиция самоорганизации людей в человечество.
          Таким образом, рассматривая жизнь человека, как деятельность по
формированию его духовной структуры, метафизический гуманизм утверждает, что она может быть успешной, если сочетается с любовью, счастьем человека, осознанным единством с миром, стремлением к бессмертию. Такая сверхзадача может решаться человеком только в сотрудничестве, самоорганизации с людьми, мотивированными общей ценностью и целью, провозглашенными метафизическим гуманизмом. Его актуализация  в масштабе государства, человечества не утопия, а задача, от решения которой зависит возможность нашего выживания. Такой сценарий формирования будущего человечества имеет более достойные, радостные перспективы, чем
глобализация с её принудительной, а иногда насильственной унификацией
человека, сопряженной с внедрением единых, противоестественных стандартов в образ жизни народов, как это культивируется трансгуманизмом.

               Литература

1. Сазонов В. Н. Духовно-эвристическая концепция бытия – метафизика
духа. //Мировоззренческие основания духовной природы Мироздания//. Saarbrucken, 2013 г. 148 с.
2. Сазонов В. Н. Самоорганизация активных чисел как математическая
модель бытия (становления) Вселенной. Материалы 7 конгресса РФО, Уфа,
2015 г.


Рецензии