Мои земляки. Каныш Сатпаев

               

                «Человек стал почти геологической силой,
                меняющей лицо планеты».
               
                Д. Неру

               Решил начать цикл о своих земляках, среди которых много личностей грандиозного масштаба, оказавших и оказывающих огромное влияние на умы и души людей. Изучая их жизнь, хоть на малую толику становишься сопричастным их деяниям и начинаешь понимать величие Человеческого духа. Решил начать с Каныша Имантаевича Сатпаева, буду честен в первую очередь потому, что мы с ними одного рода – Каржас, куда же мне казаху от этого деться, «своя рубашка ближе к телу». А если без иронии, то таков уж уровень влияния этого человека, что практически каждый казах знает его имя. Когда мы с друзьями спорим о том, кто и какое влияние оказал на судьбы нашего народа, упоминание двух личностей из рода Каржас бывает достаточным для признания всеми сторонами, это Бухар Жырау и Каныш Сатпаев. Известно, что характер и сила духа человека начинают проявляться ещё в детские годы. Наблюдательному человеку это становится легко заметно. История, рассказанная земляком К.Сатпаева  Пауеном Жусипаевым, выросшем с ним в одном ауле Баянаульского района, скажет многое о моём герое. Вот что он говорил: « Каныш был младше нас на 4 года, но без него наши игры были неинтересны, несмотря на свой возраст, он был заводилой, очень умным, много читал, хорошо владел русским языком и читал много книг. Он всегда нам говорил, нужно читать, вы мало читаете, иначе бы всё знали. О его характере говорит такой случай, однажды с озера возвращался аульный подросток на шесть лет старше Каныша. Он нёс шестерых маленьких утят пойманных у озера. Каныш остановил его и сказал - если бы тебя оторвали от матери, как бы ты на это посмотрел? Эти утята ещё маленькие, их не вскормить, они попусту умрут, и ты будешь в этом виноват. Сейчас же иди, отпусти в воду, пусть воссоединятся с матерью. Мы вместе пошли на озеро и отпустили утят и долго смотрели им вслед». «Штрихи, мазки, наброски, у жизни краски броски…» - это строки из моего стихотворения, действительно порой достаточно небольшого штриха, чтобы понять о человеке главное, не правда ли? Этот эпизод из жизни Каныша Сатпаева сказал мне о нём почти всё, и он всю последующую жизнь не падал с той высоты. После окончания аульной школы в 1911 году брат Каныша Абикей отвезёт его в Павлодар в педагогическое училище с четырёхгодичным сроком обучения, Каныш пройдёт этот курс за три года и окончит с отличием. Приезжая на учёбу, он посещал Экибастуз и всегда привозил различные камни, угольные куски и отдавал в музей училища. В то время он задавал неудобные для власти вопросы: почему в Экибастузе командуют англичане, что разве русские и казахи хуже? Рядом с аулом, где вырос Каныш Сатпаев, всего лишь в десяти километрах родился ещё один гениальный сын казахского народа Алкей Маргулан, вот что он писал о своём земляке: « В период учёбы в Омске, Семее и Павлодаре, его учителями были высокообразованные личности, среди них потомок Чокана Валиханова – Бексултан Валиханов, Б. Жуанышбаев и другие. Обучение шло на казахском языке. Каныш именно в аульной школе научился арабскому языку, через это познакомился с трудами персидских и турецких писателей. Во время учёбы в Семее и Павлодаре по примеру братьев научился играть на домбре, гитаре, скрипке, мандолине. Вместе с братом Каримом они давали прекрасные концерты, на высоком эстетическом уровне. Более того, он очень любил танцы и прекрасно танцевал – польку, мазурку, вальс. Побывав в Кисловодске, научился новым танцам фокстроту, танго». У нас есть народная поговорка о людях талантливых и разносторонних говорят: «Сегiз кырлы, бiр сырлы», дословный перевод звучит так – восемь граней, одна тайна. В моём понимании, говорится о том, что с каких сторон талантливый человек не раскрывался бы, всё равно у него есть нераскрытые грани. Его страсть к геологии, по моему убеждению, проявилась ещё в детском возрасте. А с чего она начиналась, мне понятно, потому что я с детства  любил и до сих пор эта страсть не проходит, собирать интересные, оригинальные непохожие друг на друга камешки. Допустим, этим летом приехал с озера Алаколь и привёз много очень интересных камней. Так вот Каныш Сатпаев с детства любил собирать камни, и эта страсть привела его к геологии и, слава Всевышнему, он прошёл путь до величайшего учёного в области геологии, известного во всём мире. После окончания геологического факультета Томского технологического института он посвятил свою жизнь изучению и разведыванию природных ресурсов  Казахстана. Ещё до начала трудовой деятельности по специальности геолога, он в 1924 году создаёт первый казахский учебник по алгебре, работает Председателем Баянаульского Культпросвета и народным судьёй 10-го Баянаульского участка. В 1926 году приезжает в Джезказган работать по специальности геологоразведчика и, изучив природные ресурсы края, разрабатывает и предлагает свой план развития Джезказганского природного бассейна. Трест и Геолком выступают против его проекта, но он упорно добивается своего. Его принимает Председатель Госплана СССР Г.М. Крижижановский и одобряет проект молодого учёного. Но Геолком в 1933 году срезает финансирование на 90 процентов. Вот здесь проявляется упорство К.Сатпаева, его стойкость и умение убеждать. Он добивается приёма у Наркома тяжелой промышленности Г. Орджоникидзе и обосновывает  свою правоту. Время вполне это докажет. В результате освоение идёт быстрыми темпами, будет построено Досмурзинское водохранилище, железная дорога, которая соединит Караганду, Балхаш и Джезказган. В 1940 году он получит орден Ленина, а через год, по инициативе Первого секретаря Компартии Казахской ССР Ж. Шаяхметова, он переедет в Алма-Ату и возглавит Институт геологии и одновременно пост заместителя председателя филиала Академии наук СССР.  Грянет Великая Отечественная война, и после захвата фашистами Никополя, Советский Союз потеряет большую часть добычи марганца. К. Сатпаев вместе со своими учениками в короткие сроки организует разведку марганца и разработает проект его добычи в Джезде Джезказганского бассейна. Комиссия  во главе с наркомом чёрной металлургии Тевосяном будет категорически против, считая, что в Джезде мало марганца. К.Сатпаев преодолеет и эту преграду, и в 1943 году Джездинский рудник будет давать 70 % марганцевых руд, столь необходимых оборонной промышленности! Труд учёного и его единомышленников будет отмечен Сталинской премией. В том году К.Сатпаев становится членом корреспондентом Академии наук СССР, а 1945 году возглавит Казахский филиал Академии наук СССР и получит второй орден Ленина. Через год его стараниями будет создана самостоятельная Академия наук КССР, и он станет академиком и её председателем. Весь его жизненный путь - это труд во благо страны, труд, который отнимает всё время и все человеческие силы. И на этом пути он бескомпромиссно  отстаивает и защищает свою позицию, не взирая на личности и возможные последствия. А последствия не заставят себя долго ждать. Тучи начнут сгущаться в 1946 году, всегда найдутся завистники и крючкотворы.
      Но прежде чем продолжить рассказ, несколько отвлекусь от темы нашего материала. Ещё до заключения договора между Казахским  ханством и Российской  империей  высшие власти соседнего государства в борьбе против неугодных ханов и султанов Казахского ханства использовали такой фактор как «казахский национализм», его использовали, чтобы в полной мере разобщить элиты казахов, вспомните легендарного казахского хана Кенесары и его борьбу со своими соплеменниками и братскими соседними ханствами. Всех настраивали против Кенесары, всячески обвиняя его в стремлении возвысить свой народ, чтобы якобы принизить и подчинить соседних хивинцев, киргизов и других. Вспомните судьбу мучеников «Алаш-орды», которые мечтали о создании национального государства казахов, имеющих на это полное юридическое, историческое и моральное право! А время доказало их прозорливость и стратегическое видение, сейчас в эпоху глобализации большинство народов мира понимают, что будущее за суверенными национально ориентированными государствами и Россия в числе первых, кто отстаивает эти принципы. Но тогда, когда после первого периода эйфории людей от установления Советской власти, лучшие сыны казахского народа, настоящая элита, не подобная нынешней «своре вечно голодных кандесов» была уничтожена. Слово «кандес» означает маленькую противную, вечно гавкающую собачонку. И использовано было точное оружие так называемый «казахский национализм». Нужно быть объективным, к этому руку приложили очень много наших единокровных «казахов», но не о том речь. Вспомните 1986 год, когда Постановлением ЦК КПСС целый народ обвинили в национализме и потребовались долгие годы, чтобы это постановление отменили. Слово «национализм» не такое уж плохое в смысле самого слова, превратилось почти ругательное и равное слову «нацизм». Сейчас приходит время, когда нужно провести переоценку ценностей и понимать, что эти слова не синонимы и означают совершенно разные понятия и принципы. В казахском языке это слово вообще в прямом переводе звучит любящий свою нацию, народ (ултшылдык, ултшыл жан). Даже в федеративных государствах, где в составе много народов разных национальностей, прогрессивное развитие возможно только при развитии национальных языков, обычаев, культуры всех народов составляющих единое государство. Советский Союз развалился не только из-за экономических проблем и подрывной деятельности стран капитализма, а в первую очередь из-за ошибок центра в национальной политике, в стремлении ускорить процесс создания единой общности, игнорируя национальные интересы республик. Недооценили степень влияния национальных чувств на психоэмоциональное состояние людей. Вернемся к К.Сатпаеву, те силы, которые затаились, нанесли удар опять же, используя «казахский национализм». Некоторые писатели и учёные Института языка и литературы АН Каз.ССР были обвинены в связи с ошибками политического толка и извращениями национального характера. Каково? Среди них  писатель М.Ауэзов, композитор А. Жубанов, учёные Х.Джумалиева, Е.Исмаилова и другие. Поскольку все они находились в ведении Академии наук, К.Сатпаеву предложили всех уволить, на что получили ответ: «Вот мой ответ, я не дам согласие на такую безосновательную чистку, на одном из вверенных мне научных учреждений, во всяком случае, пока я руковожу ими». Это стало основанием для обвинений в его адрес, «шептуны» нашептали, «писуны» написали и его обвинили в сокрытии социального происхождения (отец был бием аула), сокрытии того, что он был агитатором партии «Алаш-Орда». Стоит напомнить, чтобы не возникало иллюзий, кто были эти «шептуны-писуны», все свои единокровные. В ноябре 1951 года решением бюро ЦК Компартии, он был снят с должности. Первым секретарём ЦК был Ж. Шаяхметов. К. Сатпаев вернулся в Институт геологии и вместе с молодыми учёными начал создавать карту прогноза месторождений и металлогенического анализа. Три года её проверяли на точность и качество в сравнении с другими работами и проект был признан наиболее точным и рациональным. В 1958 году будет присуждена Ленинская премия. И снова победа таланта, работоспособность и прозорливость К.Сатпаева не дала шансов его врагам. В 1954 году произошла смена руководства республики, из центра прислали П.Пономаренко и Л.Брежнева, которые пересмотрели дело К.Сатпаева, он был признан невиновным и вновь возглавил Академию наук. В 1959 году он поддержал проект строительства канала Иртыш – Караганда, предложенный ещё одним знаменитым учёным, нашим земляком Чокиным. Согласовал его проект с председателем Госплана СССР А. Косыгиным, который включил канал в семилетний план. Канал, как известно, исправно служит все эти годы. В 1962 году Академия наук вышла с предложением о присвоении К.Сатпаеву звания Героя Социалистического Труда, но, увы, отказ пришёл откуда не ждали, от первого секретаря ЦК Д.Кунаева!  Прискорбно, но факт. А ведь учёных таланта К.Сатпаева у нас в стране можно было по пальцам пересчитать, его уровень это обладатели Нобелевской премии по своему масштабу,  нововведениям и практической пользе. Но даже человек уровня Д.Кунаева в тот момент не смог перешагнуть какую-то черту во имя справедливости. Пишу эти строки, а на душе кошки скребут. Мы казахи часто на стороне ищем виноватых в наших бедах и злоключениях, надо признать в этом есть своя доля правды. Но мы должны понять, что часто, очень часто триггерами наших бед являемся мы сами, своими руками направляя «оружие против своих соплеменников». Перечислять можно много и долго, многих из них мы потом долгое время «носим» на руках, не взирая на то, что на «их руках кровь». Вспомните А.Букейханова, М.Дулатова, Т.Рыскулова, А. Байтурсынова, М.Жумабаева,  Н.Бекмаханова, К.Шакарима, С.Сейфулина и сотни других сгинувших от доносов. Вспомните сколько лет сидели в Союзе писателей те, кто «шептал и писал» на своих собратьев, а мы не знали или делали вид, что не знали, кто они есть, изучая их книги!? Ни один народ невозможно поставить на колени, кроме как ударом со спины своих же собратьев. Хорошо, что опала К.Сатпаева не дала результатов, которые могли быть в те времена, видимо, всё-таки Великая война изменила власть, и учёного не постигла участь алашординцев. Но будем знать, что два первых секретаря ЦК: Шаяхметов и Кунаев не протянули ему руки в час испытаний. Их ошибка простительна, только потому, что Сатпаев устоял и были силы, которые уравновесили шансы и эти силы были не только в республике, но и в Москве. В 1963 году К.Сатпаев получит четвёртый орден Ленина и скончается в возрасте 65 лет. Он был полон сил и грандиозных планов, но, видимо, судьба перестала его баловать. Мы в современном Казахстане имеем тысячи докторов наук, академиков, разных «членкоров», но видит Бог, учёных такого уровня среди них днём с огнём не сыскать. Это был не только учёный и но и Человечище, который зажёг звезду в своём сердце в детстве и пронёс её негасимой через года и несёт её до сих пор, потому что по уровню влияния на умы и сердца людей стоит на одном уровне с Великими сынами и дочерями кочевой цивилизации Степи. Ещё несколько штрихов к картине. В 1931 году в разгар голода. Он привёз из Баянаулького района 12 сирот себе в Алма-Ату, чтобы спасти и устроить их судьбу. Совершал ли он ошибки, конечно, совершал, он ведь живой человек, не ангел. Но он не преследовал своих корыстных интересов,  руководствовался принципами и убеждениями. Одной из самых его известных ошибок было осуждение Б. Пастернака, и мы должны знать об этом, но он не отказывался от своей позиции, его позиция была таковой. В начале повествования, я писал, что он любил с детства собирать камни и ему улыбнулась удача. На вершине сопки Алтын шоку он нашёл камень с древней надписью времён эмира Тимура. Камень он передал в Эрмитаж, называется он Карсакпайская надпись. Она на двух языках: арабском и уйгурским письмом на среднеазиатском тюркском языке. Надпись расшифровали, она состоит из 11 строк: «Во имя Бога, милостивого и милосердного. Владыке сущего, Святилище истины, Надёжный защитник. Всесильный и Всемогущий. Премудрый держатель жизни и смерти (арабским). Лета 793 в среднем месяце весны, года овцы (апрель 1391) султан Турана Тимур бек, поднялся с тремя сотнями тысяч войск за ислам на булгарского хана Тохтамыш хана. Достигнув этой местности он, возвёл этот курган, чтобы был памятный знак. Даст Бог, господь свершит правосудие! Господь да окажет милость людям страны! Да помянет нас молитвой!» (тюркский). Анализируя материалы, которые я читал о нём, чтобы выбрать главное я понял, что при всём его гении, практической и прагматичной целеустремлённости и мощном интеллекте, он был ещё человеком удачи, он притягивал её к себе. И в случаях, когда вопреки всему продвигал свои проекты и в случае с камнем эмира Тимура, и в случае умением играть на различных инструментах, и в случае с изучением языков. Всегда рядом с ним были те, кто именно нужен в тот момент, учёные, творческие люди, земляки, любимые женщины, сыгравшие значительную роль в его судьбе. Но всё же, судьба не всегда поворачивалась к нему лицом, он прошёл через личные трагедии. Был не раз женат, но оба его сына умерли один в младенчестве, один - в шестнадцать лет. У него остались дети: от первой жены Ханисы дочь Шамшиябану, от второй жены Таисии  дочери Меиз, Мариам и от гражданского брака с Камилой дочь Джамиля. У казахов говорят, взрастил трёх дочерей - прямиком в рай, конечно, дочери для отца это отрада для души, но продолжателями рода отца всё же являются сыновья, и как истинный казах он это понимал и страдал. Сижу и думаю, ему было столько же лет сколько мне, как много он мог бы дать ещё своей стране и народу. Камень, найденный им, олицетворяет некий символизм. Великий завоеватель через камень сквозь века донёс свою мысль о милости к людям страны, Великий учёный, находя камни в глубинах недр, дарил своему народу благосостояние на века. И имя обоих будет:  жить и будоражить умы.


Рецензии