Как мы приподнимали целину

Как поднимали целину, уже многие знают из классики.
Нам досталась простая доля ее приПоднимать регулярно и настойчиво. Мы, - это целое поколение военных, которые с завидным постоянством ездили на целинные земли для оказания помощи в уборке урожая.

Можно я об этом чуть-чуть расскажу?.. Нет?.. Тогда напишу! А уж Вы решайте, - читать или не читать.

На целину мне пришлось съездить аж два раза. Первый раз, еще лейтенантом, из Монголии, ездил в Актюбинскую область. Городишко, около которого располагались, назывался, насколько помню, Каратогай.
Но об этой командировке и вспоминать не хочется. Партизаны, - так называли приписанный из запаса личный состав, собранный на уборку урожая, состоял почти весь из отсидевших сроки мужиков. Они были с Иркутской и Читинской области… Как я тогда с ними намучился!... Не хочу вспоминать!

Второй раз, уже в конце 80-х, мне опять «выпала» честь ехать на целину уже из Прибалтики. Почему честь «выпала»?.. Да потому, что никто не жаждал ехать от семьи почти на полгода в несусветную даль, и непонятно, если честно, - зачем. Оставим все разговоры о заданиях Родины и т.п. Я до сих пор считаю, что у каждого своя профессия и специализация… На когда «пироги печет сапожник»… Ну вы сами знаете! Хотя я тогда еще и медаль за отличный труд получил… Не помню как она называется. Это не боевая медаль!

В этот раз моими спутниками были ребята – партизаны из республик Прибалтики, в основном, из Литвы.
С виду, - интеллигентные ребята разного возраста от 25 до 45 лет, с хорошим уже жизненным и трудовым опытом. Помня о своем предыдущем «сотрудничестве» с партизанами из Забайкалья, я сразу предупредил их, что за все случаи пьянства, разгильдяйства и тунеядства, будет немедленная «расправа» на месте, с последующим лишением водительских прав. Это на них подействовало. Хотя и были прецеденты…

Приняли технику и имущество. В отличие от прошлой поездки на целину, когда взвод был укомплектован машинами ЗИЛ-131, в этот раз мне досталась «сборная солянка». Тут были, - ЗИЛ-131, ЗИЛ-130, ЗИЛ-157 (старушки!), ГАЗ-66, УРАЛ-375, и даже один КРАЗ… В общем, - «Ноев ковчег» на колесах.
Пока разбирался с техникой, распределял и закреплял ее за водителями, - сами водители-«партизаны», были как бы второстепенны.

Загрузились в эшелон. Поехали. И вот только тут, настало время ближе познакомиться с людьми. Ехали в теплушке. Я поочередно вызывал их к себе. С каждым «партизаном» беседовал, записывал необходимые данные о нем. Это первичное знакомство.

… Очередной мой будущий подчиненный сидел передо мной на табурете. Представился. Имя, фамилия, отчество, дата рождения и т.п. Буду для вас звать его, Р**. Его фамилия, в самом деле, - немецкая. Но не стоит ее раскрывать. Может теперь у парня (мужика!) уже все нормально…
Он сразу сказал мне:
 - Товарищ капитан! Мне ребята сказали, чтобы я рассказал вами все! – и он заморгал глазами под тихий смех остальных партизан из другого угла теплушки.
 - Я слушаю Вас внимательно и осторожно! – на всякий случай предупредил его я.
Немного помолчав и опустив голову, Р** сказал:
 - Дело в том, что я ЗАЛЕТНЫЙ!
 - Успокойтесь! Что значит «залетный»? – озадаченно спросил я.
… И он рассказал:
 - Я постоянно попадаю в какие-то неприятности… То авария… Не по моей вине! То еще что-то… Уже поменял четыре места работы… И все равно, - одно и то же.

Он был у меня закреплен водителем ЗИЛ-131. Подумав, я предложил ему:
 - Может Вас на кухню определить?.. Поваром, или кухонным работником?
Но Р** наотрез отказался. Тогда я сказал ему:
 - Хорошо! Будем смотреть. Только Вы делайте все аккуратно, соблюдая требования безопасности, и обдумывая каждый свой шаг и действия.

…. Примерно через пять суток мы прибыли в пункт назначения, - Кустанайская область, Джитыгаринский район. Местом дислокации моего взвода был назначен один из совхозов южнее городка Джетыгара, примерно в 130 километрах.

Начали разгрузку техники. И тут Р** продемонстрировал в первый раз свое умение быть «залетным».
Все автомобили ЗИЛ-131 моего взвода были погружены на платформы «елочкой». Это делается для экономии места.
Каждая последующая машина заезжает по трапам на кузов предыдущей машины. Для быстрой разгрузки техники применяют разгрузку краном.
Я собрал всех водителей ЗИЛ-131, и приказал им проверить машины на платформах, завести их, чтобы накачать воздух в тормозную систему, затем обязательно заглушить двигатели и поставить машину на передачу и ручной тормоз.
Все это только для того, чтобы быстрее потом машины уходили с площадки разгрузки. Оставил заместителя командира взвода руководить этим этапом разгрузки, а сам пошел к остальным машинам.

… Краем глаза наблюдаю за разгрузкой ЗИЛов... Стропальщики быстро цепляют машины, и кран снимает их с платформы. Выгруженная машина тут же быстро заводится и уходит на дорогу, где уже формируется колонна…
… Как стропальщики успели увернуться от летящего на них из-под очередной машины, ЗИЛа, - я не знаю. ЗИЛ скатился с кузова впередистоящей машины и провалился в просвет между платформой и рампой…
Бегом туда!
 - Чья машина?!! – ору я на ходу.
Р** с виноватым видом подходит ко мне и говорит:
 - Моя!... Я же предупреждал, что я, - ЗАЛЕТНЫЙ!..
Матерюсь! Здесь текст не буду воспроизводить дословно…
 - Как! Почему?
 - Я забыл поставить машину на передачу и тормоз – оправдывается он.
 - Ты не ЗАЛЕТНЫЙ!!! Ты, - ТОРМОЗ! – это те из слов, которые можно печатно воспроизводить из моего тогдашнего монолога…

… Дни на целине летят быстро, а южное солнце падает за горизонт мгновенно. Это когда есть работа… Тогда и ночей нет. Ночью мы «качаем» зерно с токов на зернохранилища и элеваторы…
Но тут все не так. Мы приехали рано. Пшенице еще неделю стоять для дозревания. Хорошо. Адаптируемся.

Знакомлюсь с председателем совхоза. Он из казахских немцев. Совхоз, - «миллионер». Совхоз должен государству 16 миллионов. К совхозу идет асфальтная дорога, примерно 20 километров, которую на протяжении пяти лет строит какая-то армянская фирма. Летом дорогу строят, а за зиму она рассыпается в суровом климате северного Казахстана. Спрашиваю председателя:
 - А зачем так упорно закатывать деньги в рассыпающийся асфальт?
 - А чтобы было! – отвечает мне четко и однозначно председатель.

… Я понял, что дела не будет.
Мы приехали в этот год на целину в новом финансово-экономическом формате. Этот формат тогда и называли модным словом «хозрасчет». Что это значит, - не буду здесь толковать... Но главное было в том, что весь бензин, который мы жгли на целине, - был подотчетен. Перестройка!
Через несколько дней председатель предложил мне возить отсев для асфальта вечно строящейся армянами дороги. Плечо подвоза, - 230 километров. Я отказался… Хозрасчет. Председатель пожаловался начальникам в целинный батальон. Вызвали на ковер. Обещали из партии выгнать.
Сказал им:
 - А вы посчитайте стоимость тонны перевезенной асфальтной крошки на такое расстояние! Если это рентабельно, - то буду возить!
Посчитали. Отстали.
А командиры из соседних взводов, которые согласились возить асфальтную крошку, сразу угробили машины, и пошли в минус по показателям. Рыночная экономика!

А что партизан Р**?..
В числе других, я назначил его на заготовку силоса. Машины силосом на поле грузятся под завязку, «с горкой», и тащат его на силосную яму.
У Р** поломка. Заклинило задний мост. Это не беда. Поправимо. Учитывая то, что целинная техника в период между уборками урожая пылится в парках, никому не нужная.
Получили новый мост. Заменили.
Тут старшина взвода просит машину, чтобы съездить в Джетыгару, сменить постельное белье. Путь не близкий.
 - Поедешь с Р** на его ЗИЛе! – говорю я старшине вечером на планерке, а технику взвода приказываю, - Лично проверь машину перед выходом! Залезть в радиатор, а вылезть через выхлопную трубу, - твоя задача! Это будет хорошая обкатка для нового моста, – наставляю я его.
 - Есть влезть – вылезть! – бодро отвечает прапорщик.

Рано утром ЗИЛ, груженный бельем, отправляется в путь… Вернулись только через двое суток.
 - В чем дело, старшина? Почему так долго ездили? – встречаю я его вопросом.
Старшина, матерясь, рассказывает о своем путешествии:
 - Выехали на трассу. Все нормально. Через несколько километров нас обгоняет УАЗик с генералом. Машет и подает сигналы, чтобы мы остановились. Остановились. Генерал на меня с матюками и кулаками полез…
 - Вы меня, и всю мою машину мазутом облили! – орет генерал.

Оказалось, что техник вместе с партизаном Р**, приложили максимум «усилий» для подготовки машины. Проверили уровень масла во всех мостах… но,… крышку на редуктор заднего моста на место не поставили…
Генеральский УАЗик имел несчастье догнать ЗИЛ, руководимый Р** и старшиной. При этом он получил порцию трансмиссионного масла из моста не только на капот и лобовое стекло машины, но и… даже немного глотнуть этого масла вместе с дорожной пылью. Этот вкус не понравился генералу, что и вызвало его бурный гнев.
Кое-как доехали все-таки. А мост очередной раз заклинило.
Что тут сказать… ЗАЛЕТНЫЙ!

Если бы этим все закончилось…
Р** очередной раз поменял мост. Теперь он заверял меня, что «залетов» больше не будет, а он станет «Ударником коммунистического труда».
 - Ударником Кому Нести Чего Куда? – переспросил я его. Но он не понял, или не расслышал. Только радостно сказал: - Да!
Это должно было меня насторожить?... Конечно!

К тому времени уборка шла уже полным ходом. Весь мой взвод вывозил зерно из-под комбайнов на тока. Работа была налажена, и я мог позволить себе несколько расслабиться.
В тот день, распределив машины по участкам работ, я прыгнул в свой «личный подж@ный» ГАЗ-66 и уехал рыбачить на ближайшую речушку. Место мене подсказали местные комбайнеры.
Место отменное! Огромные окуни, весом от 600 грамм до килограмма ловились один за другим!
Через пару часов довольный возвращаюсь на ток проверить ход работы.

На току меня встречает один из командиров отделения:
 - Как настроение, товарищ капитан? – спрашивает он.
 - Отличное! Посмотри, каких окуней я наловил!
 - Тогда я Вам его немного испорчу… Р** перевернулся!

???... Выскакиваю из весовой будки тока, и вижу в чистом поле, на расстоянии примерно километра от меня лежащий на боку ЗИЛ…
Быстро в машину! Подъезжаю к перевертышу… Так и есть! Машина на боку, все зерно рассыпано по обочине и полю, а рядом суетится рядовой партизанской службы Р**.
Он стразу бежит ко мне оправдываться:
 - А я что? Я ничего! Просто ехал! А тут… бац! И на боку!
Дорога в этом месте без поворотов и ям. Видимо Р** уснул за рулем, а когда очнулся и увидел, что машину увело с дороги, - резко дернул рулем. Зерно в кузове «сыграло», и машина легла набок.
Машину тросами быстро поставили на колеса. Разбилось только боковое зеркало.
… После всех эпитетов в адрес Р** сказал ему:
 - Через четыре часа, когда председатель будет объезжать поля, чтобы тут ни зернышка на дороге не валялось. Приказ понял?
 - А можно мне школьников в помощь с тока взять? – спрашивает он.
 - Никаких помощников! Ты должен каждый свой залет не только мозгами, но и руками… и даже ногами запоминать! – сказал я ему.

Зачем я сказал ему про ноги?... Не пойму! Но оказалось, что упоминание ног в последующей ситуации было не лишним.
Зерно он все же собрал. Даже другие ребята помогли. Но слава ЗАЛЕТНОГО требовала подтверждения!   

Через несколько дней взвод перешел на вывоз зерна с дальнего поля. Путь туда шел через брод у ручья. Эта дорога занимала много времени.
… Сижу на току… Через окно вижу человечка, который идет пешком издалека. Человечек приближается… Теперь его можно уже рассмотреть… Это опять Р**! Но почему пешком?
Выскакиваю ему навстречу:
 - Что опять случилось? Где машина?
 - Машина там! Заехала в какую-то яму! Я не могу выехать! – Р** показывает рукой совсем не в том направлении, куда ездят все машины взвода.
 - А где ты, сука, был, когда она «заехала»?
Молчание ягненка…

На своем «шишарике» еду с Р** к застрявшей машине. По дороге спрашиваю:
 - Как ты сюда заехал?
 - Я решил срезать угол, и поехал через поле… и провалился, - отвечает он.
Яма, так долго ожидавшая Р**, была когда-то отрыта под весовую среди поля, остававшегося под пар, примерно в двух километрах от маршрута движения машин взвода.
ЗИЛ поместился в нее весь, и надежно, по самую кабину, из-за чего Р** пришлось вылезать из него через окно кабины.
 - Я же… путь сократить! И вот! – бормотал Р**.
Осмотрев машину и яму, я сказал ему:
 - Теперь, чтобы вылезти отсюда, - копай аппарели! Хочешь, - спереди, хочешь – сзади!
 - А что такое параллели? – спросил Р**.
 - Не параллели, а аппарели! – отвечаю ему, - Параллели, - это у тебя в голове!.. А аппарели – это пологий подъем, который ты выкопаешь лично, чтобы машина могла выехать.
 Он: - А сколько копать?
Я: - До потери сознания! Пока не выкопаешь! Ужин, и если нужно, - завтрак, старшина тебе привезет. Лопата есть с собой?
Он: - Есть! А до какого срока откопать нужно?
Я: - Если за 15 минут управишься, - объявлю… снятие ранее наложенного взыскания!

Он откопал аппарели! За сутки.

Думаете это все?..
По приезду с целины мой взвод разошелся по домам и работам. Но я часто встречал своих «целинников» в городе, с некоторыми из них и общался по-дружески.
Прошел примерно год.
… Вдруг в толпе меня кто-то окликнул… Незнакомец.
 - Это Я! Р**! Вы разве меня забыли?
Если бы он меня не окликнул,  - никогда бы не узнал его! А как можно узнать в опухшем лице с фингалами под каждым глазом моего ЗАЛЕТНОГО Р**?

 - Что такое? Что с лицом? – спрашиваю.
 - Да Вы же помните? Я ЗЕЛЕТНЫЙ!... Очередной залет..
И рассказывает:
 - Устроился тут водителем в очередную фирму. Дали машину ЕрАЗик. Знаете такую? Типа РАФ!.. Армянская! Ездил тут, всякую фигню развозил от фирмы… Машина нормальная,.. но тормоза фиговые оказались. Еду позавчера… Спуск. Внизу светофор, дальше тоннель под мостом…
Он сказал название одного из центральных и сложных перекрестков в городе.
Продолжил:
 - На светофоре красный. Впереди куча машин. Торможу!... Педаль тормоза проваливается!.. Чтобы не воткнуться в переднюю машину, принимаю влево, задеваю все-таки впередистоящую машину… Лечу вниз к перекрёстку на красный свет! Сигналю!.. Пролетаю перекресток! Пролетаю тоннель. Там дорога уже в горку. Кое-как остановился.
Выхожу их машины… И тут меня начинают бить, молча, и даже ногами!... Вот результат! – он показывает на фингалы.

Оказалось, что зацепив впередистоящую машину, он спровоцировал «паровозик» из машин, стоявших впереди. Пострадавшие в групповом столкновении подумали, что основной виновник пытается скрыться с места аварии. Они ринулись за ним вдогонку!.. Догнали!... И на радостях, - отметелили.
Я выслушал его и сказал:
 - Дорогой Р**! Возьми свои водительские права… и уничтожь их! У тебя так будет меньше шансов быть ЗАЛЕТНЫМ!

С тем и расстались!

****************
Картинка - из сети Интернет


Рецензии