2й рассказ Каприз погоды. 1983 год
В середине сентября Митяй с Николаем Сутуловым вернулись из длительной крымской командировки на свою прежнюю работу в экспедицию нефтеразведки.
Здесь на Юге Якутии было ещё очень тепло, как летом, и все ходили в лёгкой одежде и радовались такой хорошей погоде.
По реке Лена торопились большие пароходы, в надежде успеть ещё за месяц навигации перевезти свои грузы к далёком местам их назначения.
Командированые отдохнули свои пять дней "отгулов" и приступили к своим обязанностям. Николай возил главного инженера на Уазике. А Митяй готовил свой вездеход в мастерских к очередным рейсам к буровым в тайге.
Утром было тепло плюс 26' и он работал в одной лёгкой спец-одежде.
Но, когда пошёл домой на обед заметил, что на улице резко похолодало и в воздухе запахло снегом.
- Надо теплее одеваться, - подумал он, - Наверное, нулевая температура.
После обеда он шёл на работу уже по первому снегу,
- Ну вот, не зря я оделся! По ощущению уже все минус десять! Наверное, это не надолго. До зимы ещё далеко. И вон на Лене все корабли плывут, как ни в чём не бывало, - думал он.
Но к вечеру стало ещё холоднее. Северный ветер со снегом и мороз под тридцать градусов. Все переоделись в зимнюю одежду. А корабли, по-прежнему тянулись караванами с Юга на Север из Усть-Кута.
На встречу им шли морские корабли из Северного Морского Пути на Юг к железной дороге в Усть-Кут.
Такой круговорот грузов был привычен для глаз всех живущих на берегах этой могучей реки Лены. И все думали, что это раннее похолодание скоро закончится, и снова будет тепло, но.
Митяй проснулся утром и обнаружил, что ночью уже подключили отопление и из трубы котельной валил сизый дым.
- Что?! Уже зима?! В сентябре?! - и посмотрел на градусник за окном, - Вот ни хрена себе!!! Минус сорок три!!!? Вот это сентябрь!!!
Днём на работе все удивлялись и возмущались такому сюрпризу от природы.
Но труднее всех шли дела у речников.
Сначала, от сильного мороза на воде появилась "шуга" - тонкая ледяная корочка, которая с каждым часом становилась всё толще и толще. А ведь по плану летняя речная навигация должна продлиться ещё около месяца.
Но природа показала, что с ней не надо спорить. А нужно смириться и жить по её законам.
Прошли ещё сутки и опытные старые капитаны поняли, что могут быть затёртыми льдами в фарватере реки и развернув свои корабли носами против течения пришвартовались по-ближе к левому берегу. Закрепив корабли канатами за прибрежные скалы, приготовились к зимовке. (На левом берегу Лены почти все посёлки и города. На правом их совсем мало в тех местах.)
Но молодые и отчаянные капитаны продолжали бороться со стихией до конца, и вмёрзли во льдах на своих кораблях далеко от берегов и населённых пунктов.
Практически, через трое суток судоходство на Лене полностью остановилось и река покрылась льдом.
Руководство республики объявило чрезвычайную ситуацию и организовало население прибрежных городов и посёлков для спасения ценных грузов на этих кораблях.
Не остались равнодушными к этой беде жители посёлка Витим и нефтеразведчики из Виски. Лёд на реке был ещё таким тонким и ненадёжным, что бы подгонять по нему тяжёлые грузовые автомобили к застрявшим судам под их разгрузку. Но пришлось рисковать.
Сначала, специалисты сверлили лёд и измеряли его толщину на всём пути от берега до большого "сухогруза". Затем, земляк Митяя, Виктор, рискуя своей жизнью расчистил снег на бульдозере ДТ-75 И сделал дорогу в шестьсот метров от берега, до самого корабля.
Настало время и шоферам по-рисковать на этом льду.
Ехать первым на ЗИЛ-157 приготовился Митяй.
- Трактор ДТ-75 весит шесть тонн и не провалился. Этот Зилок порожний весит на пол тонны меньше. Туда должен лёд выдержать, а вот обратно с грузом машина будет около десяти тонн. Так, что не знаю, как у меня получится, - сказал он заместителю начальника экспедиции.
- Митяй, ты дверь не закрывай! Чуть-чего, сразу выпрыгивай из кабины! А мужики тебя будут параллельно сопровождать и страховать.
- Пусть только идут не ближе пяти метров с левой стороны, куда сносит течение. Если провалюсь, быстрое течение может унести под лёд.
- Понял, Митяй! Так и сделаем! Давай по-маленьку вперёд, а мы все слева пойдём!
Митяй включил вторую пониженную передачу и выехал на расчищенный лёд. Ехал не спеша, что бы ребята идущие слева успевали за ним.
Опасная дорога была не только расчищена, но и обозначена красными флажками по краям. И все эти шестьсот метров Митяй ехал по тонкому льду, словно по минному полю. Так же осторожно он развенул машину и подъехал к высокому борту корабля.
- Что будете грузить? - спросил он у речников на верху.
- Мясо! Говяжьи полутуши! - прокричали с борта.
- Много не грузите! Лёд ещё тонкий!
- Ладно! Только три тонны!
- Давайте!
Грузили при помощи подъёмного крана с корабля быстро и ребятам только приходилось подправлять замёрзшие полутуши в кузове машины.
- Всё! - прокричали в мегафон с корабля, - Уже больше трёх тонн! Отчаливай!
Митяй снова открыл дверь кабины и плавно поехал к берегу, а ребята пошли страховать теперь уже с правой стороны.
- Сейчас с грузом машина весит более девяти тонн, - думал он, - А там внизу, наверное, глубоко. Хоть бы машину с мясом не утопить, и самому не искупаться.
На берегу стояли и ждали своей очереди под погрузку ещё три таких же машины.
И, как только Митяй выехал на берег, ребята "поводыри" повели по льду к кораблю следующий ЗИЛ-157...
За весь световой день вывезли всё мясо с этого корабля на Ледник. Этот большой подземный склад в Витиме знают все местные. Там в его закромА и разгружали все скоропортящиеся продукты со многих кораблей.
В последующие дни морозы ещё усилились, а лёд на реке стал толстым и надёжным. И к кораблям смогли подъезжать уже более тяжёлые машины.
Так, что все продукты и товары были доставлены дальнобойщиками в далёкие места назначения по зимним дорогам.
А ведь было ещё только 26е сентября 1983го года, и морозы под пятьдесят.
Даже старожилы не могли припомнить такой ранней зимы.
Вот такой сюрприз преподнесла Матушка Природа нам в Якутии!
И таких сюрпризов для нас у неё в запасе будет ещё привеликое множество...
Свидетельство о публикации №224022201374