В. А. Молчанов. Школа Ильенкова и его философия

Валерий Алексеевич Молчанов, к. филос. н., доцент кафедры социально-гуманитарного образования ИМИР:

ШКОЛА ИЛЬЕНКОВА И ЕГО ФИЛОСОФИЯ

Вчерашний суб-симпозион показал, что в стихии самооценок «ильенковцев», шкала оценок размещается от 1 - калокагатии (все ильенковцы - красивые люди; следовательно, все красивые люди должны стать в конце концов ильенковцами!) до 2 - отправления культа собственной личности на почве его (Ильенкова) известности.
Получается, что «зеркало» ильенковской школы пока недостаточно зер-кально для получения искомых ответов. Не поможет ли делу более пристальный взгляд в зеркало «школы анти-ильенковской»? Тем более что такая имеет¬ся и именует она себя уже давным-давно как «уральская философская»... Вся она соткана из всепоглощающей ненависти к Эвальду Ильенкову, институциализирована в виде философского факультета Уральского государственного университета с 1966 г. и яростью своей разрушила страну в 1991 году (см.: По-шел ли впрок философский урок? //...ИЗМ. -№1(25). - 2000).

Несколько тезисов могут прояснить этот вопрос и упорядочить его.

I. Логическая культура ильенковской философии позволяет сказать: ежели есть «ЛОГОС», то есть и логика. Но не наоборот! Это как с государством...
Если есть государство, то имеется и «начальство». Но вот при наличии на-чальства, государство имеется не обязательно и далеко не всегда.

Припоминается анекдот. Идет отец с малым сыном. Мальчик спросил: «Папа, а кто такой Маркс?» «О!» - ответил отец, - это экономист». Сын: «Как наша тетя Фрида?» «Ну, что ты, тетя Фрида - старший экономист!»

Так вот, чтоб не попасть в анекдот, следует помнить: Ильенков - это вовсе не «один из» тех, кто «занимался логикой». Отсюда тезис первый: предмет философии Эвальда - это ЛОГОС.

II. Далее. Каков же именно он философ? Ответ: русский. Корпус классической русской философии и работ самого Ильенкова подтверждает это со всей определенностью.

Так, книга «Об идолах и идеалах» 68-го года - реминисценция одноименной работы Владимира Соловьева. Есть статья Н.О.Лосского о «конкретном» в русской философии. Соответственно - работа Эвальда «Диалектика абстракт-ного и конкретного в «Капитале» К.Маркса» 1960 года. И уж совсем бесспорный адрес великой преемственности - это «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» Ивана Ильина (М., 1918.).

Итак, предмет ильенковской философии - РУССКИЙ ЛОГОС, а сам Эвальд Ильенков есть ФИЛОСОФ русского логоса. Это - тезис второй.

III. В «ильенковской школе», взятой как эмпирическая реальность, господ-ствует целый рой «объективных мыслительных форм», или же нормативов «политкорректности», по-обывательски говоря... Важнейшая из них звучит так: Ильенков подвергался (и все еще подвергается!) преследованиям - это ему «только кажется»...

Это как же надо «философствовать» самому, «иметь основание» нечто подобное не только предполагать, но и утверждать!

Вспомним, вслед за Гегелем Ильенков полагал, что точка зрения Спинозы - это начало всякого серьезного философствования. И был Спиноза любимым мыслителем Э.В.Ильенкова, ибо оба мыслили не «текстами», а всем своим' существом. Вывод: биография Эвальда и Спинозы - орган и судьба их философии. Какова же она? Читаем ее «по Спинозе»: во-первых, «малое отлу-чение»; во-вторых, попытка подкупа; в-третьих, «большое отлучение»; в-четвертых, убийца из подворотни, закамуфлированный под «несчастный случай»...

А Эвальд Ильенков, как известно, был носителем серьезной философии Русского Логоса - уж куда как более серьезное основание для так называемой «трагической случайности», которая всех, как известно, «застала врасплох»... Таков третий тезис.

IV. Кстати, о биографии еще. «В личном отношении это был человек уди-вительно скромный, «деликатная натура»... ТЕМ НЕ МЕНЕЕ СО СВОЕЙ ПУШ-КОЙ ИЛЬЕНКОВ ДОШЕЛ ДО БЕРЛИНА» (Выделено мной - В.М.), — пишет о нем М.Лифшиц. Многие полагают, что Берлин-де появился «вопреки скромно¬сти»... На самом-то деле он появился именно «благодаря» ей!

Как русский гегельянец-материалист в логике Ильенков утверждал: логическое «как таковое» логическими трактатами не исчерпывается, но лишь в них «проявляется». Причем (это - главное!) ничуть не больше, чем в «делах» и «поступках» самого логика. В полной мере это относится к нему самому.

Так что действительную Логику Ильенкова из пушки-то этой и нужно «вычитывать»... Как в свое время философию Французского просвещения XVIII века он элегантно вычитал из ... гильотины.

Вот давайте и попробуем так ее прочитать!

...45-й год в Берлине, с пушкой - это 1-й Белорусский фронт. «Пушка» - это общее ИМУЩЕСТВО двоих - маршала Г.К.Жукова и лейтенанта Э.В.Ильенкова. Это значит, что вот-вот завершилась Висло-Одерская операция, где 1-й Белорусский как кумулятивный снаряд прошил германскую националь-ную броню. И где мы, при данном соотношении сил, достигли максимальных успехов при минимальных потерях за всю войну...

Вывод: Жуков и Ильенков сделали одно и то же ДЕЛО. Сделали его в со-ставе одного и того же КОЛЛЕКТИВА. В одном и том же месте и в одно и то же время. А главное — с одним и тем лее РЕЗУЛЬТАТОМ! Каким? А всемирно- историческим. Жуков вместе с Ильенковым сокрушили германский националь-ный Гений, оседланный Гитлером... Ильенков вместе с Жуковым возвели его в ИДЕАЛЬНУЮ ФОРМУ современной русской философии КОНКРЕТНОГО...


(опубликовано в сборнике выступлений ученых кафедры социально-гуманитарного образования Института менеджмента и рынка на международной научной конференции «Ильенковские чтения», посвященной 80-летию Э.В. Ильенкова:

"Философия качества жизни"

Некрасов С. Н., Молчанов В. А., Радченко С. Ю.

Москва-Екатеринбург, 2004 год).


Рецензии