Сила воли

                На конкурс Даилды Летодиани Толстая тетрадь:  http://proza.ru/2024/02/18/876

        Мой друг принес мне толстую тетрадь. Купил он старый дом в деревне, чтоб пользоваться как дачей. Понравилась красивая природа, рядом озеро, тем более, купил недорого. Нашел там много старых инструментов, любопытных вещей из прошлого века и старую тетрадь. Дал мне ее, сказал: «Мне кажется, тебе это будет интересно».
        Я полистал тетрадь. Чего там только нет! Стихи известные и незнакомые, вырезки из газет, дневниковые заметки, написанные мелким аккуратным почерком,  истории семьи, соседей.  Одна история меня заинтересовала, захотелось поделиться. Перескажу, что пишет незнакомый человек, вероятно, прежний житель того дома.
 
        По соседству с нами в деревне жил дед, все его звали Кириллыч. Жил со своей большой семьей, он был наш  родственник, двоюродный брат моего деда Алексея по матери. В незапамятные времена они  поделили 50 соток земли пополам, по 25 соток каждому, построили дома на берегу небольшого озера,  обзавелись хозяйствами.
        Дед Кириллыч был нелюдим, угрюм и одинок, с соседями общался мало, жил какой- то особой, замкнутой и только ему понятной жизнью. В молодости он был призван на фронт, шла первая Мировая война, попал в плен к немцам, где ему удалось научиться идеально класть печки, поэтому он был всегда востребован в округе. Вернулся он здоровым и невредимым, с глубокой верой в Бога. Там, в Германии, принял баптистскую веру.
        Дед долго не женился. Жену искал по вере, но деревня наша была православная,
и он поехал свататься в далекое белорусское село, где присмотрел невесту, когда клал у хозяев дома печку. Но девушка по какой-то причине  отказала, зато ее подруга, правда, неприглядной и невзрачной внешности, сказала, как бы шутя:
        - Возьми меня. Буду тебе хорошей женой.
        Федор, долго не раздумывая, посадил Кристину на телегу вместе с ее скудными пожитками и привез в свой дом. Не ехать же одному на пустой телеге?! И скучно, и обидно. Отказала та, что заприметил. Что тут скажешь?!
        Прожили в мире, вере и согласии с ней больше 50 лет, родили и вырастили семерых детей и множество внуков. Но дети разлетелись по свету, такое было время, а вскоре и жена занемогла и тихо скончалась
        Перед смертью наказала старику:
        - Дети будут звать, ты не езжай, у них своя жизнь, свои заботы, живи, как можешь, в своем доме, тут и умирай.
        Кириллыч похоронил жену по своим баптистским обрядам, с песнопениями: приехали братья и сестры по вере из близлежащих сел. Дети не приехали, жили далеко. Но жители деревни пришли проститься. Каждый нес цветов букеты, было лето. И каждый хотел отдать дань уважения и почести этой востроносой, словоохотливой и мудрой  пришлой женщине, всегда готовой прийти на помощь любому человеку в любой ситуации.
        Федору Кирилловичу уже было далеко за 80, он был старше жены, и после похорон он лег в постель и больше не вставал. Есть перестал. Сердобольные соседки, в том числе и моя мама, приходившаяся ему родственницей, из сил выбивались, чтобы вернуть старика  к жизни или хотя бы заставить поесть. В деревне не оставят человека на произвол судьбы. Уговаривали, дежурили, приглашали мед. работников. Но Кириллыч не прикасался к еде. Однажды вечером, когда мама отнесла ему супчик с молодым укропчиком, он посмотрел на нее своими ясными голубыми страдальческими глазами (у глубоко верующих особые глаза, с каким-то внутренним светом), слабо поманил пальцем и тихо прошептал:
        - Убери! Мне тяжело! Запах! Есть я не стану.
Мама вернулась в дом и долго плакала, поняла: решил он умереть голодной смертью….. И вскоре умер.
 
        Эту историю я  рассказывала своему мужу прошлой осенью. Мы поужинали, затопили печку, смотрели, как горят дрова, как потрескивают. Муж молча слушал и курил сигарету,  дым вытягивался в печку, и я не ругалась.  Был субботний вечер, а в понедельник он должен был идти к врачу по поводу курения. Очень хотел бросить, но не мог, хоть было много попыток.  Внимательно выслушав мой печальный рассказ, он вдруг сказал:
        - Видишь эту пачку? Я выкурил только одну сигарету, сейчас брошу в огонь и больше не закурю. Человек такую силу воли проявил, умер голодной смертью, а я не могу бросить курить. Слабак! Я с недоверием и усмешкой посмотрела на него. Уж я то знаю его бросания!!! Но он бросил пачку сигарет в печку и больше не курил.


Рецензии
Спасибо за рассказ, ВОлодя.
Всего тебе самого доброго.

Мария Купчинова   22.02.2024 22:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Маша, за интерес!

Владимир Кожин 3   23.02.2024 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.