Чеч. аре, ав. рагI, гIуру, монг. ар

Чеч. АРЕ, ав. РАГI, ГIУРУ, монг. АР


Довольно важная основа в нахско-дагестанской лексике. Согласно Старостину С.А. присутствует в хуррито-урартском. Лакская форма этой основы отдельна "вытащена" и сопоставлена с гипотетическим "булгаризмом-чувашизмом", безо всяких ссылок на нахско-дагестанские её формы и вообще кавказоведение. Мы не возражаем выводам Старостина С.А. о наличии совпадения с хуррито-урартским, но непонятное "чувашоведение" Джидалаева отвергаем на корню. Джидалаев нарушил необходимый принцип любые этимологические изыски прежде всего проводить в самих нахско-дагестанских языках и лишь затем обращать внимание на возможные внешние связи. Без разницы есть ли эта основа или её нет, в связи с нарушением Джмдалаевым базовых принципов исследования ("Тюркизмы в дагестанских языках") мы отвергаем его попытку исследования как ненаучную. Тем не менее, мы считаем, что в монгольских языках эта основа представлена.

Чеч. АРЕ "место, пространство снаружи, вне чего-л.; поле, равнина, степь; аре аха "пахать поле",АРАРА "полевой; чужой, посторонний, извне, снаружи".

Ауарский язык в этом направлении даёт сразу три лексемы:

1. РАГЬ-да "во дворе, на улице", РАГЬАР-аб, диал. багьараб, рагьураб "открытый", РАГЬУ "дверь, порог"

2. РАГIАЛ "берег, конец, край".


3. ГIУРУ "дёрн"

В лакском языке также представлены формы этой основы, но мы их рассматривать не станем. Основа сложная и требует внимательного изучения. Достаточно чеченской и ауарской формы. В остальных нахско-дагестанских языках собственные реплики основы представлены, но мы отсылаем читателей к статье Старостина С.А., где он их все привлекает.

1.Первым делом, выделим халха-монг. АРАЛ "остров" и сопставим эту лексему с ав. РАГIАЛ "берег, конец, край". Джидалаевское надуманное аьралу "вероятно, место боя" мы отвергаем как совершенно неуместное, потому что "бой" здесь ни при чём.

2. Халха-монг. АР "задняя, теневая сторона, северная сторона", "зад, спина, север","задний, тыльный, северный". Эту монг. лексему следует сопоставлять с ав. РАГIАД, диал. расад, расатI "тень". Никем до нас эта форма к сопоставлению не привлекалась. Здесь следуеть учитывать два обстоятельства: 1. в халха-монг. и дагурском вообще нет исконной лексики, начинающейся с "р-" (нет её также и в урартском); 2. Суффикс "-д" один из монг. показателей множественног числа.

Таким образом, мы имеем:

Халха-монг. АРАЛ "остров": ав. РАГIАЛ "берег, конец, край". Ср. чеч. АРАЛАЛЛА, АРАЛЕЛЛА "выгнать откуда-л."

Халха-монг. АР "задняя, теневая сторона, северная сторона": ав. РАГIАД "тень".

На этом однако следует провести черту и отделить чеч. АРЕ "место, пространство снаружи, вне чего-л.; поле, равнина, степь", потому что она может быть объединена с другой ав. основой:  РАГЬ-да "во дворе, на улице", РАГЬАР-аб, диал. багьараб, рагьураб "открытый", РАГЬУ "дверь, порог". С ней же должно быть связано ав. ГIУРУ "дёрн", ГIУРУМУХЪ "русло реки", ГIОР "река, поток" : халха-монг. ОЁОР "дно, донышко", "основание, подошва".  С ав. РАГЬ-да может быть сближено также перс. RAH "путь, дорога".


Таким образом, мы расчленили эти основы и соаоставили с разными монг. основами.


Рецензии