9-1. О толерантности

               
                Сегодня ВКонтакте появилось сообщение от
                отца Андрея Ткачёва. Захотелось сохранить в памяти
                ценностную для верующих суть его. Компиляция:

                «Нам нужно не терять умение различать грех и праведность. Различать – это не значит быть толерантным. 
                (Толерантность – лукавый термин, стирающий
                грань между добром и злом в мировоззрении,
                образе жизни, поведении и обычаях).

                Вот мы видим, что человек согрешает, и мы точно знаем, что он согрешает, желая на халяву и быстро обогатиться, и теряет то, что имеет. Как мы это называем для себя? «Это – грех! Это – глупость! Это – обман!»
Я не буду говорить об этом человеке, что он пропащий, проклятый, дурной, безнадежный. Вот это и есть осуждение.

                То, что он грешит сейчас, совершает глупость – это я знаю, и я сам себе это говорю. Говорю ли я это ему? Наверное, нет. Зачем? Во-первых, он не услышит – сейчас он в азарте. Во-вторых, это будет просто способ поссориться. Осуждаю ли я его за это? Нет, я просто считаю, что это глупая модель поведения.

                Осуждение относится к личности делающего. По сути, в осуждении и в оценке действий мы разделяем то, что делается, и личность делающего. Например, я говорю: «он нечестивец, негодяй проклятый, такой-сякой, чтобы ему то..., чтобы ему это...», – это слова, относящиеся к личности. Значит, это и есть осуждение.

                А если я говорю: «этот добрый человек совершает великую глупость»; «он хороший человек, но вот такая чушь с ним случилась», – то здесь я избегаю осуждать его, но я явно выражаю свое недвусмысленное отношение к этому поступку, к этому греху.

                Надо назвать грех – грехом. Если мы этого не сделаем, мы прогневаем Бога Преблагого, мы назовем черное белым, и будем виноваты. Но мы должны воздерживаться от того, чтобы быть судьей согрешившего человека: «он вор и будет убит», или «будет гореть в аду», или «будет повешен за ноги вниз головой над унитазом» – это конкретное осуждение конкретного человека.

                Если мы научимся говорить так, как я только что сказал: «к сожалению, умный и добрый человек не сумел побороться с этой страстью, и она его пленила, и он сделал то-то и то-то – это плохо, жалко для всех», - так мы исполним заповедь о не осуждении, и исполним заповедь о том, чтобы мы грех называли грехом. Это требует умственной дисциплины – не смешивать одно с другим».


Рецензии