10. Ероним Карлович Швейгер и его потомки

Редакция 07.05.2024 года


Потомство Карла Егоровича Швейгера [8(3)] на данный момент нельзя назвать многочисленным. Всего от 8 детей он имел 7 внуков и 3 внучки по трём веткам, и 3 правнучек.

У первого сына Карла Егоровича – Ивана Еронима [21(8)] в браке с Анной Елизаветой Неренц родилось самое многочисленное потомство. Они имели 4 сыновей и 5 дочерей.

Брак этот, согласно записи в метрической выписи, он заключил в 22 года. Его невесте Анне Елизавете Неренц, дочери колониста Николая Неренца и его жены Христины, урождённой Ляди, на тот момент было 17 лет. Венчание проводилось в приходском костёле Ямбурга в присутствии свидетелей: колонистов Павла Траубера, Ивана Ваншейдта и Николая Генцлера. Произошло это событие 22 июня 1864 года.
 У молодой пары 12 января 1868 года родился первый ребёнок – дочь, названная Екатериной [46(21)] и окрещённая в приходской ямбургской римско-католической церкви 21 января того же года. Никаких иных подробностей не имеется, так как метрические выписи в архивных делах отсутствуют, а данные взяты из Перечной ведомости о крещении. Принадлежность к семье Карла Егоровича удалось установить из записей в другой выписи – о венчании Екатерины Швейгер и Мартина Стрикера.
Когда она вышла замуж, нам неизвестно, но согласно метрической выписи за 1882 год, муж её был не колонистом, а рядовым солдатом.

20 ноября 1882 года в их семье родилась дочь Анна Екатерина [б/н], окрещённая 25 декабря того же года в ямбургском костёле в присутствии воспреемников, которыми стали двоюродный дядя матери Степан Каспарович Швейгер, Екатерина Вальтер, Пётр Стрикер (возможно, отец или брат жениха) и Анна Швейгер (скорее всего, одна из родных тётушек, на тот момент незамужняя, но какая именно - непонятно).
Номер в родовом древе Анне Екатерине не присвоен, так как по отцу она уже ходила в другую генеалогическую схему – Стрикеров, а по этой ветке род Швайгеров прервался.

В той же записи мы впервые сталкиваемся с новым написанием фамилии: в фамилии матери младенца буква «е» заменена на «а», и фамилия её звучит как «Швайгер».
Анна Екатерина Стрикер прожила всего около двух лет и умерла на Копорской дороге (тянулась от линии Балтийской железной дороги в Ораниенбауме до села Копорье – Авт.) 5 апреля 1884 года. Причина смерти в метрической выписи не указана. Но из той же, крайне неразборчивой, записи мы определили, что фамилия её отца писалась и по-другому: Шнуткер.

На момент смерти дочери Мартин Стрикер (или Шнуткер) был солдатом 93-го Иркутского полка, который участвовал в активных боевых действиях в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. и был включён в состав 24-й пехотной дивизии Дунайской армии под командованием великого князя Николая Николаевича старшего. «Иркутцы» участвовали почти во всех крупных сражениях и имели благодарности от командования. После войны полк был отправлен на квартиры в Финляндию.  А оттуда в 1892 году – во Псков. Вполне возможно, что полк проходил через Порховскую колонию, где Мартин и познакомился с Екатериной. Какое-то время полк мог квартироваться на постое и в районе Ямбурга. Однако точных данных по этому вопросу найдено не было. Просто прослежен путь Иркутского полка.

После временного пребывания в Ямбурге полк, а вместе с ним и Мартин Стрикер, двинулся через Копорье к Финляндии. Мартин скорее всего продолжил путь уже со своей семьёю. Но дочь была слабой, и до места назначения довезти родители её не смогли – похоронили. Видимо, Екатерина вернулась обратно в Ново-Порхово, чтобы отпеть умершую дочь в ямбургском костёле. Как сложилась судьба Екатерины Стрикер, урождённой Швайгер, дальше – неизвестно.

Но вернёмся к другим внукам Карла Егоровича Швейгера. Через два года после рождения первой дочери Ивана (Еронима) Карловича - Екатерины, 4 октября 1870 года, состоялся обряд крещения первого его сына, названного, как звали и его отца – Иваном. [47(21)] При обряде крещения Ивана Ивановича Швейгера в ямбургском приходском костёле присутствовали дядя младенца Эдуард Карлович Швейгер [24(8)] и Шарлотта Неренц, возможно, тётя по материнской линии. Воспреемниками были названы Екатерина Швейгер, вероятнее всего – тётя младенца по отцовской линии – [22(8)], и Карл Неренц, возможно, брат матери. Дата проведения обряда неизвестна.

В 1874 году, 14 июня, у Ивана Еронима Швейгера родилась дочь Шарлота [48(21)]. Её окрестили 22 июня того же года в приходской католической церкви Ямбурга в присутствии колониста Ивана Аумана и Шарлоты Неренц. Воспреемниками при крещении были Адам Закман и Екатерина Швейгер [22(8)], вероятно, родная сестра Ивана Еронима, та же, что крестила и Ивана.

Примечательно, что в выписи указывается, что на момент рождения дочери Иван Карлович Швейгер уже не был колонистом, а числился поселянином-собственником из бывших колонистов. Какие события этому способствовали, информации найдено не было. Вероятно, это может быть связано с той особенностью жизни колонистов, когда не младший сын, который наследовал имущество отца или скапливал денег, уходя на отхожий промысел и работая наемным работником на фабрике или заводе, или получал деньги от родителей в случае обзаведения семьей для ведения отдельного хозяйства.

7 октября 1876 года в семье Ивана Карловича и Анны Елизаветы Неренц родился четвёртый ребёнок - сын Карл [49(21)]. 31 октября он был окрещён, а воспреемниками при обряде стали Леонарда Ауман и Елизавета Гейнц, Адам Сакман и Фридрих Ауман.

В выписи о венчании за 1903 год была обнаружена ещё одна примечательная запись. В ней был зафиксирован брак крестьянина Порховской колонии, на тот момент двадцатипятилетнего Карла Ивановича с восемнадцатилетней девицею Анной Шефнер, дочерью Якова Шефнера и Анны, урождённой Вальтер. Свидетелями при проведении обряда стали Иоанн Ваншейдт и Александр Гессель. И, судя по записи, приобретя землю в собственность, Карл Иванович остался жить в той же колонии, но из колонистской общины вышел. О детях этого сына Карла Егоровича информации пока не найдено.

Скорее всего, именно Карл Иванович и будет отцом одного из фигурирующих в ОБД «Открытый список» Швайгеров – Ивана Карловича, 1907 г.р., репрессированного в 1938 году в Ленинграде на Левашовской пустоши.  Но на данный момент это – всего лишь рабочая гипотеза.

Но за три года до предполагаемого рождения Ивана в семье Карла и Анны родится дочь – Мария-Фридерика. Произойдет это 2 июля 1904 года в Порховской колонии. Девочку окрестят 15 июля того же года в ямбургском костеле в присутствии только воспреемников – Георгия и Фридерики Шефнер.

Следующим ребенком в семье Ивана Еронима и Анны Елизаветы был младенец мужского пола [51(21)], имя которого в выписи сделано неразборчиво, известно только, что начиналось на "И". По длине имени оно напоминает "Игнатий", но точно определить так и не удалось. Родился мальчик 16 октября 1878 года, окрещён в ямбургском костёле 29 октября того же года. Свидетели при обряде не названы, возможно, их и не было. Воспреемниками младенца были Леонарда Ауман и Каспар Буц, один из колонистов Ново-Порховской колонии. Судьба этого представителя рода Швейгеров неизвестна.

Даты рождения еще одного сына Ивана Еронима Швейгера так и не удалось установить - не обнаружено выписей о рождении, а фигурирует он только в выписях о рождении и венчании. Именно благодаря этим записям и было установлено наличие у Ивана Еронима этого ребёнка - Каспара Ивана [52(21)].

По его линии одного удалось найти лишь одного ребёнка от брака с Эмилией Ивановной Кронберг – дочери Луизы [70(51)], родившейся в Нарве. Отсюда можно сделать предположение, что волею случая (какого именно – выяснить не удалось) Каспар Иван уехал из Новопорховской колонии и оказался в Нарве, где обзавелся семьей. Луиза родилась 16 января 1882 года и крещёную уже в ямбургском костёле 24 января того же года в присутствии Фридриха Ваншейдта и Марген Лифлянд. Личность последней более нигде в записях не встречалась. Воспреемниками девочки были назначены Луиза Ваншейдт и Франц Фердинандович Гойер. В дальнейшем судьба Луизы Каспаровны не прослеживается.

Судьба самого Каспара Ивана Швейгера также не ясна в силу отсутствия информации в метрических данных.

Последними детьми в семье Ивана Еронима и Анны Елизаветы, урождённой Неренц, были три дочери.

Августина [53(21)] родилась 20 февраля 1883 года в колонии Ново-Порхово. Её крещение состоялось 12 марта того же года в ямбургском приходском костёле без свидетелей. А вот воспреемниками стали сразу четверо колонистов: Карл Неренц, Леонтий Ауман и, вероятно, их жёны – Мария Неренц и Фридерика Ауман.

23 ноября 1903 года, согласно записи в метрической книге в разделе о венчавшихся, двадцатилетняя крестьянка Порховской колонии Августина Швейгер сочеталась браком с мещанином города Ямбург Николаем Ваншейдтом при свидетелях – Николае Гесте и Якове Вальтере. Дальнейшая судьба Августины  не установлена.

Мария ШвАйгер [54(21)], именно так записана в метрической выписи её фамилия, родилась 16 мая 1886 года в колонии Ново-Порхово и окрещена была, как и многие Швейгеры, в католическом костёле Ямбурга. Церемония состоялась 6 июня того же года в присутствии Карла Неренца и Леонарда Аумана и их жён – Марии Неренц и Фридерики Ауман. Воспреемниками были назначены бывший колонист павл Буц и девица София Буц, возможно, его дочь.

О судьбе Марии Швайгер, дочери Ивана Еронима Швейгера и Анны Елизаветы, урождённой Неренц, ничего неизвестно.

Последней их дочерью, обнаруженной на данный момент лишь в одной метрической записи, была Магдалена [55(21)]. Она родилась 1 апреля 1890 года в Ново-Порхово. Была крещена в Ямбурге, в католическом приходском храме только 20 мая того же года. Причина такого разрыва в событиях объяснения не нашла. Крёстными родителями девочки были объявлены Павел Неренц и, вероятно, его дочь – девица Кристина Неренц. Обряд крещения проходил в присутствии Карла Неренца и Фридерики Змечиревской (по мужу). Судьба её также по документам и базам не прослеживается.


Рецензии