Первый после бога

   17 августа исполняется 117 лет со дня рождения легендарного подводника, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны на море - капитана 1 ранга Богорад Самуила Нахмановича. Вся жизнь этого талантливого моряка была связана с морем, а лучшие годы жизни были отданы служению Отечеству.
   Самуил Нахматович Богорад родился 17 августа 1907 года в городе Витебск (Беларусь), в бедной еврейской семье рабочих. В 1935 году окончил Ленинградский Морской техникум и до августа 1940 года плавал третьим, а затем вторым помощником капитана на судах Балтийского Морского пароходства. В Военно-Морской флот пришёл в конце сорокового, за полгода до начала Великой Отечественной. Обучившись военному делу в учебном отряде Подводного плавания, Самуил Нахманович поступает на Высшие специальные курсы командного состава Подводного плавания, в то время - Краснознамённый Учебный Отряд Подводного плавания (КУОПП) имени С. М. Кирова Балтийского флота. В июне 1941 года, после окончания Высших курсов, назначается на должность - помощника командира подводной лодки "Д-2".
   Подводные лодки типа - "Д" (Декабрист) являлись в то время новейшими дизель-электрическими подводными лодками. Высокопрочный клепаный корпус ДПЛ практически по всей её длине был спрятан в легкий корпус, что позволяло расположить в межкорпусном пространстве цистерны главного балласта. И этим самым увеличить глубину погружения. А сам прочный корпус был разделен на семь отсеков водонепроницаемыми переборками. На вооружении лодка имела шесть торпедных аппаратов в первом носовом отсеке, заряженные шестью прямолинейными парогазовыми торпедами и ещё шесть торпед были на стеллажах в этом же отсеке. И два торпедных аппарата в седьмом кормовом отсеке, заряженного аналогичными торпедами, но без запаса на стеллажах. На верхней палубе ДПЛ находились два 102-мм орудия, для ведения боя в надводном положении. Лодки этого класса были маневренны и быстроходны.
   Подводная лодка "Д-2", на которую был назначен Богорад, находилась в капитальном ремонте на одном из ленинградских судоремонтных заводов и числилась в составе Северного флота. Но с началом войны, а именно - 17 августа 1941 года, была зачислена в состав Краснознаменного Балтийского флота, и уже к концу года была спущена на воду. Так что, 17 августа - в судьбе тогда ещё тридцатичетырёхлетнего морского офицера была цифрой знаковой...
   В сентябре 1942 года "Д-2" вышла в первый боевой поход. Начался он не совсем удачно. При выходе в район патрулирования 24 сентября лодка попала в противолодочную сеть севернее о. Гогланд. Освобождение из неё заняло двое суток, и лишь крайне неблагоприятная для действия противолодочных сил погода позволила ей избежать встречи с противником. 26 сентября "Д-2" смогла окончательно освободиться от обрывков сетей и исправить повреждения вертикального руля. Затем, 14 октября, действуя на основных коммуникациях противника, экипаж "Д-2" атаковал из подводного положения одиночный транспорт фашисткой Германии - "Якобус Фритцен" и потопил его. Это была первая победа в те суровые дни. В ходе боевой службы было ещё несколько торпедных атак, но они не увенчались успехом. И только 19 октября в 17: 55 на линии Треллеборг - Засниц лодка встретила и атаковала конвой из двух паромов и пяти кораблей охраны. В результате атаки был поврежден железнодорожный паром "Дойчланд". Не плохой результат! Возвращаясь в базу и форсируя Финский залив "Д-2" была обнаружена сторожевыми кораблями противника и преследовалась ими более четырёх часов. За это время фашистскими бомбардирами было сброшено 48 глубинных бомб, но им не повезло, лодка благополучно вернулась в родную базу.
   За годы войны подводная лодка "Д-2", на которой начинал службу будущий герой - подводник С. Н. Богорад, совершила ещё четыре боевых похода и неоднократно одерживала победу в морских сражениях.
   В настоящее время "Д-2" - лодка-музей и находится в Санкт-Петербурге.
 
   В марте 1944 года уже опытный подводник капитан-лейтенант Богорад назначается командиром на подводную лодку "Щ-310" входящую в третий дивизион ПЛ БФ. Быть командиром подводной лодки - задача не столько почетная, сколь ответственная. Во все времена для подводников их командир считался - Первым после Бога. Ибо там, в замкнутом пространстве прочного корпуса, находясь в автономном плавании, только на плечи командира ложится ответственность за выполнение боевой задачи, за состояние корабля и духа экипажа. Командир в море всё - и мамка, и батька, и наградной отдел, и трибунал. Он - Первый, с него начинается корабль, ему вверен экипаж. Командир-подводник должен обладать интуицией влюбленного, быть невозмутимым из самых холоднокровных моряков, иметь здравое мышление практика и пылкое воображение романтика, уметь просчитывать боевые ситуации с гроссмейстерской скоростью и на много ходов вперед, при этом, не утрачивая терпения и выдержки завзятого рыболова. И, конечно же, опираясь на доклады акустиков - быть предприимчивым охотником и искусным следопытом. Из всех профессий на земле, профессия подводник - одна из самостоятельных, и вот почему. А потому что, находясь в автономном плавании неоткуда ждать рекомендаций и помощи, не придумала ещё наука постоянную связь с субмариной находящуюся под водой. Даже космонавты, там далеко в космосе, ежеминутно могут располагать на связь с Землей и воспользоваться рекомендациями ЦУПа, а подводники этого лишены... поэтому, только самоконтроль, только самостоятельность решений и только самодисциплина. И командир во всем этом - главная фигура, его решение - последняя инстанция. Всплыть на связь с береговыми оперативными службами - порой это смерти подобно, а при ведении боевых действий - тем более. Да и само поведение командира в тех или иных ситуациях - это искренне "сценический образ" обязывающий экипаж сыграть боевую драму с триумфальным или не очень концом.
   Подводной лодкой "Щ-310" Самуил Нахманович командовал до конца войны. Совершив три боевых похода экипаж ПЛ под командованием Богорада записал на свой счёт восемь потопленных и поврежденных кораблей противника, а так же множество ценных разведданных о дислокациях гитлеровских конвоев и кораблей. Действуя дерзко и смело "Щ-310" не раз вводила в ступор хваленую гитлеровскую морскую тактику. Грамотность командира и слаженные действия всего экипажа субмарины внесли вескую лепту в общую победу над врагами человечества. В марте 1945 года подводная лодка "Щ-310" награждается орденом Красного Знамени, а офицеры и моряки-подводники удостаиваются государственных наград. Командиру - присваивается воинское звание - капитан 3 ранга.
 
   У войны - не доброе лицо. И поведение воюющих в войнах - это зеркало, в котором отражается либо звериная гримаса, либо праведный лик. Вот только один факт, позволяющий ясно отличать - героев от убийц, озверение от добродетели, завоевателей от освободителей.
   Апрель 1945 года. Фашистская группировка издает жалостливые писки в Курляндском котле, и их командование в помощь посылает несколько танкеров с бензином в район Вентспилского порта. Подводная лодка "Щ-310" совершает боевое патрулирование западнее Либавы (Лиепая) в Балтийском море. Акустик докладывает в Центральный пост о шуме винтов и классифицирует их - как танкер. Командир всплывает на перископную глубину, и в туманной ранней дымке действительно обнаруживает невооруженный танкер "Геттеринг" идущий без охранного конвоя. Принимается решение - атаковать транспорт из надводного положения. Лодка всплывает, "Боевая тревога!" - личный состав экипажа готовиться к атаке. Но командир на капитанском мостике не спешит пустить торпеду по фрицам. "Не вооружены и без охраны - думает он, - стоит ли..." и он, используя громкоговорящую связь, предлагает экипажу покинуть борт, а командиру танкера прибыть на борт подводной лодки с "Вахтенным журналом". А ведь мог и утопить... Уничтожить с чувством глубокого удовлетворения... Кто упрекнёт?! Да ни кто. Через какое-то время фашистские моряки оставляют свой транспорт, а их командир выполняет приказание командира подводников. "Вахтенный журнал", бинокль и документация на перевозимый груз остаются у капитана 3 ранга Богорада, а плененные моряки убираются на шлюпках восвояси, целыми и невредимыми. Транспорт расстреливается и топится. И вот, уже в мирные 70-ые годы, капитан дальнего плавания Богорад Самуил Нахманович, на одном из сухогрузов Рижского Морского пароходства стоит на рейде Кильского канала в ожидании лоцмана порта. Всё тот же - капитанский мостик, но уже мирного парохода, всё те же - Балтийское, а туда дальше через канал, Северное - моря, но уже без коварных военных прибамбасов - мин, торпед и плутонгов, и всё тот же трофейный бинокль трёт грудь легендарного капитана. Вахта у трапа докладывает, что на борт поднимается прибывший немецкий лоцман порта. Капитан просит проводить его в ходовую рубку. Прибывший лоцман замер от неожиданного - он увидел свой бинокль, а в немолодом уже облике капитана узнал того командира подводной лодки, который даровал жизнь ему и его тогдашнему экипажу...
   Вот так порой пересекаются судьбы некогда стоящие по разные стороны жизнепонимания, и вот так иногда планида останавливает своё колесо на точке - Жить. А ведь мог бы измотанный войною подводник, тогда... Мог, и без упреков...
 
   9 Мая 1945 года - День Победы орденоносная "Щ-310" встретила в Ленинграде, где на судоремонтных верфях залечивала раны от боевых походов. А 8 июля 1945 года её командиру капитану 3 ранга Богораду Самуилу Нахмановичу указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3294) - "...за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками..." И ещё
Из наградного листа:

"...настойчиво искал противника и своей бдительностью не один раз обеспечивал вывод ПЛ из-под удара врага.

Тов. Богорад проводил атаки вражеских конвоев в ночное время в надводном положении, прорывая сильное охранение противника. Прекрасно маневрируя при выходе в атаку, а также после залпа, всегда отрывался от противника без каких-либо потерь, сохраняя боевую готовность своего корабля, ...после производства залпа не уходил под воду до тех пор, пока сам и вся вахта полностью не пронаблюдает потопление кораблей противника".

 
   После войны отважный офицер-подводник продолжил службу в Военно-Морском флоте на Балтике. С июля 1945 года по апрель 1948 - он командовал подводной лодкой "К-56", а затем, уже капитаном 2 ранга, по февраль 1950 года - ПЛ "Н-28".
   В феврале месяце капитан 2 ранга Богорад С.Н. назначается командиром 1-ой бригады подводных лодок Балтийского флота, а с декабря этого же года по ноябрь 1952 - начальником отделения подготовки подводных лодок и средств противолодочной обороны Штаба 8-ого ВМФ. 26 мая 1955 года герою-подводнику присваивается воинское звание - капитан 1 ранга. С октября 1959 года капитан 1 ранга Богорад С.Н. - начальник вспомогательных судов Рижской Военно-Морской базы Краснознамённого Балтийского флота. В марте 1961 года он уходит в отставку.
 
   Но на этом его связь с морем не заканчивается. Живя в Риге, Богорад трудится в Латвийском пароходстве и начинает свою мирную жизнь как бы заново. С 1962 года он ходит на сухогрузах вначале в качестве помощника капитана, а потом капитаном. Море не отпускает. Самуил Нахманович становится одним из лучших капитанов дальнего плавания. И только непредвиденные семейные обстоятельства, заставили сделать выбор в пользу суши, трагическая гибель жены сына (тоже - моряка), повелела альбатросу сложить крылья и приземлиться. Закаленные временем супруги Богорад, Элеонора Ивановна и Самуил Нахманович, стали растить и воспитывать двух внуков, пока их сын был в морях.
   "Жить прожить - не поле перейти", да и "поля" для ветеранов войны были чаще сложнее, чем сама жизнь, всё большей частью - минные и кровавые, но они их прошли. Прошли! Даровав мир и жизнь многим теперь уже поколениям. И нам надо не забывать об этом. Не забывать.
   Скончался Герой Советского Союза ветеран-подводник - 23 апреля 1996 года, в городе Риге и похоронен на Гарнизонном кладбище.
   А 17 августа этого года ему исполнится 100 лет. Не хочу писать в сослагательном наклонении, так как в этот день на могилу Героя к памятнику придут моряки ветераны подводного флота, родные и друзья Самуила Нахмановича, придут те которые его помнят и любят, и те которые только читали о нём на страницах печати, придут - ибо пока помнят - человек живёт.

23 февраля 2016 года в Витебске открыли мемориальную доску в честь Героя Советского Союза Самуила Богорада — уроженца города, легендарного подводника. Ее установили на здании бывшей морской школы. Доску изготовили в Санкт–Петербурге. Ее заказали и передали в Витебск ветераны–подводники, поддерживающие белорусско–российский проект «Морское братство — нерушимо!» За пять лет участники этого движения провели полсотни мероприятий во славу выходцев из Беларуси, служивших флоту.
https://www.sb.by/articles/kapitan-vernulsya-v-gorod.html


Рецензии
Жаль, что не указана точная дата потопления танкера "Геттеринг"...

Олег Каминский   22.02.2024 22:16     Заявить о нарушении
...апрель 1945 года.

Сергей Акиндинов   23.02.2024 01:07   Заявить о нарушении