Агарь

Джовани Франческо Дверчино 1657г.
Авраам изгоняет Агарь с сыном

  Какой взгляд у Агари! Она смотрит на старика с осуждением, и в то же время с некоторым недоумением, как бы спрашивая беззвучно: за что? В чем провинилась перед тобой? Разве не я дарила тебе ласки, не тебе, старику, отдавала свое молодое прекрасное тело? Не тебе подарила твоего первенца, с чем не могла справиться твоя престарелая жена Сарра? А теперь ты гонишь нас с сыном в пустыню на неминучую смерть с жалким кувшином воды, которой не хватит нам и на один день?..
  Конечно, в это момент она не вспоминает о том, как взыграла в ней гордыня за своё материнство, которое позволило ей, невольнице, рабыне, сверху вниз смотреть на свою госпожу, как будто они уже поменялись ролями и не она, а Сарра, жена Авраама, теперь должна прислуживать ей, египтянке Агари, и подчиняться во всем...
И вот, урок. Каждый должен знать свое место. Грустно, но справедливо. Ведь не поспоришь же самим Богом. И планы Его нам неизвестны, неведомы... Извилисты, запутаны тропинки, по которым ведет нас судьба (рука Бога).
И вправду, почему не позволено было Сарре рожать вплоть до преклонного возраста, когда не только все надежды давно потеряны (что и привело Сарру к оригинальной мысли дать мужу зачать долгожданное дитя от рабыни), но и по всем законам человеческим просто и абсолютно невозможно? Разве что показать, что для Бога нет ничего невозможного? Это раз. А два? И вот тут начинается самое интересное.
  Психология человеческих взаимоотношений. Кто прав? Кто виноват? Можно? Нельзя? И что вообще делать в такой ситуации?
Давайте посмотрим схематично, как развивалась ситуация.
Сарра, отчаявшись родить ребёнка, предлагает свою рабыню мужу.
(Хорошо это, или плохо?)
Агарь рожает сына. Т.е. выполняет возложенное на неё поручение. (Молодец. )
Её ребёнок начинает обижать младшего сводного брата Иакова. (ну что ж, несмышлённому ребёнку простительно).
Но и сама Агарь некорректно ведёт себя по отношению к своей госпоже Сарре. (Такие вещи обычно наказуемы)
И наказание не заставляет себя ждать. Оскорбённая Сарра требует от мужа, чтобы он выгнал обидчицу вместе с её сыном.
Страсти разгорелись не на шутку. Скандал в почтенном семействе. Почти по Шекспиру.
Но ни слова осуждения в Писании. Трактовать и осмыслять предоставляется нам, потомкам.

  Родители показывают пример своим детям.
И через поколение случилось вновь. Внук Авраама, Иаков, дал жизнь потомству, насчитывающему шестьдесят шесть (по другим подсчётам семьдесят) детей и внуков, с которыми он пришёл в Египет. Было у него две жены. Но они, конечно же, не справились бы с воспроизведением такого количества детей. И потому предложили своих рабынь для продолжения рода. И больше нигде в Книге Бытия не повторяется практика рождения детей хозяину от его служанок. Да и зачем? Обещание, данное Богом Аврааму, потихоньку набирало силу на примере Иакова. Хотя, кто знает, очень возможно, что и дальше служанки рождали детей от хозяина. Только было это уже в тайне от законной жены. По прихоти хозяина, а не ради продолжения рода. И это уже другая история.


Рецензии