С ним не сравниться, но...

    Об игре писали многие. Но лучше всех он. Йохан Хёйзинга. Дал определение игре. Рассказал о том, что в игре другое течение времени. Не такое, как в жизни.

     Можно в игре даже закончить своё существование. И снова возродиться. Не для того, чтобы жить, а хотя бы для того, чтобы продолжить играть.

      С Хёйзингой не сравниться, но очень хочется пойти по его пути и изложить найденное своими словами.

      Много говорят, что нет такого определения игры, с которым все бы согласились. Существует много определений. И не стоит давать игре ещё одно определение.

      Но если осуществление какого-то дела ничего не стоит, то почему ты его не сделать? Ведь никаких затрат, а мозг поработает. Говорят, работа мозга - это способ продления его жизни.

       Он решил дать своему мозгу поработать и его поработавший мозг выдал следующее определение:

     Игра - это придумывание и погружение в действительность, какой она никогда не будет, какой она будет обязательно и в какой хотелось бы существовать.

       Да, в игре возможны три вида действительности, но та действительность, какой никогда не будет, имеет, скорее всего два вида: 1)была, но которой уже не будет и 2)никогда её не было и не будет.

      Можно, конечно, много рассуждать об игрушках и другом игровом реквизите, необходимом для создания и погружения, в игровую действительность, но ему захотелось продолжить думать о видах игровой действительности.

       Игровая действительность: "действительность, какой она будет обязательно". Играющая девочка, у которой с физическим и психиическим здоровьем всё  хорошо, обязательно станет матерью. Играя в "Дочки-матери"  девочка готовит себя к существованию в действительности, которая будет обязательно.

      Когда играющий человек хочет существовать в той действительности, какая будет обязательно,  он -  реалист.


       А как назвать играющего человека, который хотел бы существовать в действительности, какая когда-то была, но в будущем её больше не будет? Ему подходит слово ретроград. Враг прогресса, любитель того, что было в прошлом. Не желающий, хотя бы мысленно, считаться с наступившей навсегда действительностью.

      Ретрограды по своей сути, вполне возможно, любили, в своём детстве, играть с игрушками и другим реквизитом из прошлого, в каком бы им хотелось жить, но которого уже никогда больше не будет.

     Играющий человек, который хотел бы существовать в действительности, какой никогда не было в прошлом и какой, вполне возможно, не будет и в ближайшем будущем, может быть назван утопистом.

     Утопист может существовать лишь в мечтах своих в той действительности, какой никогда не было, никогда не будет и в какой мечтателю-утописту хотелось бы существовать.

     И это не страшно и для отдельного общества, и для всего Человечества, когда утопист лишь мечтает, играя, о своём существовании  в какой-то невозможной действительности.

      Того утописта, который свою мечту о какой-то несуществующей действительности, хочет осуществить не в воображаемой, а в реальной жизни,  могут назвать романтиком.

      У Д.Гранина в его "Иду на грозу"  есть высказывание о том, что  страшнее дурака дурак с инициативой. Вполне возможно, что гораздо деятельнее, а, следовательно и разрушительнее, мечтателя-утописта в игре, является игрок, который одновременно и романтик, и утопист.

     А вот спортивные игры, подумал он, существуют именно для романтиков-утопистов, потому что в реальной жизни быть первым,  быть победителем  всегда - это, конечно, романтическая мечта каждого себя уважающего спортсмена, но это ещё и утопия.

     Всегда быть первым,  победителем, скорее всего. невозможно. В спорте, в основном.

     Когда наставники-тренеры говорят спортсмену, являющемуся одновременно и спортивным романтиком, и спортивным утопистом, что надо уметь проигрывать, они хотят вернуть подопечного из воображения  в действительность.

      Вернуть в голову заигравшегося романтика-утописта немного реализма - это благородно? Да, если речь идёт о представителе политического и финансового истеблишмента заокеанского гегемона.

     Заигрались заокеанские дяди тёти в романтическую, но утопическую действительность, в какой они якобы всегда будут единственными гегемонами. Единственными господами в мире.

     Но это очень трудно: вернуть в голову заокеанского, заигравшегося в гегемоническую игру , политического и финансового истеблишмента, хотя бы каплю реализма.

     А а юго-западе от России  ещё существует режим, руководитель которого является романтиком игры в бесконечное, а, значит - утопическое, личное обогащение.

     Прося денег на боеприпасы, вооружения, оружие, этот игровой романтик, к тому же комический актёр в прошлом, вполне возможно,  обогащался сам и давал возможность обогащаться тем, кто поддерживал его просящую руку и наносил на его лицо грим-макияж великомученика.

       Игра мечтателя-романтика, мечтателя-утописта,  юго-западного и настроенного террористически по отношению к России, вполне возможно, скоро закончится, благодаря проведению Россией Специальной Военной Операции, но это такая игра, в которой нет обратимости, замеченной Й.Хёйзингой.

     В жизни, а не в игре, если уж мечта умерла, то умерла навсегда, а не до следующей игры.  Не до следующего гейма-тайма.

     Но классификация игроков на реалистов, ретроградов, утопистов и романтиков-утопистов, подумал он, который и не собирался сравниться с Й.Хёзингой, могла бы пригодиться  в предвидении будущего играющих детей.

     Только вот как понять думает ли, например, играющий ребенок о том, что в том прошлом, в которое он играет и которого больше, как действительности, не будет, он хотел бы жить?

      Легче всего, наверное, выявлять среди играющих детей реалистов и сочинителей-фантастов.

      Ребёнок, который с увлечением воспроизводит в своей игре жизнь взрослых  дядей и тётей - точно реалист, так как увлечённость - это признак того, что в обязательно осуществимой действительности человеку хочется жить-существовать.

      Тот же ребёнок, который с увлечением проговаривает в своей игре ту действительность, какой никогда не было и какая вряд ли когда-нибудь осуществится-состоится, может стать сочинителем-фантастом, в чём сейчас почти нет проку  и, зная это, мало кто возьмёт на себя ответственность за поддержку таланта сочинителя-фантаста, выявленного у ребенка в игре.

       Взрослые, чтобы готовить себя к принятию и осуществлению судьбоносных решений, часто играют в деловые и другие игры. Учителя часто используют игры для обучения детей разным учебным дисциплинам.

      А можно ли с успехом осуществлять предвидение будущего человека как реалиста, или как ретрограда, или как не только мечтателя, но и романтика, или как сугубого кабинетного утописта по его участию ещё в детских играх?

      Он не знает, как ответить на этот вопрос, ведь он не может сравнить себя с Й.Хёйзингой, но если бы на этот вопрос можно было бы ответить, то, скорее всего, этот ответ был бы полезен не только отдельным обществам, но и всему полицентричному Человечеству.

      P.S. Автор предупреждает читательниц и читателей, что данное публицистическое эссе написано в виде рассказа.   

       
 .

       
 
   


Рецензии