Тайная вечеря. Гефсимания

Как  следует из рассказа Марка (14 глава), Иисус знает, что произойдет.  Он должен был знать, что петля затягивается, что крест приближается. Он не мог не обращать внимания на враждебность властей, и Он вполне мог рассматривать свой арест и казнь как неизбежные .

"Через два дня надлежало быть  празднику Пасхи и опресноков; и искали первосвященники и книжники,как бы взять Его хитростью и убить" (Мк 14:1)

В евангелиях о Тайной Вечери говорится  в Евангелии от Матфея (16:17—35); Марка (14:12—31); Луки (22:7—38); Иоанна ( главы13-18).
 Тайная вечеря являлась соблюдением ветхозаветного праздника Пасхи. Пасха была особенно священным событием для еврейского народа, знаменуя время, когда Бог избавил его от физической смерти и вывел из рабства в Египте (Исход 11:1–13:16).
Весь этот день проходил в Иepyсалиме и  окрестностях чрезвычайно шумно и хлопотливо, потому что не только жители, но и все бесчисленные богомольцы, которые к Пасхе стекались отовсюду, хлопотали о закупке и заклании агнца; иногда в этот день закалывалось более двухсот тысяч ягнят. Позаботились о том же и ученики Христовы, и уже накануне, по указанию своего Учителя, сделали необходимые приготовления для пасхального торжества в доме одного тайного последователя Христа (по предположению некоторых авторов, — в доме Иосифа Аримафейского).

    «И в первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца, говорят ему ученики его: «Где хочешь есть пасху? Мы пойдём и приготовим».
    И посылает двух из учеников своих и говорит им: «Пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды. Последуйте за ним и куда он войдёт, скажите хозяину дома того: учитель говорит: где комната, в которой бы мне есть пасху с учениками моими? И он покажет вам комнату большую, устланную и готовую. Там приготовьте нам». И пошли ученики его, и пришли в город, и нашли, как сказал им. И приготовили пасху. Когда настал вечер, он приходит с Двенадцатью..».(МК 14:12-17)

Любопытны описанные подробности. Объясняются они, вероятно, конспирацией:
после своих действий в Храме Иисус не хотел лишний раз рисковать арестом.
Создаётся впечатление, что, хотя Он был готов принять от Бога мученичество и даже считал этот ход событий наиболее вероятным, сам Он не хотел на него напрашиваться и облегчать задачу своим врагам .

Иисус предупреждает о предательстве сразу при начале трапезы:
«Истинно говорю вам, один из вас, кто ест со мною, предаст Меня».
Они опечалились и стали говорить Ему, один за другим: «Не я ли?» Он же сказал им в ответ: «Один из Двенадцати, обмакивающий со мною в блюдо. ..».(Мк 14:18-20)
Не уточняя личность предающего, Иисус даёт совершенно прямой ответ: предателя следует искать среди Двенадцати апостолов, другие же сотрапезники не причастны.

Вряд ли на Тайной Вечере было совсем уж много народа. Однако можно предположить, что там были все, кто обычно ходил с Иисусом , включая женщин, плюс хозяева дома. Общее число участников надо оценивать человек в 20–25. После трапезы По-видимому, группа разделилась. Женщины и часть мужчин остались в том же доме, где проходила трапеза. Иисус, Двенадцать (точнее, уже одиннадцать!) и, возможно, ещё несколько человек отправились в Гефсиманию. Ночёвка в Гефсимании была, видимо, запланирована заранее. По дороге в Гефсиманию Иисус сказал ученикам, что после событий этой ночи все они разуверятся в нём : «Все вы соблазнитесь обо Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря и рассеятся овцы» (Мк 14:27)

 После того, как Иисус и его ученики пришли в Гефсиманию,
«Иисус сказал ученикам своим: «Посидите здесь, пока я помолюсь». И взял с собой Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа моя скорбит смертельно. Побудьте здесь и бодрствуйте». И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал его час сей. И говорил:
«Авва! (Отец!) Всё возможно Тебе; пронеси чашу эту мимо меня! Но не чего я хочу, а чего Ты».
Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: «Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение! Дух бодр, плоть же немощна». И опять отойдя, молился, сказав то же слово. И возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: «Всё ещё спите? Почиваете? Кончено! Пришёл час! Вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий меня» (Мк 14:32-36)

Молитва Иисуса - одно из самых пронзительных, потрясающих мест Писания!  Она примечательна как своим способом обращения к Богу, так и его содержанием. Иисус называет Бога  арамейским словом "Авва":  это интимная форма от слова "отец“, как "папа". Оно используется детьми для обращения к их отцу, и  не только малышами, но и взрослыми,  однако,  как термин для обращения к Богу такое обращение  было  необычным,  хотя и  не уникальным в Древнем иудаизме. Термин предполагает, что Иисус ,как и  дети, которых Он так любил,  чувствовал близость с Богом, как это есть между ребенком и родителем.

Гефсиманская молитва исключительно важна для понимания замыслов Иисуса. Мы ещё раз раз убеждаемся, что Иисус не хотел умирать. Первоначально откликнувшись на призыв Иоанна Крестителя, Он ждал скорого Царства — близкого суда над грешниками и близкого пира для остальных, установления божественной справедливости. Однако в ходе последующих событий Он всё больше и больше приходил к мысли, что божественный замысел гораздо сложнее и трагичнее, чем Он и Иоанн думали поначалу. Он вовсе не собирался всовывать голову в петлю: спасался от Ирода Антипы в Галилее, до последнего соблюдал конспирацию в Иерусалиме и  всегда надеялся, что доживёт до прихода Царства. И хотя в последнее время Иисуса  всё чаще и чаще посещала мысль, что Богу угодно его мученичество, Он всё ещё надеялся.
Создаётся впечатление, что лишь в эту ночь Он до конца осознал: по замыслу Божьему вовсе и не предполагалось, что Он выживет.

Иисус молится об избавлении. Он молится, чтобы этот час прошел от Него, чтобы эта чаша была удалена. Как "час", так и ”чаша" относятся к Его надвигающейся пытке и жестокой смерти. Неудивительно, что Он предпочел бы не проходить через это,  и все же Он отдает себя всецело воле Бога: "но не то, чего Я хочу, а то, чего Ты хочешь."  Молитва отражает не фаталистическую покорность воле Божией, а упование на Бога в самых тяжелых обстоятельствах.

Иисус молился всеми силами, но чуда не произошло: рядом с ним и спящими ученикам появилась храмовая стража.
«Предающий Его сделал знак, сказав: «Кого я поцелую, тот и есть. Возьмите Его и ведите осторожно». И придя, тотчас подошёл к Нему и говорит: «Равви! Равви!» И поцеловал Его.» ( Мк 14: 44-45)
продолжение следует


Рецензии