Романтика по направлению. Часть 4. День удивлений

      Первое сентября для меня — это новый год, только учебный, поэтому, каждый год, начиная с первого класса, всегда встречаю с радостью и цветами. Удивительно, но в этом жарком городе не нашлось цветочного магазина, сказали, что на базаре, но и там нет.

      Неожиданно в голове сложились строчки: «Почему в белой пустыне – не бывает белых цветов…». Сложно ответить, почему пустыня вдруг стала белой, наверное, от огромного солнечного пространства – это свет, светлое, свечение.  Позже я поняла, что солнце – оно то белое, оно «обесцвечивает» все краски, растворяет всё вокруг себя.

      От поэтического настроения пришлось быстро вернуться в реальность. С первого сентября начинается моя педагогическая деятельность, Я - учительница рисования! Странно, но в Небит-Дагской художественной школе Первого сентября никакой торжественности, праздничности. В маленьком кабинете за столом возле большого сейфа «монументально» восседал директор, Сахид Мередович. На меня он смотрел как бы свысока, с несколько презрительной улыбкой, наигранно подчеркивая перед людьми, своё «высокое», начальственное положение.

      Родители записывали своих детей, и моим удивлением было количество детей в туркменских семьях, как много у них детей, и как они ответственно относятся к их обучению. Мужчина, открыв паспортную страницу «Записи о детях», где были вписаны имена и даты рождения 12 детей, сказал, что одного сына он привел сюда учиться: «Этот шестой будет художником, а четвёртый мой сын ходит на музыку, третий поступил в нефтяной техникум». И почти у всех, приходящих отцов, были подобные записи в паспортах, кто-то пятого или второго сына записывал, но девочкам дополнительное образование не нужно, поэтому про них даже разговора не было.

      Следующее, третье моё удивление было связано с тем, что я узнала и увидела великолепное художественно-материальное обеспечение нашей художественной школы. Такого «богатства» я не видела за все годы учебы в институте, поэтому с завистью рассматривала и трогала немецкие акварельные альбомы, большие листы акварельного картона, чехословацкую пастель и цветные карандаши, иностранные коробки с красками типа гуашь, с которыми я даже не знала, как работать. Обрадовалась, увидев знакомую акварель «Нева» и шикарные акварельные кисти, которые мы доставали с большим трудом. А какой шикарный натюрмортный фонд, восковые фрукты и овощи, а такое количество драпировок, что хоть швейную мастерскую открывай, - это отрезы тканей однотонные, и с рисунками разных расцветок и фактур. Моё внимание привлекли национальные музыкальные инструменты т разнообразные этнические предметы - металлические кувшины, расписные декоративные тарелки и разнообразная глиняная посуда. Для полного счастья не хватало «гипсов»: рельефы, объемные геометрические тела, части лица, копии античных бюстов, портретов, рук, ног и тд., но и без них можно прекрасно обойтись, ведь не художественное же училище.

      Другое моё удивление — это наличие книг по искусству, методике, альбомы про классических и туркменских художников. Хотя эта библиотека небольшая, но меня полностью растрогало наличие полного комплекта томов «Всеобщая история искусств». И как же здесь ни работать в таких условиях!?

     Сразу захотелось поставить учебную постановку «от души», в которую вошли яркие драпировки, восточной формы металлический кувшин, керамика, фрукты. Конечно, ученики с трудом справились, натюрморты получились в свободном «наивном» стиле, зато я, после занятий с огромным вдохновением написала акварельную работу.

      Удивительный день продолжался, удивило меня «экзотическое зрелище», когда несколько наших учеников приехали в школу на осликах, они так весело, ловко ими управляли, потом привязали их заборчику во дворе. Это транспортное средство никого в этом городе не удивляет, а у меня возникла идея, что это и есть сюжет, и может стать темой для будущей картины.

      Удивил один талантливый ученик, как способный художник. Одна мама, довольно немолодого возраста, я даже подумала, что она бабушка, показывала мне работы своего сына. Я не поверила, что рисовал подросток, это по-хорошему профессиональные портреты, рисунки людей с натуры, «живые» наброски, прекрасное владение карандашом, уверенная, линия и штрих. Я даже не поверила сначала, но была видна «одна рука» исполнителя. Так приятно видеть одарённого, даже гениального ребёнка, конечно, ему нужна другая образовательная программа, а мне, как педагогу, необходимо будет найти особый подход, чтобы ученик не потерял интерес к занятиям.

      И в завершение дня приятных удивление добавились неприятные удивления.
Обсуждая расписание занятий, директор командным тоном стал требовать от меня: «Дай пиала. Налей чай». Мой ответ был гневным: «Я, не официантка, и не туркменская женщина, я, русская женщина, я, педагог с высшим образованием и обслуживать Вас, подавать Вам чай я не буду!» Какая была злость на лице, желваки заходили, но он ничего не произнёс.

      Зато через некоторое время директор вызвал меня прямо с занятия под   предлогом важного дела, и сказал, что мне объявляется выговор и я должна ознакомиться и подписаться. Читаю в новеньком журнале: «Приказ №1. Такой-то объявляется выговор за неисполнение указаний директора». Вначале я не поверила, переспросила, не шутка ли это?  Узнав, про официальность» приказа по школе, написала: «Не согласна. Чай подавать не буду», поставила число и подпись.

      Обиделся мой директор и разозлился за моё столь «дерзкое» поведение, а я подумала, что вот и повод для моего увольнения и я уеду домой, романтики уже насмотрелась и поняла, что романтика не всегда бывает радостной и приятной.   Вспоминая сегодня эту обстановку, считаю, что не нужно было подписывать эту глупость, надо было идти в управление культуры, но кто его знает, ведь я тогда была не такая смелая и уверенная.

      В гостинице меня ждало еще одно удивление, мои знакомые девушки выехали из номера, им от работы предоставили квартиры. Вот так прошел "удивительный день моих удивлений". Завтра и я перееду во временно предоставленное мне жильё.

      (Продолжение следует)


Рецензии