Неискренность погубит мир

- Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? – восклицает Ипполит Терентьев в романе Федора Достоевского «Идиот». - Господа, князь утверждает, что мир спасет красота!
Раз красота спасает мир, то есть и то, что его губит. Красота – категория эстетическая, а значит, субъективная. Объективизирует красоту целесообразность. Мы ощущаем красоту там, где объект прилажен на свое место и четко выполняет свою функцию. Антагонист красоты – уродство. Уродливо то, что не на своем месте.
Красивы крылья у птицы, плавники у рыбы, ноги у человека, хобот у слона. Но приладь птице хобот, слону крылья, человеку плавники, а рыбе ноги, и содрогнется наблюдатель от такого зрелища.
Так случилось, что планету нашу, наш мир завоевал и возглавил человек. Во всяком случае, человек в этом убежден. Именно человеческая жизнедеятельность наиболее активно и методично преображает наш мир, а значит, может его как спасти, так и погубить. И если мир живой и неживой природы лишен морально-этических категорий добра и зла, то мир человеческий прочно стоит на фундаменте этой дихотомии.
Добро – это красота, много добра – мир спасен. Зло – это уродство, много зла – мир погублен. Осталось разобраться, что именно в общечеловеческой системе координат можно именовать добром, а что – признавать злом.
Вращаются колесики социальных отношений, и вот эта смазка (добро, красота), как и эта ржавчина (зло, уродство) появляются и проявляются на стыках такого вращения, там, где происходит взаимодействие, соприкосновение – партнерство, дружба, любовь, патриотизм, вера. Партнерство – это надежное взаимодействие в делах. Дружба – надежная опора в будни и праздники. Любовь (в узкоспециальном смысле) – чистое взаимодействие мужского и женского начал. Патриотизм – приверженность общему роду-племени. Вера – методичное следование какой-либо идее.
И все это – красота. Но лишь при условии, что все виды этих социальных взаимодействий производят искренне, без задней мысли, без тайных планов. В противном случае красота перетекает в уродство, добро обращается злом. И корень этого зла – в неискренности.
Деловой договор, составленный к чрезмерной выгоде одного из партнеров и к несомненному ущербу другого, превращает партнерство в подлость.
Человек, которому ты пожимал руку и пил за одним столом, пока тот обносил твой дом, таскал деньги из твоей сумки и обыскивал твои шкафчики, превращает дружбу в предательство.
Самые проникновенные признания, которые звучат лишь для того, чтобы облегчить доступ к твоим ресурсам, превращают любовь в корысть.
Громкие призывы с высоких трибун, оглашаемые с целью обогащения призывающего за счет обирания призываемых, жертва чужими жизнями для спасения своей превращают патриотизм в измену.
Показная увлеченность идеей, учением, религией, «программой партии», увлеченность, которая позволяет поближе подобраться к кормушке, к источнику благ, превращает веру в лицемерие.
Любое социальное взаимодействие, свершаемое неискренне, обращает красоту, добро в прямую противоположность – в уродство, зло. Неискренность нецелесообразна, разрушительна. Даже сулящая неоспоримую выгоду для одной из сторон, в целом, неискренность разрушает саму суть человеческого сосуществования – социальные отношения. Именно неискренность может погубить человечество, а значит, и мир, в котором все мы живем.


Рецензии